М.Ю.МАКСИМЕНКО,
М.С.КОВЯЗИНА

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ

Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. Максименко М.Ю., Ковязина М.С., 1998 г.

image1

М.Ю.МАКСИМЕНКО,
М.С.КОВЯЗИНА

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ

Москва • «Теревинф» • 1998

ББК 88
М17
УДК 159.9

Максименко М.Ю., Ковязина М.С. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. — М.: Теревинф, 1998. — 44 с.

Максименко Марина Юльевна — научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ,, канд. психол. наук.

Ковязина Мария Станиславовна — научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, канд. психол. наук.

Рецензенты:

Цыганок Антонина Андреевна — председатель Экспертного совета Центра лечебной педагогики, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ, канд. психол. наук;

Корсакова Наталья Константиновна — зав. отделением пато- и нейропсихологии отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, канд. психол. наук.

Издание осуществлено при содействии
Диаконической службы Евангелической церкви Германии
в рамках проекта «Развитие лечебной педагогики в России»
(№ 970902-EZE)

ISBN 5-88707-007-2

© М. Ю. Максименко, М. С. Ковязина, 1998
© Оформление. Центр лечебной педагогики; ЦТСО «Теревинф», 1998

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Нейропсихология — отрасль психологической науки, «…​которая впервые сделала целью научного исследования изучение роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности» [1] и «…​предметом которой является изучение особенностей нарушения психических процессов, состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга» [2].

Являясь одной из важнейших практических областей клинической психологии, нейропсихология решает прежде всего диагностические задачи.

Опираясь на представления А. А. Ухтомского, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, Л.С.Выготского о высших психических функциях, рассматриваемых как функциональные системы, включающие сложный набор подвижных и иерархически связанных между собой афферентных и эфферентных звеньев, основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ). Подойдя к вопросу о мозговой локализации сложных форм психической деятельности человека, А. Р. Лурия переосмыслил понятия «локализация ВПФ», «симптом», «синдром», «фактор» и показал всю сложность того, «…​как именно меняется психическая деятельность при различных локальных поражениях мозга и какие именно факторы вносит каждый из аппаратов головного мозга в построение сложных форм психической деятельности» [1].

На положениях теории А. Р.Лурии основывается и метод синдромного анализа нарушений ВПФ. Этот метод является не просто максимальным или стандартным набором проб, а представляет собой динамическое исследование, в котором нейропсихолог выдвигает определенную гипотезу о наличии синдрома и очага поражения, а затем в ходе всего нейропсихологического обследования ее проверяет и при необходимости корректирует. При этом выдвижение гипотезы невозможно без «…​тщательной квалификации наблюдаемого симптома…​» [1]. «Если психическая деятельность является сложном функциональной системой, в осуществление которой вовлекается целый комплекс совместно работающих зон мозговой коры, то поражение каждой из этих зон может привести к распаду всей функциональной системы, и…​ „симптом" (нарушение или выпадение той или иной функции) еще ничего не говорит о ее локализации» [1]. Для того чтобы наличие симптома помогло выдвинуть гипотезу, необходим «…​детальный психологический анализ структуры возникающего нарушения и выяснение тех ближайших причин, вследствие которых функциональная система распалась…​» [1]. Таким образом, квалификация симптома — это выявление основного фактора, стоящего за наблюдаемым симптомом, позволяющее выдвинуть предположение о возможном очаге поражения головного мозга.

А. Р. Лурией, его учениками и последователями собран огромный фактический материал: описаны нейропсихологические синдромы поражений различных отделов коры головного мозга, медио-базальных отделов, субкортикальных структур мозга.

Применение этих знаний в нейропсихологическом обследовании, а также овладение нейропсихологическим анализом его результатов являются основными задачами будущего нейропсихолога.

Настоящее пособие ставит перед собой цель научить студентов:

  • 1) квалифицировать наблюдаемые феномены и обозначать их соответствующими терминами, отражающими механизм или фактор, связанный с нарушением работы конкретных отделов мозга;

  • 2) дифференцировать основные симптомы в рамках одной психической функции, или сферы (праксис, речь, память и т.д.);

  • 3) соотносить симптомы с возможными очагами поражения головного мозга.

Учебные пособия [3-5] содержат подробный перечень проб и заданий, направленных на исследование конкретных психических процессов. Однако в этих пособиях нет соотнесения симптоматики, проявляющейся при выполнении описанных в них проб и заданий, с соответствующей возможной локализацией патологического процесса. Первый опыт конкретизации и квалификации симптомов нейропсихологического исследования представлен в методике [6], выпущенной под редакцией Э. Г. Симерницкой. В этой методике рассматриваются различные нарушения психических процессов, соответствующие девяти «„территориям" дисфункций» в головном мозге. Это срединные отделы и межполушарные комиссуры, а также лобные, височные, теменные, затылочные отделы коры правого и левого больших полушарий. Хотя интерпретация результатов нейропсихологического обследования строится но только на констатации, но и на квалификации симптомов нарушения функции, тем не менее предложенная оценка некоторых симптомов, на ниш взгляд, ограничена. Так, только один симптом — «неправильно называет буквы, не может читать» — оценивается как алексия и предполагает поражение лишь затылочных отделов левого полушария. А как быть, если ребенок может называть буквы, но не способен читать? Спорным является вопрос и предлагаемой в этом случае локализаций. Алексия наблюдается не только при поражении указанных отделов мозга. Более того, многие описанные в литературе нейропсихологические синдромы теряются при делении головного мозга на девять отделов.

Учитывая все сказанное выше и понимая всю сложность создания подобных пособий, мы хотели бы отдельно остановиться на некоторых принципиальных положениях нашего подхода.

  • Первое. Известное на сегодняшний день многообразие нейропсихологических синдромов нарушений ВПФ, особенно связанных с патологией левого полушария, позволяет отойти от использования в диагностической работе как обобщенных («лобные отделы», «височные отделы», «широкая зрительная сфера» и т.п.), так и конкретных («цитоархитектонические поля», «извилины» и т.п.) названий отделов мозга. Предложенная нами типология поражений головного мозга соответствует основным нейропсихологическим синдромам, описанным различными авторами в научной литературе [1, 2, 8-10, 13, 18 и др.].

  • Для ряда симптомов выделены факторы, отражающие общие представления о работе тех или иных отделов мозга (правополушарных, комиссуральных, субкортикальных структур и проч.). Другие симптомы остаются не квалифицированными, так как еще не все сложные формы психической деятельности понятны с точки зрения строения и выделения в них звеньев, которые «…​в той или иной степени могут быть отнесены к определенным системам мозга» [1].

  • Второе. Одни авторы более детально анализируют нейропсихологические синдромы, связанные с поражением коры головного мозга, другие, особенно в последнее время, исследуют и описывают нейропсихологические синдромы нарушения ВПФ при поражениях субкортикальных структур мозга. Но и первые, и вторые характеризуют зоны мозга как преимущественно имеющие отношение к определенным психическим процессам. Например, «…​при поражении медиальных отделов лобных долей мозга наблюдаются два комплекса симптомов — нарушения сознания и памяти» [10]. Поэтому в данном пособии набор возможных очагов поражения для каждой психической функции изменен. Следует отметить, что при выделении таких отделов, как теменно-височно-затылочные и передние лобные подразумевались третичные системы мозга.

  • Третье. Большая часть психических функций (праксис, гнозис, память и др.) анализируется в пособии по локальному принципу, что соответствует пониманию нейропсихологического синдрома как закономерного сочетания нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением определенного фактора (или нескольких факторов). Другая часть — все речевые процессы — анализируется по формам нарушений. Такой анализ речевых функции является информативным, так как отражает второе понимание нейропсихологического синдрома — как наиболее выраженного расстройства какой-либо функции. Разделение нарушений речевой деятельности по разным формам удобно, поскольку нарушения речи, по сравнению с другими психическими процессами, наиболее изучены.

Данное пособие призвано помочь студентам дифференцировать симптомы, квалифицировать их и соотносить с очагами поражения мозга при анализе конкретных случаев. Кроме того, пособие может оказаться полезным для систематизации теоретических знаний. Несмотря на то, что таблицы уже заполнены, студент может проделать аналогичную работу самостоятельно в целях самопроверки.

Пособие основано на схеме нейропсихологического исследования А. Р. Лурии. Нейропсихологические синдромы представлены для пациентов с доминантным по речи левым полушарием головного мозга.

Пособие состоит из таблиц, в которых слева перечисляются симптомы и диагностические признаки, встречающиеся в ходе нейропсихологического обследования больных с локальными поражениями мозга. Справа указываются возможные очаги поражения мозга для каждой психической функции. Буквы «П» и «Л» соответственно обозначают поражения в правом и левом полушариях мозга, а «ПЛ» — двусторонние поражения. Знак «+» используется для обозначения обязательного присутствия симптома или диагностического признака при данном очаге поражения, знак «+/-» обозначает необязательное их присутствие, пробел — отсутствие. Например, нарушение тонкой афферента-ции движений в праксисе позы пальцев обязательно возникает при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга. Такая ситуация обозначается знаком «+». А при поражении медиальных лобных отделов левого полушария конфабуляции в мнестической сфере наблюдаются не всегда. Такая ситуация обозначается знаком «+/-». Отметим, что табличный способ представления материала может помочь его преобразованию в компьютерную форму.

Надеемся, что настоящее пособие поможет будущим специалистам успешно изучить синдромы нарушений ВПФ и проследить их связь с поражениями определенных мозговых структур, способствуя общему повышению уровня подготовки по дисциплине «Основы нейропсихологии».

image2
Таблица 1. ВНИМАНИЕ
image3
Таблица 2. ПРАКСИС
image4
Таблица 3. СОМАТО-СЕНСОРНЫЙ ГНОЗИС
image5
Таблица 4. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС
image6
Таблица 5. АКУСТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС (неречевой слух)
image7
Таблица 6. УСТНАЯ РЕЧЬ
image8
Таблица 7. ЧТЕНИЕ
image9
Таблица 8. ПИСЬМО
image10
Таблица 9. ПАМЯТЬ
image11
Таблица 10. ПАМЯТЬ
image12
Таблица 11. ЭМОЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время значительно расширилась сфера практического применения знаний в области нейропсихологической диагностики. Потребность в овладении этими знаниями растет не только среди студентов, но и среди специалистов смежных специальностей: врачей, педагогов, дефекто-логов и т. д.

Настоящее пособие призвано повысить диагностические возможности начинающего нейропсихолога. Пользуясь таблицами пособия, можно качественно квалифицировать результаты, полученные в ходе нейропсихологического исследования пациента, а также грамотно описать синдром и сформулировать заключение. Однако результаты конкретного нейропсихологического исследования не следует «подгонять» к предложенным терминологии и набору очагов поражения мозга. Дело в том, что мы попытались систематизировать лишь наиболее изученные нарушения разных видов психической деятельности при локальных поражениях головного мозга. Но даже для отраженных в пособии ВПФ недостаточно изученными остаются нарушения внимания, мышления, эмоций, зрительного гнозиса, нарушения праксиса и речевых процессов при поражениях правого полушария и глубинных структур мозга. Нарушения сознания вообще не вошли в пособие, так как структура, характеристики и функционирование высшего уровня психического отражения действительности очень сложны и пока недостаточно исследованы.

Кроме того, в пособии не представлены данные экспериментальной и клинической нейропсихологии относительно атипичных синдромов нарушений ВПФ у правшей и левшей, отличия локальных форм патологии от сосудистых, атрофических и других форм, данные о синдроме «расщепленного мозга», о роли отдельных подкорковых образований в структуре ВПФ, о возникших в связи с нарушениями онтогенеза особенностях ВПФ у детей.

Нейропсихология является достаточно молодой, развивающейся наукой и многие ее направления находятся в стадии становления и накопления фактического материала. Это делает необходимым пополнение учебных пособий новыми нейропсихологическими данными. Тем не менее, усвоение заложенных А. Р. Лурией основ нейропсихологической диагностики локальных, преимущественно опухолевых, поражений головного мозга, необходимо для изучения других форм церебральной патологии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 1973. — 374 с.

  2. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 288 с.

  3. Схема нейропсихологического исследования (учебное пособие) / Под ред. А. Р. Лурии. — М: Изд-во МГУ, 1973. - 60 с.

  4. Хомская Е.Д., Корсакова Н.К., Николаева В. В., Лебединский В. В. Материалы к спецпрактикумам по нейро- и патопсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 89 с.

  5. Нейропсихологическая диагностика. Ч. 1: Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. — 40 с; Ч. 2: Альбом. - 46 с. / Под ред. Е. Д. Хомской. - М: Изд-во МГУ, 1994.

  6. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов: Методические рекомендации / Под ред. Э. Г. Симерницкой. — М.: Б. и., 1988. -21с.

  7. Бабенкова С. В. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при остром инсульте. — М.: Медицина, 1971. — 263 с.

  8. Кок Е.П. Зрительные агнозии. — М.: Медицина, 1967. — 224 с.

  9. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 116 с.

  10. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. — М.: МГУ, 1988. — 89 с. — (Педагогика, психология).

  11. Корчажинская В. И., Попова Л. Т. Мозг и пространственное восприятие (односторонняя пространственная агнозия). — М.: Изд-во МГУ, 1977. — 88 с.

  12. Лебединский В. В. К нейропсихологической классификации двигательных персевераций // Функции лобных долей мозга / Под ред. Е. Д. Хомской и А. Р. Лурии. — М.: Наука, 1982. - С. 144-153.

  13. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М.: Изд-во МГУ, 1969. — 503 с.

  14. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти: В 2-х т. — Т. 1: Нейропсихология памяти (нарушении памяти при локальных поражениях мозга). — М.: Педагогика, 1974. — 312 с; Т. 2: Нейропсихология памяти (нарушения памяти при глубинных поражениях мозга) – М: Педагогика, 1976. - 192 с.

  15. Семенович А. В. Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии: Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. — М.: П. п., 1997. -52 с.

  16. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: асимметрия мозга /Пер. с англ. — М.: Мир, 1983. – 256 с.

  17. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: + Изд-во МГУ. -1985. - 327 с.

Максименко Марина Юльевна,
Ковязина Мария Станиславовна

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ

Редактор А. Г. Яковлев
Компьютерная верстка И.А.Попковой

Лицензия ЛР№ 030617 от 10.10.94
Формат бумаги 60x90/16. Бумага офсетная № 1.
Гарнитура «Петербург». Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,75.
Тираж 1000 экз.

Центр лечебной педагогики
Центр традиционного и современного образования
«Теревинф»
117311, Москва, ул. Строителей, д. 17-6

Оригинал-макет подготовлен в издательстве «А и Б»
119021, Москва, ул, Льва Толстого, д. 22/5
Телефон: 246-72-43

Отпечатано в ИД «Ин-фолио»
119021, Москва, ул. Льва Толстого, д. 22/5
Телефон: 246-72-43