Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 января 2003 г. N 2 "О совершенствовании деятельности дома ребенка"

В целях охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствования деятельности домов ребенка приказываю:

  1. Утвердить:

    • 1.1. Положение об организации деятельности дома ребенка (Приложение N 1).

    • 1.2. Положение о работе медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка (Приложение N 2).

Министр
Ю.Л. ШЕВЧЕНКО

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минздрава России
от 24 января 2003 г. N 2

Положение об организации деятельности дома ребенка

  1. Дом ребенка создается для оказания медицинской, педагогической и социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В доме ребенка воспитываются дети с рождения и до 4-х лет.

  2. Дом ребенка - лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее медицинскую помощь, в том числе восстановительное лечение, а также комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию с использованием современных технологий.

  3. Дом ребенка возглавляет главный врач, на должность которого назначается специалист, имеющий профессиональное образование по специальности "педиатрия" и квалификационную категорию по указанной специальности.

  4. В своей деятельности дом ребенка руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздрава России, уставом учреждения и настоящим Положением.

  5. Дом ребенка обеспечивает:

    • уход, диагностику, лечение, реабилитацию (абилитацию) детей, а также их воспитание, социальную адаптацию;

    • организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности;

    • комплексную оценку состояния здоровья детей;

    • наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи;

    • соблюдение санитарно-гигиенического режима, режима дня, организацию рационального питания и физического воспитания, оптимизацию двигательного режима;

    • освоение и внедрение новых методов комплексной реабилитации детей;

    • повышение квалификации всех категорий специалистов дома ребенка.

  1. Прием детей в дом ребенка.

    • 6.1. В дом ребенка принимаются дети из родильных домов и других лечебно-профилактических учреждений, учреждений системы МВД России, семей и т.д. с периода новорожденности и содержатся в нем до 3-летнего возраста, а дети с дефектами физического и психического развития - до 4-летнего возраста. В виде исключения в дом ребенка (общего типа) могут приниматься дети, достигшие 3-летнего возраста, с задержкой физического и психоречевого развития, обусловленной условиями воспитания, если их перевод в детский дом в соответствии с заключением специалистов считается преждевременным.

    • 6.2. Дети из родильных домов направляются непосредственно в группу, из лечебно-профилактических учреждений, учреждений системы МВД России, из семей направляются в карантинную группу или при ее отсутствии в изолятор, где они находятся в течение 21 дня. В карантинной группе (изоляторе) проводятся необходимые лечебно-профилактические и педагогические мероприятия.

    • 6.3. Из карантинной группы (изолятора) ребенок поступает в группу. Каждое последующее перемещение ребенка фиксируется в "Медицинской карте ребенка, воспитывающегося в доме ребенка" (форма 112-1/у-00) с мотивированным обоснованием.

    • 6.4. В дом ребенка принимаются дети с выпиской из истории развития ребенка (медицинской карты стационарного больного) или истории новорожденного.

    • В выписке из истории развития ребенка (медицинской карты стационарного больного) должны быть отражены результаты следующих инструментальных диагностических исследований:

      • электроэнцефалография;

      • нейросонография (для детей 1-го года жизни);

      • эхоэнцефалография;

      • электрокардиография;

      • ультразвуковое исследование внутренних органов;

      • сведения о состоянии здоровья родителей, включающие данные о биологическом и генеалогическом анамнезе (при их наличии);

      • справка об отсутствии инфекционных заболеваний.

  1. Дом ребенка, как правило, создается при наличии не менее 30 воспитанников.

  2. Структура дома ребенка утверждается главным врачом в пределах штатной численности и фонда оплаты труда.

  3. Рекомендуемая структура учреждения:

    • групповое помещение (группа) - игровая комната, спальное помещение, санитарная комната;

    • изолятор (не менее 10% от количества мест в доме ребенка);

    • карантинная группа (не менее 10% от количества мест в доме ребенка);

    • кабинеты для учителей-дефектологов и старших воспитателей;

    • процедурный кабинет;

    • прививочный кабинет;

    • кабинеты для физиотерапевтического лечения;

    • кабинет для проведения тепловых процедур;

    • бассейн;

    • зал для занятий лечебной физической культурой;

    • зал для занятий физической культурой;

    • зал для музыкальных занятий;

    • кабинет (помещение) психологической разгрузки и социальной адаптации детей;

    • иные подразделения.

  1. Дом ребенка может иметь в составе отделение реабилитации (абилитации). Отделение реабилитации (абилитации) дома ребенка предназначено для проведения комплекса медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий, включающих восстановительное лечение, психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию воспитанников домов ребенка.

  • Отделение осуществляет:

    • диагностику отклонений (нарушений) в развитии детей и проведение работы по их компенсации и коррекции;

    • разработку и осуществление индивидуальных программ реабилитации, анализ эффективности реабилитации.

  1. Организация педагогического процесса, лечения, комплексной реабилитации детей определяется с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и развития.

  2. Помещение дома ребенка, твердый и мягкий инвентарь, медицинское и хозяйственное оборудование должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минздрава России
от 24 января 2003 г. N 2

Положение о работе медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка

Медико-психолого-педагогическая комиссия (далее - комиссия) создается в доме ребенка.

Работу комиссии возглавляет главный врач дома ребенка или заместитель главного врача по лечебной работе.

Персональный состав членов комиссии и график ее работы утверждается главным врачом дома ребенка.

В состав комиссии могут входить следующие специалисты:

  • врачи: педиатр, невролог, психиатр;

  • педагоги: учитель-дефектолог, медицинский психолог, старший воспитатель.

По показаниям приглашаются другие специалисты.

Осмотр детей осуществляется при поступлении, а далее - в эпикризные сроки. Заключение комиссии фиксируется в "Медицинской карте ребенка, воспитывающегося в доме ребенка" (форма 112-1/у-00).

Комиссия осуществляет:

  • комплексную диагностику детей с ограниченными возможностями, формулирует адекватные методы коррекционного воздействия и формы его обеспечения;

  • оценку динамики состояния здоровья ребенка в соответствии с установленными эпикризными сроками, качества лечебного и педагогического процессов и вносит соответствующую коррекцию;

  • разработку индивидуальной комплексной программы реабилитации, лечения и социальной адаптации ребенка;

  • оценку состояния здоровья воспитанников домов ребенка и рекомендацию по их устройству в соответствующее учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.