cap

Диагностика и мониторинг психического состояния детей 6–12 лет по шкале количественной оценки детского аутизма (ШКОДА)

Диагностика и мониторинг психического состояния детей 6–12 лет по шкале количественной оценки детского аутизма (ШКОДА). Методические рекомендации/ ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ». Бебчук М.А., Шапошникова А.Ф., Басова А.Я. - М.: ДПК Пресс. 2020 г.

Методические рекомендации № 62

Москва 2020

avatar

Организация разработчик:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы».

Авторы:
к.м.н. М.А. Бебчук, к.м.н. А.Ф. Шапошникова, к.м.н. А.Я. Басова.

Рецензенты:
Ю.С. Шевченко – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии непрерывного постдипломного образования Минздрава России.
Л.С. Печникова – к.психолог.н., доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Бебчук М.А., Шапошникова А.Ф., Басова А.Я.
Диагностика и мониторинг психического состояния детей 6–12 лет по шкале количественной оценки детского аутизма (ШКОДА). Методические рекомендации/ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ».— М.: ДПК Пресс, 2020. — 32 с.— ISBN 978-5-91976-153-2

Аннотация

Методические рекомендации посвящены актуальному практическому аспекту детской психиатрии: выявлению и количественной оценке симптомов, характерных для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Предложен алгоритм диагностики и оценки динамики психического состояния детей 6–12 лет по авторской рейтинговой шкале количественной оценки детского аутизма (ШКОДА). Шкала может быть введена в набор диагностических методик, применяемых медицинскими работниками в учреждениях здравоохранения с целью первичной диагностики РАС и дальнейшего ведения данной категории пациентов. Издание предназначено для руководителей и работников медицинских организаций, оказывающих помощь детям.

Данный документ является собственностью Департамента здравоохранения города Москвы и не подлежит тиражированию и распространению без соответствующего разрешения.

© М.А. Бебчук, А.Ф. Шапошникова, А.Я. Басова, 2020
© ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ», 2020
© Оформление — издательство «ДПК Пресс», 2020

Нормативные ссылки

  • Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации»

  • Закон РФ от 02.07.1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

  • Приказ Минздрава России от 02.02.2015 N 32н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)»

Определения

В настоящем документе применяют следующие термины с соответствующими определениями:

  • Высокофункциональные аутистические расстройства – расстройства аутистического спектра, характеризующиеся отсутствием выраженного снижения интеллекта.

  • Детский аутизм – первазивное расстройство психического развития, возникающее в раннем детском возрасте и характеризующееся выраженными нарушениями коммуникативных функций и социального взаимодействия, сенсорной гиперчувствительностью, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями, на фоне специфических нарушений интеллекта. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет

  • Расстройства аутистического спектра – группа первазивных нарушений развития у детей, характеризующихся изменениями коммуникативных функций и социального взаимодействия, стереотипными (повторяющимися) формами поведения, интересами и активностью.

  • Синдром Аспергера – расстройство психического развития, характеризующееся выраженными нарушениями коммуникативных функций и социального взаимодействия, а также ограниченными интересами, повторяющимися действиями и моторной неловкостью. При этом специфические нарушения интеллекта, характерные для детского аутизма, отсутствуют.

Обозначения и сокращения

РАС – расстройства аутистического спектра

ШКОДА – шкала количественной оценки детского аутизма

Введение

В XXI веке детский аутизм превратился из редкого расстройства в значимую социальную проблему. Это связано как с быстрым нарастанием распространенности этих расстройств, так и со значительным бременем, которым они ложатся на общество. Если около 30 лет назад в большинстве стран, где ведется статистика данного заболевания, частота встречаемости аутизма равнялась 1 на 10 000, то в настоящее время исследования поражают выявляемыми данными: от 50 до 116 на 10 000 детского населения, что составляет 1% общей популяции. Роль улучшившейся диагностики аутизма не превышает 1/3 общего увеличения его случаев [2, 3, 11, 12]. Практически ничем не отличаясь содержательно, в современных классификациях детский аутизм относят к рубрикам «Расстройства аутистического спектра» (DSM V) или F 84 «Общие расстройства психологического развития» (МКБ 10).

В нашей стране диагностика расстройств аутистического спектра (РАС) осуществляется преимущественно клинико-психопатологическим методом, с опорой на критерии МКБ-10, однако четкой градации степени выраженности основных проявлений аутизма нет. В связи с этим, субъективизм врача при определении степени тяжести состояния больного аутизмом достаточно высок. Недостаточная возможность сформировать объективное суждение о глубине аутизации ребенка создает существенные трудности при оценке динамики его состояния, а также при определении комплекса лечебно-реабилитационных воздействий. Также, учитывая ряд обстоятельств, затрудняющих проведение психопатологического обследования детей с аутистическими проявлениями в объеме, предполагающем массовый охват детского населения с целью первичной диагностики и мониторинга, представляется целесообразным использование с этой целью стандартизированной оценочной шкалы. Применение шкалы позволит проводить обследование детей, страдающих расстройствами спектра аутизма, не только врачом-психиатром, но и специально обученным психологом, педагогом на уровне первичного звена медико-социальной помощи.

В последние годы в медицинскую практику активно внедряются зарубежные стандартизированные методы диагностики и оценки расстройств аутистического спектра, дополняющие непосредственную клиническую оценку. Наиболее известными являются следующие методики: диагностические интервью для аутизма — Autism Diagnostic Interview Revised (ADI-R), Аutism Diagnostic Observation Schedule (ADOS) и Childhood Autism Test (CHAT), шкала для диагностики синдрома Аспергера – Asperger Sindrome Diagnostic Scale (ASDS), шкала оценки детского аутизма – The Childhood Autism Rating Scale (CARS) [1, 4, 5, 7, 13, 14]. Однако, зарубежные методики нуждаются в длительном и достаточно сложном процессе адаптации и валидизации, который крайне затруднен социокультурными различиями и особенностями каждой нашей страны. Широкое использование в последнее время неадаптированных методик несомненно, влияет на объективность оценки поведения, игры, речи и общего состояния ребенка.

Таким образом, актуальность внедрения в работу медицинских учреждений диагностического инструмента, позволяющего дать объективную оценку степени выраженности симптомов аутизма, составленного и апробированного в условиях аутентичной (русскоязычной) среды представляется обоснованной.

Авторская шкала количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) может являться методом, позволяющим диагностировать аутизм и определять степень выраженности его симптомов. В процессе апробации шкала выявила достаточно высокие показатели надежности r = 0,9 (p <0,001) и валидности r = 0,8 (p<0,001) [5, 6, 7]. Подробное описание процессов апробации и валидизации шкалы ШКОДА приведено в публикациях по данной теме [5, 6, 7].

Основная часть

Шкала количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) является рейтинговой шкалой количественной оценки выраженности синдрома детского аутизма и предназначена для обследования детей в возрасте от 6 до 12 лет.

Шкала построена на основе диагностических критериев детского аутизма, объединяя в себе описание нарушений, характерных в той или иной степени для всех расстройств аутистического спектра. В связи с этим данная шкала не может использоваться для дифференциальной диагностики разных форм аутистических расстройств внутри нозологической группы. Шкала может выявить наличие симптомов, характерных для РАС в целом и «измерить» выраженность этих симптомов. Использование шкалы возможно у детей с любым уровнем интеллектуального развития, в том числе при высокофункциональных аутистических расстройствах, характеризующихся достаточно высоким интеллектом. Шкала была разработана с целью осуществления комплексного подхода к диагностике и динамическому ведению больных, страдающих высокофункциональными аутистическими расстройствами для более подробного учета особенностей структуры нарушений. С помощью шкалы количественной оценки детского аутизма ШКОДА состояние больных оценивалось не в общем виде, а с точки зрения отдельных компонентов аутистического симптомокомплекса, что позволяло дифференцированно выстраивать лечебно-коррекционные воздействия. С целью контроля динамики психического состояния ребенка обследование может проводиться с кратностью в 4–6 месяцев, и на основании полученных результатов формируется динамический профиль (Приложение 2), который показывает динамику редукции отдельных симптомов, изменение структуры психопатологических проявлений.

Степень «концентрации» симптома, которая обозначает выраженность аутистических проявлений, определяется следующими критериями:

  • частотой проявления симптома;

  • степенью дезадаптирующего влияния симптома.

Структура шкалы ШКОДА

Шкала состоит из 10 субшкал, которые можно условно разделить на 4 блока:

1 блок. Нарушения социального взаимодействия

Данная группа нарушений имеет форму неадекватного реагирования на социально-эмоциональные сигналы, что выражается в отсутствии реакции на эмоции других людей и/или неспособности изменять поведение в соответствии с социальным контекстом; в недостаточном использовании социальных сигналов и слабом усвоении социальных, эмоциональных и коммуникативных форм поведения; особенно – в недостаточности социально-эмоциональной взаимности.

Данный блок включает в себя 3 субшкалы:

  • нарушения коммуникации;

  • нарушения способности к совместной деятельности;

  • нарушения понимания социальных правил и ролей.

2 блок. Нарушения общения

Данные нарушения выражаются в отсутствии социального использованияимеющихсяречевыхнавыков (каковыбыонинибыли); в нарушении социально-имитационной игры, в низкой синхронности и отсутствии взаимодействия в беседе; в недостаточной гибкости речевого выражения; недостаточности эмоциональных реакций на словесные и невербальные обращения других людей, в нарушении использования интонаций и выразительности голоса.

Данный блок включает в себя 2 субшкалы:

  • нарушения структуры и развития речи;

  • нарушения диалога.

Диагностика и мониторингпсихического состояниядетей 6–12 лет по шкалеколичественной оценки детского аутизма (ШКОДА)

3 блок. Наличие стереотипных моделей поведения

Данная группа нарушений проявляется в тенденции устанавливать ригидный, раз и навсегда заведенный распорядок для широкого круга аспектов повседневного функционирования; у детей могут появляться стойкие стереотипные интересы, например, к датам, маршрутам или расписанию транспорта. Дети нередко сопротивляются изменениям заведенного распорядка или привычных деталей личного окружения.

Данный блок включает в себя 2 субшкалы:

  • адаптация к переменам;

  • наличие стереотипных форм деятельности.

4 блок. Неспецифические дополнительные признаки

Этот блок включает такие психопатологические проявления как страхи, нарушения сна, агрессивность, нанесение самоповреждений. Данные симптомы не являются определяющими для РАС, но в той или иной степени, как правило, присутствуют в клинической картине и могут существенно влиять на тяжесть психического состояния ребенка, отягощая облигатные симптомы и усиливая выраженность нарушений адаптации, усложняя проведение психолого-педагогической коррекции и реабилитации.

Данный блок включает в себя 3 субшкалы:

  • наличие страхов;

  • нарушения сна;

  • агрессия и самоагрессия.

Тестирование можно проводить, пользуясь любой информацией, отражающей поведение ребенка в интересующий вас временной период (ближайший к моменту тестирования) – результатами обследования психологом, сведениями от родителей, наблюдениями педагогов, медицинских работников и, конечно, собственным наблюдением на момент проведения обследования. С целью оценки динамики психического состояния ребенка повторное тестирование целесообразно проводить с интервалом не менее 4–6 месяцев и заносить в динамический профиль (Приложение 2). Учитывая же имеющийся опыт применения шкалы [8, 9], контроль динамики состояния пациента по шкалам позволяет применить дифференцированный подход, включающий в себя структурно-динамическую оценку ребенка, страдающего аутистическими расстройствами с помощью шкалы количественной оценки детского аутизма ШКОДА, дополняющей клинический анализ каждого случая. Данный подход позволял делать более объективным катамнез, и аргументировано формировать рекомендации по медикаментозной терапии и коррекционной работе.

Критерии оценки

Шкала включает в себя 10 видов нарушений, которые могут проявляться при наличии у ребенка любого расстройства аутистического спектра. В протоколе шкалы к этим позициям даны ключевые ориентиры. Необходимо отметить, сколько признаков по каждой из субшкал выявляется у ребенка, насколько часто указанные признаки встречаются в поведении обследуемого.

По каждой субшкале предусмотрена оценка в баллах от 1 до 4-х, результаты субшкал суммируются. Состояние ребенка может быть отражено как суммарным баллом, так и оценкой по каждой субшкале, если исследователя интересует степень выраженности каждого симптома.

  • 1 балл – варианты нормы;

  • 1,5 балла – недостаточно очевидная патология, но есть отдельные настораживающие проявления;

  • 2 балла – определенно заметная патология, но слабой степени выраженности;

  • 2,5 балла – степень от слабой до умеренной;

  • 3 балла – патология умеренной степени выраженности

  • 3,5 балла – патологические проявления не достигают максимальной степени выраженности, но приближаются к ней;

  • 4 балла – тяжелые патологические проявления.

Интерпретация результатов

  • до 16 баллов – признаки синдрома аутизма отсутствуют;

  • 16,5–20 баллов – слабая степень выраженности синдрома аутизма;

  • 20,5–24 баллов – умеренная степень выраженности синдрома аутизма;

  • 24,5–28 баллов – сильная степень выраженности синдрома аутизма;

  • 28,5–40 баллов – тяжелая степень выраженности синдрома аутизма.

Заключение

С помощью предложенной шкалы количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) возможно решение задач, актуальных в практической деятельности врача:

  • диагностика синдрома аутизма у детей с 6 до 12 лет;

  • контроль изменения состояния больных, страдающих расстройствами аутистического спектра;

  • оценка эффективности проводимых лечебно-коррекционных воздействий;

  • стандартизация и объективизация оценки тяжести актуального психического состояния пациентов с расстройствами аутистического спектра.

Список использованных источников

  1. Касаткин В.Н, Шапошникова А.Ф., Письменная Н.В., Бородина Л.Г., Сударикова М.А. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами спектра аутизма. // Детский аутизм: исследования и практика: Сборн. матер. гор. научно-практ. конф. М.: Образование и здоровье, 2008 — С. 26–58.

  2. Расстройства аутистического спектра у детей. Научно — практическое руководство./ Под ред. Симашковой Н.В. — М.: Авторская академия, 2013 — 264 с.

  3. Сухотина Н.К., Коровина Н.Ю., Маринчева Г.С. К вопросу о динамике распространенности расстройств аутистического спектра в детско—подростковой популяции// Психическое здоровье. — 2013 — №6 — С.8–13

  4. Шапошникова А.Ф. Скрининговая диагностика и динамический контроль детей с заболеваниями аутистического спектра с использованием рейтинговой шкалы для оценки детского аутизма//Социальная и клиническая психиатрия — 2012.— Т. 22, № 2. — С. 63–68.

  5. Шапошникова А.Ф. Результаты пилотажного обследования детей при помощи шкалы количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) // Психическое здоровье. — 2012. — №8 — С. 44–48.

  6. Шапошникова А.Ф. Методика обследования детей 6–12 лет при помощи шкалы количественной оценки детского аутизма // Психическое здоровье. — 2013. — №5 — С. 7–11.

  7. Шапошникова А.Ф. Структурно-динамические особенности высокофункциональных аутистических расстройств у детей младшего школьного возраста. Автореф. дисс. канд. мед. наук. — М.: 2014. — 22 c.

  8. Шапошникова А.Ф., Соловьева О.А., Колосова В.Л. Опыт применения шкалы количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) для исследования особенностей структуры и динамики высокофункциональных аутистических расстройств у детей младшего школьного возраста // Психическое здоровье. — 2015. — №9 — С. 50–54.

  9. Шапошникова А.Ф., Соловьева О.В., Мазур Н.С., Письменная Н.В. Динамический контроль школьной адаптации детей с высокофункциональными аутистическими расстройствами с использованием шкалы количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) Психическое здоровье. — 2017, №3. — С. 57–61.

  10. Baird G. A screening instrument for autism at l8 months of age: a 6-year follow-up study / G. Baird [et al.] // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. — 2000. – V. 39. – P. 694–702.

  11. Gillberg C., Steffenburg S. Outcome and prognostic factors in infantile autism and similar conditions: a population—based study of 46 cases followed through puberty. // J. of Autism and Developmental Disorders — 1987 — V. I7 — P. 272–288.

  12. Rumsey J.M., Rapoport J.L., Sceery W.R. Autistic children as adults: psychiatric, social, and behavioral outcomes.// J. Am. Acad. Child Psychiatry — 1985. — V. 24. — P. 465–473.

  13. Schopler, E. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS). / E. Schopler, R. Reichler, R. De Vellis, K. Daly // J. of Autism and Developmental Disorders. — l980. – № 10. – P. 9l–l03.

  14. Shopler, Е. Childhood Autism Rating Scale (CARS) / Е. Shopler, R.J. Reichler, B.R. Renner – Los Angeles, California: WPS, 1988. 34 p.

Приложение 1. Шкала количественной оценки детского аутизма (ШКОДА)

1. Нарушения коммуникации

  • Не отвечает на приветствие,

  • уклоняется от глазного контакта (отводит взгляд),

  • игнорирует присутствие взрослого, для того, чтобы завладеть вниманием ребенка и привлечь его к общению требуются интенсивные неоднократные попытки,

  • уклоняется от тактильного контакта,

  • избегает контактов с ровесниками или стремится к ним, но не может включиться в игры, дети не хотят с ним играть.

1

Данные признаки отсутствуют.

1,5

Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы.

2

Выявляются 3–4 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях.

2,5

1–2 признака выявляются определенно, проявляются часто.

3

3–4 признака выявляются определенно, проявляются часто.

3,5

Указанные признаки делают контакт с ребенком прерывистым, и продуктивным преимущественно в отношении той деятельности, которой он в данный момент хочет заниматься.

4

Указанные признаки делают контакт с ребенком невозможным для привлечения его к целенаправленной деятельности.

2. Нарушения способности к совместной деятельности

  • Не старается подражать другим детям,

  • не может воспроизвести за взрослым простой рисунок – круг, треугольник, квадрат,

  • при попытке взрослого завести совместную игру – отвергает,

  • при выполнении заданий слабо опирается на образец, помощь, объяснение.

1

Данные признаки отсутствуют.

1,5

Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы.

2

Выявляются 3–4 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях.

2,5

1–2 признака выявляются определенно, проявляются часто.

3

Указанные признаки выявляются в полном объеме и постоянно, но при настойчивости со стороны взрослого, ребенок может что-то повторить, выполнить инструкции.

3,5

Указанные признаки делают ребенка продуктивным только в отношении той деятельности, которой он в данный момент хочет заниматься.

4

Указанные признаки определяют невозможность привлечения ребенка к совместной деятельности.

3. Нарушения понимания социальных правил и ролей

  • Обращается к взрослому на «ты»,

  • в общественных местах может становиться избыточно возбужденным или, наоборот, скованным, испуганным,

  • может высказывать суждения, которые не подлежат огласке,

  • очень раним, крайне болезненно реагирует на критику в свой адрес, или, наоборот, не дает явной реакции ни на похвалу, ни на порицание.

  • не усваивает правил в играх.

1

Данные признаки отсутствуют.

1,5

Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы.

2

Выявляются 3–4 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях.

2,5

1–2 признака выявляются определенно, проявляются часто.

3

Указанные признаки выявляются в полном объеме и постоянно, но при настойчивости со стороны взрослого, ребенок может исправлять свое поведение, соблюдать правила. Однако, без организующего влияния вновь игнорирует правила.

3,5

Указанные признаки определяют трудность посещения с ребенком массовых мероприятий, пребывания его в коллективе детей.

4

Указанные признаки делают поведение ребенка неуправляемым.

4. Нарушения структуры и развития речи.

  • Редко использует местоимение «Я», может назвать себя в 3-м лице,

  • голос с особыми интонациями, или монотонный, «механический»,

  • имеются эхолалии,

  • речь изобилует штампами и цитатами,

  • ребенок иногда может дословно воспроизводить ранее услышанное, чаще без связи с текущей ситуацией.

1

Данные признаки отсутствуют.

1,5

Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы.

2

Выявляются 3–4 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях.

2,5

1–2 признака выявляются определенно, проявляются часто.

3

Указанные признаки выявляются в полном объеме, но речь ребенка, в целом, понятна.

3,5

Указанные признаки делают речь недостаточно понятной.

4

Указанные признаки делают речь ребенка лишенной смысла.

5. Нарушения диалога.

  • На вопросы отвечает «мимо», «невпопад», не по существу,

  • не может первым вступить в общение со сверстником,

  • предпочитает говорить только на темы, интересующие его самого, но не интересные окружающим, речь звучит в виде монолога,

  • не использует выразительные жесты и мимические движения,

  • не выстраивает ролевые игры, предполагающие диалог.

1

Данные признаки отсутствуют.

1,5

Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы.

2

Выявляются 3–4 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях.

2,5

1–2 признака выявляются определенно, проявляются часто.

3

Указанные признаки выявляются в полном объеме, но ребенок понимает простые инструкции взрослого, может их выполнить.

3,5

Указанные признаки нарушают возможность взаимодействия с ребенком, он часто не выполняет инструкции, от него трудно получить ожидаемый ответ.

4

Указанные признаки делают диалог невозможным.

6. Адаптация к переменам.

  • Стремится устанавливать жесткий, раз и навсегда, установленный порядок жизни и деятельности, школьных занятий, быта,

  • с трудом переключается с одного задания на другое, резко реагирует на необходимость смены педагога,

  • имеет однообразные пищевые пристрастия,

  • отказывается надевать новую одежду.

1

Данные признаки отсутствуют.

1,5

Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы.

2

Выявляются 3–4 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях.

2,5

1–2 из указанных признаков выявляются определенно и проявляются постоянно, но ребенок допускает изменения под влиянием необходимости, при этом нуждается в предварительном объяснении сути возможных перемен.

3

Указанные признаки в той или иной степени выявляются в полном объеме.

3,5

Указанные признаки настолько выражены, что на любые изменения ребенок дает протестные реакции (активные или пассивные).

4

Ребенок реагирует на изменения крайне резко, вплоть до агрессии.

7. Наличие стереотипных форм деятельности.

  • Есть привязанность к определенной игрушке, предмету,

  • предпочитает игры однообразного содержания,

  • имеет стойкие стереотипные интересы, например, к датам, маршрутам или расписанию транспорта, планетам, географическим картам, компьютеру, маркам машин и т.д.

1

Данные признаки отсутствуют.

1,5

Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы.

2

Выявляются 3–4 признака, но ребенок их проявляет не всегда, принимает изменения своей деятельности, проявляет интерес к иным играм и навыкам, если взрослый предложит их и обучит его.

2,5

3–4 признака выявляются определенно и проявляются постоянно, но ребенок допускает изменения под влиянием необходимости, при этом ощущает дискомфорт и ждет возможности вновь предаться сверхценному интересу.

3

Указанные признаки в той или иной степени выявляются в полном объеме.

В учебной деятельности продуктивность выше в сфере особого интереса (не равномерность интеллектуального развития).

3,5

Однообразие интересов затрудняет познание нового, в интеллектуальной деятельности ребенок развит преимущественно в направлении особого интереса, на попытки со стороны взрослых вторгнуться в сферу интересов, отвлечь дает протестные реакции. Есть стереотипные моторные движения, но ребенок совершает их только тогда, когда предоставлен сам себе, ничем не занят.

4

Ребенок активно отвергает любое вторжение в свою стереотипную деятельность, значительно выражены стереотипные движения руками, однообразные подпрыгивания, которые ребенок может проявлять и в общественных местах, нуждается в этом во время занятий.

8. Наличие страхов.

  • Есть страхи, связанные с реальностью (тех явлений, которые когда-то испугали ребенка) – грозы, собак, воды и.т.д.,

  • есть страх выдуманных персонажей,

  • есть страх бытовых приборов,

  • страхи мешают ребенку быть самостоятельным, чувствует себя спокойно только в присутствии взрослых.

1

Данные признаки отсутствуют.

1,5

Очень слабая выраженность: 1–2 признака редко.

2

Выявляются 3–4 признака непостоянно.

2,5

Выявляются 3–4 признака определенно, 1–2 очень часто.

3

Выявляются 3–4 признака и проявляются устойчиво.

3,5

Все признаки присутствуют постоянно.

4

Ребенок не осторожен, кажется, будто лишен страха вообще, нет чувства самосохранения.

9. Нарушения сна.

  • Длительно не может заснуть,

  • засыпает только в присутствии родителей,

  • по ночам часто пробуждается,

  • сноговорение, снохождение, скрип зубами.

1

Данные признаки отсутствуют.

1,5

Сон нарушается редко, только в связи с выраженными эмоциональными перегрузками.

2

Выявляются 2–3 признака редко.

2,5

Выявляются 1–2 признака часто.

3

выявляются 2–3 признака часто.

3,5

Все признаки выявляются определенно, проявляются, сменяя друг друга.

4

Нарушения сна присутствуют постоянно в течение длительного времени (более 3 мес), ребенок в связи с этим стал менее продуктивен в деятельности, более утомляем или расторможен, возбудим.

10. Агрессия и самоагрессия.

  • Стремление нанести вред себе или другому лицу,

  • физически,

  • словесно,

  • прямо – по отношению к объекту агрессии,

  • косвенно – стремление провоцировать конфликты среди детей, злые шутки, доносы.

1

Данные признаки отсутствуют.

1,5

Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы.

2

Выявляются 2–3 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях.

2,5

Часто проявляются 1–2 признака.

3

Указанные признаки в той или иной степени выявляются в полном объеме.

3,5

Указанные признаки определяют невозможность пребывания ребенка в коллективе детей.

4

Указанные признаки делают поведение ребенка неуправляемым.

Приложение 2.

Таблица 1. Динамический профиль по шкале ШКОДА
Оценка по субшкалам ШКОДА (результаты в баллах) 1
обследование
(месяц, год)
2
обследование
(месяц, год)
3
обследование
(месяц, год)

1. Нарушения коммуникации

2. Нарушение способности к совместной деятельности

3. Нарушение понимания социальных правил и ролей

4. Нарушения диалога

5. Нарушения структуры и развития речи

6. Адаптация к переменам

7. Наличие стереотипных форм деятельности

8. Наличие страхов

9. Нарушения сна

10. Агрессия и самоагрессия

Итог

logo

ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ»
оказывает полипрофессиональную помощь детям и подросткам
с любыми ментальными нарушениями и расстройствами развития, а также их семьям.