Диагностика и мониторинг психического состояния детей 6–12 лет по шкале количественной оценки детского аутизма (ШКОДА)
Диагностика и мониторинг психического состояния детей 6–12 лет по шкале количественной оценки детского аутизма (ШКОДА). Методические рекомендации/ ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ». Бебчук М.А., Шапошникова А.Ф., Басова А.Я. - М.: ДПК Пресс. 2020 г. |
Методические рекомендации № 62 Москва 2020 |
Организация разработчик:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков
имени Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы».
Авторы:
к.м.н. М.А. Бебчук, к.м.н. А.Ф. Шапошникова, к.м.н. А.Я. Басова.
Рецензенты:
Ю.С. Шевченко – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой детской
психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии непрерывного
постдипломного образования Минздрава России.
Л.С. Печникова – к.психолог.н., доцент кафедры нейро- и
патопсихологии факультета психологии Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова.
Бебчук М.А., Шапошникова А.Ф., Басова А.Я. |
Аннотация
Методические рекомендации посвящены актуальному практическому аспекту детской психиатрии: выявлению и количественной оценке симптомов, характерных для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Предложен алгоритм диагностики и оценки динамики психического состояния детей 6–12 лет по авторской рейтинговой шкале количественной оценки детского аутизма (ШКОДА). Шкала может быть введена в набор диагностических методик, применяемых медицинскими работниками в учреждениях здравоохранения с целью первичной диагностики РАС и дальнейшего ведения данной категории пациентов. Издание предназначено для руководителей и работников медицинских организаций, оказывающих помощь детям.
Данный документ является собственностью Департамента здравоохранения города Москвы и не подлежит тиражированию и распространению без соответствующего разрешения.
© М.А. Бебчук, А.Ф. Шапошникова, А.Я. Басова, 2020 |
Нормативные ссылки
-
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации»
-
Закон РФ от 02.07.1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
-
Приказ Минздрава России от 02.02.2015 N 32н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)»
Определения
В настоящем документе применяют следующие термины с соответствующими определениями:
-
Высокофункциональные аутистические расстройства – расстройства аутистического спектра, характеризующиеся отсутствием выраженного снижения интеллекта.
-
Детский аутизм – первазивное расстройство психического развития, возникающее в раннем детском возрасте и характеризующееся выраженными нарушениями коммуникативных функций и социального взаимодействия, сенсорной гиперчувствительностью, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями, на фоне специфических нарушений интеллекта. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет
-
Расстройства аутистического спектра – группа первазивных нарушений развития у детей, характеризующихся изменениями коммуникативных функций и социального взаимодействия, стереотипными (повторяющимися) формами поведения, интересами и активностью.
-
Синдром Аспергера – расстройство психического развития, характеризующееся выраженными нарушениями коммуникативных функций и социального взаимодействия, а также ограниченными интересами, повторяющимися действиями и моторной неловкостью. При этом специфические нарушения интеллекта, характерные для детского аутизма, отсутствуют.
Обозначения и сокращения
РАС – расстройства аутистического спектра
ШКОДА – шкала количественной оценки детского аутизма
Введение
В XXI веке детский аутизм превратился из редкого расстройства в значимую социальную проблему. Это связано как с быстрым нарастанием распространенности этих расстройств, так и со значительным бременем, которым они ложатся на общество. Если около 30 лет назад в большинстве стран, где ведется статистика данного заболевания, частота встречаемости аутизма равнялась 1 на 10 000, то в настоящее время исследования поражают выявляемыми данными: от 50 до 116 на 10 000 детского населения, что составляет 1% общей популяции. Роль улучшившейся диагностики аутизма не превышает 1/3 общего увеличения его случаев [2, 3, 11, 12]. Практически ничем не отличаясь содержательно, в современных классификациях детский аутизм относят к рубрикам «Расстройства аутистического спектра» (DSM V) или F 84 «Общие расстройства психологического развития» (МКБ 10).
В нашей стране диагностика расстройств аутистического спектра (РАС) осуществляется преимущественно клинико-психопатологическим методом, с опорой на критерии МКБ-10, однако четкой градации степени выраженности основных проявлений аутизма нет. В связи с этим, субъективизм врача при определении степени тяжести состояния больного аутизмом достаточно высок. Недостаточная возможность сформировать объективное суждение о глубине аутизации ребенка создает существенные трудности при оценке динамики его состояния, а также при определении комплекса лечебно-реабилитационных воздействий. Также, учитывая ряд обстоятельств, затрудняющих проведение психопатологического обследования детей с аутистическими проявлениями в объеме, предполагающем массовый охват детского населения с целью первичной диагностики и мониторинга, представляется целесообразным использование с этой целью стандартизированной оценочной шкалы. Применение шкалы позволит проводить обследование детей, страдающих расстройствами спектра аутизма, не только врачом-психиатром, но и специально обученным психологом, педагогом на уровне первичного звена медико-социальной помощи.
В последние годы в медицинскую практику активно внедряются зарубежные стандартизированные методы диагностики и оценки расстройств аутистического спектра, дополняющие непосредственную клиническую оценку. Наиболее известными являются следующие методики: диагностические интервью для аутизма — Autism Diagnostic Interview Revised (ADI-R), Аutism Diagnostic Observation Schedule (ADOS) и Childhood Autism Test (CHAT), шкала для диагностики синдрома Аспергера – Asperger Sindrome Diagnostic Scale (ASDS), шкала оценки детского аутизма – The Childhood Autism Rating Scale (CARS) [1, 4, 5, 7, 13, 14]. Однако, зарубежные методики нуждаются в длительном и достаточно сложном процессе адаптации и валидизации, который крайне затруднен социокультурными различиями и особенностями каждой нашей страны. Широкое использование в последнее время неадаптированных методик несомненно, влияет на объективность оценки поведения, игры, речи и общего состояния ребенка.
Таким образом, актуальность внедрения в работу медицинских учреждений диагностического инструмента, позволяющего дать объективную оценку степени выраженности симптомов аутизма, составленного и апробированного в условиях аутентичной (русскоязычной) среды представляется обоснованной.
Авторская шкала количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) может являться методом, позволяющим диагностировать аутизм и определять степень выраженности его симптомов. В процессе апробации шкала выявила достаточно высокие показатели надежности r = 0,9 (p <0,001) и валидности r = 0,8 (p<0,001) [5, 6, 7]. Подробное описание процессов апробации и валидизации шкалы ШКОДА приведено в публикациях по данной теме [5, 6, 7].
Основная часть
Шкала количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) является рейтинговой шкалой количественной оценки выраженности синдрома детского аутизма и предназначена для обследования детей в возрасте от 6 до 12 лет.
Шкала построена на основе диагностических критериев детского аутизма, объединяя в себе описание нарушений, характерных в той или иной степени для всех расстройств аутистического спектра. В связи с этим данная шкала не может использоваться для дифференциальной диагностики разных форм аутистических расстройств внутри нозологической группы. Шкала может выявить наличие симптомов, характерных для РАС в целом и «измерить» выраженность этих симптомов. Использование шкалы возможно у детей с любым уровнем интеллектуального развития, в том числе при высокофункциональных аутистических расстройствах, характеризующихся достаточно высоким интеллектом. Шкала была разработана с целью осуществления комплексного подхода к диагностике и динамическому ведению больных, страдающих высокофункциональными аутистическими расстройствами для более подробного учета особенностей структуры нарушений. С помощью шкалы количественной оценки детского аутизма ШКОДА состояние больных оценивалось не в общем виде, а с точки зрения отдельных компонентов аутистического симптомокомплекса, что позволяло дифференцированно выстраивать лечебно-коррекционные воздействия. С целью контроля динамики психического состояния ребенка обследование может проводиться с кратностью в 4–6 месяцев, и на основании полученных результатов формируется динамический профиль (Приложение 2), который показывает динамику редукции отдельных симптомов, изменение структуры психопатологических проявлений.
Степень «концентрации» симптома, которая обозначает выраженность аутистических проявлений, определяется следующими критериями:
Структура шкалы ШКОДА
Шкала состоит из 10 субшкал, которые можно условно разделить на 4 блока:
1 блок. Нарушения социального взаимодействия
Данная группа нарушений имеет форму неадекватного реагирования на социально-эмоциональные сигналы, что выражается в отсутствии реакции на эмоции других людей и/или неспособности изменять поведение в соответствии с социальным контекстом; в недостаточном использовании социальных сигналов и слабом усвоении социальных, эмоциональных и коммуникативных форм поведения; особенно – в недостаточности социально-эмоциональной взаимности.
Данный блок включает в себя 3 субшкалы:
2 блок. Нарушения общения
Данные нарушения выражаются в отсутствии социального использованияимеющихсяречевыхнавыков (каковыбыонинибыли); в нарушении социально-имитационной игры, в низкой синхронности и отсутствии взаимодействия в беседе; в недостаточной гибкости речевого выражения; недостаточности эмоциональных реакций на словесные и невербальные обращения других людей, в нарушении использования интонаций и выразительности голоса.
Данный блок включает в себя 2 субшкалы:
Диагностика и мониторингпсихического состояниядетей 6–12 лет по шкалеколичественной оценки детского аутизма (ШКОДА)
3 блок. Наличие стереотипных моделей поведения
Данная группа нарушений проявляется в тенденции устанавливать ригидный, раз и навсегда заведенный распорядок для широкого круга аспектов повседневного функционирования; у детей могут появляться стойкие стереотипные интересы, например, к датам, маршрутам или расписанию транспорта. Дети нередко сопротивляются изменениям заведенного распорядка или привычных деталей личного окружения.
Данный блок включает в себя 2 субшкалы:
4 блок. Неспецифические дополнительные признаки
Этот блок включает такие психопатологические проявления как страхи, нарушения сна, агрессивность, нанесение самоповреждений. Данные симптомы не являются определяющими для РАС, но в той или иной степени, как правило, присутствуют в клинической картине и могут существенно влиять на тяжесть психического состояния ребенка, отягощая облигатные симптомы и усиливая выраженность нарушений адаптации, усложняя проведение психолого-педагогической коррекции и реабилитации.
Данный блок включает в себя 3 субшкалы:
Тестирование можно проводить, пользуясь любой информацией, отражающей поведение ребенка в интересующий вас временной период (ближайший к моменту тестирования) – результатами обследования психологом, сведениями от родителей, наблюдениями педагогов, медицинских работников и, конечно, собственным наблюдением на момент проведения обследования. С целью оценки динамики психического состояния ребенка повторное тестирование целесообразно проводить с интервалом не менее 4–6 месяцев и заносить в динамический профиль (Приложение 2). Учитывая же имеющийся опыт применения шкалы [8, 9], контроль динамики состояния пациента по шкалам позволяет применить дифференцированный подход, включающий в себя структурно-динамическую оценку ребенка, страдающего аутистическими расстройствами с помощью шкалы количественной оценки детского аутизма ШКОДА, дополняющей клинический анализ каждого случая. Данный подход позволял делать более объективным катамнез, и аргументировано формировать рекомендации по медикаментозной терапии и коррекционной работе.
Критерии оценки
Шкала включает в себя 10 видов нарушений, которые могут проявляться при наличии у ребенка любого расстройства аутистического спектра. В протоколе шкалы к этим позициям даны ключевые ориентиры. Необходимо отметить, сколько признаков по каждой из субшкал выявляется у ребенка, насколько часто указанные признаки встречаются в поведении обследуемого.
По каждой субшкале предусмотрена оценка в баллах от 1 до 4-х, результаты субшкал суммируются. Состояние ребенка может быть отражено как суммарным баллом, так и оценкой по каждой субшкале, если исследователя интересует степень выраженности каждого симптома.
Интерпретация результатов
Заключение
С помощью предложенной шкалы количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) возможно решение задач, актуальных в практической деятельности врача:
Список использованных источников
-
Касаткин В.Н, Шапошникова А.Ф., Письменная Н.В., Бородина Л.Г., Сударикова М.А. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами спектра аутизма. // Детский аутизм: исследования и практика: Сборн. матер. гор. научно-практ. конф. М.: Образование и здоровье, 2008 — С. 26–58.
-
Расстройства аутистического спектра у детей. Научно — практическое руководство./ Под ред. Симашковой Н.В. — М.: Авторская академия, 2013 — 264 с.
-
Сухотина Н.К., Коровина Н.Ю., Маринчева Г.С. К вопросу о динамике распространенности расстройств аутистического спектра в детско—подростковой популяции// Психическое здоровье. — 2013 — №6 — С.8–13
-
Шапошникова А.Ф. Скрининговая диагностика и динамический контроль детей с заболеваниями аутистического спектра с использованием рейтинговой шкалы для оценки детского аутизма//Социальная и клиническая психиатрия — 2012.— Т. 22, № 2. — С. 63–68.
-
Шапошникова А.Ф. Результаты пилотажного обследования детей при помощи шкалы количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) // Психическое здоровье. — 2012. — №8 — С. 44–48.
-
Шапошникова А.Ф. Методика обследования детей 6–12 лет при помощи шкалы количественной оценки детского аутизма // Психическое здоровье. — 2013. — №5 — С. 7–11.
-
Шапошникова А.Ф. Структурно-динамические особенности высокофункциональных аутистических расстройств у детей младшего школьного возраста. Автореф. дисс. канд. мед. наук. — М.: 2014. — 22 c.
-
Шапошникова А.Ф., Соловьева О.А., Колосова В.Л. Опыт применения шкалы количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) для исследования особенностей структуры и динамики высокофункциональных аутистических расстройств у детей младшего школьного возраста // Психическое здоровье. — 2015. — №9 — С. 50–54.
-
Шапошникова А.Ф., Соловьева О.В., Мазур Н.С., Письменная Н.В. Динамический контроль школьной адаптации детей с высокофункциональными аутистическими расстройствами с использованием шкалы количественной оценки детского аутизма (ШКОДА) Психическое здоровье. — 2017, №3. — С. 57–61.
-
Baird G. A screening instrument for autism at l8 months of age: a 6-year follow-up study / G. Baird [et al.] // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. — 2000. – V. 39. – P. 694–702.
-
Gillberg C., Steffenburg S. Outcome and prognostic factors in infantile autism and similar conditions: a population—based study of 46 cases followed through puberty. // J. of Autism and Developmental Disorders — 1987 — V. I7 — P. 272–288.
-
Rumsey J.M., Rapoport J.L., Sceery W.R. Autistic children as adults: psychiatric, social, and behavioral outcomes.// J. Am. Acad. Child Psychiatry — 1985. — V. 24. — P. 465–473.
-
Schopler, E. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS). / E. Schopler, R. Reichler, R. De Vellis, K. Daly // J. of Autism and Developmental Disorders. — l980. – № 10. – P. 9l–l03.
-
Shopler, Е. Childhood Autism Rating Scale (CARS) / Е. Shopler, R.J. Reichler, B.R. Renner – Los Angeles, California: WPS, 1988. 34 p.
Приложение 1. Шкала количественной оценки детского аутизма (ШКОДА)
1. Нарушения коммуникации
1 |
Данные признаки отсутствуют. |
1,5 |
Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы. |
2 |
Выявляются 3–4 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях. |
2,5 |
1–2 признака выявляются определенно, проявляются часто. |
3 |
3–4 признака выявляются определенно, проявляются часто. |
3,5 |
Указанные признаки делают контакт с ребенком прерывистым, и продуктивным преимущественно в отношении той деятельности, которой он в данный момент хочет заниматься. |
4 |
Указанные признаки делают контакт с ребенком невозможным для привлечения его к целенаправленной деятельности. |
2. Нарушения способности к совместной деятельности
1 |
Данные признаки отсутствуют. |
1,5 |
Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы. |
2 |
Выявляются 3–4 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях. |
2,5 |
1–2 признака выявляются определенно, проявляются часто. |
3 |
Указанные признаки выявляются в полном объеме и постоянно, но при настойчивости со стороны взрослого, ребенок может что-то повторить, выполнить инструкции. |
3,5 |
Указанные признаки делают ребенка продуктивным только в отношении той деятельности, которой он в данный момент хочет заниматься. |
4 |
Указанные признаки определяют невозможность привлечения ребенка к совместной деятельности. |
3. Нарушения понимания социальных правил и ролей
1 |
Данные признаки отсутствуют. |
1,5 |
Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы. |
2 |
Выявляются 3–4 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях. |
2,5 |
1–2 признака выявляются определенно, проявляются часто. |
3 |
Указанные признаки выявляются в полном объеме и постоянно, но при настойчивости со стороны взрослого, ребенок может исправлять свое поведение, соблюдать правила. Однако, без организующего влияния вновь игнорирует правила. |
3,5 |
Указанные признаки определяют трудность посещения с ребенком массовых мероприятий, пребывания его в коллективе детей. |
4 |
Указанные признаки делают поведение ребенка неуправляемым. |
4. Нарушения структуры и развития речи.
1 |
Данные признаки отсутствуют. |
1,5 |
Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы. |
2 |
Выявляются 3–4 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях. |
2,5 |
1–2 признака выявляются определенно, проявляются часто. |
3 |
Указанные признаки выявляются в полном объеме, но речь ребенка, в целом, понятна. |
3,5 |
Указанные признаки делают речь недостаточно понятной. |
4 |
Указанные признаки делают речь ребенка лишенной смысла. |
5. Нарушения диалога.
1 |
Данные признаки отсутствуют. |
1,5 |
Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы. |
2 |
Выявляются 3–4 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях. |
2,5 |
1–2 признака выявляются определенно, проявляются часто. |
3 |
Указанные признаки выявляются в полном объеме, но ребенок понимает простые инструкции взрослого, может их выполнить. |
3,5 |
Указанные признаки нарушают возможность взаимодействия с ребенком, он часто не выполняет инструкции, от него трудно получить ожидаемый ответ. |
4 |
Указанные признаки делают диалог невозможным. |
6. Адаптация к переменам.
1 |
Данные признаки отсутствуют. |
1,5 |
Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы. |
2 |
Выявляются 3–4 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях. |
2,5 |
1–2 из указанных признаков выявляются определенно и проявляются постоянно, но ребенок допускает изменения под влиянием необходимости, при этом нуждается в предварительном объяснении сути возможных перемен. |
3 |
Указанные признаки в той или иной степени выявляются в полном объеме. |
3,5 |
Указанные признаки настолько выражены, что на любые изменения ребенок дает протестные реакции (активные или пассивные). |
4 |
Ребенок реагирует на изменения крайне резко, вплоть до агрессии. |
7. Наличие стереотипных форм деятельности.
1 |
Данные признаки отсутствуют. |
1,5 |
Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы. |
2 |
Выявляются 3–4 признака, но ребенок их проявляет не всегда, принимает изменения своей деятельности, проявляет интерес к иным играм и навыкам, если взрослый предложит их и обучит его. |
2,5 |
3–4 признака выявляются определенно и проявляются постоянно, но ребенок допускает изменения под влиянием необходимости, при этом ощущает дискомфорт и ждет возможности вновь предаться сверхценному интересу. |
3 |
Указанные признаки в той или иной степени выявляются в полном объеме. В учебной деятельности продуктивность выше в сфере особого интереса (не равномерность интеллектуального развития). |
3,5 |
Однообразие интересов затрудняет познание нового, в интеллектуальной деятельности ребенок развит преимущественно в направлении особого интереса, на попытки со стороны взрослых вторгнуться в сферу интересов, отвлечь дает протестные реакции. Есть стереотипные моторные движения, но ребенок совершает их только тогда, когда предоставлен сам себе, ничем не занят. |
4 |
Ребенок активно отвергает любое вторжение в свою стереотипную деятельность, значительно выражены стереотипные движения руками, однообразные подпрыгивания, которые ребенок может проявлять и в общественных местах, нуждается в этом во время занятий. |
8. Наличие страхов.
1 |
Данные признаки отсутствуют. |
1,5 |
Очень слабая выраженность: 1–2 признака редко. |
2 |
Выявляются 3–4 признака непостоянно. |
2,5 |
Выявляются 3–4 признака определенно, 1–2 очень часто. |
3 |
Выявляются 3–4 признака и проявляются устойчиво. |
3,5 |
Все признаки присутствуют постоянно. |
4 |
Ребенок не осторожен, кажется, будто лишен страха вообще, нет чувства самосохранения. |
9. Нарушения сна.
1 |
Данные признаки отсутствуют. |
1,5 |
Сон нарушается редко, только в связи с выраженными эмоциональными перегрузками. |
2 |
Выявляются 2–3 признака редко. |
2,5 |
Выявляются 1–2 признака часто. |
3 |
выявляются 2–3 признака часто. |
3,5 |
Все признаки выявляются определенно, проявляются, сменяя друг друга. |
4 |
Нарушения сна присутствуют постоянно в течение длительного времени (более 3 мес), ребенок в связи с этим стал менее продуктивен в деятельности, более утомляем или расторможен, возбудим. |
10. Агрессия и самоагрессия.
1 |
Данные признаки отсутствуют. |
1,5 |
Проявляет 1–2 из перечисленных признаков, крайне редко, в остальном поведение не выходит за границы нормы. |
2 |
Выявляются 2–3 признака, которые ребенок проявляет не во всех ситуациях. |
2,5 |
Часто проявляются 1–2 признака. |
3 |
Указанные признаки в той или иной степени выявляются в полном объеме. |
3,5 |
Указанные признаки определяют невозможность пребывания ребенка в коллективе детей. |
4 |
Указанные признаки делают поведение ребенка неуправляемым. |
Приложение 2.
Оценка по субшкалам ШКОДА (результаты в баллах) | 1 обследование (месяц, год) |
2 обследование (месяц, год) |
3 обследование (месяц, год) |
---|---|---|---|
1. Нарушения коммуникации |
|||
2. Нарушение способности к совместной деятельности |
|||
3. Нарушение понимания социальных правил и ролей |
|||
4. Нарушения диалога |
|||
5. Нарушения структуры и развития речи |
|||
6. Адаптация к переменам |
|||
7. Наличие стереотипных форм деятельности |
|||
8. Наличие страхов |
|||
9. Нарушения сна |
|||
10. Агрессия и самоагрессия |
|||
Итог |
ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков
им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ» |