output11x1

Ответственные исполнители:

 — Хаин Алина Евгеньевна- заведующий отделением клинической психологии ФГБУ «ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Министерства здравоохранения России

 — Евдокимова Мария Александровна-медицинский психолог отделениея клинической психологии ФГБУ «ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Министерства здравоохранения России

 — Клипинина Наталья Валерьевна –медицинский психолог отделением клинической психологии ФГБУ «ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Министерства здравоохранения России

 — Орлов Алексей Борисович- медицинский психолог отделением клинической психологии ФГБУ «ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Министерства здравоохранения России

Рецензирование, обсуждение содержания клинических рекомендаций проходило на сайте НОДГО, семинарах, конференциях, съездах.

Клинические рекомендации для медицинского персонала по улучшению лечебного альянса (качества коммуникации и информирования) с пациентами иих родителями в детской онкологии/гематологии/иммунологии

  1. Внимание медицинского персонала к качеству межличностной коммуникации и уровню информированности пациентов и их семей с самого начала лечения способствует установлению прочного лечебного альянса медицинского персонала с пациентом и его семьей, уменьшая дистресс и улучшая адаптацию пациентов и их семей, повышая эффективность коммуникации и уменьшая число конфликтных ситуаций, повышая уровень комлпаентности и уменьшая риск возникновения отказов от лечения у пациентов и их семей.

  2. Продуктивной коммуникации медицинского персонала с пациентом и его семьей способствуют:

 — установление доверительного и дружелюбного контакта (при установлении первого контакта с пациентом/его семьей специалисту необходимо поприветствовать семью/ пациента, представиться, обозначить тему разговора, сообщить о своей роли в лечении, цели осмотра, обращаться к родителю по имени/имени и отчеству, поддерживать зрительный контакт, не называть ребенка/подростка в присутствии родителей пациентом и т.д.);

 — уважение и внимание к границам личного пространства пациента/его семьи (необходимо, по возможности, предупреждать пациентов о времени осмотров, стучать в палату, стараться проводить беседу без присутствия других пациентов и т.д.);

 — соблюдение иерархии родитель- ребенок/подросток, учет особенностей взаимоотношения пациент-семья;

 — выстраивание взаимоотношений с учетом социо-культурных, психологических (в т.ч. уровня развития), возрастных и др. особенностей пациента и его семьи, а также в связи с имеющимся опытом взаимодействия пациента/его семьи с медицинским персоналом в прошлом (в том числе негативным);

 — сохранение толерантного, эмпатичного и одновременно избегание сверхвключенного отношения к пациенту и его семье во время лечения;

 — отношение к пациентам и их родственникам как к активным партнерам в лечебном процессе, предоставление им возможности участвовать в обсуждении состояния, лечебного плана, принятии решений относительно лечения;

 — сохранение медицинским персоналом эмоционального спокойствия, равновесия, толерантности в любых (в т.ч. конфликтных) ситуациях.

  1. Для достижения максимального психологического комфорта и лечебного альянса информационное сообщение для пациента и его семьи о заболевании и лечении (в т.ч. предстоящих процедурах, манипуляцих, операциях) должно быть:

 — своевременным и регулярным (длительное ожидание запрашиваемой информации негативно сказывается на эмоциональном состоянии пациентов и их семей);

 — обладать достаточной полнотой (с учетом актуальных информационных потребностей и запрашиваемого пациентом/его семьей объемом сведений);

 — доступностым по форме изложения (следует избегать непонятных слов, профессиональных терминов, стараться объяснять с учетом возрастных, социально-психологических особенностей, уровня развития, имеющегося опыта лечения, иллюстрировать информацию схемами и пособиями, по возможности рекомендовать источники дополнительного информирования, убедиться в понимании информации пациентом/ семьей);

 — согласованным (информация, поступающая к пациенту и его семье из разных источников должна быть не противоречивой, заранее согласованной между собой принимающими участие в лечении специалистами).

  1. Во время информирования пациента и его близких о заболевании и лечении по возможности стоит учитывать:

 — социальные, культурные, психологические, особенностей пациентов и их семей (в т.ч., возраст ребенка и уровень его развития);

 — информационные потребности и нужды пациента и родителя.

  1. Проводить информационные беседы с родителем стоит после определенной подготовки, в отдельном помещении, психологически комфортном и безопасном для родителя. Информацию, содержание которой может быть воспринято ребенком негативно или пугающе, рекомендуется обсуждать с родителем наедине (не в присутствии ребенка).

  1. О процедурах, медицинских манипуляциях, операциях пациенту и родителю следует сообщать заранее, обязательно пояснять, что предполагается делать. Стоит поинтересоваться, есть ли у пациента/родителя потребность узнать более подробно, как именно будет осуществляться процедура. Родителю следует рассказать о возможностях и путях его помощи ребенку и персоналу во время проведения того или иного мероприятия, об ожидаемой от него модели поведения.

  1. При информировании ребенка полнота и объем предоставляемой ему/ей информации должен быть заранее согласован с родителем ребенка/подростка. Информирование может осуществляться с использованием специальных буклетов, схем, рисунков, наглядных материалов, учитывающих особенности восприятия ребенка/подростка.

  1. Потенциально эмоционально неприятная для пациента/его семьи информация (например, о болезненности процедур, возможных побочных действиях, прогнозе и т.д..) должна предоставляться в балансе с позитивной информацией (например, возможностях предотвращения, облегчения неприятных ощущений и симптомов), сохранять у пациента семьи надежду и способность к сотрудничеству с персоналом. Нереалистичные прогнозы и неправдоподобная информация, получаемая пациентом/семьей с целью успокоения, равно как и чрезмерный драматизм при информировании, способны усилить дистресс пациента/родителя, серьезно ухудшить уровень их доверия и ухудшить качество взаимодействия в процессе лечения.

  1. Для оценки информационных потребностей пациента/семьи, рекомендаций по поводу формы, особенностей предоставления медицинским персоналом информации о заболевании и лечении пациенту и его семье рекомендуется привлекать клинических психологов, а также использовать командный метод информирования (с участием врачей, психологов, родителей пациента).