Настоящие Федеральные клинические рекомендации разработаны в соответствии с Национальным Стандартом Российской Федерации Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии ГОСТ Р 56034
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН: Общественная организация Национальное общество детских гематологов, онкологов; ФГБУ «ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России
2 АВТОРЫ: Румянцев А.Г., Мас чан А.А., Хаин А.Е., Евдокимова
М.А., Клипинина Н.В., Орлов А.Б.
2
2+ class="tr0 td0"> Оглавление |
| |
1 | . Область применения ........................................................................................................ | 4 |
2 | . Нормативные ссылки ....................................................................................................... | 4 |
3 | Общие положения ............................................................................................................. | 5 |
| 3.1 Общие вопросы ........................................................................................................... | 5 |
5 | . Графическое, схематическое и табличное представления протокола ................................ | 9 |
6 | . Мониторирование протокола ........................................................................................... | 9 |
6.1Критерии и методология мониторинга и оценки эффективности выполнения
| протокола.................................................................................................................... | 9 |
6.2 | Принципы рандомизации .......................................................................................... | 10 |
6.3 | Промежуточная оценка и внесение изменений в протокол......................................... | 10 |
6.4 | Параметры оценки качества жизни при выполнении протокола................................. | 10 |
6.5 | Сравнение результатов .............................................................................................. | 10 |
6.6 | Порядок формирования отчета .................................................................................. | 10 |
3
КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
(ПРОТОКОЛЫ ЛЕЧЕНИЯ)
УЛУЧШЕНИЕ ЛЕЧЕБНОГО АЛЬЯНСА
(КАЧЕСТВА КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМИРОВАНИЯ)
СПАЦИЕНТАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОЙ ОНКОЛОГИИ/ГЕМАТОЛОГИИ/ИММУНОЛОГИИ
Clinical recommendations (Protocols for patient's cure) Improve medical alliance
(quality of communication and awareness ) with patients and their parents in the Pediatric
Oncology / Hematology / Immunology
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает клинические рекомендации (протокол лечения) по улучшению лечебного альянса (качества коммуникации и информирования) с пациентами и их родителями в детской онкологии/гематологии/иммунологии (далее – протокол), способствующ ие установлению прочного лечебного альянса медицинского персонала с пациентом и его семьей.
Настоящий стандарт предназначен для применения медицинскими организациями
иучреждениями федеральных, территориальных и муниципальных органов управления здравоохранением, систем обязательного и добровольного медицинского страхования,
другими медицинскими организациями различных организационно | |
деятельности, направленной на оказание медицинской помощи. |
|
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 56034 – 2014 Клинические рекомендации (протоколы лечения). Общие положения.
П р и м е ч а н и е ─ При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие
2+ class="tr2 td2"> ссылочных стандартов в информационной системе | общего пользования ─ на официальном сайте |
3+ class="tr3 td4"> Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по | |
ежегодному информационному указателю | 2+ class="tr3 td6"> «Национальные стандарты», который опубликован по |
состоянию на 1 января текущего года, | 2+ class="tr2 td6"> и по выпускам ежемесячного информационного указателя |
«Национальные стандарты» за текущий год. Если заменён ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учётом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом
утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный ста ндарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана
4
ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3Общие положения
Протокол | «Улучшение лечебного альянса | (качества коммуникации и |
3+ class="tr7 td10"> информирования) с пациентами и их родителями в детской | ||
3+ class="tr8 td10"> онкологии/гематологии/иммунологии» разработан для решений следующих задач: | ||
- снижения | 2+ class="tr6 td11"> дистресса и улучшения психологической адаптации к лечению | |
2+ class="tr6 td12"> пациентов и их семей; |
| |
2+ class="tr6 td12"> - повышения эффективности коммуникации | между пациентами/семьей и | |
2+ class="tr8 td12"> персоналом медицинских учреждений; |
|
-повышения уровня комплаентности;
-уменьшения риска возникновения отказов от лечения у пациентов и их семей;
3.1Общие вопросы
Современный подход к оказанию медицинской помощи предполагает интеграцию
психосоциального подхода не только в последующие за основным лечением |
|
реабилитационные программы, но с момента первого знакомства с семьей. | Важным |
элементом данного подхода является признание значимости вклада в адаптацию к
лечению стиля информирования пациента/семьи и коммуникации между медицинским персоналом и семьей в целом. П онимание пациентом и е го родителями специфики заболевания и необходимых требований и ограничений, связанных с его лечением, качество коммуникации между медицинской и семейными системами, оказывают влияние на соблюдение семьей медицинских рекомендаций (комплаенс), как во время, так и после интенсивного этапа терапии, на успешность психологической адаптации к заболеванию и качество жизни в целом.
§ Продуктивной коммуникации медицинского персонала с пациентом и его семьей способствуют:
-установление доверительного контакта (при уст ановлении первого контакта с пациентом/его семьей специалисту необходимо представиться, обозначить тему разговора, сообщить о своей роли в лечении, цели осмотра, обращаться к родителю по
5
имени/имени и отчеству, поддерживать зрительный контакт, не называть ребенка/подростка в присутствии родителей пациентом и т.д.);
-уважение и внимание к границам личного пространства пациента/его семьи
(необходимо, по возможности, предупреждать пациентов о времени осмотров, стучать в палату, стараться проводить беседу без присутствия других пациентов и
т.д.);
-соблюдение иерархии родитель
-выстраивание взаимоотношений с учетом социокультурных, психологических (в
т.ч. уровня развития), возрастных и др. осо бенностей пациента и его семьи, а также в связи с имеющимся опытом взаимодействия пациента/его семьи с медицинским персоналом в прошлом (в том числе негативным);
-сохранение внимательного , эмпатичного и одновременно избегание сверхвключенного отношения к пациенту и его семье во время лечения;
-отношение к пациентам и их родственникам как к активным партнерам в лечебном процессе, предоставление им возможности участвовать в обсуждении состояния, лечебного плана, принятии решений относительно лечения;
-сохранение медицинским персоналом эмоционального равновесия, толерантности
влюбых (в т.ч. конфликтных) ситуациях.
§ Информационное сообщение для пациента и его семьи о заболевании и
лечении (в т.ч. предстоящих процедурах, манипуляци ях, операциях) должно быть:
-своевременным и регулярным (длительное ожидание запрашиваемой информации негативно сказывается на эмоциональном состоянии пациентов и их семей);
-обладать достаточной полнотой (с учетом актуальных информационных потребностей и запрашиваемого пациентом/его семьей объемом сведений);
- доступностым по форме изложения (следует избегать непонятных слов,
2+ class="tr4 td7"> профессиональных терминов, стараться объяснять с учетом возрастных, | социально- | |
2+ class="tr5 td7"> психологических особенностей, уровня развития, имеющегося опыта | лечения, | |
2+ class="tr6 td7"> иллюстрировать информацию схемами и пособиями, по возможности | рекомендовать | |
источники дополнительного информирования, убедиться в | 2+ class="tr4 td10"> понимании информации | |
пациентом/ семьей); |
|
|
6
-согласованным (информация, поступающая к пациенту и его семье из разных источников должна б ыть не противоречивой, заранее согласованной между собой принимающими участие в лечении специалистами).
§ Во время информирования пациента и его бл | изких о заболевании и |
лечении следует учитывать: |
|
-социальные, культурные, психологические, особенностей пациентов и их семей (в
т.ч., возраст ребенка и уровень его развития);
-информационные потребности и нужды пациента и родителя.
Проводить информа ционные беседы с родителем необходимо после
предварительной подготовки, в отдельном помещении, психологически комфортном и безопасном для родителя. Информацию, содержание которой может быть воспринято ребенком негативно или пугающе, рекомендуется обсуждать с родителем наедине (не в присутствии ребенка).
О медицинских манипуляциях, операциях пациенту и родителю следует сообщать заранее, обязательно поясняя запланированные мероприятия . Рекомендуется прояснить,
есть ли у пациента/родителя потребность узнать более подробно, как именно будет
осуществляться процедура. Род ителю следует рассказать о возможностях и путях его
помощи ребенку и персоналу во время | проведения того или иного мероприятия, об |
ожидаемой от него модели поведения. |
|
При информировании ребенка полнота и объем предоставляемой ему/ей
информации должен быть з аранее согласован с родителем ребенка/подростка.
Информирование может осуществляться с использованием специальных буклетов, схем, рисунков, наглядных материалов, учитывающих особенности восприятия ребенка/подростка.
Потенциально эмоционально тяжелая для па циента/его семьи информация
(например, о болезненности процедур, возможных побочных действиях, прогнозе и т .д.) должна предоставляться в балансе с позитивной информацией (например, возможностях предотвращения, облегчения неприятных ощущений и симптомов). Н ереалистичные прогнозы и неправдоподобная информация,
получаемая пациентом/семьей с целью успокоения, равно как и чрезмерный драматизм
при информировании, способны | усилить дистресс пациента/родителя, серьезно |
ухудшить уровень их доверия и | в дальнейшем ухудшить качество взаимодействия в |
| 7 |
процессе лечения.
Для оценки информационных потребностей пациента/семьи, рекомендаций по
поводу формы, стиля | 3+ class="tr4 td13"> предоставления медицинским персоналом | информации о | |
3+ class="tr5 td15"> заболевании и лечении пациенту и его семье рекомендуется | 2+ class="tr5 td16"> привлекать клинических | ||
2+ class="tr6 td17"> психологов, а также использовать командный метод | 3+ class="tr6 td18"> информирования (с участием | ||
2+ class="tr4 td17"> врачей, психологов, родителей пациента). |
|
|
|
4.Требования протокола
4.1Модель пациента
Протокол разработан для пациентов и сопровождающих их родителей/опекунов, проходящих лечение от различных злокачественных новообразований С00
2+ class="tr1 td21"> 10), а так же болезней крови, кроветворных органов | и отдельных нарушений |
3+ class="tr5 td23"> вовлекающих иммунный механизм | |
качества лечебного альянса могут быт | 2+ class="tr4 td6"> ь применены медицинским персоналом |
осуществляющим информирование | 2+ class="tr4 td6"> о болезни и планируемом лечении как на |
стационарном, так и на амбулаторном его этапах, в различных профильных медицинских и
4.2Критерии и признаки, определяющие модель пациента
Протокол применим во всех ситуациях информирования, коммуникации с пациентом и членами его семьи в детской онкологии/гематологии/иммунологии
4.3Перечень медицинских услуг основного и дополнительного ассортимента в
зависимости от услов ий оказания и функциональног о назначения медицинской
помощи |
|
|
Не предусмотрен протоколом описывающим рекомендации по | 2+ class="tr5 td27"> информированию и | |
коммуникации |
|
|
2+ class="tr4 td28"> 4.4 Характеристика алгоритмов и особенностей применения медицинских у | слуг | |
при данной модели пациента |
|
|
Не предусмотрено |
|
|
4.5Перечень групп лекарственных средств основного и дополнительного ассортимента
В настоящем протоколе применение лекарственных средств не предусмотрено
4.6Характеристика алгоритмов и особенностей лекарственных сре дств при данной модели пациента
8
Не предусмотрено
4.7 Требования к режиму труда, отдыха, лечения или реабилит ации при данной модели пациента
Не предусмотрено
4.8Требования к диетическим назначениям и ограничениям
Не предусмотрено
4.9 Особенности информированного добров ольного согласия пациента при
выполнении протокола и дополнительную информацию для пациента и членов его семьи
Не предусмотрено
4.10Возможные исходы для данной модели пациента
Не предусмотрено
5. Графическое, схематическое и табличное представления
протокола
Не предусмотрены.
6. Мониторирование протокола
6.1Критерии и методология мониторинга и оценки эффективности выполнения протокола
Мониторирование проводится в медицинских организациях, оказывающих стационарную хирургическую и терапевтическую помощь больным.
Учреждение, ответственное за мониторирование настоящего протокола, назначают
вустановленном порядке. Перечень медицинских: учреждений, в которых проводят мониторирование настоящего протокола, определяет ежегодно учреждение,
ответственное за мониторирован ие. Медицинские организации информируют о
включении в перечень по мониторированию протокола письменно. |
|
Мониторирование протокола включает в себя: |
|
- сбор информации о ведении пациентов, проходящих | лечение в лечебно - |
профилактических учреждениях; |
|
- анализ полученных данных; |
|
- составление отчета о результатах проведенного анализа; |
|
9
-представление отчета в Федеральный орган исполнительной власти.
6.2 Принципы рандомизации
В настоящем протоколе рандомизация (медицинских учреждений, пациентов и т.д.) не предусмотрена.
6.3Промежуточная оценка и внесение изменений в протокол
Оценка выполнения стандарта проводится один раз в год по результатам анализа сведений, полученных при мониторировании. Внесение изменений в протокол проводится в случае получения информации при получен ии убедительных данных о необходимости изменений требований протокола обязательного уровня.
6.4Параметры оценки качества жизни при выполнении протокола
Оценка качества жизни пациента при выполнении настоящего протокола не предусмотрена.
6.5Сравнение результатов
При мониторировании стандарта ежегодно проводится сравнение результатов выполнения требований протокола.
6.6Порядок формирования отчета
2+ class="tr4 td29"> В ежегодный отчет о результатах мониторирования включаются | выводы и |
предложения по актуализации протокола. | 2+ class="tr5 td32"> Отчет представля ет в организацию, |
2+ class="tr4 td29"> ответственную за мониторирование настоящего протокола. |
|
2+ class="tr4 td29"> Результаты отчета могут быть опубликованы в открытой печати. |
|
10
Библиография
1.Детская гематология/ Под ред: А.Г. Румянцева, А.А. Масчана, Е.В. Жуковской.
Авторы :Айзенберг В.Л., Балашов Д.Н., Биккулова Д.Ш., Вдовин В.В., Володин Н.Н.,
Демихов В.Г., Демихова Е.В., Евдокимова М.А., Жарков П.А., Журина, О.Н., Зозуля Н.И., Инякова Н.В., Карачунский А.И., Клипинина Н.В., Копылов К.Г., Кузминова Ж.А., Кумирова Э.В., Кумскова М.А., Лазарев В.В., Луговская С.А., Лукина Е.А.,
Лунякова Е.А., Масчан М.А., Морщакова Е.Ф., Мякова Н.В., Новичкова Г.А., Орлов А.Б., Панкратьева Л.Л., Полевиченко Е.В., Птушкин В.В., Румянцева Ю.В.,
Самочатова Е.В., Свирин П.В., Сигарева И.А., Скворцова Ю.В., Скобин В.Б.,
Сметанина Н.С., Спиридонова Е.А., Стефаненко Е.А., Тарасова И.С., Хаин А.Е.,
Хамин И.Г., Харькин А.В., Хачатрян Л.А., Цветаева Н.В., Цыпин Л.Е., Чернов В.М.,
Щербина А.Ю., Щукин В.В.// Москва. Издательская группа « ГЭОТАР- Медиа» 2015
г. С. - 656 .
2.Николаева В.В. Хронически больной ребенок в семье// В книге Соколова Е.Т.,
Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях, Москва, 1995.
3.Клипинина Н.В., Хаин А.Е., Кудрявицкий А.Р. Проблема информирования о заболевании и лечении пациентов и их родителей/семей в детской онкологии/гематологии // Консультативная психология и психотерапия. 2014, №1. C.
4.Хаин А.Е., Клипинина Н.В., Кудрявицкий А.Р. и др. Психосоциальная адаптация к
лечению детей с тяжелыми соматическими заболеваниями// Вопросы
гематологии/онкологии и иммунопатологии в педиатрии. 2014, том13 №4
5.Davis H. Communication and Counseling in Health Care, Baltimor, Paul H. Brookers Publishing Co, Inc, 2003.
6.Eichner J., Jonson B.
7.Faulkner A., Argent J., Jones A., O’Keeffe C. Improving the skills of doctors in giving distressing information. Medical Education 1995; 29,
8.Kazak A.E., Rourke M.T., Crump T.A. Families and other systems in pediatric psychology. Roberts MC, ed. New York, The Gilford Press, 2003, p.
11
9.Lucas L.R. Psychosocial aspects of pediatric rehabilitation, Pediatric Rehabilitation,
p.
10.Patterson J.M. Understanding family resilience, J. Clinica Psychology, 2002, 58(3),
p.
11.Simpson M., Buckman R., et al.
12.Wallander J.L., Varni J.W., Babani L., Banis H.T., Wilcox K.T. Family resources as resistance factors for psychological maladjustment in chronically ill and handicapped children, J. Pediatr. Psychol., 1989, 14(2), p.
12