=
Вестник анестезиологии и реаниматологии 2009. Т. 6, № 4
ОбРАЗОвАНИЕ И ПОДГОТОвКА ПО АНЕСТЕЗИОЛОГИИ – ПЕРЕСМОТРЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЕвРОПЕЙСКОГО СОвЕТА ПО АНЕСТЕЗИОЛОГИИ, РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИвНОЙ ТЕРАПИИ (РЕДАКЦИЯ 2008 ГОДА)1
Секция и Совет по анестезиологии2 ,
Европейский союз медицинских специалистов (UEMS)
Расширение Европейского союза за последние два года обусловило необходимость пересмотра суще- ствующих рекомендаций с целью дальнейшей гармонизации образования и подготовки по анестезиоло- гии в странах объединенной Европы. Несмотря на то что каждая страна отвечает за обучение и серти- фикацию своих специалистов, эти рекомендации призваны отразить минимально необходимые крите- рии их подготовки. По мнению членов Секции и Совета по анестезиологии, длительность подготовки специалистов должна составлять не менее пяти лет.
Ключевые слова: рекомендации, анестезиология, образование и подготовка.
Увеличение числа стран – членов Европейского союза (ЕС) при его расширении (в мае 2005 г. и в январе 2007 г.) требует анализа и пересмотра обра- зования и подготовки по специальности «Анестезиология» во всем Европейском союзе с целью их дальнейшей гармонизации. Эти рекомен- дации отражают минимальные требования к подго- товке таких специалистов. Каждая отдельно взятая страна сама отвечает за подготовку и сертифика- цию. Тем не менее мнение членов Секции и Совета по анестезиологии таково, что продолжительность подготовки анестезиологов для обеспечения необходимого уровня компетенции должна состав- лять как минимум пять лет. Некоторые страны – члены ЕС сегодня оценивают уровень компетенции обучаемых в нескольких разделах специальности в отдельности. Это будет необходимо для унифика- ции кредитов согласно Болонской декларации.
Эти рекомендации не затрагивают вопросы дальнейшего последипломного образования по субспециальностям анестезиологии.
Цели образования/подготовки
•Освоить клинические навыки в пре-, интра-
ипослеоперационном периоде.
•Ознакомиться с лечением боли как в острых
ипослеоперационных ситуациях, так и у пациен- тов с хронической болью.
•Безопасно действовать в критических ситуа- циях, включая реанимацию.
•Гарантировать способность специалиста про- водить общую интенсивную терапию у взрослых пациентов терапевтического и хирургического про-
филей, а также у педиатрических пациентов общего профиля.
•Уметь действовать на догоспитальном этапе
ив условиях неотложной медицины.
•Проявлять активность в развитии практиче- ской и научной сторон специальности.
•Проявлять достойное поведение и профес- сиональный подход к пациентам и всем сотрудни- кам больницы.
•Быть способным выполнять функции ролево- го тренинга и преподавателя для молодых коллег.
Обучение
Программы подготовки должны быть органи- зованы таким образом, чтобы охватывать все области специальности и включать последова- тельное изучение клинических ситуаций – от про- стых к наиболее сложным. Для обеспечения необходимого уровня ознакомления со всеми важ- нейшими областями специальности учебный про- цесс должен быть основан на длительном нахож- дении обучаемых в соответствующих клиниче- ских подразделениях (табл. 1).
Теоретическое обучение и практическая под- готовка на каждом уровне должны быть основаны на анестезиологических принципах оценки витальных функций и связанных с ними клиниче- ских состояний, сопутствующих заболеваний и предполагаемых реакций на введение препаратов.
Кроме клинической подготовки, важно чтобы обучаемый имел доступ ко всей необходимой медицинской литературе для самостоятельного обучения либо чтобы такой доступ обеспечивался
1Перевод настоящих Рекомендаций с английского на русский язык выполнен доцентом кафедры анестезиологии и реани- матологии с курсом детской анестезиологии и реаниматологии Санкт-петербургской медицинской академии последиплом- ного образования к.м.н. В. А. Мазурком под редакцией заведующего той же кафедрой профессора, д.м.н. К. М. Лебединского. 2 Сфера компетенции анестезиологии включает: периоперационную анестезиологическую помощь, неотложную медици- ну, интенсивную терапию, лечение боли и реанимацию (прим. авт.).
44
Подготовка кадров
Таблица 1
Ключевые разделы обучения*
Примечание. * для более детального описания требований к программам обучения обратитесь к ранее опубликованным рекомендациям.
во время учебных сессий. Каждый обучаемый дол- жен иметь наставника, консультирующего его и отслеживающего процесс профессионального раз- вития с целью своевременной коррекции возмож- ных пробелов подготовки.
Процесс подготовки должен находиться под контролем, обеспечивающим возможность устра- нения ошибок по мере их появления. Часто быва- ет необходимо, чтобы наставник (руководитель программы) демонстрировал обучаемому новые технологии и манипуляции несколько раз, прежде чем он сможет усвоить их и начать практическое использование.
Существует современная тенденция к использо- ванию различных типов симуляторов как для отра- ботки технических навыков (симуляторы для спе- циальных манипуляций), так и для обучения работе
вкоманде (полномасштабные симуляторы). Такая имитация, по-видимому, является ценным дополне- нием процесса подготовки и данный способ обуче- ния, вероятно, будет применяться все более широко.
Для поддержания необходимого уровня обра- зования и достижения исчерпывающего уровня подготовки через определенные промежутки вре- мени следует проводить оценку каждого обучае- мого и предпринимать необходимые корректи- рующие вмешательства.
Содержание процесса подготовки Анестезиология – специальность, которая
выросла из вспомогательной службы, обеспечи- вавшей потребности операционной, до службы, ответственность которой распространяется и на другие сферы. С точки зрения содержания про- фессиональной деятельности послеоперационный период и интенсивная терапия имеют много схо- жего с работой в операционной, поэтому во мно- гих странах эти области стали частью анестезио- логической специальности.
Общие принципы интенсивной терапии вклю- чают стабилизацию/нормализацию физиологиче- ских параметров (дыхания, кровообращения, метаболизма, функции почек и температуры
тела), обеспечение адекватной седации (сна) и обезболивания, а также поддержание необходимо- го баланса жидкости. Есть и другие области (например, догоспитальная помощь, лечение ост- рой и хронической боли, предоперационная оцен- ка и подготовка), которые также являются состав- ляющими анестезиологической специальности.
Использование дневника обучаемого Секция и Совет по анестезиологии поддержи-
вают ведение обучаемым дневника учебного про- цесса. Преимущества такой системы заключаются
ввозможности подсчета количества выполненных манипуляций и клинических наблюдений, быстром выявлении отставания обучаемого от учебного плана. Кроме того, ведение записей поз- воляет руководителю учебной программы сравни- вать обучаемых как между собой, так и с обучае- мыми в других учреждениях.
Вцелом не существует фиксированного числа манипуляций или клинических наблюдений, необходимых для профессионального овладения ими. В табл. 2 приведено ориентировочное коли- чество различных практических навыков, которое необходимо выполнить за время обучения.
Вдневнике обучаемого следует фиксировать возраст всех пациентов, физиологическое состоя- ние по ASA, вид оперативного вмешательства и анестезии, а также вариант контроля над обучае- мым во время ее выполнения. В дневник следует заносить и такие специальные манипуляции, как фиброоптическая интубация, кровесохраняющие технологии.
Преследуя главную цель – отразить ход про- цесса подготовки – аналогичные дневники могут быть внедрены для обучения в ОРИТ, клиниках лечения боли и на догоспитальном этапе помощи.
Качество медицинской помощи Анестезиология – специальность, где грань
между успехом и неудачей представляется доста- точно тонкой. Безопасная практика строится на многократных тренировках и использовании наи- более отработанных рутинных алгоритмов.
45
Вестник анестезиологии и реаниматологии 2009. Т. 6, № 4
Таблица 2
Рекомендуемые минимальные целевые показатели
Постепенное улучшение теоретической и практи- ческой подготовки приведёт к низкой частоте осложнений.
Таким образом, программы, направленные на достижение и поддержание качества как в специ- альности в целом, так и в каждом конкретном отделении, призваны обеспечить высокий стан- дарт медицинской помощи. Это, в свою очередь, будет способствовать возрастанию уважения к анестезиологам не только среди коллег, но и в обществе.
Оценка и экзамен
Как уже было отмечено, использование днев- ника обучаемого, структурированная подготовка с преподавателем и повторные тестирования и экза- мены будут гарантировать, что каждый врач стал опытным и квалифицированным специалистом.
Вкачестве заключительной оценки и проверки полученной подготовки, а также для сертификации специалистов многие страны проводят Европейский экзамен, организуемый Европейским обществом анестезиологии.
Вто же время некоторые страны начали разви- вать систему подготовки, основанную на достиже- нии необходимого уровня компетентности с использованием «портфолио». Это такие системы, где обучаемые обязаны достичь соответствия при- нятым минимальным критериям подготовки в конкретных областях специальности, гаранти- рующим приемлемый уровень знаний. Задачей
такой системы является расширение подготовки в областях, где обучаемые нуждаются в дополни- тельной поддержке. Система «порфолио» позво- ляет проводить оценку, которая в последующем станет частью итоговой проверки и экзамена.
Совет Европейского союза медицинских спе- циалистов в области анестезиологии будет настойчиво развивать системы «портфолио» и рекомендовать их для дальнейших пересмотров.
Программа посещения клиник
Совет Европейского союза медицинских спе- циалистов в области анестезиологии и Европейское общество анестезиологов учредили систему посе- щения больниц и их аккредитации с целью оценки программ подготовки резидентов в отношении: условий, плана обучения, стандартов, вовлеченно- сти профессорско-преподавательского состава, баланса между клинической и теоретической подго- товкой, а также возможности проведения научных исследований.
Такие аккредитационные визиты будут также включать беседы с обучаемыми, анализ анестезио- логических карт и дневников обучаемых.
Вслучае успешного прохождения такой про- верки программа подготовки получает пятилет- нюю сертификацию, действительную до следую- щего сертификационного визита.
Программы подготовки, не отвечающие уста- новленным стандартам, получат рекомендации по проведению необходимых изменений и улучше-
46
Подготовка кадров
ний, после чего будут назначены сроки внеплано- вого аккредитационного визита.
Некоторые страны имеют собственную систе- му контроля, весьма похожую на предлагаемую здесь; в этом случае желательно провести их согласование.
Дальнейшее развитие
Так называемые Болонские документы, под- держивающие унификацию обучения в системе высшего медицинского образования и призна-
ние, что индивидуальное образование может быть получено в различных институтах Европы, будет иметь значение и для подготовки в рези- дентуре.
Совет Европейского союза медицинских спе- циалистов в области анестезиологии создал груп- пу экспертов, чтобы выработать наше мнение по этому вопросу. Вполне вероятно, что обучение в резидентуре также можно будет проходить в раз- ных институтах.
Литература
1.De Lange S. The European Union on Medical Specialists and spe- cialty training // Eur. J. Anaesth. – 2001. – Vol. 18. – P. 561-562.
2.Members of UEMS Section of Anaesthesiology. Training
Guidelines in Anaesthesia of the European Board of Anaesthesiology, Reanimation and Intensive Care // Eur. J. Anaesth. – 2001. – Vol. 18. – P. 563-571.
47