���������� ������������� ������
���������� ������� ������������� ������
����������� ������������
������� ��� ����!"�# �� �$ � �������-
��%&�!�$ ��!��$
Клинические рекомендации обсуждены и утверждены на Пленуме Правления Ассоциации нейрохирургов России г. Казань, 02.06.2015 г
������ 2015
1
| 2+ class="tr0 td1"> ��������� ��''�����: |
| |
|
| 2+ class="tr1 td5">
| |
�������� ����� ��������� |
| 2+ class="tr2 td8"> ������ ����������� ����, ������������ | |
|
| 2+ class="tr3 td8"> ��������� ������������� � ����������� | |
|
| 2+ class="tr4 td8"> ��� ���������� ������� �������� � | |
|
| 2+ class="tr3 td8"> ������������� �� � ������, ������� | |
|
| 2+ class="tr3 td11"> ������� ����������� �. ������ | |
��������� ������ ��������! |
| 2+ class="tr2 td8"> "������� ����������� ����, ����#�� | |
|
| 2+ class="tr4 td8"> ���!��� ��������� ��������� | |
|
| 2+ class="tr3 td8"> ������������� � ����������� ��� | |
|
| 2+ class="tr4 td8"> ���������� ������� �������� � | |
|
| 2+ class="tr3 td11"> ������������� �� � ������ | |
������� ����� ������������� |
| 2+ class="tr4 td8"> ������ ����������� ����, $��%�����, | |
|
| 2+ class="tr4 td8"> ������� ���!��� ���������, &��. ���$$�� | |
|
| 2+ class="tr4 td8"> ���������� � ����������� ����$�� | |
|
| 2+ class="tr3 td8"> ������������!������ ��������� '1 � | |
|
| 2+ class="tr4 td8"> $������� ���������� � ����������� | |
|
| 2+ class="tr3 td8"> ����$�� "(�)� ��. $��%. �.*. +�������" | |
|
| 2+ class="tr4 td8"> | |
|
| 2+ class="tr4 td8"> $��%����� ��%���� ������&������� � | |
|
| �������������� ��. | .*. ��������� |
|
| 2+ class="tr3 td11"> +0 | |
*������� ������ .�������! |
| 2+ class="tr2 td8"> ������ ����������� ����, $��%�����, | |
|
| 2+ class="tr3 td8"> ������� ���!��� ��������� ��� | |
|
| 2+ class="tr4 td8"> �������� �������� ��&����� | |
|
| 2+ class="tr3 td11"> ��. �.�. +������� ���&����� (�����. | |
)�!����� ����� �������! |
| 2+ class="tr4 td8"> ������ ����������� ����, $��%�����, | |
|
| 2+ class="tr4 td8"> &�����1#�� ������� ���������� (�)� ��. | |
|
| 2+ class="tr3 td8"> $��%. �.*. +�������" | |
|
| 2+ class="tr4 td8"> "��,��/" �� (,, $��%����� ��%���� | |
|
| 2+ class="tr4 td8"> ������&������� � �������������� ��. .*. | |
|
| ��������� | +0 |
|
| ��!������" �� (, |
|
| 2+ class="tr2 td8"> ������ ����������� ����, $��%�����, | ||
|
| 2+ class="tr3 td8"> &�����1#�� ������� ���������� '1 ��� | |
|
| 2+ class="tr4 td8"> ������������� ��. ����. �.�. �������� | |
|
|
|
|
�(����'���� (������
��������.
03#�$��&������ $�����$� ����������� � ��!����, ������� �����
��������������� � ��!����� �3�&�������� ��!�3��� ������� (4%%���������� $����������� ����������� �������&���������� ��������������, ����-
�����&��� ��� ���������� �����!������ ��������������).
2
����)�������.
*�!�3��� � ���������!����� ����$������, ��������������� �
��$���&�����1 3���2������� 4��$����� $� ������ ��$�����. �����
��������������� ��� �������� ��3��� ��!���� � ���������� �����!�����
��������� (4%%���������� $����������� ���������� �������&����������
�������������� ��� ���������� �����!������ ��������������).
�(���.
*�!�3��� ��� ���������!����� ����$������, ������� ����� 3��� $���&��
(4%%���������� $����������� ������� ��������� 4��$�����, � ���������
�����!����� ���!���).
�� ����)��������.
*�!�3��� � ���������!����� ����$������, �� ���1#�� $�������������
4%%���� ��� ����#�� $������� ���� (�13�� ������� $������������).
���
������+���� ���������)���'���,�����
����� ����� � ������� 5�6 ����3����� $� ��&��� �������� �� 12 �� 30% � 3���� [2,9]. (�&������� �$����, $����������� � ��� ��)�6 � 2008� � ��&��!��� %����������
������� $���&���, !�� !������ �����!������� 5�6 ����� �������� ��������� ������
�����3�����, !�� � &��!�������� ���$��� ����� 3��� ���&��� � ����������� ������
������� ��!������� � �����������. ����� � ��� ��������!����� �����& $���&��, !��
��������$�����&��������� ����� � ������������ �������� ��� ������� !���$��- ��&����� ������ ���������� 6%, � 4�� – $������ 4000 ��������� �������� [2].
+� ������ ��� ��)�6 (2007�) 3���� 50% �����, $����$��2�� � $�&���� �����,
���1� ��&��!��� ����������, ��&���2���� �� ��&��!��� 4��$�� 4��������, ���1#��
��2�1#�� �������, ��� �� ��!���� ��������!����� 3���&��, ��� � �� �� ��$�������������
������ ��!����� ��&�� 3�������. 4��� ��������, �������� &���!�� ���������� ��!����
����������. 7�� � ���1 �!����� �����!����� $���������������� $��3������ 3������� �
����������, $���$������� ��$����������� ��$���&������ ���������������!�����
���������!����� � ��!�3��� �������, $��������� ����������#�� $��$������. �� ����
$�� �$�������� ��3������ ������� ��!���� | �� $������������� ��&������ |
3
$�����&������� | ����� � | ���$��� ��������&���� $�������. *�!���� | � | �������2�� |
���$����� ����� | 3������ | ��$������ � ����������� $��3������ | � | �������� |
4������!������ &��������. � 4��� $�&���� ��&��3���� � ��������� �����!�����
������������ ����� �!��� 3���2�� &��!���� � $���$������� %����������� �������
&���������� � ������� ���&���� �$������&��������� $���#� ����� � 5�6.
������� $������� ��#������� $������ «��$� ���������» («chain of survival»)
���������������� ������&�������� ����� ���&���� $���#� $��������2�� �� ����
4��$�� ��!����. 0������ �����!����� %��������������� ��$� �������� !����� $�������������� ����� $���������.
(����������� $� ��3��� �$���������� �38��� ��!���� �� ��&��!��� 4��$�� ���&����
���������� $���#� ��� ��&��!��� ��&������� ���$$ ����1��� �����!�������. 7��
�������� ��� �����$��������� 4��$�, ��� � ��!���� � �������� �$������&����������
����������. �������� �� ��������� ������� ���������� � ���������� � ��������������, ��1!����� &���!��� ������� $������ �������
��$���� ���������� ��&�� � ������ ��� $����!���� $����������. +� ������
����������, ��� �������!��� ������������, ������� ����� 3� $�&������ ��&��3�����
����������� $������ ��� ��� ����������� ����$�� � �������!������ ���2���������, ���
� ��� �������2�� ���3�������� � $�������� �������� ��&����� [3,10,16,17].
������� ���!�� ����9���, � &��!�������� ���$���, ��������������� �� ���������, ��&��3������� ��� �&������ ��� $��������� �� ���� �����!����� �$�� � $��������
��2����, ���������� �� ��3�������� �$��� � &������. ��� ��������� $��������
$�����$������� &��!���� ����� �� ������ ����� � $�&���� ����� ��� ���, �� � � $�&���� ��&�������� �������2��� ��&�����. +�� 4���, !�� ����2� ��3����, ��� ������ ����� ���
���� 4��� ��$���.
� ����� ������� �����������, !�� «���� – 4�� ��������� �&������» �� ������
�����. 5�� ����2� ��3����, ��� ��!� $�����������
-������������� �3������ $��������;
−��&��� ������������� � �����$�����;
−��&��� ������������� � ��$����� � ��$������;
−���������� � ��9�� � ��3�����1 ��&��;
−��&��� ������������� � ��$��������;
−$���3������� �3#���&����� ��������&������� ������� ��� �!�������
�������� $�����������;
−������� ���$���������� ��&�������� � ���&�$��� � 3������ �����$��������
4
%������.
+����� 4���� � $�����&� ������� �������
�!������� ������� ��$��������� $�������� � ������1 $�����!����� �������� ��&��. &��!�������� ���� $���!��������
���������� ��� ����2�� ��&������� ���$$�, ��� $����� �� 1 ���� &������� ���������
�����.
������� ������� ������ $��������, ��&��3������� ��� �&������ ���������
$��������2��, ����� 3��� $�������� � ����� 2�������� ��&����� � ����2�.
������&�!��� ���������� $����������� ��������� ������������ ��� �����,
������� �!��� ����� � �������� ��� �&������. 0��������� ��� 4���� �������� ������
$�����, ���������� �� ����������� �����$��� $����!���� � �����!���� $����������
��&��.
I.�����(���'.�/� 0��(
�����$�������� 4��$ ��� 4��$ $����� ����������� $���#� ��� $��������2�� �
�������
� ���&� � !�� �� ��!�� ���3������� ���1!��� 4��� ��&��� � ������ ������������.
�������� ��'. �����(���'.���� 0��(� � ����� � �� – ������ ��1���� (����1����� � ��1����
���������,����)� � '�,�2�/)� ��+)�1�����)� [6, 9,21]. .
���$��������2�� ����� � ������� 5�6 (���
&��!���� ����� ��������������, $���������� ��������� %������ � $��%��������
�����!��� $���������� ��&��. +�� ���3��������� �������������� ����$������
������ 3��� ����������� $��3������ � ����� $���!���� ������ [2,17,18,21].
Специалистам скорой помощи следует иметь четкие представления об основных патогенетических звеньях формирования «травматической болезни» головного мозга.
Документация, заполняемая на догоспитальном этапе, должна отражать предварительный диагноз, состояние гемодинамики, динамику за время наблюдения, объем неотложной помощи на месте происшествия и в процессе транспортировки [8,12].
5
I.1. �����,�/� ��)��� 2�'.����
������ ��1���� (����1����� )�+��
��������. ��� $�������� �������� ��&����� � �!���� ��&������� ���3��������
��$���&����� $�������!����� 3��'� ��)/ &'�+�� ($��������� 1)
�������$�������� 4��$�, ���3���� � 3������, ������#���� � ������&��� ���������,
������������ ��������� ��������� %������, � ��������� ������� $�����$�������
&��!���� ����� ��������� &��!��� ($��������: ����������� &��!��� (���&������), %����������� ������������ ���2������ &��!��� (������&), ���������� ������� �� �����
����).
��������� ������ ������������� ����� 9 ������ �� ���, ������������ ���
������������� ���������� �������� ������� (����������) � ���������� ��
������� �� ����, ������������ ��� ������������� ��������� ���������
������ ������ �� ���������������� ����������, �������������� �������������
��������, �����������, ������������� � � ��!���� � ������ ��!����
��������� ������������� � �������� ��������������� ��������.
��������
��������
������� � ������� �� ����� ���� ������ �� 9 �� 12 ������ ��������������� ���
�������� �
������� � ������� �������������
������.
!����� "#$
����� ������ �������. � �������������
������� ������� �������, ��������� � %���������� ��������� �����, �������
������
��'4,��� � ��2� ������ ��������� �/����'.�/� (���� � ��������� �/����� (���3�����, &�����������, $������������, $�������!�����, �����!���, ����!��
�������������
�����)/ (�������� $����� �� ������ � ��!���� ������� ($�� ���������� $�����
�� ��!���� � ����!�� ��� �� ������ �������!����� �������� � $������� 50 – 70 ��.
��. ����3�), ���� ������, 5��, ��), ������ ������ 2������������.
1.2.
6
��������. +�����#���� $��������2��� �� ������� � � ��2��� ������ $���#�
$������� $�� ���3������ %������� 2������ ������ $�&����!����.
�������������� ���������� ���������� �������, ��������'��� &���������� ����
&�������'�� ������ �������� � �������������'�� �������������� ���������� ����
(��� ���������� ������).
�(���. . 3������ � ��!������� ������� $�����#���� � �������3��� $���&�����
$���� $��������������� �3�&3��������. ����� ����������� ������������ ��������
($�� 2��������� ������ - $������� 1% ������� ��� %������� 0,005% ������� �
��&������� ��&������) [9,11,12].
•(�������� ���� � ������� ������� �� ������� ������ � ������ ��������'���
������� �� ���������.
•��� ����� ������ ���'�������� ���������� ����������� )*, "++, "*,
���������������.
•"���������������� � ������#��� � ������ ������ ����#� ��������
��������� ������� � ��������� ������������, !��������!� #�� ����!���
������������.
•#��������� ��������� ���������� � ������. ,����� � ������� ��������-
���������� � ��%�������� ������, ����'��� ������ �������� �� ��������
��������� ��������, ��������� �������, ������� � ���������������� �����������%
��������� (������ � ��������) � ��������� ������ ��� ��������� ����������
���������� ��������������� �������� (���������� 4)
1.3.!��������'���� ����������� �� �����(���'.��) 0��(�
�(���: ����3���� ������ $���&��� $��������2�� � ����2����� ��&����� �� ������
����I (����� 9 3�����
����3���1 ������ ��$����1� $���� �������� ����$��� 0,01% �������� �&
���!��� 0,1 ��/ ��� ��&�� ��3���� � $�������������� �3��3���� ���&�����
���������� � ����3�������� ���3�� ��������� �������� ���������� (10% �������
��������� � ���� �$���) � �������� %������������� 2������ ������. /������3��&�� ��$���&����� ���������� $��$����� � $�� ���3���������
����$�����&�1#�� ����������. +�� ����&�������� ����3���� $�������
����������1.
7
����3���� �� �����$�������� 4��$� ����� $���������� ������ ������&�������-
�������������� ��� �3�!����� ���!�� ������ $���#�. �� ��$������ 4$�&���� ��$�����.
•Обеспечивается проходимость дыхательных путей. При необходимости санируется рото/носоглотка и устанавливается воздуховод. При признаках дыхательной
недостаточности на фоне самостоятельного дыхания обеспечивается дыхание через
кислородную маску. Адекватность оценивается по клиническим данным и показателям мониторинга.
•При наличии напряженного
•ИВЛ осуществляется с ЧД 20 в 1 мин для детей старше 1 года и 30 в 1 мин для детей младше 1 года. Адекватность ИВЛ оценивается по клиническим данным и показателям мониторинга.
1.4.��������� �������'.��� ��(����+�� �� �����(���'.��) 0��(�
5+ class="tr0 td21"> ����)�������: | ��� ����� | ||||
3������ | $��9� | �������������� | �389�� | ���������1#�� | ��������. |
2+ class="tr8 td28"> [3,6,7,9,12,14,16,17,21]. | 2+ class="tr8 td29"> C��$����������� $������1��� | 2+ class="tr8 td0"> � �������� ������������. | |||
+�� | 5+ class="tr7 td30"> ����!�� ��$����&�� ���3������ ������� ����!�� 4���������������� | ||||
4+ class="tr7 td31"> $���������� (����1!��� 2��������1 ������). |
|
|
.����� ��$����&�� �$��������� ��� �������!����� �������� �������� ���� $����
$��������� (5 percentile) ��&������� ����� ($��������� 3). ������ �������
�������!������ ��������� �������� ( $���� $���������) ��&������� ����� ����� 3���
����!����� $� %������: 70�� �� �� + (2 ) ��&���� � �����) (2).
•Как можно раньше осуществляется венозный доступ. При недоступности периферических вен используют внутрикостный доступ к сосудистому руслу.
•Брадиаритмия, остановка сердца являются основанием к началу сердечной реанимации. Способом искусственного поддержания кровообращения является закрытый массаж сердца. Основной препарат, применяемый при сердечной реанимации - адреналин.
•При отсутствии доступа к сосудистому руслу возможно эндотрахеальное введение препаратов или однократно в корень языка
1.5.������)����+��� '�,����
8
+������� ��%�&�����1 ����$�1: ��������� ������� – 6% - ��� 10%
(��1���, ��1����) � ��&� �� 3���� 15��/��. �������� �������� – 60 - 120 ��$��� � 1
������ $�� ��������� �� � 5��.
+�� ��&����� ��� ���������� ����������!����� �����3�������� �� ���������
�� �� %��� $��������� ��%�&������ ����$�� $���������� $������1�
�������������� (��%���� 4% 3 – 5 ���/�� � ������, $�� ���3��������� ��&�
�����!���1� �� 10 ���/�� � 3���� � 1 ������; � $�� ��4%%���������� - � ���3������
– ��������� ��� ��&���� � ��&������� ��&� ($��������� 2) [9,12].
1.6.5�'���� �����(���������
��������: �$$������� ����������
•� * $�� ��������� $�������������� � ��$��������
•��%�&������ ����$��, ��$��������� �� $���������� �������!������ �� ��
������� �������� ��&������� �����.
•������4 � ��'������4 $��������2��� $��������� 3��&����&�$����� ���������
���������������� ��������: ���&�$��, ����&���� � ��&������� ��&������ ($�� ��
���������� -
•+��$���������� �� 30° �������� ����� ������� ($�� ���������� ������������
��$����&��).
•"������������� ��&�����/���������� �������������� ���$��������
�������������.
��������� �������� ��������������� �������� � ���� 0,25 �/�� ����� ����
������������� [3,6,9,12,17,21].
,�������������� — ����������� ������� (
����������
���������� ��� ����������. .�������� ��������������� (
��������� ������ ��� ���������� ����������% ��������� ��������
��������������� ��������.
,� ������������� ����� ���������
�(��)�'.��� (� �����) ��'����� ���(���'�+���� 2�'.���� � ��,���� (������ ,��� (��'� ����)/ �
'�,�2���� �,��1�����.
%����1�� � ���+����
������������ ����������� ����(�� ��'�4��� ������/)� (��,���)� '���'.�/�
������� � ����'���+���� 2�'.����.
9
2.�(����'�+�������/� ���������
��������%���!���7� ����������) �'� ����� � ��1�'�� �+�'��������� � ��,������� �� ��'����� )����(��6�'.�/� (�������,����� ��������� � ����'�����,�/) � , '�2��������-
���������,�����, �����)��������, �������,�����, ����)���'���,�����
� ������������,����� �'�12�)� [1,8,9,11].
����)�������: ����, $���!��2�� ������ ������, � $���&������ �� ������ ��&��
������ 3��� ��������� ������������� (��3� �$����������, ���&���1#�� ���������1
$���#�) � �������� �$������&���������� ���������� ��� ����1!���� ������!���$���
�������, $���������1#�� ����&� ��� ��&�� [1,9,10]. .
�(���: ���� � �������
�$������&��������� �����$��%������ �����������, ��3� $�� ���������� ������� ��
�&������ �����$��%������ ����������, � ������� ������� ���3������� �3���������� �
����������� $�������, $������������� ��� ���&���� ���������� �$������&���������
$���#� ����� ($�������!����� ����3�). – [9,15,17].
$��������������/������� � ������������������ ��������� ������������ [9,15,17]:
•���< 14 ������,
•/������� "#$,
•������ � ������ ����� 2 ������
•
•*��������� 0�������� ������������� (����� 20 �����) �� �������, ����� � �.�.
•
III.�2�'���������'�,�������'������(����'�+��������������������
III.1. 8��(���(���'�+����
�(���: $��������2�� ����, ���1#�� ����2���� ��������� %������, �����3��������
������������, ��������, $���������� ������� ������, �������� $������� ����!������,
�����3������ $������� ��&�, � ������� 3������������ :"- <13 ���$�����&���1���
!���& $������2�����1 $����� ��� $����������/��!��� �������������� ����$������ �
������������� ����������� ������ ����������� $����������. [9,10,15,16,17]
10
�������� ��'. – )����)�'.�� 2/����� ����������� (����1����� � ����������
��������� (���6�+��'���,������ )�����+)�,
������� ������ ��'�� ������� ��������� �������� � ������� ����������� ����� �
������������ ���% ����%�����% ������������
������������, %������ � ��), ��1��������% ������ ������� - ���������������
����������, �����������'�� ��������������� � ������������������ ���������
��������.
*�� ������ �������� (�����������) ����������% ���������� �������� �����������
������� ������������� (����� ���� ������) � ����������� ��������� �������
(���������: ����������� ������� � ���� � ����� �� (����������), &������������
������������ ���������� ������� (�������), ���������� ������� �� ����� ����).
III.2. ����������� (����1�����
��)(.4������ ��)����6�� ��'������ )�+�� �������� )�����) �/2��� �
����������� ����)���,����� (����1����� ��'������ )�+�� � ��'����� ����'�1���
�(����'�+���������
������,���(��4 �������4 [1,3,5,9,15,17,18].
��������: "��������%�� ��$�������� ���� $��������2�� � ������� ��&�����
������� ������& ������ [9,15].
+�� ����!�� $�������� � $���&����� �� $������ ������ ����� !���$� ��
������������� $��������2�� ������ 3��� ��$������� �� "6 ��� ����1!����
������!���$��� $����������.
����)������� : "��$�1������ �������%�� �������� �3�&�������� ������� �3�������-
���$��������2�� �� ������������� (:"-
+���&���� � $��������1 "6 $�� ������ ������ � ������� 3������������
������!���$��� $���������� [15].
11
%������
•��� ����� 15 ������
•�������� ��� �� 2 ����� � ������� ������������ �����������
•������� ����� 30 �����
•�������� ��������������� ������������
•����������������� ������� ������ ��� ���������� �� �������
•������� �������� �������� ���������� ����� ������ (� ����� ��
•���������� �� ��������
������������/���������� �� �������� �� ����������, ����, ������� «�����»,
����������� � ������� ������������ ��������)
•������������������ ��������
•������ �������� ����� ������
•������������ ����� ��� ���������� �����% ������
•����������� �������� ���� ����� ������, ��'�� ������������, ���������
���������
•������ ������ � ���������, �������'�% �������������
•�����%������������ ��������� � ��������
•������������ ��������� ��� ������� ��'������� �������'��� 2,+
•������� � ������
•������� �� 2 ���
•
������ "6 $�&����1� �38������&������� �38�� $���������� � �����
��������������� ��� $��������� ������.
��3����$������� ������ ���������1� � ����������� ��%%�&��� %���� $����������
��������� ��&�� �� I �� IV $� "6 ������%������ Marshall et al, ����!��� ����� �
3�&������ ���������, ����!��� ������!���$��� ������� � �!���� �2�3� ��&��, ��&��1#��
"6 �������� ������� %������� ����� ������!���$��� ��$�����&�� [3,7,13,18,21].
+�� $���&����� �� ������%��������1 ������ ���3������
%���������� $�������.
'������������� ����� � ����������� �������������� �����!�����:
1.�� ���������� ����������� ���������� �$/#3$ - ���
�����1 ���� ����� ����� ���� ������������ ������������&��, � ��� ����� � � �����
4.&��(���'.�/�0��(.
12
4.1.����������
��'. )����������: ������'. +� ���������)
1.��������: +��������2�� � �������
2.�(���: ���������� 5� $���&�� � $��������2�� ����� � ������� 5�6 (:"-
�(��)�'.�/) ��'����� �����)���������,
���������) +��,���/� �������), ������'. ��)�����)��� ((���(�,����� ��������
����+����)� �+)�����4 �������'.���� ���'����), �/�����, ������,���(����
���'����, ����2��'.���� (��6�+������� ���'����, '�2�������/� � �
���2���� &� �!�� ������&�������� ������������ ������� ��&��, ����������� ������������
����&���� ��������, �$���������
����&��� �����, $��������� ��������� ����������&�[6].
4.2.�����������/�����
1.��������: ����3���� ������ � ��&������ $������1#�� � * $���&��� $��������2�� �
����2����� ��&����� �� ������ ���� I ( ����� 8 3�����
2.��������: +�� $��������� � * ������� �&3����� ��$������������ � ���&����� � ���
��$���$��� ((��02 < 30 �� ��. ��.)
3.�(���: . ����� � 5�6 ≤ 8
��&���������� $����, ��� $��������#���� ��$�������, ��$����$��� � ��$������. 0���������� � ���������� ������ ����������� $�������� � $���#�1 $����-
���������� � ����������� �02, ��� $��9� ��������������� ��&�� ����� [15,16,17].
+�� ������ ��&����� �� ������ ���� ( ����� 8 3����� $� :"- ) 3������� ���3������
����3������� � $�� ��4%%�������� ��������������� ������� !���& 4�������������1
���3�� | $�������� | ������������1 ���������1 | ������ (� *). ��� | $����$�������� |
4+ class="tr2 td7"> 4$�&���� ����������&���� $������� � ���$�������� $�� $��������� � | *, ��&���1#�� | |||
��&��� | $���2���� | 5�, ���3����� $��3�� | ������� ���������� | ��� �������� |
��������������1#�� �������������� ����$�����&�1#��� ��$� �������� � ����������
�������. ���3������ $����������� (��02 � $�������
13
$��������#���� ����3������� ��$����� ��� ����$������, ���&����� � ��&�������&�����
������� �$$����� � *, ������ ��$����������� $��- � $��������������� 100%
����������.
"�������������� ��$������������ ����� 3��� ��$���&����� � ���!�� ��&����
����2���� ���������!������ ������� (����&� ��&����� ��������������� ��������) �
���������� ������!���$��� ��$�����&�� $�� ���������� 4%%���� �� $��������� �������,
�������������, ��������� ������� �& ������!��� ��&�� � $��������� ������!�����
����������.
4.3.���������� ��)�����)���
1����)�������: �� ��$������ 4$�&���� $������ ������������� ��������.
[3,5,6,9,12,13,16,17,18,21].
������������ ��$����&�� ������������� $��9� �������������� �38���
���������1#�� ��������. . ����� ���������� ����������� ��� ������������� ��������
�������� ���� ����� ���������� (5 percentile) ���������� ����� ��� ��� ����������%
��������% ����. ,����� ������� �������������� ��������� �������� ( ����� ����������)
���������� ����� ����� ���� ���������� �� &������: 70�� �� �� + (2 4 ������� � ����%)
������%�������� ���������� �������������� � ���������� ���������.
4.����)�������: /���3������� $��%�&������ �������� (/+�) – ��&���� �����
������� ������������ ��������� � 5� – �������� ��������, �$������1#�� ��&�����
��������. . ����� � �������
����3������� $��%�&������ �������� (/+�) >40 �� �� ��. [9,15- 18,24].
5.�(���: /���3������� $��%�&������ �������� � $�������
�+ ����)������� �'� �+���'/� [6]: ��� ��������� ����2���� ����3�������
$��%�&�� ���3������ $���������� ����3�������� $��%�&������� �������� (/+�).
������ 4��$�� ���&���� $���#� (�� ����� $����2������, �� ����� �����$���������
�� �������� ����������) ������� ���������� � �#������� $����$������� ��� ���������
�����������1 ��$����&�1 (�������!����� ������������ �������� ����� 90 ��. ��. ��.).
14
������� ������������ �������� ���3������ $����������� �� ������ ��2� 90 ��. ��. ��.
��$��������� ����� ����� ����������� ����$��. *�!���� ��$�������� � ������������
��$����&�� ������� ��!����� � ��%�&�� ��������� � �������������. ���3������
�������������� ������������ � �����������1 ������ � $��&�� �����. ��&��� &��!����
������������ (< 280 ����/�) � ������ (< 135 �����/�) ���������1� � �������
$���2����.
������ 5�6 �� ��$���&�1�. +�� ���������!��� 4%%���������� ��%�&������ ����$�� ���
$���2���� /+� ������� $�������� ���$����������� (��$����, ���������,
������������, ��&����). +�� ����!�� ������������ ��$����&�� � �������� ������������ �
��!����� ���������� ���$����������� $������1� ��$���� � ��&������� ��&������. +��
$���%���!����� ��&���������� ��&����� $��������� ���4$���%����- ������������� (�/� -
���/���) ��� %����4%���� ������������ - ��&����� (�/� - 0,2 - 1,0 ���/��/���).
4.5.���������� !��
�(���: ���������� !�� ����)������� ����) � �� ("�&≤ 8) ��$���&������
����������� ������!���$���� �������� ����� ��������������� � ��� !���� � � �����
$������ ���� ��&�� (������!���) 65�6
��'.: $���������� 5�< 20 �� ��. ��.
.����� � ������� 5�6 ("�&≤ 8) ����!����� ������� ���� ������!���$���
��$�����&��. �����!���$��� ��$�����&�� ����� ��$��������� ��%%�&��� $����������
��&�� � $�����������!�����
+�� 3���� ������� &��!����� :"- ���������� 5� ����� 3��� ������������
$��������2�� � �������� ��!�������� $������������, �����1#���� � ����������
�*, ������� � ����������, �.�. ������#���� � ��������, ������!���1#�� ��&�������� $��������� �����!������ �����������.
�+ ����)������� �'� | �+���'/� [6]: ���������� 5� $���&�� � 3������ � ������� |
5�6 |
���������� (��������, �!�� �2�3�, ����, ���$������ 3�&������ �������).
15
��������% �����������
,������ � �����
������������, ��������������% �� �������� ��������������� �������� (4).
���������������� ��%��� �� ���������
2��������������� ������������� �����������
������� ��������
���������� ��������������� ��������, ���������� ����������� ������� � ������% �
��������������� ����������
��������������� ������ III ������, �% ���������� ������������� ����� ����� ���������
�������������� ����������� � ��������������� ��%����. - ���� ������������ ��������
����������� ���������������� ��%��� ����� ������� "#$ �� �������������� �����������
�/��� ��������� ���������� [16,17].
���������� 5� $�&������ �� ��������� �38�������� $���&������ �$�������� �$���������
�38�� ��!����, �$���3����� ����������� ��3��� ����� ������� ��� ��$������������ ����$��,
�������, �������������, $��������� 3��3��������, �����$��������� �����������.
4.6.��������� ��'�,��� �'� '�,���� ������,���(��� ��(�����+��
�(���: +�������� &��!���� ������!���$���� �������� ������������� 20 �� ��.��. [3-
2+ class="tr3 td32"> |
|
|
|
|
*�!���� | ������� | 5�6 � | 2+ class="tr9 td39"> �����, ��� �� ��� � � �&������, | � 3���2�� ���$��� |
2+ class="tr7 td32"> �%����������� �� | �������� | 5� | 2+ class="tr7 td40"> � ���������� /+�. ��$������ ��������������� | |
$���2���� | 3+ class="tr8 td41"> 5� � ��&������ � | 2+ class="tr8 td40"> ���������� &��!����� � ��!���� <5 �����, ������ | ||
3+ class="tr7 td42"> $�������������� $���2���� | 2+ class="tr7 td39"> 5� ≥20 �� ��. �� � ��!���� ≥5 ����� | ���3��� ��!���� (1). | ||
4+ class="tr8 td43"> . �&������ $�������� ��!���� | 2+ class="tr8 td40"> 5� ��!���1� � $�������� ����!��� � 20 �� ��.��. |
0$��������� $�������� � ������� &��!���� 5� $�� 5�6 � ����� ��� �#� ���!��1��� �
&������ �� ��&�����. +�3������� $� 4���� ��$���� $�����!���� ���������1�; ������ �
����� ������������ $�������� &��!���� 5� ��!��� ����$�� ����������� � &����������
����&����� � ���������� 15, 18 � 20 �� ��.��. � �����
�������, �������������� [16,23].
4.7.��,���� ������,���(��� ��(�����+��
16
����)�������: "�������1 5� ������� ��!����� $�� $����2���� $����� 20 �� �� �� [3-
�����1�3�&���1 ($��%������!����1) � 4��������1 ����$�1 ������!���$��� ��$�����&�� [6]. (������ (���&������������) ������� ��$������� �� $��%�������� � ���������� %�������,
������� ����� ����2��� ��� �������� ��&����� ������!���$��� ��$�����&��. " �$���%�!�����
%�������, ������� ����� $������� � $���2���1 ������!���$���� ��������, ������� ����2����
����&���� ������ �& $������ !���$� (��$��������� $�������� ������ 3�������, $������������
��&3�������), ������������ ������� (�3�������� ����������� $����, ��$�����, ��$����$���), ��$�������1, �����������1 ��$�- � ��$�����&�1, ���������� �������.
4.7.1.8�������������(��������,���(�����(�����+��.
��������: +�� $���2���� ������!���$���� �������� 3���� 20 �� ��. ��. ������� ��������� ���
%������, ������� ����� ����2��� ��� �������� ��&����� ������!���$��� ��$�����&��.
-������� ��������� ����� ������� ����������� ��������� � �����
��15° �� 45° ���������� ���������� ���� ����������. ������ ������ ����
� ���������, ��������'�� ���������� �����% ���.
-�������� ������������ � ��%����
-��������� ���������� ��%�������% �����
�����������)
�������� �����%�������� � �.�.) � �������������� ��������
����������)
����)�������: +�� ������� $���2���� ������!���$���� �������� 3���� 20 �� ��. ��.
������������� $�������� "6 ������������ ��������� ��&�� ��� ����1!���� ������!��$���
$����������, ���3�1#�� 4���������� �������!������ ���2���������
��������&����� ��������, ����1&������ �������%����, ��&����� ��������������� ��������).
[3,5,6,9,15,16,18].
4.7.2.!�������'���/������1
17
0$��������� | ��� ��$���&������ �������� | 2+ class="tr6 td46"> �������� | �������������� ������, |
�����#����� � | 2+ class="tr7 td48"> ���!���� ������!���$���� ��������, | 2+ class="tr7 td42"> ������� ���� ��&�������� | |
�������������� | 2+ class="tr8 td48"> 5� - 4�� ��$������������� �&������� | 2+ class="tr8 td42"> 5� � $�� ���3��������� - | |
������������ | 4+ class="tr7 td49"> �������. ������������ ������� ����� ���#���������� ������ $�� | ||
2+ class="tr10 td50"> ��������� �&������� ������!���$���� �������� | 2+ class="tr10 td46"> |
|
�(���: ������������� ������ ��������������� 3������ � 65�6 � ������� ��&����� $� :"- < 8 3����� $�� ��&�������� ��$������� ����$������ ($����
�������&����&����).
-������� �������������� ������. �$������ �� 3���� 2 �� �������.
"������� 5� � �������� &�������� ������� !���&
���������. �������� ��������� �� 3���� 20 �� � !��.
4.7.3.&�(����)�'���/��������/
������#�� ����� � (, &��������������� ��� ��$������������ ��������, 4�� 15%
��������� � 7,2%
����. ����!��� ��&� ��������� ��������� �������� $����2���
+�����#����� ��������� $���� ��$������!����� ��������� ������� ������ � ���3���� ��
����&���(���� ������).
����)�������:
������� 5�6, ��$�������1#���� ������!���$��� ��$�����&���. 7%%�������� ��&� $�� 4��������� $���#� �������1� �� 6,5 �� 10 ��/��. ��� $���������� 5� <20 �� ��.��.
������� ��$���&����� ����������� ��&�. 0����������� �������������� �� ������ <360
�/��/�. [9,16,17].
#������� ������ ������������ ��� ����������
���������� ������������� ����, �������������� ���� ��� 0&&�������� � ����������
�������� � ������� �������������� �����������.
18
/��� ���������� ��������������% ������% ��������� ������� ������, �� ����������
����������% ����������% ������������, ���������% �� ��������% �������������
�������� (��� ������������ II ������ � ���� ������������ III ������) ���������
������������� ��������������� ������� ������� ��� ������� ��������������
����������� � �����. [16].
)� ������������ ��� �������� [6]. 2������������ ��������� �������� �� ������
���������� �����������
����%������� ���������������� �������, �� ��������� � ������������
0���������������% &�������.
/���������� ������� ���������������� ���������� �������� ������ ��������
��������������� (/ ,).
������) � ����������������� (/�� > 320 �������/�)
4.7.4.���)������2��2��������
•+��%������!����� ��&��!���� � ����� �� �������������
•,���3��3����: �����&�!��� ��&�: 10 ��/�� � ��!���� 30 ���; &���� 5 ��/�� ������
!�� � ��� ��&�. +���������1#�� ��&�: 1 ��/��/!��
•6��$�����: �����&�!��� ��&� 10 ��/��; $���������1#�� ��&�:
�(���: *�!�3��� �����& �������� ��&��� 3��3�������� ����� 3��� $������� �
$��������2�� (�����) � ������� 5�6 $�� ���3������ ������������ � ����!��
��%��������� ������!���$��� ��$�����&��, �����!���� � $��������1 ������ �������
��������������� ��!����. [16]. +�� $��������� ��!�3���� 3��3��������� �����&�
�������3��&�� ��������������
��#������� �$������� ��&����� �������!����� ����3������� ��$����� [6].
������������ ������ �������� � ���� 10 ��/�� � ���, � ��������'�� ��&����� 3 ��� ��
5 ���/�� � ��� � ������������ ����������� ������������ ������������ � ������ �����
��������� �% ��� ����'� ��������������� ���&����� � ���� 1 ��/�� � ���.
���������������� ��&���� �� ����� 48 �����.
19
��$���&������ 3��3�������� $�� ������� &��!����� 5� � ����� � ������� 5�6 $����������� �
���3#���, !�� ��$���&������ 3��3�������� � $�������� � ��%��������� ������!���$���
��$�����&��� ���!2��� ������ 65�6.
"����!����� ������������ $� $��������1 3��3�������� � ����� ������!���
�$������� ���� ���!��� (III ����� ����&��������), !�� �� $�&������ ������� !����� ������.
����������� 4��� ������ ����� ������� ������ $���$��������, !�� 3��3������� 4%%������� � ��!���� ������� 5- � �����, ������ ������� 3��3�������� ��
������������ ��� ���!2���� ���������!������ ������ �� �����������. +��������� 3���2�� ��& 3��3�������� $������� � �������1 ������������� ��������, ��� � �����, ���
� � �&������, !�� ���3��� �����������1#��� ����������� ������������ [5,6,9,16,17]. .
4.7.5.&�(�������'����
����. ������ ������ $������ ������ $���$�������� � ��&����� ��$������ ��&�� $���� 65�6. 3���� $�&���� ������������� 3��� �����������, !�� � ����� ��$������ $��������� �� ����� !����,
����&� � !�� ��&����� �������� � 3�&�$������� � �������3��&����� $���������
��$������������.
�������� ������!���$���� �������� | $�� ��$������������ �3��������� | ��&������ |
��&������������ (��&������� ��$���$����) | 2+ class="tr11 td52"> � ��������� �38��� ��&������ ��������� (�"). |
�������� ������������� � �!������ �&������ � ����� $���&���, !�� ��$������������ �������
����������1 ��&�� � $������� � ��&����1 �2���� (5, | et al. | (10) |
������ $���&���, !�� ��$������������ ��&����� ������������ �������� �" | ��� | � |
$�����������, ��� � $���$����������� ��������� �!������ ��&��. ������ $���&��� �&�������&�
������������ ��$���$��� � !������� ����3������� �2����. 5������ ������������ �2����
��������� 28,9% �� ����� �������$��� � ��&������� �� 59,4% � 73,1% $�� (��02
� <25 �� ��.��., ��������������. | 2+ class="tr3 td57"> 7��$������������� ������������ | $���&���, !�� |
$��%������!����� ��$���$��� $����� | �������� �" �&������ | 2+ class="tr12 td60"> 3�%����1 �$���3����� |
�$������&����� ��������, � &��!���� 4���� 4%%���� ����� 3��� ������, !�� ������� �� �"
(5).
�������� �� ���������� �$�3���������� ������ � $���&� $���������
��$������������ � ����� � ������� 5�6, �� $�������1� 2����� ��$���&�����. �� $�������� �� ������ �������&���������� ��������������� ������������ �������
��$������������ �� ��&��!��� ��$���� ������� 5�6 � �����, ����� ��� ��%���������
������!���$��� ��$�����&�� ��� ��&����� ��������������� ��������.
20
����)�������: ������� �&3����� ��$������������ �� (��02 <30 �� ��.�� � ����1
$��%�������� ��&����� ������!���$��� ��$�����&�� (���3���� � $����� 48 !����). [16,17,18].
3+ class="tr1 td10"> &�(�������'���� (������(���+��� (�� ���2<28 )) ��. ��. |
|
| ||
2+ class="tr2 td13"> �(���. �+ ����)������� �'� | �+���'/�: ��$�����������1 | ������� ������������� | ��� | |
��������1 | ����������1 ���� | 3+ class="tr3 td17"> ��� �������� $���2������ ������!���$���� ��������, | ||
��$�����, | $�� �����$��������� | 3������� � �$���������1, $�� | ��4%%���������� | ���� |
�������������� ��� � ����&� ��&�����/���������� ��������������� ��������. [6].
+�� ��$���&������ ��$������������ ������� �������������� �������!����� ���3����� ��&��
����������, �$������� SvjO2 �/��� PbrO2. ����������� �!���1� $���&����� SvjO2, ������#����
� $�������
����������
4.7.6.&�(����)��
�������� %�������������� 4��$������������� ������������� �� ��������, ��$�������� �����3���� $����!��� $���������� ��&��, $��������� � $���������� ������
$���%�&������!����� �������. 6���$����!����� 4%%��� ��$������� ����������� &� �!�� �������� ����3���!����� $����3������ ��&��, ������������ ���$����������
�������, $���������� ��������� ��$���� � 4�����������!�����.
�(���: �&����� $��������� ��������� ��$�������
5�6 � ��!���� 48 !����. [6,16].
/%������� �������� �� ����%������ ����������� ����%����� ����� ������ (� ������� 30 - 60
���), � ��������� ����� �������� (0,2 - 0,3°+ � ���). /%�������� �������� �����
�������������� ���������� ������������: ���������������, ���������� �������, 0������������� ��������������, ���������� ���������� ��%�������� �����, ��&����������
������������ (�� �����������������������)
��#�����1� &��!�������� �������� ������������ $��%������!������ ��$���&������
��$������� � ����� � 5�6. ���� ������������, ���1!�� ��� ������������ II ������
21
����&����������, $���&���, !�� ������ ��� ��������� ��$������� � ��������� �
������������ �$���3������ �����2���1 ������!���$��� ��$�����&��. 0����� 4%%���������� ����� ����$�� $� ��������1 � ������� �������� ��!����, ���1!��
$��$����� $����� ����� ��� ������$��������1 ����$�1 ������� ������!���$���
��$�����&��, �������� �������. "���� ����, $��������!���� ��&������� $���!���
������������ ������� ��$������� �� ���������� �/��� ������.
�+ ����)������� �'� �+���'/� [6]. ����������� ������������� ��� �&������ (4)
����!�����, !�� ���� ��$������� !���� $���������� � 0(�6 $�� $��8��� 5� �� ������
�������, � ���!��� ���������� �� ���������� ����&��!��� ������ � $������������
������� ��$������� �� ���������� � &�3�����������.
��$������� � �&������ $�������� � 65�6 [16] $���&��, !�� ��������� ���� ��������
���������� ��#�������� �� ����!���� � ���$$�� � ��$�- � ������������, �� ��$�������
��$����������� 46% �����!����� 2����� ����2��� ������ (������������� ���� 1,46; 95% ��
4.7.7.����)(��������� ���(������ ,���(�
�(���: �����$��������� ���$������ !���$� � $�������� ������� ��&����� �3���!��
2+ class="tr6 td61"> ����� 3��� ������������� | 5+ class="tr6 td62"> $�� ����&�/���������� ��������������� �������� ��� $�� | |||||
��&����� | ��%��������� | ������!���$��� | ��$�����&�� | ����� | � | 65�6 |
2+ class="tr10 td61"> [4,5,6,9,16,17,18,19,23]. . |
|
|
|
|
|
�+ ����)������� �'� �+���'/� [6]. *�������������� ���������� ������ (*�$") ��������
���3���� ����������� ������� ����������� ����$�� ������!���$��� ��$�����&��.
�����$��������1 �����4�����1 $������1� � $������11 �!����� $�� ��4%%����������
����$������ �������������� ����$��. 0������� ���� �"65 - �����!���� ������!���$����
�38���, 3�������� !��� $��������� �������� ������!���$���� �������� � ���!2����
%�������������� ��������� ��&��.
�" ����� $���������� ��� ��$������1#�� $�������� $�� �������� $����������, ��&���1#��
���������� ����� ��&�� (�����!��� �").
22
�" ($����!���) ��� ��������������� �$��� ������������� $�� ����&�/����������
��������������� �������� ��� $�� ��&����� ��%��������� ������!���$���
��$�����&��. ���� $��������� �����$������ �$���������� ��&��������� �����!������
�3����������, ��������� ���������!����� ����2����, ������� $���2���� 5�, ���
�����!������1 4���� $���2���� � ��&��!��� ��������� ��������������� ��!����. +����!��� �" ��� �������!����� ����� �������� ������!���$���� �������� ��������
$�������� ���������.
��������� *� ��� ��������
������������: ������������ DECRA (1) (������������� ��������������
����������������� �������������� ������������ ������ ��������������� �����0������
��� "#$), ���������� �������� �������� ��������
��� ���������������� ����������
�����������, ������������� ���� �����������.
��#������� ��������� ����� �����$��������� �����4������. 0�� ����� ��������
�& ����- � ������������ subtemporal ($������!���) �����$������, �����%�����
�����4������ (hemispheric craniectomies), �������� �����4������ ��� 3�%����������
�����4������. �3�� ������ &������ �� ������
"��������������� � ���������� ��������������� �����������:
*���������� ���� (3 ����� ��� + ������������ ������� + ������ ���� �
���&������) ��� ��������'��� ��������� �� &��� �������������% ����������� �
���������
•+ ��������� ������ ������ ����� �� ������ �$ (#3$) � ��������
������������ �������� ��� ����������� (��� 3 ����� � ������� ������)
•+ ��������� ����������� ������������ ������ ����� �� &���
��������������� �������� � �������� �������� ������������ ��������� 3
����� ��� + ������������ ������� + ������ ���� � ���&������)
•+ ������������'��� ���������� (��� ���������� ���������) ��
������������� ������������ �������� ��������� ����� � ���% ������ ���
$�*� � ��������� � �������� ����������� ����
•+ ����������� ��������� � ������% ��������% ������������% �������
��������� ����� �� ������ #3$ ��������&�� � ��������� � ��������
����������� ����
23
•/��������� �����������% ��������% ����������� ������ � ���% ������ �
��������� � ������������'�� (��� ����������'��) ������������
���������� � ����������� �������� ����������� ����
4.8.���6�'������ � '�,���� '���,�/� ��'�1�����
(�+ ����)������� �'� �+���'/� [6])
��������'���� ��������� ����������� ���������� � �������
���3������ $��������� ������ ����3���� ������ � $���������� ���3��������
�������� � ������� 4�������������� ���3�� (20 – 25 �� ���. ��.). ��� $��������#����
��$������ ��$���&�1� ����� $��������� ����������!��� ��$������. +�� $���������������� � * 3��� 5 ����� ���3������ ��$������� ������������
(��������).
���$��%��������
$�������� $�������� �� 3��� � ��&��2����� �������� ������ ������� � ���#��������
4���������� $������ !���& ��&��1������� &���. (��������). �� $�&���� ������ ��!����
������� $�������� ��������� ��&�� $�� ����!�� � 3������� $��&����� ���%����
��&����� ���#��������� !��&������ 4������$�!����� ������������ (����)�������).
4.8.1.��������'����
(����)�������)
���3������ ���#�������� �#�������1 �3��3���� �$$������� ��� � *, %�3��3��������$�� � $�������� ���������� ���������� 3�����������!����� &����&�������� �$$������ � * $���� �������&����. ������� $����������� $������
��������������� $��������� ��$���������� �$$������ � ����1!��� $��������
�$����3����� ����������� ���������. +� ��&�������� ������� $�������� �$���������
&������� ������� ��� ������� ������3������������ ������ � ���3�����������
����������� %������. ������1 ������3������������ ������ ���3������ ���#�������� �
���������� $��!�����. +���� �13�� ����$������ � 3������ ������� �3��3������� ����
�$��!���� �$���������� �$�������� ��&��%�����1#��� ����������. ��� ���������
���$���� ����� $����!��� ����� ������� ��$���&����� ������&���� 3������� $��������
������%����.
+�� ��&��!���� ����3������������ ����$�� ������� �!������� %������������!����� �������� ����3�������, $��3����� ��&� $��$������ � �!���� ��
���������� $������1#�� ������������ � $�������� $������1 ������1 $��$������.
24
4.8.2.��&�������� � ������� �������������% ������% ����������
���$��%�������� ��������� � ������������ ���3������:
�������������� ������� $������!��� $�&�� ���� $�� ����!�� � ��� ��������
�����������. ������� � 5�6 $�� $��������� � $�����$���������� $������ "6
������ ���3������ ����� ����������� $������!��� $�&��� ����. +�� $���&�����
�� ����!�� ��������, $������ ������ 3��� �������� ���������������.
�+����$���������� � ������$���������� ����3������$��%�������� $�� 4��������� �$��������� ���2����������. ��$������������ $���� �$���������
���2���������� 3������� �/� 3��1��� ������ ����3������������ $��$����.
���3�1����� $����� ���$���� $�� ������������!����� ����$������� � ����������
���������� ($�����&�� � $�����!��� $������)
���3�1����� $����� ���$���� $��������� �������������������� ���������
(����)�������).
0�������� $����� �������� ����3������������ $��$������ $�� ��&�����
������!���$��� ������� ���������� ����1��� $������������� � ��������������.
�������������� �������� ���#������1� $�� $�����!��� $������, !���& $�����!���
������, ��3� !���& �������������� �������. +�����!��� ������ ���3������
������������� $�� ����&� 3����
��������� ��&�� $�����!��1 $�����1 � ��������� $�����!���� ������� �� $������� $��
����!�� $��&����� ���������� ��� ���������� $�$���!��� ���������� $� ������
���$�1������ �������%�� ��������� ��&��. +�� ����!�� �����!����� � "6 $��&�����
������������ �����������1� �������� � $������� ���� �3��� 3������ ������!���.
����3����������$�1 ��&��!�1� �������� $����� ����3���$�������� ��������.
����3������������ $��$����� $� ������� ������
���#�������� �����������. �������������� �������� ����3������� ���#������1� �
��&������� %�&������!����� ��������� ������� ������. +���$�!�������� $���������
���������� � ��&���� ��&� 5 �� (����!��� ��&� 10 ��), ��������� � ��&���� ��&� 100 �� (����!��� ��&� 300 ��), ����$����� � ��&���� ��&� 10 �� (����!��� ��&� 40 ��).
��������� ����� ������ �����������1� �� $�������� �����. +�� $���������
��������������� ��� $�����!���� ������������ ������� �&3����� ��$��������������
������ ��������� ����� ��� ��$���&������ �$��������� &������� ������, $�&����1#��
������������ �&������ ��������� �������� � ���#�������� %������������ �3���
25
����3���$�������� ��������. +������������1 ����3����������$�1 $�����#�1� !���& 3
–4 ��� $���� $������ �������� ���$����� ��������� ��� ������������ (����)�������).
4.9.������� (��������3�� � ��1�'�� ��
2+ class="tr6 td36"> ����)�������: | ���������!�� ������ | ������������� | ���������������� | ��� |
4+ class="tr7 td72"> ���!2���� ������ $�� ������� 5�6. |
|
| ||
�(���: | 2+ class="tr9 td74"> ������� �� ��$������ | ��$����������, | 2+ class="tr9 td75"> �.�. $�����������!����� | |
5+ class="tr8 td76"> ��$���������� ����� 3��� ���&��� � $����� ������� |
|
+��������� $�������������� $������ � ����� � 5�6 ����� 3���2�� &��!����. 6���� ��� � � �&������, ����� � 65�6 ���3������ �3��$�!��� 4�������!����� $����3����� ��� 4%%��������� �������������� $����������, %���������������
������&�� � $��������#���� ������ $�������!����� ���������, ������������ �������.
.����� 4�������!����� $����3�����, ���3������� ��� ����������� ����� �
��&�����, ��2�, !�� � �&������. (�2���� � $��������� $�������������� $������,
���1!�� ����, ����!�����, �$���3 � ������ ����� $��������, ����� ��#�������� $�������
�����������!��� � ���������� ������.
�������� �� �����!�������� ������������, $����#����� ������ $���������, �38��� � ������� $�������������� $������ � ����� � 65�6, ������ ���� �& ���
��������������� ���3������� �������&���������� ��������������� ������������ II
������. (�&������� ������������ $���&��� ���������� ��&��!�� � ������� � ����� $��
����������� $������ � $������, ���1!�1#�� � ��3� ����������������. ������� ��
��$������ ��$����������, �.�. ���1��� ������ � ���, !�� $�����������!�����
��$���������� ���&��� � $����� �������.
�+ ����)������� �'� �+���'/�[6]. ��� ��!��� ������ 4�����$����3�����
3������ ���3������ ��$���&����� ����� ��$����� ������������. +�� ����������
����3������%� 4�������!����� $����3����� $�������� ����!�����1� $� %�������. +������ ����� ���#�������� ��� 4���������, ��� � $������������. +�����#������� 4����������� $������ $���� $������������� ����1��� ����2�� ���� ��&����� ��$���������� � ��%��������� ����������. ��� $��������� 4����������� $������
�����������1� ��&�- ��� �������������� &���. +�� ��4%%���������� ������������
�������� $������ 3���� 2 ����� $������� ��������� �������2�!���� &����. �����
���!�� ��� $������ 3������ ������� ��$���&����� �$��������� $���4��������� �����. +�� ���3��������� ����������� 4����������� &�������� $������ 3���� 4 ������
26
��&����� ��������� ����������� (����)������). +� ��&�������� $�����#����� �������
�������� 4����������� $�����1. . ����� ������� �3��$�!��� �� 130 �� 160% ����3���!�����
�������� [15].
4.10.��������)���,����� ��������
�(���: ,������� (��%����) ����� 3��� ������������ ��� $��%�������� ������
$�����������!����� ������� (+6") � ����� � ������� 5�6
"$�����������!����� ��������� ������� ���������� $��$����, ��&����1#���� �
��!���� 7 ���� $���� ������, ��� $�&����, �$���� 8 ���� $���� ������ �& ���� (1). (���- %������ ��&����� $�����������!����� ������� ���1!�1� � ��3� ������� $����������,
������&���1 � �������� $����������, ����!�� ������� �������� ��� ��������� ��� �
��#����� ��&��, ���������� $������ !���$�, %�������� ���������!����� ��%����,
������ ��&�����, �������� ������ 3������������ $� 2���� ����
������������ $�����������!����� ����&��, ����!�� ��3��������� ��� 4$����������
��������, $������1#�� �������, �����!����� ��������&� � ��&����. . ��������� � �����
����2��� ��&����� $���� ���������� ���������� ����.
�������������� $�����������!����� 4$���$��� ���3���� &��!����� ����1���
���$�1������ �������%��, 4������4���%������%�� �
.��&����� ������ �������&����&���� � ������ $������
$�&����1� ������� �!��� $����������, �����������1#�� %������� ����� ��&����� $�����������!����� 4$���$���.
+��
���������� ��� 4$���$��!����� $�����$�� �������� ��������� ���������
4$���$��%������ ����������.
+�� 4��� ����� ��������, !�� $�� ��&����� 4$���$��!����� $�����$�� ���3������
$��������� "6 (�(6) ��������� ��&�� �
#�%������ 0�������������. - �������� ��%������� �������� ������������������
0�������� ��������������� ����&�������������� ��������� � ����������, �������
����������� ��������, ��������� �������� ������������� �������������� ��������
��������% ������, ��������� &������ ������������ ��&&���, ������� ��������
�������'�% � ����� � ��������� ���� �������� ������� � ����������
27
�������������% ��������� 0������&�������������% ������� ����������, �������������%
���������� �����&�������'��� &������
�����(27, 28).
5������ ���!��� +6� � ����� � 5�6 ���������� $������� 10%. �� ��������� ��&��������
������ ������������ III ������ $��%������!����� $���������������� ����$�� %��������� �����
��������������� ��� �����, �����1#�� !���� ������ $�����������!����� �������. .!������
������1 ����������� ����2���� ����3���&�� � $�������� � 65�6, �������������
�������������� ������� $��$�����.
����)�������: +�� ����!�� ���� - %������� ��&����� $�����������!�����
�������, � ����� ����!�� ���$�������������� $������&��� � 4$���$��!����� ����������
�� 77- ������������� ��&��!���� ����������������� � ��!������ ����$����!����� ��&��. �(���: +�� ��3��� ����������������� ��� $��������� $��%������!����� $���������������� ����$�� ������� �������� $���$�!����� ������������� ��������� �
�����$����������� 4%%����� (����������, 3��3�������, $��$����� �����-
������������� ������� � ��.)
5. ����)������� (� �������,����)� '�,���4 �� (�(���).
(� ������������ ��� �������% [6].
5.1.4������������ ������� �����% 0����������% �������
* 7$���������� �������� �38���� 3���� 30 ��3 ���3��� �������!������ ��������
��&������� �� ���$��� 3������������ (� ��������� ���!��� $�� ��&��!�������� $����2���� ���&������ �38��� 4$���������� �������� � $�������1 ���$������������
��������� $��������2��� � ����������� �������������� ���$�������� ��$������
�������������� ������� � ������!�����
*+�� ����2�� �38��� �������� $���&����� � �������!������ �������1 ����1���
�3#�� �38�� $�������!������ �!��� 3���� 60 ��3, ���$������ ��������1#�� ��������,
�������� 3������������ $��������2��� �� ������� $���!���� ������ �� �$������.
*7$���������� �������� �38���� ����� 30 ��3, ���#���� ����� 15 ��, $��
���2���� ��������� �������� ����� 3 �� � 3������, ����������� 3������������,
���������� �!������ ���������!����� ���$��������, ����� $�������� ���������������
28
��!���1 ($�� �#�������� ���������!����� � "6 �������� � ������������!�����
����������).
.+���� � ������ ��������
—+��������2�� � ������ 4$���������� ��������� $�� ����!�� $���&����
���3������ $�������� 4��������� �$��������� ���2���������.
—����2���� ������� �������!������ ���2��������� ��� ������� ������, ������
�!�������, !�� ����������� �3��$�!����� 3���� $����1 4�������1 ��������.
5.2.4������������ ������� �����% �����������% �������
—+�� ������ ��3��������� �������� �38���� 3���� 40 ��3 ���#���� 3���� 10 ��
��� ���2���� ��������� �������� 3���� 5 �� ���3������ �������!����� �������� ���-
���� ��&������� �� ������ 3������������ $��������2���.
*��� $��������2�� $�� �������� 3������������ �� ���� � ������ ��3���������
��������� ������� �������������� 5�.
*)������!����� ���2��������� $���&��� ����� $��������2�� � ��������� ���#����
����� 10 �� � ���#����� ��������� �������� ����� 5 ��, ���� ��3�1��1��� ��������
���$��� 3������������ $� :"- �� 2 3���� � 3���� � ������� $���!���� ������ ��
$����$����� � �������, ���������� &��!��� ��� ���������� %���������� � ������&,
$���2���� 5� 3���� 20 �� ��.��.
.+���� � ������ ��������
* +��������2�� � ������ ��3��������� ��������� $�� ����!�� $���&���� �
�$������ �������!����� ���2��������� ������ 3��� ��$������ � 4��������� $������. +�� �38��� �������� 3���� 150 ��3, �������� 3������������ 4 � ����� 3����� $� :"- $���$�!��������� ��$������� �����$��������� ���$������ !���$�.
5.3.4������������ ������� ������ �����
—+�� �!������ ��&��&������ ��&��, ��&���1#�� $������������ ����2����
���������!������ �������, ������1 ������!���$��1 ��$�����&�1, ��%��������1 �
��������������� ��!���1, ��� $�� ����!�� $��&�����
�����������, ���3����� �$��������� ��!����.
���� � �!����� �2�3�� � ��3��� � ����!��� ����� �38���� 3���� 20 ��3, ����
���#���� ��������� �������� > 5 �� �/��� ���1��� $��&���� ���������������� ��&�� ��
���$�1������ �����������, � ����� ���� �38�� �!��� �2�3� $����2��� 50 ��3.
+���� � ������ ��������
29
—"���������� $� $����� �������� �!���� ��&��&�����, ��&���1#�� ������1#��
�������.
5.4.�������������� ������� ������ �����
—������� � �!����� �2�3�� ��������� ��&�� 3�& $��&����� ���������!������
����2����, � ����� � �$��������� 5� � ��&��!��������
���$�1������ ���������� ����� ��!����� ������������� $�� ������� �����������
�������� � "6 � ��������.
5.5.�������� ���������� ��� �����������% �������� �������������� ����
—�3���1����� $���&������ � �������!������ ��!���1 $�� $����������� &����� !���$��� ���� ����1��� 4$���������� �������� �38���� 3���� 25 ��3, $����������
��&��!�� ����������� ������&���� 3���� 20 ��3, ����1&������ �������%����,
����������� ���������� IV ������!��.
*"������������� ��!���� � 3������ � $������������ �������� &����� !���$���
���� ����� $�������� $�� 4$���������� ��������� �38���� ����� 10 ��3, �����������
$����������� ��&��!�� ����� 10 ��3, ���������� ���#���� IV ������!�� � ���������
���$��������.
*������������ ������� � 3������ � $������������ �������� &����� !���$���
���� ��&����� $�� 4$���������� ��������� �38���� �� 10 �� 20 ��3, $�����������
��&��!�� �� 10 �� 20 ��3 $�� ����������� ���$��������. +�� �$��������� �������
��!���� ���3������ �!������� ���$��� 3������������, ��������� ���&���� ���, ������
������!����� ��������� ��&������ $����������. 6���� 3������ ���3������
������!�����
5.6.4������������ ������� ���������%��������� ������ ������
* +�� ���������� $�������� !���$� 3���2� ���#��� ����� ���3������ �$���������
���2���������.
*������� � �������� ���������� $�������� !���$� ����� ��!����� �������������,
���� ���������1�: $��&���� $���������� ������� ��&����� �3���!��, &��!��������
������!���$��� ��������, ��������� 3���� 1 ��, �����!���� ��&���������� $�&��,
�������!����� ��%���, ������� ��%�����, $�������%����, ������� &����&����� ����.
30
*"������������� ��!���� &�������� ����������� $������� � ������ ���!�� ��2�����
�������������.
+���� � ������ �������� ��� ���������% ��������%
*��� �������� ����� ��%���������� ������������� ������ �������!�����
���2���������.
*.��������� ��������� � �������!����� �3��3���� ���� ����1��� ���������
4��������� �$������.
*+�� ���������� ��%���������� ���� ��&����� $����!��� ������� $�������.
**�!�3��� ����$������ $�� �������� ���������� $�������� ������ ���1!���
��$���&������ ����3�������.
31
����)�����)�� '���������
1.������� �.�., ���� �.�.,
�����/ "����!����� �����������, ��� 2, ������, «�������». - 2001., �.
2.��������� �.�, �������� �.�, :����� >. .
�������.- (��������� $�������!����� ������ '2 2010 .
3."�������� �.�., +���$�� �.�., *�������� *.�. //
4."����� . ., 6���$�� �.7., +���� =. . �����$��������� ���$������ !���$� $��
�������
5."����� . ., +������� �. �. "���������������": +�����!����� ����������� -
������, 2010
6.*������� �..., +����� .�. ���������� ����������� $���#� �����, $��������2�� �
������� ��������, ������&������� � ��������������, 2012, '4, �.
7.�.�. +���$��, . . "�����, *.�. *��������, �.7. 6���$��,
+�������, "*���5>�"�> (>"0�>���/�� «*>5>��> +0�6(��� :�) � 6?�>*0@
(�����, 2015.
8. (�2��� *.�, �������� �.�,
$��������2�� ����� � ������� �&����������� � ��!�������
������� �� �����$�������� 4��$� (������!����� ������������ ��$���������
&��������������) �.������, 2008 ���
9.�������� �.�. 7��$� ���&���� $���#� ����� �
������������. �. ���������� � ������������� �������� ��&����� '
10.�������� �.�, (�2��� *.�, �����2���� .*, "������� 0. � ��. «0����� 4%%���������� ����������� ���������� ���&���� ���������� $���#� ��
�����$�������� 4��$� ����� � ������� ��!������� � �&����������� | 5�6» |
��%����������� $����� ' ��$��������� &�������������� �.������, 2008 ���
11.�������� �.�., "������� 0. , ������� 6.,, ��#������ �. . «+��� �$����&����
�����$�������� $���#� ����� � ������� �&����������� � ��!������� !���$��- ��&����� �������». �. "������������� � ���������� �������� ��&�����"
12.Andrew I.R. Maas, Mark Dearden, Franco Servadei, Nino Stocchetti and Andreas Unterberg Current Recomendations for Neurotrauma” Curr Opin Crit Care 2000, 6:281- 292
13.Bullock M. R et al. // Management and Prognosis of Severe Traumatic Brain Injury 2000
//Brain Trauma Foundation, USA
14.Bullock M. R et al. // Surgical Management of Traumatic Brain Injury 2002// Brain
Trauma Foundation, USA
15.Clinical Guideline Triage, assessment, investigation and early management of head injury in infants, children and adults June 2003 National Institute for Clinical Excellence
16.Guidelines for acute medical management of severe traumatic brain injury in infants, children, and adolenscents // Pediatr Crit Care Med - 2012 - Vol. 13 - No. 1 (Suppl.)
17.Guidelines for the management of severe pediatric head injury // MINERVA ANESTESIOL -
18.Guidlines for the management of severe traumatic brain injury // J of Neurotrauma, v 24, 1(suppl.) - 2007
32
19.Guidlines for the Surgical Management of Trauma Brain Injury // Neurosurgery-
20.Guidelines for the
21.Robertson CS, Valadka AB, Hannay HJ, et al Prevention of secondary ischemic insults after severe head injury. // Crit Care Med -
22.Taylor A, Butt W, Rosenfeld, Shann J, Ditchfield M et al. A randomized trial of very early decompressive craniectomy in children with traumatic brain injury and sustained intracranial hypertension // Child’s Nerv Syst - 2001 -
23.Woolf S. H. // Practice guidelines, a new reality in medicine. II. Methods of developing guidelines.// Arch Intern Med. 1992
���'. 1
��������,����� 3��'� ��)/ &'�+�� ("�&)
|
| Младше 1года |
2+ class="tr6 td21"> ����3� 1 ���� |
| |
|
|
|
4 | Спонтанное | Спонтанное |
Открывание глаз 3 | на речевую команду | На речевую команду |
2 | на боль | На боль |
|
|
|
1 | нет ответа | Нет ответа |
|
|
|
|
|
|
6 | Выполнение команды |
|
5 | Локализация боли | Локализация боли |
4 | Сгибание – отдергивание | Нормальное сгибание |
3 | Патологическое сгибание | Патологическое |
| (декортикационная | сгибание |
| ригидность) | (декортикационная |
.2+ class="tr2 td30"> Наилучший |
| ригидность) |
|
|
33
двигательный | 2 | Разгибание | Разгибание |
|
ответ |
| (децеребрационная | (децеребрационная |
|
|
| ригидность) | ригидность) |
|
| 1 | Нет ответа | Нет ответа |
|
|
|
|
|
|
|
| Старше 5 лет | ||
|
|
|
|
|
| 5 | Ориентирован и контактен | Соответствующая | Гулит, улыбается, |
|
|
| возрасту речевая | или проявляет |
|
|
| продукция | неудовольствие |
| 4 | Бессвязная речевая | Бессвязная речевая | Эпизодический |
|
| спутанность | спутанность | крик, плач |
.2+ class="tr16 td84"> Наилучший | 3 | Отдельные слова в ответ | Крик и/или плач | Постоянный крик |
|
|
|
| |
.2+ class="tr0 td84"> речевой ответ |
| на раздражение или |
| или плач |
|
|
|
| |
|
| спонтанно |
|
|
|
| .2+ class="tr13 td81"> Нечленораздельные звуки |
|
|
| 2 | Стон | Стон | |
|
| на раздражения или |
|
|
|
| спонтанно |
|
|
| 1 | Нет ответа | Нет ответа | Нет ответа |
|
|
|
|
|
���'. 2
���,�� ��+/ ����������� �����)/� (��(������
���������
���2��� 1 �� � ������������ 1:10,000 � 250 �� 5% �������� ��1��&� "����������� = 4 ���/�� ��&������:
(������������ ��$���&����� ��&���1#�� ���������� (60 ��$/��); 15 ��$/��� = 1 ���/���
30 ��$/��� = 2 ���/���
45 ��$/��� = 3 ���/���
60 ��$/��� = 4 ���/���
75 ��$/��� = 5 ���/���
90 ��$/��� = 6 ���/���
105 ��$/��� = 7 ���/���
120 ��$/��� = 8 ���/���
135 ��$/��� = 9 ���/���
��(�)�� (��6�)�� 4% - 5 )')
���2��� 200 �� � 250 �� 5% �������� ��1��&� "����������� = 1600 ���/��
34
��&������:
(������������ ��$���&����� ��&���1#�� ���������� (60 ��$/��):
15 ��$/�� = 200 ���/���
30 ��$/�� = 400 ���/���
45 ��$/�� = 600 ���/���
60 ��$/�� = 800 ���/���
3% ������� NaCl �� &8� 6% 250 )' -
�������' 15%: ��������� ��&������ 1�/�� � ��!���� 20 ���
��'����)
���)���' 1% - 0,1 )' �� ��� 1�+��
����)��
���'. 3
;�%����&������� !�%��� �7� ����7 5 �� �$
|
| !�� | ����)�'.��� | ����� | ����� |
|
| � �� | �����'�,����� | ��� | �� |
2+ class="tr13 td39">
|
|
|
|
| |
2+ class="tr1 td44"> ������������� | <2.5 | 40 | |||
2+ class="tr14 td44"> ������������� | 3.5 | 60 | |||
3 | ������ | 6 | 60 | ||
6 | ������� | 8 | 60 | ||
1 | ��� | 10 | 72 | ||
2 | ���� | 13 | 74 | ||
4 | ���� | 15 | 78 | 20 | |
6 | ��� | 20 | 82 | 16 | |
8 | ��� | 25 | 86 | 16 |
35
10 ��� | 30 | 90 | 16 | |
12 ��� | 40 | 94 | 16 |
6�$�!��� �� ��� ����� � ��&����� �� 1 ���� �� 10 ���: 80 �� ��. ��. + (��&���� �
������ 2)
(��!�� ������� $������ �������!������ �� ��� ����� � ��&����� �� 1 �� 10 ���: 70 �� ��. ��. + (��&���� ��3���� � ����� x 2)
Прил. 4
�
I | Диффузное повреждение | Нет видимой патологии | 1 |
|
|
|
|
II | Диффузное повреждение | Нет очагов | 2а |
| (прослеживаются цистерны, смещение срединных структур | Один очаг | 2b |
|
|
| |
| .2+ class="tr6 td103"> интенсивности очаг) | Два и более очага с одной | 2с |
|
|
| |
|
| стороны |
|
III | Диффузное повреждение и отек | I и II + компрессия или | 3 |
|
| отсутствие цистерн |
|
|
|
|
|
I | Диффузное повреждение и смещение | I и III + смещение | 4 |
V |
| срединных структур > 5мм |
|
|
|
|
|
V | Эвакуированное объемное повреждение | Экстрадуральное | 5a |
|
| Субдуральное | 5b |
|
|
|
|
V | Не эвакуированное объемное повреждение >25см3 | Экстрадуральное | 6a |
I |
|
|
|
|
| Субдуральное | 6b |
|
|
|
|
http://www.rescueicp.com/marshall.jpg
36