���������� ������������� ������
����������� ������������
�������������� ������� ����� � � !����� " ��#����$$������������ " %����&� " ���"���' %������%�
��#%� � ��(�'
Клинические рекомендации обсуждены и утверждены на Пленуме Правления Ассоциации нейрохирургов России г. Красноярск, 14.10.2015 г
������ 2015
��)���*�� *�++�*)��:
��������� ������ ���������� | 5+ class="tr0 td1"> ��������� �.�.�., ���������� ���������� | ||||
| 5+ class="tr0 td3"> ������� ������������� ��� ������������� | ||||
| 2+ class="tr1 td5"> ��. ����. �.�. | 2+ class="tr1 td6"> ������� ��������� !" |
| ||
����� #����� $����������� | 5+ class="tr2 td3"> ���������, �.�.�., ���������� ���������� | ||||
| 5+ class="tr3 td3"> ���������� � ������������� ��� �������- | ||||
| 5+ class="tr0 td3"> ������ ��. ����. �.�. ������� ��������� | ||||
| !" |
|
|
|
|
%������ ���� $����&���� | 5+ class="tr0 td3"> | ||||
| ��� | ��� | ������������� | ��. | ����. |
| �.�. | 2+ class="tr1 td17"> ������� ��������� !" |
|
| |
%������� (���� #�����&���� | 5+ class="tr0 td3"> �.�.�., ������� ������� ��������� ��������' | ||||
| 5+ class="tr0 td3"> ������� ������������� ��� ������������� | ||||
| 2+ class="tr1 td5"> ��. ����. �.�. | 2+ class="tr1 td6"> ������� ��������� !" |
| ||
)������ *������ $����������� | 5+ class="tr0 td3"> �.�.�., ���������' ��+��������� ���������- | ||||
| ����� | ��� | ������������� | ��. | ����. |
| �.�. | 2+ class="tr1 td17"> ������� ��������� !" |
|
| |
��������� ����,�� #������������ | 5+ class="tr0 td3"> �.�.�., ������� ������� ��������� ��������' | ||||
| 5+ class="tr0 td3"> ������� ������������� ��� ������������� | ||||
| 2+ class="tr1 td5"> ��. ����. �.�. | 2+ class="tr1 td6"> ������� ��������� !" |
| ||
5+ class="tr4 td3"> �.�.�., ������� ������� ��������� ��������' | |||||
| 5+ class="tr1 td3"> ���������� � ������������� ��� �������- | ||||
| 5+ class="tr0 td3"> ������ ��. ����. �.�. ������� ��������� | ||||
| !" |
|
|
|
|
��������� /�&�� #������������ | 5+ class="tr0 td3"> | ||||
| 2+ class="tr0 td18"> ������ ��� | 3+ class="tr0 td19"> ������������� ��. ����. | |||
| �.�. | 2+ class="tr1 td17"> ������� ��������� !" |
|
|
������ � ����������!:
���&������ ����������� ������� ������������������� ������������� � ������������-
��� ������������.
!(�/�(�0#3�� – ����+��� � ��������������� �������'��', ��������������� � ��-
���&������� +��&�������� 4��������, ������� ��������������' ��� �������� ��+��� ������'
� ���������� ����������� �����2�'�. 0����� �������,���� � ������������������� �������-
������ ��� ��������������� �����������'�.
/53�� – ������ �����&��� ������������ 4��������.
������ �����,���':
3�� – 2������&��' ������' �������
�!- –
56- –
�- – ����������������' +�����'
##– ��������������' �����2�����
� – ����+�������
0�- – ������2�����'
�%- – ���������������'
5%- – ���������������'
�����&��� ������� (������) �������'�� ����� 53% ���� �����+��������� 3��, �
������ ������&, ��������� �����, � �����. ����� ��� ���&�� ����� 25% ���������' �� ���-
������������ (�������������2���������) �����: ��������������� �����2����� (##) – 17% � ����+������� (� ) – 8%. (��� ��������& ����������2�� $/7, �����������������
������ ������� ��������2������ (�����������������) �������� 3��, ���������������
�����2����� ������������� Grade (������&) III, ����+������� – Grade IV. 5����,�������
����,���� ��������, ��� �������, ��������' �����2�����, ������' �+���� Grade II ��
������ ��������2������ ����� � ��������� 4��������, ������ ������&�� ��� �� ����-
����' � ��������������� ������� 3��, � �8 ������� ����������' � ������ ������& � ��-
����������� �����2��, � � �������+��&��� �����'� – � �����&��� �+������� (������2���-
��� ������������). ������� � ��������� ���� ������ ��������� �����������������-
���� ����8�
��� Grade �������.
������( : ���� �+���� ���� � �������� �� 0 �� 18 ��� � ����������, ���������-
����� ������2����������, �����&���� ������'�� ��������� �����. 5���2�����&�� �����-
�����' ����������� ������� ����� ������� (�����
�����, ��� ��� �������� ���������2�'� $/7, ���������� ���������&��� ������2������ ��-
����� ������� � �����, �� ���������
������#���! ���"���': +��&��� ��������' ��������� �����, ������&���
+����, ������� ����, ����� ��������� ����� (��� 4��������� �����). ��#���%������� $��� : ��������������' �����2����� (##), ��� �������-
���2��������', ��� � ���������&�� ��������2��������� �������, �������'���� �� �����-
���� �����&���� ���������� ���������� (��������' �����2�����, ����������2�����, �
�(�����(� � ��(�� ������!: �����������������' �����2�' ����������
�+98�� (��+�����&��� ��������, ��������� ��������, +�����') �������� ��������, �����- 2�������' (����������' ������2�����') ������' ������', 2�������������' �����������'
(����- ��� ���������������' – �%- ���
����������� ��������� �����������
������� ����������������� – �� ���������
������ ������!
������� ���������������� (#���������),
������������� $�% ��������� – 1,5 �
(����������� ����� �����������������)*
,*1 �
�%0$.:
4���
����7�
4���
����7�
%�2$)$�$�
9$�$,.
0$,%2- $& – 1 �. $������� ����� ������� – 28 ����,
������ ��
���������� ������ – 18 � �����
(�� ����������
4$,
(,�4) – 56 #�
���������������������:
����������� – 1 ��� � �����
| ||
| 4$, | |
����������� | ,�������� �������� ���� (,�4) – 56 #� | |
.2+ class="tr8 td21"> ����������������� | ����� ����������������: | |
.2+ class="tr5 td23"> ����������� – 1 ��� � ����� | ||
| ||
�� ���� ������� | ������� �������� ���� (��4) – | |
.2+ class="tr11 td21"> � ����������� ������* | 4��� ��������� � �����;: 5 (, | |
2������������ "������������� | ||
������ 3 ������ | (�%0$. – ������ "�� ������� | |
| ������������� ���� MGMT): | |
| ���������� – 75 ��/�2 ������, | |
| �� ��� ��� ��������� | |
|
|
���������� – 200 ��/�2/����� ������,
������� (�������) "� 5 ���� (�����),
�������� ����� ������� – 28 ����, ������
��
���%���(���.
/+���������� ��,���� ��+8��� � ������&� 3�� ���,�� �������& ��� �������&���,
���������'���� ������� ���2�������� (�������, �����������, ��������, �����&�����, 4���-
��������), ��� � ��+��������� � ������������&���, � ��� ����� ��������������������
(4������4�2����������') �����������'. ����������� ������� ������� ��������������' ��
��������� ������ ��������������2�� – �!- ��������� �����, ������'���� �� � ����� ���-
��������� �������' � ����������
���' 1,5
�������� �����+��������', � ���������, ��' ��������2���&��� ����������� � ���������-
���� ���2������, � ��� ����� ������� �������� (�������������),
�������� ��� ���� ��������� �����, �+��������� ���������2������ ������������ � ��-
��������2������ ������2�� (/53��). ��� ��� ��������� �����������, ��� � �� ������-
��� 4����� ������������ ������' �������� ��� ��������������2��
������ ����������� 56- ��������� ����� � ����������
�������� ������� � +���� ���������� ���������� ��������2���&��� ����������� �����-
������ � ������������� (� ������ ������& �������������������) ���2���� (/53�:).
�2��&� �+9�������� �2���� �+98�� �������' ������� � ������ ����������2���-
����������
�!- ��������� ����� �� � ����� ������������ �������', � ��� ,� ��,���� � �����2�'�,
���� ��� ��������� �����������
������ ������' � �
�3 ���'2�, �����
��'��"����%������'
%������������ �������� ������� ���,�� ����������&�' � ��������&�� �����,���
�+98�� (������������&�� ��+�����&��' �����2�') � 2��&� ���������' �������������� ��-
��������� � ��������' ������������ ���������� ��������� ��' ���������������� �������-
����'
�� �������� ����� ��������� �����, ���+� �������������& ���� �������' ����������2���-
�������������������� ����2��� � ��2�����, �������' �� �������� ��������� ��������
������������������2��������� ����� (!(�/�(�0#3�:). ;������� ������� ������'-
���' � �����&�������� ������������������ ������� � ����������2������ ������
����,����� ����� +��& �����&������ �����������2�', ����������2������ ����2�����&���
������������ � ����������2������ �������������������� ���������� (/53��). $ �'�� �������, ����� �������� ������� �������� �������� � ��+�� �+98�� ����'-
,��� � ���������� ������������������ ������ (��������, ������������ ��� �+������
��������� ����,���' � ����������� ��������� �������� ��� ������ ����2�����&��-
�������� ��� ��������� �����) ��,�� +��& ��������� ����������������' +�����' (�- ) ��-
���+��������' (!(�/�(�0#3�:). 5�� 4��� ��' +������ ������� �����&�����& �������
�������, ���+���� ���������� � ��������� ������������� �������� �� ���������2������
��56- (!(�/�(�0#3�:).
���$���%������� (%��(���%�������) ������������.
��������������� ������������ +���������� ��������� ���,�� ������'�&�' � ��'�-
������ ��������������������� ����8��� �������, � ��� ����� ������� ������' �������- ��2��
������������' ��������� ���� MGMT (/53�:).
������! (�����!.
$������ ��������������� ��������2�� � ��+8��� �������������2��������� (Grade
������������ ���&������ �������������� �������, ������ 4����� �������� � ����� � ���-
�����������
����������2������� ������� ������� ������� ������� �������& ��
����������2�������
����2�����������' ������' ������' (���������������
����8���� ������� ��� ���������� ������& � �������� �� 2,0 �� ���������&��� ����. ���-
�����' �������' ���� �+������' �������'��
���,�� +��& ��������&�� ����&���, ��� ����������' ����2������� ���������� �+������'
������&�������� 4���������� ����������� ��+� ����������� ��������&��� ������������
�������� +������ ������,8���� �+������ ��������� ����� (!(�/�(�0#3��). %������
�����&���� � �������&���� ��+������ 4�������� ����� +��& �������� ��� ����������
����������������� ������������, ��� ������� ���������'���' ���������� �+������� ����-
���������� ������� (/53�:). *�����' ������' ��,�� +��& ��������� (�����2�������) �,�������� ����������� 2��������������� ���������
�����& (!(�/�(�0#3�:). ��� �������, ����' ���+����������' ������' ����������'
+��&���� +�� ������������ ���'������ �����������������, ������ ��' ��������������'
4������������ ���������'
�������') ��,�� ������������&�' �� ������� �������'�����
�������� ������������' ��������� ���� MGMT (/53�:).
����,� ����������&, �����2�������� �+������� ��������� � ����� � �������� ����-
��
���������� �',8��� ������� �����,�����, ��������&�� ���������� �������� � ��������
,���� ��+8��� (!(�/�(�0#3�:). $ ��'�� � 4��� � ����� ������ ���������� ������ � 14-
���������������� (��. ��������������� ������). 0����� ��� ������' ��� ��������������&-
���������������� � ���������� ����,����&���� 4������ (������� ��� ���+�����2�' ����-
������ �������) ������� �����&�����& �����& �� �����,���' ��+8���� ��������
���������' ����� ������� ������2�����' ����2�����������' ������' ������' (!(�/�(�- 0#3�:). 5������'' � ����� �����'� ����� ��� ���������� ��������������� �������� ��- +�������' �������� � ���������'���' � �+�������� ������������ � ��������� � ��,����,
������8����� ���� ��' �����
��������, ��� �������, �� �����������', ����8� ���������� �� �����&����� �������'���-
������������ ������������ (!(�/�(�0#3�:). 5�� 4��� � ��������� �����������'�
������� ������'��' $���������, ����������� � ���� 1,5 ��/�2/����� �����������, 1 ��� � ��-
����, �� ���� ����� ������� �+������' (/53�:).
������ � ����� ������� ���������� ������ ���+���� ������&�� �����&������� ��- �'��� ������� �+������', � ������ ������&, ����������������� ������������ (/53�:).
����� ����, ��+�� ��� ������� ������� ���+��� ��������������� �������,����� ��2�����,
���� �����&��� ����� � +��&������� ������� ����������' ���&�� ����������� ���������
����� �����2�� ��� (������������&��) �������������������� ����+�' � ��������� ��+8��� �
�����'��� �����+����� ������� ��� ���������������� ��� (!(�/�(�0#3�:). $ ��'�� �
4��� ��' 4��� ��������� +��&��� ������������&�� �+������� � ������'� ���2������. "����(�����!.
%����������' ���������'�� ��+��
�����2������ ������� ������'�� ������& �� +���� ���
��� �������� ��+�������� � ������'����� +��&������� ��2������ (1). 5�� 4��� �� ����- ��'���� ���& ����������� ����� 4���������� ������������� ������� ���������������
����� ����������� �����������, ����������&����& ,� ����� �������� � 2�������������� ���-
������� �� ���������
�����' ��,��������& � �������� 12 ���'2�� ����������' �� +����, ��� � 30% +��&���.
������������� ��������' 4�����������& � ��������� ��������������� �����2����� � (�
���&��� �������) ����+������� ��������� ����� � ����� ����� ����������������� �������-
���, ���
�����������������, 3������������ � ��������� ������ ������������ �������������
�������� (1). � ��8��� ���+���� ���������' � ���������&�� ������ ����������� �����������
��' ����� ������
�������
����(�����), � ���������� ��,�� 2������ 28 ����, �����' ��
����2����� �%- – 12
������ ������' � 2����� 1 � 2
��+�� 4���� ������������ ����8� ����
���������������� 12 2����� ������������. /����� ��� ���������� ���������� ������� +��
���������������' � ������� 6 ���'2�� �� ������ ���������'
��' ������� ������������'�� (2) �����������' ��������� �%- �� 18 2����� � ��,� +���� (!(�/�(�0#3�:).
<�� ,� �������' ����������������
����& ���+���� ������&��� ������ � �����&��� �����, � ������� ���+������ ��������&��
��������& �+�������. $ 4��� ������
�����2������ ������� � ������,����' ��� ��������������&��� 4������������ � ��������-
����������& �� �����,���' ��+8����
���������� ���������� � 4��� ����� ������' ���������� �����2������ � ���������&�� 4�-
���������, ���+���� � ��2������ � ��������������� �����2������, '��'���' �����&�������
����. 5�������� ������������ ���������� �����������' 2����� 5%- 2 � /$���������+3������������/ � 1 � /6������� + 3��������/ � ��,2������� ���������� 28
����. 5��������� ����������� �������������������� � 5�����+����� � ����� ������� ���-
������� ������ ����',��� ��� � ������������ ��������'�� (��������� ����������' � �����
������), ��� � � ������� ���������������� ����������&�, ��4���� �� �����������' (!(�/- �(�0#3�:).
$������� ��������� 7 ��� � ����+�,��� ���������� ��'�����& �������' �+ ��������
���������� � ������� �������������2��������� ����� � ����� ��� ����������� «��������-
��» ��������� (�����+��������� ����������&���� ��������) #������® ( ���2�����+), ���- ��2������� �����&������� � ����������� ������� ��������� ����� ���� (����������&���
���, ���������������� ��� �8�����, ��� �������� ,�����). 6�����������& ���+���2��
#�������, ��������, � ������������ �
�����2�����, � ��� ����� ��2�������� ���������, �,� � ������ ���� ���������� ���������-
�����������& ���� 70%, � �����'' �+��' ������,����&����& ,���� +��&��� ����������&
��
��������' � ���2���&�� ��������������� � ������� �������� (���������������� ��������'
� ���������� ��� ��� �������������2��������� ������� � ��������), ��4���� ��,��
��������&�' � �������� � ����������� ��������'� � ���� ����+��� �����������'� (/5-
3�:).
��(���(���.
1.Gnekow AK, 1995. Recommendations of the brain tumor subcommittee for their reporting trials. Med Ped Oncol 1995,
2.Ostermann S, Csajka C, Buclin T, et al. Plasma and cerebrospinal fluid population phar- macokinetics of temozolomide in malignant glioma patients. Clin Cancer Res, 2004; 10(11):
3.Vredenburgh JJ, Desjardins A, Herndon JE, et al. Phase II trial of bevacizumab and iri- notecan in recurrent malignant glioma. Clin Cancer Res. 2007 Feb
4.Friedman HS, Prados MD, Wen PY, et al. Bevacizumab alone and in combination with iri- notecan in recurrent glioblastoma. J Clin Oncol. 2009 Oct
5.Narayana A, Kelly P, Golfinos et al. Antiangiogenic therapy using bevacizumab in recur- rent
6.Packer RJ, Jakacki R, Horn M, et al. Objective response of multiply recurrent
7.Narayana, A., Kunnakkat, S.,