���������� ������������� ������

����������� ������������ �� �������������������

������� �������� ������������� ��������

Клинические рекомендации обсуждены и утверждены на Пленуме Правления Ассоциации нейрохирургов России г. Красноярск, 14.10.2015 г

������ 2015

1

������� ! ��""#�� �

 

�������� ����������� ����, ����-

������� ������ ������������

��� ��������� ������ �����������-

 

��� ������������� ��� �������-

 

������ ��. ..��������

 

�������� ����������� ����, ����-

������� ������� ����������

�������� ������ ��������������

 

������������� ��� �������������

 

��. ..��������

�!���� �������� ����������

������ ����������� ����,

 

���������.

 

�������� ����������� ����, �����-

"�������# $���� %���������

��� ��������# ������������� ����

 

��������� ��.&.%.������'��� (�$)

 

�*$ +��") ��. ..*�������

 

"��,����� +�����

-������ ������� &������

������ ����������� ����, ,�����.-

 

'�� ���������� �������������

 

���� ���������

 

��.&.%.������'��� (�$) �*$

 

+��") ��. ..*�������

 

"��,����� +�����

2

�$�#%#"#& # $�&'� !

���&%���

$!'����,������ �������� ����������� � ������#, ������� ����� �������-

�������# � �������� �!#,�������� ����!��� ������� (/������������ ���-

����0���� ����������� �������,���������� �����������#��, ����-

�����,��� ��� ���������� ������������ �����������#��). �#��(#&%�) ' 1���!��� � ��������������� �������#��#, ��������������� � ������,���-

��.!���2������� /�������� �� ������ ��������. "���� ��������������#

��� �������� ��!��� ������# � ���������� ����������� �������#� (/����-

�������� �������0���� ���������� �������,���������� �����������#��

� ���������� ������������ �����������#��). �$) '

1���!��� � ��������������� �������#��#, ������� ����� !��� ����,��

(/������������ �������0���� ������� ��������� /��������, � ���������

����������� �����#�). �# �#��(#&%*#��'

1���!��� � ��������������� �������#��#, �� ���.'�� ����0��������� /�-

����� ��� ����'�� �������� ���� (�.!�� ������� �����0����#).

3

1.�+, # ��#%#& '.

������� ����!������� ������� (�3*) - ������ �������������.'��

��������������� ���������, ��,����.'�� � ��,������� ��,������ ������

�����0����# ��������� ��,�� ����� ��� ������0������� [1,2]. %0������ � +����� �������������# �� 6000 ����� ������� �3*, � �!'�� ����������

!������ �� 18 ��� ��������� 250 000 [1]. � ��������� ���� � ��#,� � ��,����-

�� ����������� ���������� ��#������ ��,��0����� ��# ����0�����# ���- !��� ������2����� �����, ��� ��������� ������� ������������� ��������. +��� ,�!����������� �� 5-7 ������� �� ��0��� 1000 ����� ��������������� �

������� ���������� ,��������� �3* � ,������#�� ������ ����� ������� �

��� ������������ � ������..

����������# ������� �3* ������!��,��. ����'�# ���� ��������0��

������������ �������������, � ��#������� �������������� ��������, ���-

����,�� � ���������,��. ��,������ �,������� ��2������ ������, ����2�-

��� ����0������ � �������������, � ,���������� �������� ��,�������-

����, ��������� [1].

�����#.� ��������� ����������� ����, � ,���������� �� ����!������#

���� ��� ����� �������� [1] (���&%���). � �����#'�� ����# � "��-10 ��-

����,����# �����.'�# ������������#:

1.C����������# ����������# (G 80.0) – ��0�� ������#���# ������

«������# ���������#», ��� !���� ����0����� �������� � �����,

2.4����������# �������# (G 80.1) - «!���,�� 1�����», ����!�������

�������� � �����,

3.(�������������# ����� (G80.2),

4.��������������# ����� (G 80.3) - ������� «����������������# ���-

��»,

5.�����������# ����� (G 80.4) – «����������-�����������# �����»,

6.4��2����� ����� (G 80.8).

4

$�������� ����������, ������#'��� � ��������,����

���, #��#.��# ����2����� ��2����� ����� (������������), �������# �

����������������� �������. 4����������� �������� � ����������. �!5�-

�� �������� � ��������� ���0����, ,������#�� ������������ ���������-

��� ������� � ����� � ����2���. ��������� ��,����# ��!����. � �������- 2�� ������������ �������� � �����������. ��������� (������������), � ,���� ������������� ���������� [3].

(���������������� ������� � �������# ����� ���������� ������� �

��0��� ����������, ��2�� ������'�, ���������. �����������. (������- ��,� ����� ������.��# � ����0������ ����2���#�� ����, ����� ���������

� ����2���. ���������# ����,������� ���0����, ����#��������� �����-

������. ������������ ������� � ����������� �������������� ���������

������'� � ����������� [1,3]. +�,����.� 4 ������� ��������: 1 – �������#, ��,����.'�# ������ ��� ������������� ���0���#�, 2 – �������������� ��- ,�, �����.'���# ��������� ���������, 3 – ������������� ��,�, 4 – ���-

������ ������������� ���,��.

4��0���� ��2������ ������ � �����2���� �#0���� �������� � ��-

�������,�� � !������ � �3* #��#.��# ��0���2��� ,������� ������#.

2.�#��%- �" & .#���! �)#&� .

��# ������ ������� (�#0����) ��������, ������������ ����2����,

��� 0� �������# /������������ ���������� ������� ������#.� ������-

�������� 2����:

1)GMFM-88 (Gross Motor Function Measurement-88) ��0����-

�����# 2���� ��# ������ ���!������ �������� �������, ������,����# ��#

����������� �������������� �������� ���#������ ,�!�������# � /����-

�������� ������# (���&%���).

4������ �, 5 ��,�����, � ��������� ���������� ����0�#.'���# ���-

��������� ,����: � ��,���� ��0�, ���#, ���,���#, ���# � ����!�. $�����

5

���'�����#���# � ����'�. ������������ ������ � �������������# � ���-

������. �����#.� 5 ��������� �#0���� ����2����: 5 ��������# (�����) – 0-20%, 4 – 20-40%, 3 – 40-60%, 2 – 60-80% 1 ����� 80-100%.

2)/��"� Ashworth ������#���# ��# 2���� ������ �#0���� ���-

���������� �������� (���&%���). $���������# � !�����: 1 - ���0���# � ������ �!5���, 2 - ��!���2��

������������� ��������� ���0���#�, ��� ������������� ������������

����- ������� ����������#, 3 - ����0����� ������������� ���������

���0���#�, 4 - ,����������� ������������� ��������� ���0���#�, � ����-

�������� �!5��� ���0����, 5 - ����,��0����� �������� � ���������

���0����.

3) MACS (Manual Ability Classification System for Children with Cer-

ebral Palsy, 2002) – 2���� ��# ������ ������� ������� �����������

(�$) '). $����� ���������# � !�����: 1. ������� ���������� ������,�.��# ���-

��� ����2��. 2. +�!���� ����� ��,��0����� ������#���# � !���2������� �!������, ������ ��������� �������# ����� ����������� �/��� ������#.��#

���������. 3. 6������������� ��,��0����� ,���������, ������� ��0�����#

� ���������� � �������. �/ ��� ����0��� �������������� ��������. 4.$����������# ������#, ��,��0�� ������������������ ������,������ ��-

�������� � �������������� ��������. 5. *���������� �� �������������#

����������, ��'�������� ���������� ��0� ������� �������#.

4) %#�-�#0 ����) ' ���&%���&-1 %� 0��#"2&-1 �#���� 1�%2- +- ������,����# ��# ��,����,���� ������������ ����2���� � ������ ��- ,�������� ������# (���&%���).

�����-�������� ���.����:

1)���������������. ��������� � �������� ���0���� � ���������#�, 2) ��-

���������. ����������� ������ (Hamstring-test, ��,������� ��0��� �����-

������) 3) ����������. ����!� [3].

6

Hamstring-���� ��,���#�� ������������� ���������� �!5�� ������-

������,��!���# � �������� �������, ,����#'��� �� ��2������ ������

,����� ������ ��2� !���� (������ semi). *�� /��� !������ ��������-

2+ class="tr0 td0">

���# �� ����� � ����,������#

��������� ��,��!����

� ��������

� ��-

4+ class="tr1 td4">

,�!�������� �������. �����# ���� ��� /��� ������0������# �����.

�,��-

�#���# ����

2+ class="tr2 td6">

��,��!���# ��0�� !����� � ������..

 

 

)���

��,������# ��0���

����������� ����0���

�������

������

������#'�� ��2�. *�� ����������� !������ �����������# �� �����,

���� ���!�.��# � ��,�!�������� � �������� ��������. ����� ����,��-

����# ��������� ��,������� ��� � �,���#���# ���� ��0�� !������.

2.1.�#!��3 4 �"�0 .#�� # (#��%- �)#&� .

��(*"') �&&�' ( �0��3 ' (�#��(#&%�) '). "���� ��,���#�� ���-

����������� ��,!�������� ��� ������������� ���������: ����������#

"-������, -��������F-�����.

3.�#��%- "#.#& '

3.1.��&�#���� �&�' �#��$ '.

3.1.1.�#% ��(#&��4&�# "#.#& #.

���������� ���0�.'�� ��2����� ����� �����#��# �������������

-!�������, �������,�� (��������), ��,������ (��������), ���������, ��-

!�������, �������� � !��,����,����� - ���,����. ��# ������� �������� ��-

����,�.� ��� 0� �����,���� � ���������/��������� ��������� ��������-

�����(��������), ������������� (��������). 7������������ ����������-

���������� �� ������ ���������� ����,��0�����. ������,����� �������-

�����,� ���������� � ��#,� � ��!������ /��������. ����� ����, ������-

�����,��# ������# �� � �����#��� ������������� �������#0���� � �#0���� #�����# ������������ � ������������������ �������� [1,4].

7

3.1.2.�#�+ " ��) �&&�# "#.#& #.

4 ����. ���0���# ��2������ ������ !������ ������������

������#��# ����� 16� � ��,���������: �����0, /������������#��# ��2�, ��#,��������. 7�� ������������ �������� ������#� � ���������� ���0�-

��.������������, ��� �!������� ���������� ������� ���!�������������

������#.

��# ������������ ��,����# ������������� ���������� 2�����

������#.��# ����#0��, ����,�������� (���&%���). ��# ������0���# ���-

�������� ��,������������� ����0���# ����������� �� ����# ����!� ��-

����,�.��# ����,� � �������������# �!���. 7������������ ������# ����- 0����� ��# ������������ ���������� ,������ �� �����#���� �0�����-

���,��#���. � ��������� ������, ������������ ������������� �������-

������������� �0� � 5-6 ������ ��,�����. ������,������ �������������-

�� �!���������# ��,���#�� ��������� ������������ ������������� ���-

�������.

4 ����. ��������� �0� ���.'���# � �����������# ����� ���-

��������� ������� 2����� ������#���# ����,�������#, ���������#.'�#

�������� ��,������� ����0����� �� ��,��� ��2����� �������. 4

����. ����2���# /������������ ����,�������� ������,�.��# ��������-

��� �����,����� ����.�� (�����, (�������).

$����� ������� ��2����� ����� � ����������� �!5��� ���0�-

��� ��'�������� ���0�.�

/������������ ��,������� ����0�����.

���������, ��������� ��,�!�������� ��������, ����� �������.'���# �

������ �3*, #��#.��# �����������,����� � ���������. ,��#��� �

������������ ����0����. 8����# ������������� /��� ��������� � !���-

��� �3* ��#,��� �� ���,��� ������#'�� ��2�, � ��,������� ���� ��-

����� !���� ���#�������# �, ������0��� ������� � ����2����# �����-

������� ��,�!��������� �������.

8

3.1.3.���*" &��#��$ '

�������������� ������ !������������ �����������, �����,#'��

�����!�0����� ��������������� �, ������� ���������. � +��������� ��-

������� ,��������������� 5 ���������� !�������������� �������: !����� (4 �), ������� (%4), ������� ((������#), ������� (�����), �������� (+6).

�������������� ������, ������# � ��2��, ��,����� !������ ������- ��2����� ��������, ��� �������� � ��2������ ������!����., ���0���.

������������ � �����2���. ���������,� [4]. �������� !������������ ���- #��#���# ����, 2–5 ���� ����� ��5�����, �����# 3 ���#�� ��� ����2� � ��-

�������� ������'����# � ��,������� ������������������� � ������������-

��������������� ���������. � �������2�� ���!�.��# ��������� ��5��-

���!�������������� (�#��(#&%�) ').

+����������������� ����� ������ ������� - 2 ����, ������ ��� ����- 0����� ������������, � ��������� � !������ ���������, ������� ������#� �

1,5 ��� (�#��(#&%�) '). *�� ������ � ��������� ������ �������������

�������� !�������������# #��#���# ����������� ������� ������#, ���

��,���#�� ��������� ��������� �����������, ��������� �!5�� ���0���� �

����2��� ��,������� ���!������������� ������# (���&%���) [4]. $�����

����#0���� ������������ � ����������������� ���������, ����������

������ ����� ��2� /����� �� ������� !������������� �������� ��,����-

�����, ��!� �����������. 4������������ ���������� ������������������

���2�������� � ����� ��������� ��0�� ��,������ �,!�0��� ���������- ��# ������������� ���������� � ����2��� ������# � ��,������� ���- !������������� ������# (�#��(#&%�) ').

3.2.����$#%�1 �*�0 .#���# "#.#& #.

$������������� ������������� ������� ������#���# ��� �����������-

��� ������������ � ���������#� ������-������������� ��������. $����- ��# ,����� ������# ���������� ��,���2�� ���������� � ��������������

����������� �!5��� ���0���� � �������� (���&%���). $����� ����������-

9

������������ �� ������#.� ������� /��� ����2���� ������������,

��#,� � ��� ��,��0�� ������� ���������� ����� ������#.

3.3.�#!��1 �*�0 .#���# "#.#& #

���!���� /���������� ������ ���������# ������������������ ���- 2�������� #��#���# ��,���� �� 3 �� 7 ���. *�/���� ���� � �#0���� ������-

������ � ����������������� ���������, ������2�� ����������� ��,���- ��, ���0�� !��� ��������������� �������������. $������������ ��2�-

���� ���!��������� �������������� ������# � ��!��� ������ ��������

���0�� ����������# �� ��������� ����������� �!��0����# ���������, ���-

!���������, �������� � ������������, � ������ � ��� ������, ����� ��-

������� ��� ��,��0��� �������������� �������� (�#��(#&%�) ').

������������������ ���2��������� ��� �3* ��,���#.� �� ��� ����- ��: ������������� �������� � ������������. ����������#��..

������������� �������� ����������.� ��,��2���� �������� �������

�������, ������������� ,� ���������� � ������0���� �������������� ��-

��������, �������.'�� ������������ � ����������������� ��������.

$������� ������������� ��������:

1),���## ����������# ��,�����# �� 2����� � ��#������� ������,

2)����������# ���������#,

3)������������� �������� �� ����������� ���������� ��������� ��,��.

������ ������������� ����������#��� ��0�� ����������#

���������, ������#.'�� �������������. ���������� �������� ������� ��-

�����,� ���� ��,�������# /������������� ���� ��� ����,�� �������������-

��������������. *�� /��� ��# �����0���# ������������ /������ �� ���!�-

���# ��,��2���� �������� ������� �������.

10

$�������, � ����������� ������������� ����������#���:

1)����������# ������ ��# ����������� /������������#��� ��������� �

�������� ��,��,

2)����������# ���� ��# ����������� �������������� ����,�� �����-

�������� �������.

�+, # $���4�& ' %"' &#!��1 �*�0 .#���0� "#.#& ':

1)������������# /������������ ����2�����.'�� �������������� �

���!������������ �������,

2)$���������, ����������������� ��� ���!�� /����� �� �������# !���-

���������,

3)����0����� ������������ (������� ������ ��2� 2 !����� �� 2����

Ashworth) /��� ����������������� �������, ,������#.'�� ���!�-

����������� ������� �/��� ���� ,� !������,

4))���,� �����������# ������������� ���������� � ����������

������-������������� �������� ���������� ��������������� ��2��-

���� ������ � �������������� ��, [3]. (���&%���)

�+, # $��� ��$���4�& ' %"' &#!��1 �*�0 .#���0� "#.#& ':

1)�#0���� ���������.'�� ,�!�������#, ������������ �������,

2)(��!�� ���������� ������-������������� ��������, ����.'�� ��-

��,��0��� ���������� ��������,

3)������� ������,������������ ���� [3]. (���&%���)

3.3.1. 5�%&'' �#"#�� �&�' � 4���( '.

11

$������# �������� �� ������������ ��������� ������� (��������) ,����� �������������� ����2���.

� ,���������� �� ����������� ����� ������������� ��������, ��- ,�����# ��0�� ������#���# �� ������ ��#�������� ����'���# (��0���

������������ ����,), ��� �� ������ 2������ ����'���# (������������ ���-

������, � ������'��������� ����0����� ������� �����������). � ������-

��� �����#� ��,��0�� ���������� ���!����������� �������� �� ���� ��-

����� �������� ��,��. ��# ��������# ������������ /������ ���!������

����������� 60-75% ����������� ��0���� ����2�� �� ��#������� ������

(���&%���) 25-50% ����������� ����2�� �� 2����� ������ [7] (�#��- (#&%�) ').

����4�& ' %"' �$#��) :

-��0��� ������������ ��������,, (���&%���).

-���������, !�, �������� ��� ���������,�� (���&%���).

9������������ ������ - �����/�����# �� �����������.'�� ������

(2�����, ��#�������). ) ����� ��������������� ���������� ������-

������������ ����������� ��# ������������ ���������� ��,���������

����!� [6] (�#��(#&%�) ').

*��������� ������������������ �������,������������� �����������

������������# ��# ����������# �!5��� ������������ �������� [7] (�#��- (#&%�) '). ���������� /�������� �����������.��# � ���!���� ���,����-

������ ��2����� ������. �� ��0��� ���������#� - � ������#'��, ����-

���������, ������0��� ��2�� � ,���.. ������ ��2� !����. �� ����-

������������#� - � ������������ ��2��, !����� � ������� �����, ���!���-

�� ����� (�#��(#&%�) ').

*�� /������������#��� �������������� �������� �� ������������

,������� �������, � ��2��� ����������.��# �������� ������. %���

12

��������� �� ��������� ��������� ������# � ������0���� ����������-

����� �������������� ��������, ��������� ������ !���� ��!���2��. *�-

������.��# ���������, ������� ��� ������#��� ��,���.� ��������������

�������� �����. 6��������, � ��!���2�� ���������� ������ ������#.��#

����������.

�������� ��������������� ��������� ������ [7]: (�#��(#&%�) ')

1)������# ��������� ��� ����������� ������������� ���������.'���

���� (0,5-1 ��),

2)�����,��� �������� ����� � ���������� ��2����� �������,

3)������������� �������� ������.

*���� �������� ���0���� ��2������ ������ ����������# � 80-90% !������, �,���#.��# ����0������ ��������, �����.� �������, �������-

��� ,����������� ���������� �!5��� ��������� � �������� ���0����

[7,8,9]. � ����2�� ������� ,���## ����������# ��,�����# ���#�� �� ��2��-

��. ���� � �����!����� �������������� � �������������� ���0���#. 4������ ����������� /����� ������#���# � ������� ������ ���.

1��2�� ��,������� �������.��# � !������, ������.'�� ��������-

���� ��������� � ��������� ����������� � ������������� � ��,����� 3-8

���, �����#'���# � 3 ��������� �� 2���� GMFM 88. ) !������, �����#- '���# � 4 5 ��������#� �� 2���� GMFM 88, ���������,���, ,����0���

������������ ��,����#, � ���0� � ����� ������������� ����� 12 ��� ��- ,������� ������# ��0� [10].

3.3.2.�#"#�� �&�' &#�����( '

4���������# ���������# �������� �� ��������� ����������� �����-

������� ������� �������������� ������. *�� /��� ���������� ��������#

���������# ��2�, ��� �������� � ���0���. ��2������ ������. ��������-

�������� ������������ ����� ��,����,���.��# � ���������������� !��,�-

13

����� ��2�, ����������� � ������������ �������. ���������� �����

��,���#.��# �� 3-4 ���������. *�� ��������� ����������������� /���-

���������#��� �����������# �� 1/3 �� 3/4 ��������. *���������� �����-

����# �� ����#0���� ��� ������� 10 �� ��# ������������ ���������-

��� (�$) '). *���� ����������# ��2����� �������� ���������# ��-

������# /������������#��# �������� ������. %��� ��� ������#��� �����-

�#.��# �������������� ����������������� ��2����� ������, ����,��-

����# �������������� ����������� ��2����� ������ (�$) ') [11,12].

 

����4�& ' � �$#��) :

-

��������� ������������ �������� � �����#� ��,����������� � !���-

 

����������� (�#��(#&%�) ').

-

��������� ����� ��������� ��2����� �������� � �����#� ��,�-

 

���������� � !�������������� [11] (�$) ').

���������� �� ��0��� ���������#� �!���� ������#.��# ��� /���-

������ ���������� ����� (���������# !���2�!�������� �����), ��� �,���-

�������� ���������� ��0��� ����������� (���������# ,������������� ��-

���). ���������� �� ������� ���������#� ������#.��# ��� ���������

������������ ��������� ������� (���������# ��2����-��0���� �����), ���

���!�������� ������������ ����,��#������ ������� (���������# ����������

��������� ������).

��,������� ���������� ����������# ���������� ����������� /�-

���� � ���� ���0���# ��2������ ������ � �������� ��������� ���-

������� [12].

3.3.3.���& .#���' 6"#������ (*"') ' �$ &&�0� (�40� (SCS)

*���,���# ��# ���������# ����������� /������������#��� ��������

��,�� (SCS) – ��0��� ������������ ��������, � ��������� ������� ���-

��������� (�� !���� 3 !�����), !�, ���,����� ��������� ��2����� ��������

� ������������������ �������� (�$) ') [17].

14

*�� SCS /������������ ��,�������� ���������� � �!����� ���0����#

,����� ����2��� �������� ��,�� �� ������ ��#�������� ����'���#. +�,��-

��� ��������������� !���� ���������# �� ���!���� ������������� ��-

����� ��0�� ��0��� � ������ ���0���# ������������ [18]. $������# ���������# � ����0���� !������� ��0� �� 0����� (�$) ').

*�����# /������������ ������������ ������#���# �� ��#������� ������

��� ������������������ ��������� (���&%���). 7������� (/��������) ��-

�����������# � �������� ��#�������� ����'���# �������� ��,�� (�$) '). *�� ����������������� ������#��� ���!������ �������� ��2����� ��-

���� �� ������0��� ��2�, �������� � ,����� ������ ��2� !����, ���-

���#'�� ��2�, ��2� ��#�����. 7�������� ����������# � ��������,� �

����, ��������� ���������� �����#��# ����0�.

�������� ������� ����������# ������� ���#��# /������������#���

���#0���� ������������� ��������. *�� ����0�������� ��,������� �����-

���/������������#��� ���������# ����������# �����0���� ����������

/������������ ���������. ����������# ���������� ��������� ���������# �

����,��2��. ��� #�������. �!�����. ��# ���������'���# ���'���# ����-

����� ��������� ����������# ��� ����'� 2��� � ����0�.'�� ����#�. [17]

*������� ���!������# �������������# ��������� �����������#���.

������������ ������� /������������#��� �������#�� �!���� 10-15 ����� �

���������. 3-6 ��, � �����. � ��������� �����#� ������#���# �����#����

��0�� ������#���. 1�������.'�� ��������� ������������ ����������- �#��� ���0�� ��#������ ���,����� �,!������� ������#���: ��2����#

���!����, �'�'���� �#0���� � �����, ������������ ��,��� �� ������-

�������� � ��������.. $���������� /������� ��������# ���0���� ���-

��������� �� 1-1,5 !����� �� Ashworth, ������� ��������� ����������

��� ���������� ���,����� �,!������� ������#���. [17,18,19] *�� �#0���� ������������ ��������,�� � ���������,�� /������������ SCS ��0�� ������������� [17].

15

3.3.4.�&����#��"2&�' �#��$ ' +��"�3#&�( (ITB).

9���������# �������������# ������# !��������� ���������# � ����-

'�. ������������ ���������������� ����������. $!#,�������� ��������

���������# ������ #��#���# /������������ !������������ ��������-�����

� ��,��0����� ����������� ������� ����� (���&%���).

����4�& ' � ITB:

-������������ ���� � ���������,�,

-��������# ��2����# �������#,

-����������������# ����� �3*.

ITB �����������,��� � !������ � ����������.'��� ���������#�� ��,��-

������� ����!� � ���������,���������� ������� /�������� (���&%���).

�������� #��#���# ����,������ ��������� �����,���� ���������

3�4 �����-�����-����#��� ������� ((�"�). *������� ��������� ��

������ ������������ �������� ��,��, ��,���# �������� �����0���# ����-

�������� � ��������� ������������� ���������. +�,�������� ���������#

!�������� #��#���# ���0���� �#0���� ������������� ��������, �������� �

���������,��. ��!�����������# ����� !�������� ����� ��,��. !��������-

�����. 4�����2���� ��� ������������ � ����� � ������������ � ������- ��,����� 0������� �������#�� �� !���� 10/1. � ��#,� � ��,��� ��������-

���. ������������ !�������� � !���2�� ����������� ��!����� /����-

��� !��� ��,��!����� ��#��� �����!� �������� ��������� � ��������,-

����. 0������� ��� ����'� �������������� ����. [22] � +��������� 6�-

������� !������� ��# �������������� ������� ����������� ����������

«1����,��» ����,������� ����� ��������.

���"�3#&��-! ��� & &0-�#��.

������,����# ��# ������ ���������������� �������� � ��������������

������� !��������� (���&%���). ��# ��������-����� ������,�.��# �����-

������ ������ �� 1 ��, �����0�'�� 50 ��� !��������. *��������# �.�- !�����# ������#, �������# �������# ��,� ��������� � ��������,����. 0��-

16

�����. ��������# ��,� ��# ����� - 25 ��� (0,5 ��), ��# �,������ - 50 ��� (1,0 ��). *�� ���������� /������ ��� ������ ��������, ���� ������#.� ����, 24

���� � ����������� ��,��. "����������# ��,������ - 100 ��� (2,0 ��). ����

��������# ����0�������� ��� ���0���� ��2������ ������ �� 1 !��� � !�-

��� �� 2���� 72���� [22] (���&%���). *�� ���������� �,������� ������ ��-

����� ����.�����# �, ���������� ��# ����������� !����������� �����.

 

2+ class="tr4 td9">

�#��% �� �$#��) .

 

 

 

 

$������#

4+ class="tr2 td14">

���������# ��� �!'�� ������,���. *���0���� !�������

2+ class="tr2 td15">

��0� �� !���.

4+ class="tr2 td14">

+�,��, ��0� ���������# � �������� �������� ��������� L3-

L5.

5+ class="tr1 td16">

*�����# ��!��������������� ������������ ���'�����#���# �, ������

5+ class="tr2 td17">

�������������� �������: ��� ����� 30 �������� � ��������,�

� �� ������-

3+ class="tr2 td18">

����. � ������� ����� (���&%���). *���� ��������#

2+ class="tr2 td19">

�������

����, ����

3+ class="tr2 td18">

����,������# ����������# ��������������� ��������.

3+ class="tr2 td20">

*�����0���� ������-

��

3+ class="tr1 td21">

�������������# ����������������� (�#��(#&%�) ').

2+ class="tr1 td22">

*�� ��0��� ���-

4+ class="tr2 td23">

��������� ��������,� ������� ����������� �������������

2+ class="tr2 td22">

��������������

������ ��,��������� (Th6-Th7) (�#��(#&%�) '). *�� ������������ �����-

����,� ������� �������������# �� 2����� ������� (43-44) (�#��(#&%�- ) ').

*���� ����������� ����0���# �������� ������ ����� ����� ���� �

��������, ������������# �������� 2��. ���� � ������� �,�����.��#. *�-

���/���� ,��#�������# �������� 2�� ������ �������� � �� ����������# �

��������,� ��� ����'� #���#.

*���,������# ��,��, � �����!����� �!����� (�!���� �����) � ���-

�������# ������ ��# �����. *���� ���0�� !��� ��,��'��� ����� �!��- ,��, ���!� ������ �� �������# ���# ��!����� ����, ���,� ����,��2��� ��-

���, ��������� �� ���������� �����.. ����. (�#��(#&%�) ').

*���� ����������� �, ����� �,��������# ��,������������ ������� �

��,������ ,�����#���# !���������. ����� � ����� ���������#���# �����-

��� ������� ��������. %�� ���!������ ,�������� ��,������������ ���-

������ ����, ���� �������� ��# ������������ ��#�����# ��,��2��� ��,�-

17

���� ������� (�#��(#&%�) '). *������� ������� �������� ���������# ��

����� ��� ����'� ���������� � ������#���# �� ���������� ���������.

*���� �����������# � ������ � ����������# 2���� � ��������,�. *���� ��-

������ ��������.��# ��� ����� [20,21,22].

*���� �����������# ����� �����������. 4�������# �������� �������-

������� ����,�� ,������ �� ��,������� ��������-�����. � ��� ������, ��-

����� ����� !�� ������� ����0����� ����������� /�����, ��������# ���-

���������� ��,� !��������, ��������� ��� ����� (�$) '). � ��� ������, ��-

���������� ������ ��� ����� !��� ��!���2�#, ��������������# �������� �

1,5 ��,� !���2� �������� (�$) '). *����� �������� ��,� !�������� �����

�������� ,������� ����� 2 ���#���. � ������� /���� ����� ���!������#

����������# �������� � ��0�� ����,�� !��������. 8�'� ����� ������,�-

���# ������� ��0�� ����,��, ����� �������� �������# � ������� ����� �

�����#���� ��������.. %��� � �������� ������.��# ����!���# ��2������

������ � ������� ��#, ���!���� � !������ � ������� ������������� ����-

����,����, ������#���# ��!��� ��0�� ����,��. $� ��,���#�� �,���#��

�������� ����,�� !�������� � ������� ����� (�$) '). �#�#4�$����� $�($-.

$��!�������. ����������� �������������� ������� #��#���# ���!-

��������� ������������� ,������� ����� !���������. 8������ ,�������

����� ,������ �� ���������� �������������� ����,��. � ������� /�� ���-

������ ���!����# 4-5 ��, � ���.

-������� !����������� ����� ��0�� ���������# ����������� ��� ��- !�������� �� ��2���. ����'��� �����. *��������, ���������# � ������#�

������������ ��!����� ��� �����#,����� (�#��(#&%�) '). ��# ,�������

��������!����# �������������� !������� � ������,���� ,���������� ��!��. *������� «1����,��» ��# ,������� ����� � +��������� 6��������

����������� ����# ������� �������: ������ 10 �� – 20 �� (0,5 ��\��)

������ 10 �� – 5 �� (2 ��\��). *������## ����� ����� !���2�. ������-

�����. !�������� (����������������# ����� ���������). � ��� ������,

18

������������ �������������� ����,�� ��������, ������,����# ��������

�!����� ������������. � ��� ������, ���� !������� ���!����# ����-

��# �������� ����,��, ������#���# ����������������� ��������. 4��!�������� ��������� «1����,��» � ����� ������#���# �� ����#0�-

��� 11 ������ (�������� ������ ����,�������#). ����� �!��,��, �����-

������� ��������� �����0���� ��0�� ,��������� �� ���0�� �����2��� 80

����. ��# ,������� �!#,������� ������,����# ������,���� ,���������� ��!��, ������� ���.���� � ��!# ,���������� 2����, ����, �����������-

���2���� � !������������ ������. ������,������ ,����������� ��!��� ��,���#�� ������,������� ���� ������������ ����0�����.

���1�% $�#$����� &� �%&* 4�$����*

�����������# ���������

*���� 20 ��

*���� 40 ��

«1����,��» � �����

 

 

 

 

 

0,5 ��\��

1 ������ 20�� ��� 5��

2 ������ 20�� ��� 5��

 

 

 

1 ��\��

2 ������ 5��

4 ������ 5��

 

 

 

2 ��\��

4 ������ 5��

8 ����� 5��

 

 

 

*�� ,������� �����������# ���� �� �������� ����������� ����� �

/�������.��# ������� ���������. ����� �������� �������# � ��,������

����� ����, !������������ ������. *���� ,������� ���������# ����-

���������������� �����, , ���� /�� ���!������, ����������.��# ����-

����� �������������� ����,��. *���� �������������������# ����� ��-

����������� �������#�� ���� ��������� ,�������.

������� ��������� ,������� �!5�� ��������� � ����� ���������

������������ ,������# (�!���� ��������������# ������ 1,5-2 ��). %���

������,����� ,������� � ����, ����� ������ �������� ������ �������,

������ �������� !���� �'� � ������� ���������� ���� ��������� � ��-

����,� ,� ���� ��,������� �!5���. %��� ��,��� ��������� !���� ����'��,

19

�������������# ����,�# ����������#. 7�� �������� � �����0����. ���-

�� � ��,����. � �������� �������� ������. ��"�7&#& ' &����#��"2&�! �#��$ .

$���0����# �������������� ������� ����� !��� ��#,��� ��� � ����-

2����� ������ ��������� � ��������,����. 0�������, ��� � � �������� ��-

����,�� �� �������. [23] ����2���# ������ !�������� ����� ���������

��� � ������,������ ���������, ��� � � ��� �������������� ����������..

���,����� ������'���� �������������� ������� !��������� ���������#��

��!�� ����0�.'�� 0�,�� �����#���. � ��#,� � /��� ���������� ��������.

,������� ����� ����������� (���&%���). -������� ����� ��0�� ���-

'�����#���# � �.!�� ��������, ��� ������# �!������� �������� � ���-

�������� ������������. � ������ ��#�����# ������ ���,����� ����0��-

����������������� ������� !������ ���0�� !��� ���������� ��������� �

��������� (���&%���).

&%��( ��(#&- &����#��"2&�0� +��"�3#&�.

($��(- $#�#%�4 ���� :

���������� ������������, ,��, �������,�#, ���������, �,������� ���������-

������� �����#��#.

� ($��(- ��(#&- &����#��"2&�0� +��"�3#&�:

������# �����������, �,������� ���������������� �����#��#, �������� ���-

��������� � ��2����� ����������, ���, � ������ �����#�, ��������� � ��!-

�������,, �����������. ��������������� � ������. 4����#��� ��0�� ����-

���� �� ���������. �����������., ������, ,�������������. ����������., ,�������������� ���������������� �������.

�� . &-:

-�!�������# ��� ��������� ��������,

-����������# �������,

-�2�!�� ,�������,

-�2�!�� ���������������#,

-�����0����� �����, ����'���� ������� !������ �����.

20

�#.#& # (���&%���):

1.*������ � ��������� ����������.

2.������ �������#��� �� ������0���. ��������� ������� (���� ���!-

������)

3.4�#,����# �� ������������ �� !����������� �������, ��0� ���� ����-

���� ���.� �����. �������.

4.*�� ����,��0����� ��#,����# �� ������������:

- ������,����� ������. ��,� ������������ ��� /����������� !��������

�������� ���������� �� ���������. ���������.

- ������������ �������� !��,����,������ ����� ����������� ��� !�-

�.���� ����,��, �����# ��,� �� ������� �����0���# 0�������� ����-

������������ /������.

5.������ �������#��# ��# �������������# ����,�� !�������� ��������

����������� �������.

6.4��!'��� ����'��� ����� � � �������.-����,�������� ����������.

&%��( $#�#%�4 ���� &����#��"2&�0� +��"�3#&�.

($��(-:

�#�����, �����!�������� �����#���, ���������0����, ����������, ����-

������# ���������������, �������,��, ���������������� ��������� � ��-

��������� �����������, �����# ��,����#, �������#'�# � ����. �� . &-:

-����2���� ����������� ���� ���������� �������� ����,�� !��������,

-����!���� ������������ �������# (����� �� ��������, ���������� !�����-

����),

-�2�!�� ,�������,

-�2�!�� ���������������#,

-������������� �����.

�#.#& # (���&%���):

1.*������ � ��������� ����������.

21

2.������ �������#��� �� ������0���. ��������� ������� (���� ���!-

������)

3.$�����2��� ��,������ �����. *�� ������������ ������2���# !���� 2

���� ,�������� ��,������ ��,������������ ���������.

4.*���� ��,���������. ��# �,������: 0,5-1,0 �� �/. ��� �/� ��� ������-

��� �������������� �������� �������# �� !���� 1 ��/���. %��� 0����-

��� ����� �� �������, ��0�� ������#�� ��0��� 10-30 �����. ��# �����: 0,02 ��/�� ��������2���� ��� �����������, �� !���� 0,5 ��/���. "�0-

�� ������#�� ��0��� 5-10 ����� (�������� �� 2 ��).

5.*���,����� ,�!�� 30-40 �� ������� ����������� �.�!������ �������

��� ����, ���� ��#���� ������� � �������� (���� 24) ��# ���0���# ���-

��������� !��������.

6.4��!'��� ����'��� ����� � � �������.-����,�������� ����������.

� �0&��� �� � ��#(- %"' &����#��"2&�! �#��$ .

��# ����������� ����� ���!������ �������� ������������, �����-

���� �����������. ���������, �������� �������������� ����,��, ���� ����- ,������� � ���� ���0!� !������ �����.

4 ����. ����������� ������� ���!������ ������� �������������.

����������� ����� (�#��(#&%�) '). *�� ������������������ ���������-

��� ��0�� ��,����,������� ���'����, �������� ��� ������������ ������- ��. � ��� ������, ���� ��� ������������������ ������������ �� �!����0�-

�����!���, ��#,����� � ���������, ���!������ ��������� ������������ ��-

������ (�#��(#&%�) ') [25]. 4 /��� ����. ���!������ ������������ ����

�������� � ������������ ������. � ������, ���� ������ �� �������, ���� ����

�! �!�������� ��������.

%��� ������� ��������, �� ���!���� ��0�� !��� ��#,��� � ��!����

�����. 4 ����. ����������� ����� ����,���#� ������������� ������

����� � ��#��� �������� � ��������� ���������� � 1 ���. � ��� ������,

���� �� �������������# ������� ������������������ ����� ������ �����

(��# ���� � �������� ������,���), ��������������# �� ���������# (�#��-

22

(#&%�) '). �� ��� ���, ���� ��!��������!����� ������� �� !���� ������-

�������, !������ ����������# �� ��!������������ !�������. *���� ��-

�������# ����,�� � �������������# ������� �����, ���������� ����'�-

�����# �������� �������������� ����,��, � ��!������������ ��������

�����#���# (�#��(#&%�) ').

ITB � ������� ���������� ���#��� �������� � �������� ���0���.

������������ � ������� � ��0��� ���������#�. *����� ���0���# ��- 2������ ������ � ���������#�, ITB ���0� ����� ��'��������� ���#���

�� ����� ������'��� �����������. ������ � /��� ����2�.��# ������-

������ ������� !������ [26].

3.3.5.�$#��) &� 0"*+�� 1 ���*��*��1 0�"��&�0� (�40�.

������������� �������� �� ����������� ���������� ��������� ��,��

����� !��� ����������� ��� ����������������� ����� �3* �/��� ������-

��� ��2����� �������� (�$) '), ��� ������������� !����������� ����-

����-����� (�$) ').

*������ �������� ,���.�����# � ��,��2���� ������������ ������-

����� ��������, ��� �������� � ���������. �������������� ����������,

�������.'�� � ������������ ���������,�� � ��������. � ������ ����!��-

����# � ����������� ������� ������������������ �������� �����������

���2��������� ����,������# �� #���� �������� (����������� �����0����-

���- Vim, ,����� ������-�������� - Vop). *�� ����!������� �������� ��

���������� �������� !������� 2��� (GPi). ��,��0�� ���������� ���!�-

���������� ����������, ������ ���� ��!����� /������� � ���������-

��������0����� ��� /��� ��2� [13,14].

*�� �������#� �� ����������� ���������� ������,����# ��������

������� ������������� (���&%���). 4���������������� ������� ���������# �

������,������� ����������� �����.������ ������� �����������# �� ����-

����������-��,�������� ��������� ��������, ��!� �����'���# ������

"+� � �� (���&%���). ��# ���������# ���������� ������,����# �������-

23

������# ������#��# (���&%���). *�����#�2���# ����� �������� ������-

�������� (,�����0������), �������������� (�������� /�������� ������)

�����#'�� ����# �� ������,�.��# (&# �#��(#&%*#��').

����������� /����� ����� �������� ��,�������# � ������� �������-

��� ���� ����� �������� � ��������� ������ ���� ���!��,������� ����,

4-6 ���#���. ������������� �������� �� �������� ��,�� �� ������#� �

������� �������� ������������������ ��������, ������ ����� �!�������

�����#��� !������ � ���� ,� ����. 7������������ �������� �������#��

�����40-50% [15,16].

*��������� ������������� ���������� ����� ��������� ����� ����-

������� ��,����# ������!���!������ ��������, ������� � �����������

����������� (&# �#��(#&%*#��').

9���������# /������������#��# ���!���� �������� ��,�� (DBS)

������#���# � �#�� ������� ��� ��������� �������� � �����������������

����� �3*. 7������������ /��� �������� �� �����2��� 50%. *���,�- ��# � DBS � !������ � �3* ��,����.� ��� ���������� ������ �� !�-

���������� ��������-���� ��� ��� ������ �����������,���#� ��# ���-

������# ITB (�$) ').

"�2��#�� ��# /������������#��� ���0�� �� 0� ���������, �������

������,�.��# ��# ����������. *�������� ��# �����0���# ������������

/������ �� ���!����# ��,��2���# ������� ��������, DBS ����� ����- 2�� ���� ������� ����0�����, ��� ���������# �����������.'�� #��� � ��-

������� ��,��0����� ���������# ������������ ��������.

��# DBS ������,�.��# ���������� �������������� ���������� �

���������� ���������� /������. ����������# /��������� ����,������# �

����������� ������� ������������� (���&%���). ��# ����������������� ��-

��������� ���������, � ������. �������������# /�������, ������,����#

�������� �����/���������� ����������� (�#��(#&%�) '). *����0��� ��-

������� ��������� �������������# �����0�� � �����.�����., ��!� � ���- �,��2��. �!�����.

24

*�������� �����������#��� ���!���.��# �������������. *������ ��0�� �,���#�� ��������� ������#��� � ��������, ������������� ���-

������ ����'� ������������ ������. *�� ������������� /������������

�����������#��� ��0�� !��� ����#�� ��2���� � ���������� ������ ��-

����������� �������, � ��� ����� � �������������.

4.�"0�� �( &#!��1 �*�0 .#���0� "#.#& '.

) !������ !�, ������ ���������� ��# ������������ ���!��������

(4-5 ��������# �� 2���� GMFM) ��������� ���������� �������������

��������. 7�� ��#,��� � ���, ��� ��,��0��� ����0����# �������������

�������� � ���� ��2����� ��������� ��� ���!���� ����� �� ���0���#

�������������� ������� !������. � /��� ������ ��������� ��������

,������ �������� #��#���# �!�������� ����� � ������������ ��,����#

������������� ���������� (�#��(#&%�) '). *�� ������������ �������-

��,� � ��!���2�� ������������� ����� ���������# ��,�����# �� ��#�-

������ �\��� 2����� ������. *�� ������� ������������� ����� ��,- ��0�� ���������� ����� ���������� �� ������� � ��0��� ���������#�

(�$) '). *�� �#0���� ����������������� ������ � ��������� ��������

�������0�������� ��,������� !������������ ��������-����� ���������#

����������# �������������# ������# (�#��(#&%�) '), ��� �������������

��,������� �������� �� ����������� �������� ��������� ��,�� (�$) ').

) !������ � ����2��� ������������� ��# ������������ ���!���-

����� (2-3 ��������# �� 2���� GMFM) � ��0��� ������������ ������- ��,�� � ������� ��2������ ������ �� !���� 3 !����� � �����������

����2����� ������� ��� ��,��0�� ���������� /����������� /������-

������#��� ��#�������� ����'���# �������� ��,�� (�$) '). *�� ����-

��������� /������ ������#��� ��0�� ������#���# ����������# �������-

������# ������# ��� ,���## ����������# ��,�����# (�$) ').

�������� ������������������� ������# ������������ �����������

��� �3* ��0�� ������������ ����������� �����.'�� �!��,��:

25

������������ ������������

.2+ class="tr1 td10">

(��������,�,

4�����������

4�����������

 

 

��������#

���������,

��������,

�������#

 

 

 

.2+ class="tr12 td11">

4 5 ��������#

2 3 ��������#

 

.2+ class="tr4 td12">

�� GMFM

 

.2+ class="tr5 td11">

�� GMFM

 

 

ITB

 

+�,�����#,

ITB

SCS

 

 

���������#

 

 

 

 

 

 

 

*�� ����������

.2+ class="tr17 td19">

*�� ����������

.2+ class="tr9 td18">

/������ ������-

.2+ class="tr9 td19">

/������ ��,�-

.2+ class="tr4 td18">

����������# ���-

.2+ class="tr4 td19">

����#, �������-

.2+ class="tr4 td18">

����#

.2+ class="tr4 td19">

��#

 

��� ������, ���� ����� ���������# ������������������� ������#

���������� ��������� ��2������ ������ � !������ ������#.��#

������������� �����������, � �!#,�������� ���#��� ����,��� �������-

��� ���������������������� ������# (���&%���).

5��"8.#& #.

�����#'�� ����# � +��������� 6�������� ���!������ ����������-

������������������� ������������������ �������� ��� �3*. 7�� ,���-

��� �� ������ �� ������������ ������������� � �!������������ �!�����-

������ ������������ �������. -����������. ���� ������ ��������� �����-

������ � ���!����������� ��,��0������ ������������������ ������� ��-

26

����# �3*. ������ �,������������ ����������, ���!����������, �������-

������ � ���������-������������� � ������ �������������������� !������ ��# �����������# ��������� ���!������������� ������# ��# ��0���� ��-

������ � �3* ��,����� �������� /������������ ������������ ������# /���

�����,��� ���������� ���!����.

5.�$ ��� " �#���*�-.

1)4�������, "���.����, 4������, ������� � ���!�����������# ������#

�3*, "�����, "������� (1972), 328 ���.

2)Spasticity – a topical survey, Birkmayer W edited, Vienna: Huber (1971), 219.

3)������������������ ������ � ������������������� ������. ���-

��������� ��������� ��� �3*. ������# � �����������# ���!�����-

��#, : 2(11) 2008, . 5-11

4);������� 1."., "������� �.., ������� ����!������� �������, 4����-*����!���, ���������-*�.� (2003), 520 ���.

5)Sebastian Grunt, Jules Becher, Long-term outcome and adverse effects of se- lective dorsal rhizotomy in children with cerebral palsy: a systematic review, Dev Med Child Neurol 2011; 53: 490-498

6)Li Z, Zhu J, Liu X. Deformity of lumbar spine after selective dorsal rhizoto- my for spastic cerebral palsy. Microsurgery 2008; 28: 10–2

7)McLaughlin J, Bjornson K, Temkin N, et al. Selective dorsal rhizotomy: me- ta-analysis of three randomized controlled trials. Dev Med Child Neurol 2002; 44: 17–25.

8)Eva Nordmark, Annika Josenby, Long-term outcomes five years after selec- tive dorsal rhizotomy. BMC Pediatrics 2008, 8: 54-65

9)Mittal S, Farmer JP, Al-Atassi B, et al. Functional performance following se- lective posterior rhizotomy: long-term results determined using a validated evaluative measure. J Neurosurg 2002; 97: 510–8

10)Rosenbaum PL, Walter SD, Hanna SE, et al. Prognosis for gross motor func- tion in cerebral palsy: creation of motor development curves. JAMA 2002; 18: 1357–63

11)Philippe Decq, Masahiro Shin, Surgery in the Peripheral Nerves for Lower Limb Spasticity, Operative Techniques in Neurosurgery 2004 Volume 7, Is- sue 3, Pages 136-146

12)������� �.., �!���� �.., ������� �.., 9��� ".., 4����� %."., "����������������# ����������# ���������# � ������� ��������� ���-

��������� ��������� ��,������ /��������; ������� �������������

��. �������� : 2, 2013, ��� 77, 65-71

27

13)Humberto Trejos, Rolando Araya; Stereotactic Surgery for Cerebral Palsy Department of Neurosurgery, National Children's Hospital, National Rehabili- tation Center, Costa Rica, Stereotact Funct Neurosurg 1990;54:130-135

14)Antonio A.F. De Salles, MD, PhD; Role of stereotaxis in the treatment of CP, Division of Neurosurgery, University of California Los Angeles School of Medicine, Journal of child neurology, 1996, 11, (Suppl 1), 43-50

15)Broggi G., Angelini L., Bono R.; Long term results of stereotactic thala- motomy for cerebral palsy., Neurosurgery, 1983 Feb;12(2):195-202.

16)Kim J., Chang W.; Treatment of secondary dystonia with a combined stereo-

tactic procedure: long-term surgical outcomes. Acta Neurochir (Wien), 2011 Dec;153(12):2319-27; discussion 2328. Epub 2011 Sep 11.

17)Dekopov A.V. · Shabalov V.A. · Tomsky A.A. · Hit M.V. · Salova E.M., Chronic Spinal Cord Stimulation in the Treatment of Cerebral and Spinal Spasticity, Stereotact Funct Neurosurg 2015;93:133-139 (�����#)

18)Siegfried J, Treatment of spasticity by dorsal cord stimulation, Int. Re- habil. Med., 1980; 2:31-34.

19)Pinter M., Epidural electrical stimulation of posterior structures of the human lumbosacral cord: control of spasticity, Spinal cord, 2000; 38(9):524-531

20)Steinbok P., O’Donnell M. Baclofen in-fusion for spastic cerebral palsy. Clin Neurosurg 2000; 47:440-57.

21)Walker RH, Danisi FO, Intrathecal baclofen for dystonia: benefits and com- plications during six years of experience. Mov Disord. 2000 Nov;15(6):1242- 7

22)Albright A, Continuous intrathecal baclofen infusion for spasticity of cer- ebral origin, JAMA 1993, 270: 2475-2477.

23)Murphy, NA, Irwin MCN, Hoff C. In-trathecal baclofen therapy in children with cerebral palsy: Efficacy and com-plications. ArchPhysMedRehabil2002; 83:1721-1725.

24)Coffey RJ, Edgar TS, Francisco GE, Gra-ziani V, Meythaler JM, Ridgely PM, Sadiq SA, Turner MS. Abrupt withdrawal from intrathecal baclofen: Recogni- tion and management of a potentially life-threat-ening syndrome. Arch Phys Med Rehabil 2002; 83:735-741

25)Flckiger B, Knecht H, Grossmann S, Felleiter P. Device-related complications of long-term intrathecal drug therapy via implanted pumps. Spinal Cord 2008; 46:639-643.

26)Gilmartin R, Bruce D, Storrs BB, Abbott R, Krach L, Ward J, Bloom K, In- trathecal baclofen for management of spastic cerebral palsy: multicenter trial, J Child Neurol. 2000 Feb; 15(2):71-77.

28