���������� ������������� ������

����������� ������������

����������� � ������� ��� ���! ��"���.

�#���$��%�� ��%�&��'���� �(���)'��*

���#���&� ����#���� ����������

������������� ������

��+��, 27.11.2014

���%�� 2014

Авторский коллектив

Коновалов Александр Николаевич

Доктор медицинских наук, профессор,

 

академик РАН, научный руководитель

 

НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н.

 

Бурденко

 

 

Хухлаева Елена Анатольевна

Кандидат медицинских наук, старший

 

научный сотрудник отделения детской

 

нейрохирургии НИИ нейрохирургии

 

им. акад. Н.Н. Бурденко

 

 

Гаврюшин Андрей Владимирович

Кандидат медицинских наук, старший

 

научный сотрудник отделения

 

нейроонкологии НИИ нейрохирургии

 

им. акад. Н.Н. Бурденко

 

 

Трунин Юрий Юрьевич

Кандидат медицинских наук, научный

 

сотрудник отделения радиологии и

 

радиохирургии НИИ нейрохирургии

 

им. акад. Н.Н. Бурденко

 

 

Шишкина Людмила Валентиновна

Кандидат медицинских наук,

 

заведующая лабораторией

 

патоморфологии НИИ нейрохирургии

 

им. акад. Н.Н. Бурденко

 

 

Холодов Борис Владимирович

Кандидат медицинских наук, старший

 

научный сотрудник отделения детской

 

нейрохирургии НИИ нейрохирургии

 

им. акад. Н.Н. Бурденко

 

 

��������� �������������� �������� ����������� � �������, �������

������������ ���������������� �������������� ������������������

�������������� ��� ������������ ����������� �������

������������������� ������������� � ��������������� ������������.

������������ �������� � ��������������� �����������,

��������������� � ������������� ������������ ��������, �������

��������������� ��� �������� ������ ������� � ���������� �����������

���������. !����� ������������ � ������������������� �������������

��� ��������������� �������������.

"���� ������ ��������� ������������ ��������.

#�� �������� ������ ������������ ��� ����� ���� ������������� �

���������� ������������.

�-.�� ��/��&����.

"������ ������ ����� ��������� ��������������� ��������

��������. $ ����� ������� ������ ����� ���������� 15% �� ���� ��������

��������� ����� � 25% �� �������� ������ �������� ���� (1,2). $ ��������

�� ��������������� ����������� ����������� ����.

�#����/�%����.

%�� ��������� ������� ������ - �� ������������� ������ ���������

������� �����������������. "������ ���� ��������������� ��������� ��

���������������, ��� ��������� ������� ������.

%������ ������&���������� ���������� �������� ������ '�( �

�����������������.

)����� ������������ ������&������ �������� ������ ���, �� ���

����������� ���� ���� ��������� ��������� ����� '�(-��������� ���

��������������� �������, ������� ���&������ ����������, �������

���������� ����������, �������&�� �������. �������������� ��������: 1.��� - �(�����$���*� � ��� - '�//�+�*� �0���#�.

2.1�'�/�(�*� �0���#� ������������� ������ ������ � �0���#� � 2%+�/�(�*& %�&0����(�&, ������������������ � ������� 4 ���������,

���������� ����� ��� � ���� �� ������� ������

3.��#�'�*� � %��(�+�*� �0���#�.

%����������� �� ����������� ������� �������� �����-�����������

�������, ������� �������������� �����, �����, �������� ����� (���������

�������������, ����������� �����, ��������, ����� �����).

�������(�%�.

�(*+!*�(,:

������+ �����*���(�� �� '���*� ���, 0����'����� '� � 0��#�

���'���� %��(���(� � %#���$��%�� %��(��� +�-�#������ (3,4,5,6,7).

�)-"')+!*.//:

1."*'�#��(�� '�� ������*� ������(� �0���#�� �(��#�: ���- �(�����$���*� � ���-'�//�+�*� �0���#�.

2.�(����(�%��$��%�� -��0��� �0���#� '#� �0��'�#����

���(�#���$��%�� 0����'#�)���(� �0���#� �� 0����'�(��

"������� ����������, ������������ ������� �������, ��������

��������������� ������� �� ������ '�( � ��������� ���������. "����

�������������� ���������������� ������ '�( � ����� ���������������

'�( - ������������� � '�( -��&&����� �������.

���- ������������� ������� �������������� ���������� ������

������� ����� ��������� ������� (� ������ (1) � ��������� ������� (

������� (2 (2-FLAIR) � ���������� �������� ���������. %�������

���������� ������������ ��������� (-#) �������� ������ �����������: ��

���������� �������� �� ������������ ��� ������������� �� ����� ��0���

�������.

���- ���������» ������� - ���������� ���������� � ��&�������

������ �����, ���� ����� �����, ��������� ��� ������������ ���������

'�-������� � ������ (1. '���� ���������� ���������� ������ �������

��������� �������� �� ���� �������. % ������ (2 �������� ������� '�-

�������– «����������» ��������� '�-�������, � ���� ����������� �����

��������� � ��������� �������, ���������� � ���������� �����������

«������� ��������» .

�#���$��%�� �-�#�'������ 0�����(� 0�� �0���#� �(��#� �%#3$��(

�����#���$��%�� ��&�(�, ��&�(� ������/(�#,&�#��� � �(������#���. -���������� ������������ �������� ��� ������� ������ ��������

��������������� ������, ������ ������&���������� (������� �������� ���,

������ �������� ������� �����), ������ ������������ (����������

��������� ������������ &������ 5,8, 9,10 .).

�&��(�� �0��'�#����� ���(��4���� ���(����#���$��%�� %��(��*

� ���(�#���� �0���#�.

'�(-������������� ������� �� ��������������� ���������

�����������. '�(-��&&����� ������� ����������� II-IV.

'�( - ������������� ������� ������������ ��������������� �

����� ����������� �������, � ������������� � ������� �����.

'�( - ��&&����� ������� ������������, ��� �������, � �������

�����.

�(����(�%��$��%�� -��0��� �0���#� '#� �0��'�#����

���(�#���$��%�� 0����'#�)���(� �0���#� �� 0����'�(�� (3).

������������. $������� ���������� ������ ������������ ��������������� � '�(-

�������, ����������������� ������� ������� ��� �����������

��������������� �������������� ������� �� ����������.

����������������� ������� � ��������� ����� ���������� ������ �

������ ����������� ������������ � ����� ���������� ����� ������

�������� ������ � ������������ �������� ����������� ������������

������������ �������� ������.

��$���� �0���#�� �(��#� &�+��.

�(*+!*�(,:

1."*-�� (�%(�%� #�$���� �0��'�#��(�� �(�����$�����(,3

�0���#� 0� '���*& ���.

2.��� �#��&�� 0#��(��%� $�(������#&�� 0����'�(�� (�����(��%�#��(�&��.

3.��� ���-�(�����$���*� �0���#�� 0����'�(�� �'�#���� �0���#�.

4.���-'�//�+�*� �0���#� �� 0�'#�)�( �������$��%�&� #�$���3.

"#.//:

1.�����'���� ��&��(���0�� 0�� ��� �(�����$���*� ��(����(�&�� II – IV � 0�� ��� '�//�+�*� �0���#�� '�0��%��(�� � ��&%��

���#�'���(�#,�%�� 0��(�%�#��, � (�%)� � �#�$��� 0��'�#)������ ���(�

'�//�+��� �0���#� �(��#�.

"*-�� (�%(�%� #�$���� �0��'�#��(�� �(�����$�����(,3 �0���#� 0� '���*& ���.

��� ���-�(�����$���*� �0���#�� 0����'�(�� �'�#���� �0���#�.

(8,9,10,11,12).

"������� �� ������ ������� ������ ��������� ������ � ��������

���������� ���������� ������������ ��� ������� �����������

���������� ������&��������������� ����������� &������ 1'+ (������������ ��� 4 ���������).

+��������� ������� ����������� �������������� ���������

�������� � �������� ��������� ���������� � ������ �����������������

�������.

'�( ������������ � ��������� ��������� ���������� � �������

������ 72 ����� ����� �������� ��� ����������� ������������� ��������

�������.

�',3���(��� (���0�� ��� - �(�����$���*� �0���#�� �0��'�#��(�� ���(�#���$��%�� 0����'#�)���(,3 �0���#�.

��������� ����������� '�( �� � ����� �������� ���������

���������� � ������� ������� ���� ������ 3 ������, � ���������� – 1 ��� �

���� ����� �������� ����� �������.

%������ ������������� ����� ��������� �����������, ��������

���������� ������� ������� (��������). ����������������� ������

��������� (����������������� ������� ������� � �������������)

���������������� ������� ������� �������, .. ����������

����������������� ������� ��������� ����������� ������� �������� ��

���������� ���������� ���������. #�� ���������� ������������

������������ ����������� ������ &��������������� ������� ��������

����(�"!) 1,8 2�, 1 ��� � ����, 5 ���� � ������, �� �"! 54 2�. #�� &����������� ��0��� ���������, ���������� ������������ '�(

������������ � ������� (1, (1 � �/, (2 FLAIR. #�� ������� ���������

���������� �������, � ������� ��������� �� ���� ������� '�(, ��������

���������� ������������������� ������� � ��������� �������� �����

(�"!) 16-18 2�.

����������� II-IV ����� �������������� �������� ��� ��� ����,

�������� ���������� ����� ������� ������� � ����������� �����

&��������������� � �"! 54-56 2�. %���� ��������, ��� &����������� ��0��� ��������� ��&&����-�������� �������, ���������� � ��������

�������� ������: �� ������������ ������ ������� � ������� '�( (2 ���

FLAIR, ���������� ��������� �� 1,5-2 �� (3D-������������� ����������).

����#��&�� 0#��(��%� $�(������#&�� 0����'�(�� (�����(��%�#��(�&��. % ���������� '�( �������� ������ 3 ������ �

������� ������� ���� ����� ��������, ����� 1 ��� � ���. % ������

������������� ����� ������� ������� ������� � ������������� ��������

�������.

��� '�//�+�*� �0���#� �� 0�'#�)�( �������$��%�&� #�$���3

(��������).

#��������� ����������������� ������� ������� (��. ����������� II-

IV)

�����'���� ��&��(���0�� '�0��%��(�� � ��&%�� ���#�'���(�#,�%��

0��(�%�#��, � (�%)� � �#�$��� 0��'�#)������ ���(� '�//�+��� �0���#� �(��#�.

3������������������� ���������� ������� ��&&����� �������� ������

� ����������

&&����������� ��� (13,14,15,16,18).

 

% ������

����������� ���������� �����������

����������

2+ class="tr10 td9">

��������������������� �������, � ����� ��������� �������.

 

%��� ������� ������������ ���������� � ������ ���������� �������

����� ������� ������� �����������������.

������� ��'�� �0���#�� �(��#� &�+�� ���-��'�&*�

���-�#�(������*� &���0���(�� 0����'�(�� 0� 0�%�+����& �

���(��(�(��� � �-.�&� 0�����0�&� ���-�#�(���� �����#���$��%�� �

������������$��%�� -�#,�*�

��(���(���.

1.Farwell JR, Dohrmann JT: Central nervous system tumors in children. Cancer 1977; 40:3123-3132;

2.Smith M.A., Freidlin B., Gloeckler Ries L.A., Simon R. Trends in reported incidence of primary malignant brain tumors in children in the United States// J Natl Cancer Inst. 1998.V90.P.1269-77.

3.Albrihgt AL, Packer RJ, Zimmerman R, Rorke LB, Boyett J,Hammond GD:Magnetis resonance should replace biopcies of diffuse brain stem gliomas: a report from thr Children’s Cancer Group. Neurosurgery 33:1026-1030, 1993

4.Cartmill V, Punt J: Diffusebrain stem glioma. A review of stereotactic biopcies. Childs Nerv Syst 15:235-238,1999

5.Shumacher M, Shutle-Monting J, Stoeter P, Warmuth-Metz M, Solymosi L:Magnetic resonance imaging compared with with biopsy in the diagnosis of brainstem deseases of childhood:a multicenter review. J Neurosur 106:111-119, 2007

6.Barcovich AJ, Krischer J, Kun LE,Packer R,Zimmermann RA,Freeman CR, Wara WW,Albright L, Allen JC,Hoffman HJ:Brain stem gliomas:A classification system based on magnetic resonance imaging. Pediatr Neurosurg 1990/91; 16:73-

7.Cartmill V, Punt J: Diffusebrain stem glioma. A review of stereotactic biopcies. Childs Nerv Syst 15:235-238,1999

8.Epstein F., McCleary E.L., Intrinsic brain stem tumors in childhood: surgical indications// J. Neurosurg. 1986. V. 64. P. 11-15,

9.Bricolo A Surgical management of intrinsic brain stem gliomas. InOperativeTechniques in Neurosurgery. Brain stem surgery. V.3; N2; ��137 – 154; 2000

10.Constantini S., Epstein F. Surgical indications and technical considerations in the management of benign brain stem gliomas. J of Neurooncology 28^193 – 205,1996

11Jallo GI, Freed D., Roonpprapunt C., Epstein F., Current management of brainstem gliomas/ Annals of Neurosurgery,3(1). 1 – 17. 2003.

12.-onovalov AN, Gorelyshev SK, Khuhlaeva EA. Surgical management of Brainstem and Hypothalamic tumors. In Operative Neurosyrgical Techniques. Ed. Shmidek HH, Roberts DW. 2006 P.821-856

13.Massimino M, Spreafico F, Biassoni V, et al. Diffuse pontine gliomas in children: changing strategies, changing results? A mono-institutional 20-year experience. J Neurooncol 2008;87:355-14.Allen JC, Siffert J. Contemporary chemotherapy issues for children with brainstem gliomas. Pediatr Neurosurg 1996;24:98-102.

15.Hargrave D, Bartels U, Bouffet . Diffuse brainstem glioma in children: critical review of clinical trials. // Lancet Oncol. 2006 Mar;7(3):241-8.

16.Stupp R, Mason WP, van den Bent MJ, et. al. Radiotherapy plus concomitant and adjuvant temozolomide for glioblastoma N Engl J Med 2005;352:987-96

17.Wafik Zaky, Michael Wellner, Robert J. Brown, Stefan Bl¨ uml, Jonathan L. Finlay, Girish Dhall Treatment of ChildrenwithDiffuse Intrinsic Pontine Gliomas with Chemoradiotherapy Followed by a Combination of Temozolomide, Irinotecan,and Bevacizumab Pediatric Hematology andOncology, 30:623–632, 2013

18.Mark T. Jennings, Richard Sposto, James M. Boyett, L. Gilbert Vezina et al.Preradiation Chemotherapy in Primary High-Risk Brainstem Tumors: Phase II Study CCG-9941 of the Children’s Cancer Group J of Clinical oncology August 15, 2002 vol. 20 no. 16 3431-3437