���������� ������������� ������
����������� ������������
����������� � ������� ��� ���! ��"���.
�#���$��%�� ��%�&��'���� �(���)'��*
���#���&� ����#���� ����������
������������� ������
��+��, 27.11.2014
���%�� 2014
Авторский коллектив
Коновалов Александр Николаевич | Доктор медицинских наук, профессор, |
| академик РАН, научный руководитель |
| НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. |
| Бурденко |
|
|
Хухлаева Елена Анатольевна | Кандидат медицинских наук, старший |
| научный сотрудник отделения детской |
| нейрохирургии НИИ нейрохирургии |
| им. акад. Н.Н. Бурденко |
|
|
Гаврюшин Андрей Владимирович | Кандидат медицинских наук, старший |
| научный сотрудник отделения |
| нейроонкологии НИИ нейрохирургии |
| им. акад. Н.Н. Бурденко |
|
|
Трунин Юрий Юрьевич | Кандидат медицинских наук, научный |
| сотрудник отделения радиологии и |
| радиохирургии НИИ нейрохирургии |
| им. акад. Н.Н. Бурденко |
|
|
Шишкина Людмила Валентиновна | Кандидат медицинских наук, |
| заведующая лабораторией |
| патоморфологии НИИ нейрохирургии |
| им. акад. Н.Н. Бурденко |
|
|
Холодов Борис Владимирович | Кандидат медицинских наук, старший |
| научный сотрудник отделения детской |
| нейрохирургии НИИ нейрохирургии |
| им. акад. Н.Н. Бурденко |
|
|
��������� – �������������� �������� ����������� � �������, �������
������������ ���������������� �������������� ������������������
�������������� ��� ������������ ����������� �������
������������������� ������������� � ��������������� ������������.
������������ – �������� � ��������������� �����������,
��������������� � ������������� ������������ ��������, �������
��������������� ��� �������� ������ ������� � ���������� �����������
���������. !����� ������������ � ������������������� �������������
��� ��������������� �������������.
"���� – ������ ��������� ������������ ��������.
#�� �������� ������ ������������ ��� ����� ���� ������������� �
���������� ������������.
"������ ������ ����� – ��������� ��������������� ��������
��������. $ ����� ������� ������ ����� ���������� 15% �� ���� ��������
��������� ����� � 25% �� �������� ������ �������� ���� (1,2). $ ��������
�� ��������������� ����������� ����������� ����.
�#����/�%����.
%�� ��������� ������� ������ - �� ������������� ������ ���������
������� �����������������. "������ ���� ��������������� ��������� ��
���������������, ��� ��������� ������� ������.
%������ ������&���������� ���������� �������� ������ '�( �
�����������������.
)����� ������������ ������&������ �������� ������ ���, �� ���
����������� ���� ���� ��������� ��������� �����
��������������� �������, ������� ���&������ ����������, �������
���������� ����������, �������&�� �������. �������������� ��������: 1.��� - �(�����$���*� � ��� - '�//�+�*� �0���#�.
2.1�'�/�(�*� �0���#� – ������������� ������ ������ � �0���#� � 2%+�/�(�*& %�&0����(�&, ������������������ � ������� 4 ���������,
���������� ����� ��� � ���� �� ������� ������
3.��#�'�*� � %��(�+�*� �0���#�.
%����������� �� ����������� ������� ��������
�������, ������� �������������� �����, �����, �������� ����� (���������
�������������, ����������� �����, ��������, ����� �����).
�������(�%�.
�(*+!*�(,:
������+ �����*���(�� �� '���*� ���, 0����'����� '� � 0��#�
���'���� %��(���(� � %#���$��%�� %��(���
1."*'�#��(�� '�� ������*� ������(� �0���#�� �(��#�: ���- �(�����$���*� �
2.�(����(�%��$��%��
���(�#���$��%�� 0����'#�)���(� �0���#� �� 0����'�(��
"������� ����������, ������������ ������� �������, ��������
��������������� ������� �� ������ '�( � ��������� ���������. "����
�������������� ���������������� ������ '�( � ����� ���������������
'�( - ������������� � '�(
���- ������������� ������� – �������������� ���������� ������
������� ����� ��������� ������� (� ������ (1) � ��������� ������� (�
������� (2 �
���������� ������������ ���������
���������� �������� �� ������������ ��� ������������� �� ����� ��0���
�������.
���- ���������» ������� - ���������� ���������� � ��&�������
������ �����, ���� ����� �����, ��������� ��� ������������ ���������
��������� �������� �� ���� �������. % ������ (2 �������� ������� '�-
�������– «����������» ���������
��������� � ��������� �������, ���������� � ���������� �����������
«������� ��������» .
�#���$��%��
�����#���$��%�� ��&�(�, ��&�(� ������/(�#,&�#��� � �(������#���.
��������������� ������, ������ ������&���������� (������� �������� ���,
������ �������� ������� �����), ������ ������������ (����������
��������� ������������ &������ 5,8, 9,10 �.�).
�&��(�� �0��'�#����� ���(��4���� ���(����#���$��%�� %��(��*
� ���(�#���� �0���#�.
�����������.
'�( - ������������� ������� ������������ ��������������� �
����� – ����������� �������, � ������������� � ������� �����.
'�( - ��&&����� ������� ������������, ��� �������, � �������
�����.
�(����(�%��$��%��
���(�#���$��%�� 0����'#�)���(� �0���#� �� 0����'�(�� (3).
������������. $������� ���������� ������ ������������ ��������������� � '�(-
�������, ����������������� ������� ������� ��� �����������
��������������� �������������� ������� �� ����������.
����������������� ������� � ��������� ����� ���������� ������ �
������ ����������� ������������ � ����� ���������� ����� ������
�������� ������ � ������������ �������� ����������� – ������������
������������ �������� ������.
��$���� �0���#�� �(��#� &�+��.
�(*+!*�(,:
1.
�0���#� 0� '���*& ���.
2.��� �#��&�� 0#��(��%� $�(������#&�� 0����'�(�� (�����(��%�#��(�&��.
3.���
4.
"#.//:
1.�����'���� ��&��(���0�� 0�� ��� �(�����$���*� ��(����(�&�� II – IV � 0�� ��� '�//�+�*� �0���#�� '�0��%��(�� � ��&%��
���#�'���(�#,�%�� 0��(�%�#��, � (�%)� � �#�$��� 0��'�#)������ ���(�
'�//�+��� �0���#� �(��#�.
���
(8,9,10,11,12).
"������� �� ������ ������� ������ ��������� ������ � ��������
���������� ���������� ������������ ��� ������� �����������
���������� ������&��������������� ����������� &������ 1'+ (������������ ��� 4 ���������).
+��������� ������� ����������� �������������� ���������
�������� � �������� ��������� ���������� � ������ �����������������
�������.
'�( ������������ � ��������� ��������� ���������� � �������
������ 72 ����� ����� �������� ��� ����������� ������������� ��������
�������.
�',3���(��� (���0�� ��� - �(�����$���*� �0���#�� �0��'�#��(�� ���(�#���$��%�� 0����'#�)���(,3 �0���#�.
��������� ����������� – '�( �� � ����� �������� ���������
���������� � ������� ������� ���� ������ 3 ������, � ���������� – 1 ��� �
���� ����� �������� ����� �������.
%������ ������������� ����� ��������� �����������, ��������
���������� ������� ������� (��������). ����������������� ������
��������� (����������������� ������� ������� � �������������)
���������������� ������� ������� �������, �.�. ����������
����������������� ������� ��������� ����������� ������� �������� ��
���������� ���������� ���������. #�� ���������� ������������
������������ ����������� ������ &��������������� – ������� ��������
����(�"!) 1,8 2�, 1 ��� � ����, 5 ���� � ������, �� �"! 54 2�. #�� &����������� ��0��� ���������, ���������� ������������ '�(
������������ � ������� (1, (1 � �/�, (2 � FLAIR. #�� ������� ���������
���������� �������, � ������� ��������� �� ���� ������� '�(, ��������
���������� ������������������� ������� � ��������� �������� �����
(�"!)
�����������
�������� ���������� ����� ������� ������� � ����������� �����
&��������������� � �"!
�������� ������: �� ������������ ������ ������� � ������� '�( (2 ���
FLAIR, ���������� ��������� ��
����#��&�� 0#��(��%� $�(������#&�� 0����'�(�� (�����(��%�#��(�&��. % ���������� – '�( �������� ������ 3 ������ �
������� ������� ���� ����� ��������, ����� 1 ��� � ���. % ������
������������� ����� ������� – ������� ������� � ������������� ��������
�������.
��� '�//�+�*� �0���#� �� 0�'#�)�( �������$��%�&� #�$���3
(��������).
#��������� ����������������� ������� ������� (��. ����������� II-
IV)
�����'���� ��&��(���0�� '�0��%��(�� � ��&%�� ���#�'���(�#,�%��
0��(�%�#��, � (�%)� � �#�$��� 0��'�#)������ ���(� '�//�+��� �0���#� �(��#�.
3������������������� ���������� ������� ��&&����� �������� ������
� ���������� | &&����������� ��� (13,14,15,16,18). |
|
% ������ | ����������� ���������� ����������� | ���������� |
2+ class="tr10 td9"> ��������������������� �������, � ����� ��������� �������. |
|
%��� ������� ������������ ���������� � ������ ���������� �������
����� ������� ������� �����������������.
������� ��'�� �0���#�� �(��#� &�+��
���(��(�(��� �
������������$��%��
��(���(���.
1.Farwell JR, Dohrmann JT: Central nervous system tumors in children. Cancer 1977;
2.Smith M.A., Freidlin B., Gloeckler Ries L.A., Simon R. Trends in reported incidence of primary malignant brain tumors in children in the United States// J Natl Cancer Inst.
3.Albrihgt AL, Packer RJ, Zimmerman R, Rorke LB, Boyett J,Hammond GD:Magnetis resonance should replace biopcies of diffuse brain stem gliomas: a report from thr Children’s Cancer Group. Neurosurgery
4.Cartmill V, Punt J: Diffusebrain stem glioma. A review of stereotactic biopcies. Childs Nerv Syst
5.Shumacher M,
6.Barcovich AJ, Krischer J, Kun LE,Packer R,Zimmermann RA,Freeman CR, Wara WW,Albright L, Allen JC,Hoffman HJ:Brain stem gliomas:A classification system based on magnetic resonance imaging. Pediatr Neurosurg 1990/91; 16:73-
7.Cartmill V, Punt J: Diffusebrain stem glioma. A review of stereotactic biopcies. Childs Nerv Syst
8.Epstein F., McCleary E.L., Intrinsic brain stem tumors in childhood: surgical indications// J. Neurosurg. 1986. V. 64. P.
9.Bricolo A Surgical management of intrinsic brain stem gliomas. InOperativeTechniques in Neurosurgery. Brain stem surgery. V.3; N2; ��137 – 154; 2000
10.Constantini S., Epstein F. Surgical indications and technical considerations in the management of benign brain stem gliomas. J of Neurooncology 28^193 – 205,1996
11Jallo GI, Freed D., Roonpprapunt C., Epstein F., Current management of brainstem gliomas/ Annals of Neurosurgery,3(1). 1 – 17. 2003.
13.Massimino M, Spreafico F, Biassoni V, et al. Diffuse pontine gliomas in children: changing strategies, changing results? A
15.Hargrave D, Bartels U, Bouffet . Diffuse brainstem glioma in children: critical review of clinical trials. // Lancet Oncol. 2006
16.Stupp R, Mason WP, van den Bent MJ, et. al. Radiotherapy plus concomitant and adjuvant temozolomide for glioblastoma N Engl J Med
17.Wafik Zaky, Michael Wellner, Robert J. Brown, Stefan Bl¨ uml, Jonathan L. Finlay, Girish Dhall Treatment of ChildrenwithDiffuse Intrinsic Pontine Gliomas with Chemoradiotherapy Followed by a Combination of Temozolomide, Irinotecan,and Bevacizumab Pediatric Hematology andOncology,
18.Mark T. Jennings, Richard Sposto, James M. Boyett, L. Gilbert Vezina et al.Preradiation Chemotherapy in Primary