СОГЛАСОВАНО:
ГЛАВНЫЙ ВНЕШТАТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ МИНЗДРАВА РОССИИ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ У ДЕТЕЙ АКАДЕМИК РАН, ПРОФЕССОР
______________________Ю.В.ЛОБЗИН
______________________2015
УТВЕРЖДАЮ:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
___________________________Ю.В. ЛОБЗИН
____________________________2015
КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРОТОКОЛ ЛЕЧЕНИЯ) ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С КЛИНИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ
«Вакцинопрофилактика детей с бронхиальной астмой»
ФГБУ НИИДИ ФМБА РОССИИ,
Общественная организация «Евроазиатское общество по инфекционным болезням», Общественная организация «Ассоциация врачей инфекционистов
КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРОТОКОЛ ЛЕЧЕНИЯ) ОКАЗАНИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
Клиническая ситуация:«Вакцинопрофилактика детей с бронхиальной астмой»
Предисловие
4+ class="tr0 td0"> Разработан: |
|
| ФГБУ НИИДИ ФМБА России | |||
|
|
|
|
|
|
|
4+ class="tr2 td11"> Внесен: |
|
| ФГБУ НИИДИ ФМБА России | |||
|
|
|
|
|
|
|
4+ class="tr3 td11"> Принят и введен в действие: |
|
| Утверждено на заседании Профильной | |||
|
|
|
|
|
| комиссии 9 октября 2015 г. |
|
|
|
|
|
|
|
4+ class="tr4 td11"> Введен впервые: |
|
| 2015г. | |||
|
|
|
|
|
|
|
4+ class="tr7 td19"> Код протокола |
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| - |
| - | 2015 |
|
|
|
|
|
|
|
|
91500. Код отрасли здравоохранения по ОКОНХ
11Группа нормативных документов в системе стандартизации в отрасли, согласно
«Основным положениям стандартизации здравоохранения»
-Код класса протокола для нозологических форм (синдромов) принимает значение от А00.0 до Z99.9 (соответственно четырехзначной рубрикации МКБ- 10), а для клинических ситуаций — в порядке их классифицирования
01Порядковый номер варианта протокола принимает значение от 01 до 99
2015 | Год утверждения протокола принимает значения 20ХХ |
Кодирование вновь создающихся протоколов происходит таким образом, что внесение дополнений не требует изменения кодов уже существующих протоколов ведения больных. Порядковое значение этих кодов достаточно для проведения разработки и добавления новых протоколов и пересмотра существующих.
Содержание
1.Область применения
2.Нормативные ссылки
3.Термины, определения и сокращения
4.Общие положения
4.1Определения и понятия
4.2Этиологические и патогенетические факторы бронхиальной астмыу детей
4.3Методика вакцинации детей с бронхиальной астмой
4.3.1Требования к диагностике состояния здоровья в амбулаторных условиях на этапе подготовки к вакцинации
4.3.1Медицинские мероприятия для диагностики состояния здоровья
4.3.2Требования к диагностике состояния здоровья в амбулаторных условиях на этапе подготовки к вакцинации
4.3.3Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения медицинских мероприятий
4.3.3.1Клинические методы исследования
4.3.3.2Лабораторные и инструментальные методы исследования
5.Лекарственные средства, используемые на этапе подготовки к вакцинации часто болеющих детей
6.Клиническая характеристика течения поствакцинального периода у часто болеющих детей 6.1 Возможные исходы и их характеристика
6.2.Наблюдение в поствакцинальном периоде за часто болеющим ребенком
6.2.1Медицинские мероприятия для диагностики состояния здоровья в поствакцинальном периоде
6.2.2Лекарственные средства, используемые на этапе поствакцинального периода частоболеющих детей
6.2.3Требования к режиму труда, отдыха, лечения или реабилитации
7.Организация оказания медицинской помощи детям с клинической ситуацией:«Вакцинопрофилактикадетей с бронхиальной астмой»
8.Правила изменения требований при выполнении протокола
и прекращение действия протокола
9.Графическое, схематическое представления протокола ведения больных
10.Мониторинг протокола ведения больных
11.Экспертиза проекта протокола ведения больных (пациентов)
12.Приложения
13.Библиография
Введение
Клинические рекомендации (Протокол лечения) оказания медицинской помощи детям с клинической ситуацией:«Вакцинопрофилактика часто и длительно болеющих детей»разработан:
Фамилии, | Место работы с указанием | Адрес места работы | Рабочий телефон с |
имена, | занимаемой должности, | с указанием | указанием кода города |
отчества | ученой степени и звания | почтового индекса |
|
разработчиков |
|
|
|
|
|
|
|
Харит С.М. | ФГБУ НИИДИ ФМБА | 197022 | |
| России, руководитель |
| |
| отдела профилактики | Ул. Профессора |
|
| инфекционных | Попова, д.9 |
|
| заболеваний, доктор |
|
|
| медицинских наук, |
|
|
| профессор |
|
|
|
|
|
|
1.Область применения
Клинические рекомендации (Протокол лечения) оказания медицинской помощи детям с
клинической ситуацией:«Вакцинопрофилактика часто и длительно болеющих детей»предназначен для применения в медицинских организациях Российской Федерации.
2.Нормативные ссылки
В Протоколе использованы ссылки на следующие документы:
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №
Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N
Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012г. №521н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями”, зарегистрирован в Минюсте РФ 10 июля 2012г., регистрационный №24867;
Приказ Минздравсоцразвития России №1664н от 27 декабря 2011 г. «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», зарегистрирован в Минюсте 24 января 2012, регистрационный № 23010;
Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», зарегистрирован в Минюсте РФ 25 августа 2010 г., регистрационный
№18247;
Приказ Минздрава России от 29 декабря 2012 г. № 1629н «Об утверждении перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи»;
Приказ Минздрава России от 21.03.2014 №125н « Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидпоказаниям».
3.Термины, определения и сокращения
Вдокументе применяются термины в интерпретации, делающей их однозначными для восприятия медицинскими работниками. Для целей настоящего нормативного документа используются следующие термины, определения и сокращения:
Клинические рекомендации |
| 8+ class="tr0 td2"> Нормативный документ системы стандартизации в | |||||||
(Протокол лечения) |
| 8+ class="tr1 td5"> здравоохранении, определяющий требования к выполнению | |||||||
оказания медицинской |
| 8+ class="tr1 td5"> медицинской помощи больному при определенном | |||||||
помощи детям с |
| 8+ class="tr2 td5"> заболевании, с определенным синдромом или при | |||||||
клинической ситуацией: |
| 5+ class="tr3 td6"> определенной клинической ситуации. |
|
|
| ||||
|
| 8+ class="tr4 td12">
| |||||||
|
| 8+ class="tr5 td15">
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модель пациента |
| 8+ class="tr3 td5"> Сконструированное описание объекта (заболевание, синдром, | |||||||
|
| .2+8+ class="tr7 td5"> клиническая ситуация), регламентирующее совокупность | |||||||
|
| ||||||||
|
| 8+ class="tr1 td5"> клинических или ситуационных характеристик, выполненное | |||||||
|
| 8+ class="tr1 td5"> на основе оптимизации выбора переменных (осложнение, | |||||||
|
| 8+ class="tr2 td5"> фаза, стадия заболевания) с учетом наибольшего их влияния | |||||||
|
| 8+ class="tr1 td5"> на исход и значимых | |||||||
|
| 8+ class="tr2 td5"> определяющее возможность и необходимость описания | |||||||
|
| 6+ class="tr3 td24"> технологии оказания медицинской помощи. |
|
| |||||
|
| 2+ class="tr4 td25">
|
| 2+ class="tr4 td26">
| 2+ class="tr4 td27">
|
| |||
|
| 2+ class="tr5 td28">
|
| 2+ class="tr5 td30">
| 2+ class="tr5 td31">
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нозологическая форма |
| 2+ class="tr3 td33"> Совокупность |
| 2+ class="tr3 td35"> клинических, | 2+ class="tr3 td36"> лабораторных | и | |||
|
| .2+8+ class="tr7 td5"> инструментальных диагностических признаков, позволяющих | |||||||
|
| ||||||||
|
| 3+ class="tr11 td37"> идентифицировать | 2+ class="tr11 td35"> заболевание | 2+ class="tr11 td36"> (отравление, | травму, | ||||
|
| 8+ class="tr2 td5"> физиологическое состояние) и отнести его к группе состояний | |||||||
|
| с | общей | 2+ class="tr1 td40"> этиологией | 2+ class="tr1 td41"> и патогенезом, | 2+ class="tr1 td42"> клиническими | |||
|
| 8+ class="tr2 td5"> проявлениями, общими подходами к лечению и коррекции | |||||||
|
| 2+ class="tr3 td33"> состояния. |
|
|
|
|
|
| |
|
| 8+ class="tr4 td12">
| |||||||
|
| 8+ class="tr5 td15">
| |||||||
Заболевание |
| 8+ class="tr3 td5"> Возникающее в связи с воздействием патогенных факторов | |||||||
|
| 8+ class="tr2 td5"> нарушение деятельности организма, работоспособности, | |||||||
|
| 8+ class="tr2 td5"> способности адаптироваться к изменяющимся условиям | |||||||
|
| 8+ class="tr1 td5"> внешней и внутренней среды при одновременном изменении | |||||||
|
| 8+ class="tr2 td5"> | |||||||
|
| 5+ class="tr3 td6"> реакций и механизмов организма; |
|
|
| ||||
|
| 8+ class="tr12 td15">
| |||||||
Основное заболевание |
| 8+ class="tr11 td5"> Заболевание, которое само по себе или в связи с | |||||||
|
| 2+ class="tr1 td33"> осложнениями | 2+ class="tr1 td40"> вызывает | 2+ class="tr1 td41"> первоочередную | 2+ class="tr1 td42"> необходимость | ||||
|
| 8+ class="tr2 td5"> оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой | |||||||
|
| 8+ class="tr2 td5"> работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к | |||||||
|
| 7+ class="tr3 td45"> инвалидности, либо становится причиной смерти. |
| ||||||
|
| 8+ class="tr12 td15">
| |||||||
Сопутствующее заболевание |
| 8+ class="tr3 td5"> Заболевание, которое не имеет | |||||||
|
| 8+ class="tr2 td5"> основным заболеванием, уступает ему в степени | |||||||
|
| 8+ class="tr2 td5"> необходимости оказания медицинской помощи, влияния на | |||||||
|
| 8+ class="tr1 td5"> работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не | |||||||
|
| 4+ class="tr3 td46"> является причиной смерти. |
|
|
|
| |||
| 9+ class="tr12 td47">
| ||||||||
Тяжесть заболевания или | 9+ class="tr11 td48"> критерий, определяющий степень поражения органов и (или) | ||||||||
состояния |
| 8+ class="tr2 td5"> систем организма человека либо нарушения их функций, | |||||||
|
| 8+ class="tr1 td5"> обусловленные заболеванием или состоянием либо их | |||||||
|
| 2+ class="tr3 td33"> осложнением. |
|
|
|
|
|
| |
|
| 8+ class="tr12 td15">
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исходы заболеваний |
| 8+ class="tr13 td5"> Медицинские и биологические последствия заболевания. | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2+ class="tr10 td49"> Последствия (результаты) |
| 5+ class="tr10 td51"> Исходы заболеваний, социальные, экономические результаты | |||||
|
|
| .2+3+ class="tr4 td55"> применения медицинских технологий. |
|
| ||
|
|
|
|
| |||
2+ class="tr15 td60">
|
| 5+ class="tr6 td61">
| |||||
2+ class="tr1 td62">
|
| 5+ class="tr1 td64">
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2+ class="tr4 td60"> Осложнение заболевания |
| 5+ class="tr4 td70"> Присоединение к заболеванию синдрома нарушения | |||||
|
|
| .2+5+ class="tr16 td70"> физиологического процесса; - нарушение целостности органа | ||||
|
|
| |||||
|
|
| 5+ class="tr3 td70"> или его стенки; - кровотечение; - развившаяся острая или | ||||
|
|
| 5+ class="tr11 td70"> хроническая недостаточность функции органа или системы | ||||
|
|
| органов. |
|
|
|
|
|
|
| 5+ class="tr1 td61">
| ||||
|
|
| 5+ class="tr5 td64">
| ||||
Состояние |
|
| 5+ class="tr4 td70"> Изменения организма, возникающие в связи с воздействием | ||||
|
|
| 5+ class="tr11 td70"> патогенных и (или) физиологических факторов и требующие | ||||
|
|
| 3+ class="tr4 td55"> оказания медицинской помощи. |
|
| ||
2+ class="tr18 td62">
|
| 5+ class="tr18 td64">
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2+ class="tr3 td60"> Клиническая ситуация |
| 5+ class="tr3 td70"> Случай, требующий регламентации медицинской помощи вне | |||||
|
|
| .2+4+ class="tr4 td76"> зависимости от заболевания или синдрома. |
| |||
|
|
|
| ||||
|
|
| 5+ class="tr5 td61">
| ||||
|
|
| 5+ class="tr1 td64">
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Синдром |
|
| 5+ class="tr4 td70"> Состояние, развивающееся как следствие заболевания и | ||||
|
|
| .2+5+ class="tr16 td70"> определяющееся совокупностью клинических, лабораторных, | ||||
|
|
| |||||
|
|
| 5+ class="tr12 td70"> инструментальных диагностических признаков, позволяющих | ||||
|
|
| 5+ class="tr12 td70"> идентифицировать его и отнести к группе состояний с | ||||
|
|
| 5+ class="tr11 td70"> различной этиологией, но общим патогенезом, клиническими | ||||
|
|
| 5+ class="tr12 td70"> проявлениями, общими подходами к лечению, зависящих, | ||||
|
|
| 5+ class="tr22 td61"> вместе с тем, и от заболеваний, лежащих в основе синдрома. | ||||
|
|
| 5+ class="tr1 td64">
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Симптом |
|
| 5+ class="tr4 td70"> Любой признак болезни, доступный для определению | ||||
|
|
| .2+5+ class="tr4 td70"> независимо от метода, который для этого применялся | ||||
|
|
| |||||
|
|
| 5+ class="tr5 td61">
| ||||
|
|
| 5+ class="tr1 td64">
| ||||
Пациент |
|
| 5+ class="tr3 td70"> Физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь | ||||
|
|
| 5+ class="tr12 td70"> или которое обратилось за оказанием медицинской помощи | ||||
|
|
| 5+ class="tr4 td70"> независимо от наличия у него заболевания и от его состояния. | ||||
|
|
| 5+ class="tr18 td64">
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Медицинское |
|
| 5+ class="tr4 td70"> Выполняемые медицинским работником по отношению к | ||||
вмешательство |
|
| 5+ class="tr11 td70"> пациенту, затрагивающие физическое или психическое | ||||
|
|
| .2+5+ class="tr11 td70"> состояние человека и имеющие профилактическую, | ||||
|
|
| |||||
|
|
| 2+ class="tr12 td77"> исследовательскую, | 2+ class="tr12 td78"> диагностическую, | лечебную, | ||
|
|
| 2+ class="tr12 td77"> реабилитационную | направленность | виды | медицинских | |
|
|
| 5+ class="tr11 td70"> обследований и (или) медицинских манипуляций, а также | ||||
|
|
| 4+ class="tr4 td76"> искусственное прерывание беременности; |
| |||
2+ class="tr1 td60">
|
| 5+ class="tr5 td61">
| |||||
2+ class="tr1 td62">
|
| 5+ class="tr1 td64">
| |||||
2+ class="tr3 td60"> Медицинская услуга |
| 5+ class="tr3 td70"> Медицинское вмешательство или комплекс медицинских | |||||
|
|
| 5+ class="tr12 td70"> вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и | ||||
|
|
| 5+ class="tr11 td70"> лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих | ||||
|
|
| 3+ class="tr4 td55"> самостоятельное законченное значение; |
|
| ||
|
| 2+ class="tr18 td79">
| 4+ class="tr18 td80">
| ||||
Качество | медицинской | 2+ class="tr3 td81"> Совокупность | 4+ class="tr3 td82"> характеристик, отражающих своевременность | ||||
помощи |
|
| 5+ class="tr12 td70"> оказания медицинской помощи, правильность выбора методов | ||||
|
|
| 5+ class="tr11 td70"> профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при | ||||
|
|
| 5+ class="tr11 td70"> оказании медицинской помощи, степень достижения | ||||
|
|
| 3+ class="tr4 td55"> запланированного результата. |
|
| ||
2+ class="tr18 td62">
|
| 5+ class="tr18 td64">
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2+ class="tr4 td60"> Физиологический процесс |
| 5+ class="tr4 td70"> Взаимосвязанная совокупная деятельность различных клеток, | |||||
|
|
| .2+5+ class="tr16 td70"> тканей, органов или систем органов (совокупность функций), | ||||
|
|
| |||||
|
|
| направленная | на | удовлетворение | 2+ class="tr4 td83"> жизненно важной | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr14 td55"> потребности всего организма. |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Функция органа, ткани, |
| Составляющее | физиологический |
| процесс | свойство, |
клетки или группы клеток |
| реализующее | специфическое |
| 2+ class="tr2 td71"> для соответствующей | |
|
| .2+4+ class="tr3 td72"> структурной единицы организма действие. |
| |||
|
|
| ||||
|
| 3+ class="tr4 td73">
| 2+ class="tr4 td74">
| |||
| 4+ class="tr5 td75">
| 2+ class="tr5 td76">
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
Формулярные статьи на | 4+ class="tr11 td77"> Фрагмент протоколов ведения больных, | 2+ class="tr11 td71"> содержащий сведения | ||||
лекарственные препараты |
| 5+ class="tr1 td5"> о применяемых при определенном заболевании (синдроме) | ||||
|
| .2+5+ class="tr7 td5"> лекарственных препаратах, схемах, и особенностях их | ||||
|
| |||||
|
| назначения. |
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr5 td78">
|
|
|
| |
| 3+ class="tr5 td79">
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
4+ class="tr13 td81"> В тексте документа используются следующие сокращения: |
|
|
| |||
|
| 4+ class="tr5 td82">
|
| |||
2+ class="tr9 td83">
| 4+ class="tr9 td84">
|
| ||||
ВОЗ |
| 4+ class="tr17 td87"> Всемирная организация здравоохранения |
| |||
|
| 4+ class="tr5 td82">
|
| |||
|
| 4+ class="tr5 td84">
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
ОМС |
| 4+ class="tr13 td72"> Обязательное медицинское страхование граждан |
| |||
|
| 5+ class="tr5 td12">
| ||||
|
| 5+ class="tr5 td15">
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| 5+ class="tr3 td5"> Международная классификация болезней, травм, и состояний, | |||||
|
| .2+3+ class="tr11 td89"> влияющих на здоровье |
|
| ||
|
|
|
| |||
|
| 2+ class="tr5 td78">
|
|
|
| |
|
| 2+ class="tr5 td90">
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
ПМУ |
| 2+ class="tr13 td55"> Простая медицинская услуга |
|
|
| |
|
| 5+ class="tr6 td12">
| ||||
|
| 5+ class="tr5 td15">
| ||||
|
| .2+5+ class="tr13 td5"> Отраслевой классификатор.................."Простые медицинские | ||||
ОК ПМУ |
| |||||
|
| .2+ class="tr3 td64"> услуги" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
МЗ РФ |
| 5+ class="tr13 td5"> Министерство здравоохранения Российской Федерации | ||||
|
|
|
| 2+ class="tr6 td91">
|
| |
|
|
|
| 2+ class="tr5 td92">
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
ОКОНХ |
| Общероссийский | классификатор | 2+ class="tr3 td93"> отраслей | народного | |
|
| .2+ class="tr3 td69"> хозяйства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| 2+ class="tr4 td78">
|
|
|
| |
|
| 2+ class="tr5 td90">
|
|
|
| |
|
| .2+2+ class="tr21 td55"> Федеральный закон |
|
|
| |
ФЗ |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Общие положения
Клинические рекомендации (Протокол лечения) оказания медицинской помощи детям с клинической ситуацией:«Вакцинопрофилактика детей с бронхиальной астмой »разработан для решения следующих задач:
проверки на соответствие установленным Протоколом требований при проведении процедуры лицензирования медицинской организации;
установление единых требований к порядку диагностики, лечения, реабилитации и профилактики инфекционных заболеваний детей с бронхиальной астмой.
унификация разработок базовых программ обязательного медицинского страхования и оптимизация медицинской помощи при вакцинопрофилактике детейс бронхиальной астмой обеспечение оптимальных объемов, доступности и качества медицинской помощи, оказываемой пациенту в медицинской организации;
разработка стандартов медицинской помощи и обоснования затрат на ее оказание;
обоснования программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению, в том числе и детям;
проведения экспертизы и оценки качества медицинской помощи объективными методами и планирования мероприятий по его совершенствованию;
выбора оптимальных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для конкретного больного;
защиты прав пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов.
Область распространения настоящего Протокола — медицинские организации вне зависимости от их форм собственности.
Методология
Методы, использованные для сбора/селекции доказательств:
-поиск в электронных базах данных.
Описание методов, использованных для сбора/селекции доказательств:
-доказательной базой для рекомендаций являются публикации, вошедшие в Кохрановскую библиотеку, базы данных EMBASE и MEDLINE, электронную библиотеку (www.elibrary.ru). Глубина поиска составляла 10 лет.
Методы, использованные для оценки качества и силы доказательств:
консенсус экспертов;
оценка значимости в соответствии с рейтинговой схемой (схема прилагается).
Рейтинговая схема для оценки силы рекомендаций (Таблица 1):
Уровни | Описание |
доказательств |
|
|
|
1++ | |
| контролируемых исследований (РКИ), или РКИ с очень низким риском |
1+ | Качественно проведенные |
| низким риском систематических ошибок |
1- | |
| систематических ошибок |
2++ | Высококачественные систематические обзоры исследований |
| или когортных исследований. Высококачественные обзоры исследований |
| |
| смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной |
2+ | Хорошо проведенные исследования |
| исследования со средним риском эффектов смешивания или систематических |
| ошибок и средней вероятностью причинной взаимосвязи |
2- | исследования |
| эффектов смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью |
3 | Не аналитические исследования (например: описания случаев, серий случаев) |
|
|
4 | Мнение экспертов |
Методы, использованные для анализа доказательств:
обзоры опубликованных
систематические обзоры с таблицами доказательств.
Описание методов, использованных для анализа доказательств:
При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств, использованная в каждом исследовании методология изучается для того, чтобы убедиться веевалидности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваиваемый публикации, что в свою очередь влияет на силу вытекающих из нее рекомендаций.
Методологическое изучение базируется на нескольких ключевых вопросах, которые сфокусированы на тех особенностях дизайна исследования, которые оказывают существенное влияние на валидность результатов и выводов. Эти ключевые вопросы могут варьировать в зависимости от типов исследований, и применяемых вопросников, используемых для стандартизации процесса оценки публикаций.
На процессе оценки, несомненно, может сказываться и субъективный фактор. Для минимизации потенциальных ошибок каждое исследование оценивалось независимо, т.е. по меньшей мере двумя независимыми членами рабочей группы.
Таблицы доказательств:
-таблицы доказательств заполнялись членами рабочей группы.
Методы, использованные для формулирования рекомендаций:
-консенсус экспертов.
Рейтинговая схема для оценки силы рекомендаций (таблица 2)
Сила | Описание |
A | По меньшей мере, один |
| оцененные, как 1++ , напрямую применимые к целевой популяции и |
| демонстрирующие устойчивость результатов или группа доказательств, |
| включающая результаты исследований, оцененные, как 1+, напрямую |
| применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую |
| устойчивость результатов |
|
|
B | группа доказательств, включающая результаты исследовании, оцененные, как 2++, |
| напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую |
| устойчивость результатов или экстраполированные доказательства из |
| исследований, оцененных, как 1++ или 1+ |
|
|
C | группа доказательств, включающая результаты исследований оцененные, как 2+, |
| напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие |
| общую устойчивость результатов; или экстраполированные доказательства из |
| исследований, оцененных, как 2++ |
D | Доказательства уровня 3 или 4; или экстраполированные доказательства, из |
| исследований, оцененных, как 2+ |
|
|
Индикаторы доброкачественной практики (GoodPracticePoints — GPPs):
Рекомендуемая доброкачественная практика базируется на клиническом опыте членов рабочей группы по разработке рекомендаций.
Экономический анализ:
При наличии отечественных данных по эффективности затрат на анализируемые вмешательства в рекомендованных для селекции/сбора доказательств базах данных, они учитывались при принятии решения о возможности рекомендовать их использование в клинической практике.
Метод валидизации рекомендаций:
внешняя экспертная оценка;
внутренняя экспертная оценка.
Описание метода валидизации рекомендаций:
Настоящие рекомендации в предварительной версии были рецензированы независимыми экспертами, которых попросили прокомментировать прежде всего то, насколько интерпретация доказательств, лежащих в основе рекомендаций, доступна для понимания.
Получены комментарии со стороны врачей первичного звена и участковых терапевтов в отношении доходчивости изложения рекомендаций и их оценки важности рекомендаций, как рабочего инструмента повседневной практики.
Предварительная версия была также направлена рецензенту, не имеющему медицинского образования, для получения комментариев, с точки зрения перспектив пациентов.
Комментарии, полученные от экспертов, тщательно систематизировались и обсуждались председателем и членами рабочей группы. Каждый пункт обсуждался, и вносимые в результате этого изменения в рекомендации регистрировались. Если же изменения не вносились, то регистрировались причины отказа от внесения изменений.
Консультация и экспертная оценка:
Последние изменения в настоящих рекомендациях были представлены для дискуссии в предварительной версии на «Инфекционные болезни у детей: диагностика, лечение и профилактика»,
Получены комментарии со стороны врачей первичного звена и участковых терапевтов в отношении доходчивости изложения рекомендаций и их оценки важности рекомендаций, как рабочего инструмента повседневной практики.
Предварительная версия была также направлена рецензенту, не имеющему медицинского образования, для получения комментариев, с точки зрения перспектив пациентов.
Проект рекомендаций был рецензирован также независимыми экспертами, которых попросили прокомментировать, прежде всего, доходчивость и точность интерпретации доказательной базы, лежащей в основе рекомендаций.
Рабочая группа:
Для окончательной редакции иконтроля качества рекомендации были повторно проанализированы членами рабочей группы, которые пришли к заключению, что все замечания и
комментарии экспертов приняты во внимание, риск систематических ошибок при разработке рекомендаций сведен к минимуму.
Основные рекомендации:
Сила рекомендаций
Ведение протокола:
Ведение клинических рекомендаций (Протокол лечения) оказания медицинской помощи детям с клинической ситуацией:«Вакцинопрофилактика детей с бронхиальной астмой»осуществляется ФГБУ НИИДИ ФМБА России.
Система ведения предусматривает взаимодействие ФГБУ НИИДИ ФМБА России со всеми заинтересованными организациями.
4.1Определения и понятия
Иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях
предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок;
Профилактические прививки - введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;
Медицинские иммунобиологические препараты (МИБП) - вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;
Национальный календарь профилактических прививок - нормативный правовой акт,
устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок;
Поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, - тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок;
Сертификат профилактических прививок - документ, в котором регистрируются
профилактические прививки гражданина.
Бронхиальная астма (АА00000 по
вгруди, и кашля, особенно по ночам и ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности обструкцией дыхательных путей и
легких, которая часто бывает обратимой либо спонтанно, либо под действием лечения (GINA 2011).
Клинические ситуации, определяющие возможность вакцинации часто болеющих детей
Код по |
|
Клинические ситуации | |
|
|
Z23.5 | Необходимость иммунизации только против столбняка |
|
|
Z23.6 | Необходимость иммунизации только против дифтерии |
|
|
Z23.7 | Необходимость иммунизации только против коклюша |
|
|
Z23.8 | Необходимость иммунизации против другой одной бактериальной болезни |
|
|
Z24.4 | Необходимость иммунизации только против кори |
|
|
Z24.5 | Необходимость иммунизации только против краснухи |
|
|
Z24.6 | Необходимость иммунизации против вирусного гепатита |
|
|
Z25.0 | Необходимость иммунизации только против эпидемического паротита |
|
|
Z25.1 | Необходимость иммунизации против гриппа |
|
|
Z25.8 | Необходимость иммунизации против другой уточненной одной вирусной болезни |
|
|
| Необходимость иммунизации против другой уточненной одной инфекционной |
Z26.8 | болезни |
|
|
Z27.1 | Необходимость иммунизации против |
|
|
| Необходимость иммунизации против |
Z27.3 | полиомиелита |
|
|
Z27.4 | Необходимость иммунизации против |
|
|
Z27.8 | Необходимость иммунизации против других комбинаций инфекционных болезней |
|
|
Z28.0 | Иммунизация не проведена |
|
|
| Иммунизация не проведена |
Z28.2 | причине |
|
|
4.2Этиологические и патогенетические факторы бронхиальной астмы у детей
Вэтиологии бронхиальной астмы различают две группы факторов: антигенные инеантигенные. К антигенным относится широкий круг экзогенных аллергенов,среди которых у детей ведущую
роль играют неинфекционные:«бытовые» аллергены (пылевые, эпидермальные, частицы тел насекомых — сухойкорм аквариумных рыбок, некоторые вещества бытовой химии и др.), пыльцевые аллергены,пищевые,лекарственные, включая
Вформировании неинфекционной сенсибилизации у детей прослеживаютсяопределенные закономерности. В раннем возрасте наиболее значимойявляетсяпищевая сенсибилизация, реализующаяся чаще всего в виде аллергодерматоза. Унекоторых больных при ранней пищевой сенсибилизации
характерных черт болезниявляется преобладание холинергической системы регуляции над адренергической.
Этот дисбаланс определяется на разных уровнях: на уровне рецепторовклеточных мембран, соотношения внутриклеточных посредников — циклическихнуклеотидов (адренергическая система — циклический аденозинмонофосфат, ЦАМФ;холинергическая система — циклический гуанозинмонофосфат, ЦГМФ) иметаболических систем, активируемых ЦАМФ- и ЦГМФ- зависимыми механизмами.Именно эти механизмы обусловливают легкость возникновения бронхоспастическихреакций у больных астмой при действии различных экзо- и эндогенных факторов.В связи с этим, одной из распространенных концепций этиопатогенезабронхиальной астмы является так называемая «теория
4.3Методика вакцинации детей с бронхиальной астмой
Дети с бронхиальной астмой прививаются согласно календарю профилактических прививок при отсутствии проявлений острого заболевания или обострения бронхиальной астмыв течении 1 месяца.
4.3.1Требования к диагностике состояния здоровья в амбулаторных условиях на этапе подготовки к вакцинации
Перед вакцинацией в обязательном порядке проводится термометрия и осмотр пациента врачом или фельдшером по органам и системам.
4.3.2Медицинские мероприятия для диагностики состояния здоровья
Прием (осмотр, консультация)
|
| Усредненный | Усредненный | |
Код |
| показатель | показатель | |
медицинской |
| частоты | кратности | |
услуги | Наименование медицинской услуги | предоставления | применения | |
|
|
|
| |
| Прием (осмотр, консультация) врача- | .2+ class="tr25 td107"> 0,9 | .2+ class="tr25 td108"> 1,0 | |
.2+ class="tr4 td105"> B01.031.001 | .2+ class="tr4 td106"> педиатра первичный | |||
|
| |||
|
|
|
|
| Прием (осмотр, консультация) врача- | 0,1 |
|
B01.002.001 |
| 1,0 | |
|
|
|
|
| Прием (осмотр, консультация) врача |
|
|
| общей практики (семейного врача) | 0,1 | 1,0 |
B01.026.001 | первичный |
|
|
|
|
|
|
Прием (осмотр, консультация)
Не требуются
Код | Наименование медицинской услуги | Усредненный | Усредненный |
медицинской |
| показатель | показатель |
услуги |
| частоты | кратности |
|
| предоставления | применения |
|
|
|
|
Медицинские мероприятия для диагностики заболевания, состояния
.2+ class="tr27 td124"> Код |
| .2+ class="tr27 td126"> Наименование |
| Частота |
| Среднее |
|
| .2+ class="tr3 td130"> предоставления |
| .2+ class="tr3 td131"> количество | ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr28 td141">
| 2+ class="tr28 td142">
| ||
|
| Сбор анамнеза и жалоб |
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr28 td141">
| 2+ class="tr28 td142">
| ||
|
| Визуальное исследование ротовой полости |
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пальпаторное, аускультативное и перкуссионное |
| .2+ class="tr29 td130"> 1 |
| .2+ class="tr29 td131"> 1 |
|
| .2+ class="tr3 td133"> исследование органов |
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пальпаторное, аускультативное и перкуссионное |
| .2+ class="tr29 td130"> 1 |
| .2+ class="tr29 td131"> 1 |
|
| .2+ class="tr3 td133"> исследование органов дыхательной системы |
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пальпаторное, аускультативное и перкуссионное |
| .2+ class="tr29 td130"> 1 |
| .2+ class="tr29 td131"> 1 |
|
| .2+ class="tr3 td133"> исследование органов |
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторные методы исследования - обязательные
Код | Наименование медицинской | Усредненный | Усредненный |
медицинской | услуги | показатель | показатель |
|
| частоты | кратности |
услуги |
| предоставления | применения |
|
|
|
|
B03.016.006 | Анализ мочи общий | 0,2 | 1,0 |
|
|
|
|
| Анализ крови биохимический | 0,1 | 1,0 |
B03.016.004 | общетерапевтический |
|
|
|
|
|
|
| Общий (клинический) анализ | 0,2 | 1,0 |
B03.016.003 | крови развернутый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторные | 2+ class="tr3 td123"> методы исследования – дополнительные |
| |
Не проводятся |
|
|
|
|
|
|
|
Код | Наименование медицинской | Усредненный | Усредненный |
медицинской | услуги | показатель | показатель |
услуги |
| частоты | кратности |
|
| предоставления | применения |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr29 td129">
|
| |
3+ class="tr4 td131"> Инструментальные методы исследования – обязательные |
| ||
|
|
|
|
Код | Наименование медицинской | Усредненный | Усредненный |
медицинской | услуги | показатель | показатель |
услуги |
| частоты | кратности |
|
| предоставления | применения |
|
|
|
|
| Измерение артериального |
|
|
A02.12.002 | давления на периферических | 0,2 | 1 |
| артериях |
|
|
|
|
|
|
A02.31.001 | Термометрия общая | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструментальные | 2+ class="tr3 td123"> методы исследования - дополнительные |
| |
|
|
|
|
Код | Наименование медицинской | Усредненный | Усредненный |
медицинской | услуги | показатель | показатель |
услуги |
| частоты | кратности |
|
| предоставления | применения |
|
|
|
|
Специальные методы исследования - обязательные
Код | Наименование медицинской | Усредненный | Усредненный |
медицинской | услуги | показатель | показатель |
услуги |
| частоты | кратности |
|
| предоставления | применения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специальные методы исследования - дополнительные
Код | Наименование медицинской | Усредненный | Усредненный |
медицинской | услуги | показатель | показатель |
услуги |
| частоты | кратности |
|
| предоставления | применения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: при формировании перечней медицинских услуг указываются:
-в графах "Код" и "Наименование" - медицинские услуги и их коды согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении;
-в графе "Частота предоставления" - частота предоставления медицинской услуги в группе пациентов, подлежащих ведению по данной модели пациента: отражает вероятность выполнения медицинской услуги и принимает значение от 0 до 1. Частота предоставления, равная 1, означает, что всем пациентам необходимо оказать данную медицинскую услугу, менее 1 - означает, что медицинская услуга оказывается не всем пациентам, а лишь при наличии показаний;
-в графе "Кратность выполнения" указывается среднее число медицинских услуг в случае их назначения.
4.3.3Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения медицинских мероприятий
Диагностика направлена на установление диагноза, соответствующего модели пациента, исключение осложнений, определение возможности проведения
Сэтой целью производят сбор анамнеза, осмотр, а также другие необходимые исследования, результаты которых вносят в медицинскую карту амбулаторного больного.
4.3.3.1Клинические методы исследования
Сбор анамнеза
При сборе анамнеза выясняют наличие или отсутствие жалоб, указывающих на обострение бронхиальной астмы.
Целенаправленно выявляют жалобы на наличиекаких либо симптомов со стороны бронхо – легочной системы.
Визуальное исследование, внешний осмотр и объективное обследование (перкуссия, аускультация) в ходе которого определяют общее состояние больного, оценивают самочувствие.
При внешнем осмотре оценивают состояние кожных покровов и слизистых, оценивают тургор тканей и эластичность кожи, обращают внимание на наличие признаков острого респираторного заболевания
При осмотре рта оценивают состояние зубных рядов, слизистой оболочки рта, ее цвет, увлажненность, состояние языка (цвет, влажность, налет), наличие патологических изменений языка, миндалин и т.д..
Исследуют состояние
Обязательным является отсутствие острых катаральных явлений и признаков обострения бронхиальной астмы!
4.3.3.2Лабораторные и инструментальные методы исследования
При необходимости возможно проведение лабораторного обследования перед вакцинацией: общий анализ мочи, развернутый клинический анализ крови и биохимический анализ крови. Дополнительное инструментальное обследование не проводится.
5.Лекарственные средства, используемые на этапе подготовки к вакцинации детей с бронхиальной астмой
На этапе подготовки к вакцинации детей с бронхиальной астмойлекарственные средства при легких формах заболевания не назначаются.
При среднетяжелых и тяжелых формах, если ребенок получает планово медикаментозную терапию, то сохраняется базисная, противорецидивная терапия, дозы и схемы введения препаратов не меняют, при тяжелой форме противорецидивная терапия назначается, если не проводится плановый курс.
На фоне гормональной ингаляционной терапии все вакцины можно вводить вне зависимости от дозы гормонов, так как ингаляционная терапия не является иммуносупрессивной. Важным моментом является стабильность дозы не менее
Требования и показания к использованию иммунных препаратов при вакцинации детей с бронхиальной астмой.
| Частота |
|
| Ед. |
МНН | назначения | ОДД | ЭКД | изм. |
|
|
|
|
|
Анатоксин | 1 | 0,5 |
| мл |
|
|
|
|
|
Вакцина гемофильная тип b конъюгированная | 1 | 0,5 |
| мл |
|
|
|
|
|
Вакцина для профилактики ветряной оспы | 1 | 0,5 |
| мл |
|
|
|
|
|
Вакцина для профилактики дифтерии, коклюша и | 1 | 0,5 |
| мл |
столбняка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вакцина для профилактики дифтерии, коклюша, | 1 | 0,5 |
| мл |
полиомиелита, столбняка и инфекций, вызываемых |
|
|
|
|
Haemophilusinfluenzae типа b |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вакцина для профилактики кори и паротита | 1 | 0,5 |
| мл |
|
|
|
|
|
Вакцина для профилактики кори, краснухи и | 1 | 0,5 |
| мл |
паротита |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вакцина для профилактики краснухи | 1 | 0,5 |
| мл |
|
|
|
|
|
Вакцина для профилактики паротита | 1 | 0,5 |
| мл |
|
|
|
|
|
Вакцина для профилактики пневмококковых | 1 | 0,5 |
| мл |
инфекций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вакцина для профилактики полиомиелита | 1 | 0,5 |
| мл |
|
|
|
|
|
Расчет доз лекарственных средств, в случае вакцинации проводится, согласно имеющихся наставлений в аннотации к тому или иному ИМБП.
7.Клиническая характеристика течения поствакцинального периода детей с бронхиальной астмой.
Несмотря на то, что вакцины рассматриваются как триггер, способный вызвать обострение фоновой патологии, было показано, что введение убитых вакцин не приводит к развитию тяжелых поствакцинальных реакций, а обострения основного заболевания после вакцинации редки, отмечаются в
Терапия, назначенная в поствакцинальном периоде с учетом данных спирографии и пневмотахометрии, не только предупреждает развитие повторных приступов бронхиальной астмы, но в ряде случаев способствует временной нормализации бронхиальной проходимости. Так, у 58% больных с наличием бронхообструктивных явлений в довакцинальном периоде после вакцинации убитыми вакцинами показатели бронхиальной проходимости сохранялись на нормальном уровне в течение 6 месяцев и более.
Введение живых вакцин у 96% детей с бронхиальной астмой вакцинация не сопровождалась обострением заболевания или возникновением
6.1Возможные исходы и их характеристика
|
| Критерии и | .2+ class="tr29 td150"> Ориентировочное | Преемственность и | |
.2+ class="tr11 td152"> Наименование | .2+ class="tr11 td153"> Частота | .2+ class="tr11 td154"> признаки исхода | .2+ class="tr11 td155"> этапность оказания | ||
.2+ class="tr11 td156"> время достижения | |||||
.2+ class="tr12 td152"> исхода | .2+ class="tr12 td153"> развития | .2+ class="tr12 td154"> при данной | .2+ class="tr12 td155"> медицинской помощи | ||
.2+ class="tr32 td156"> исхода | |||||
|
| модели пациента | при данном исходе | ||
|
|
|
|
| |
.2+ class="tr33 td152"> Гладкое течение |
|
|
| Патронаж медицинской | |
|
| .2+ class="tr16 td156"> Непосредственно | .2+ class="tr16 td155"> сестры или фельдшера | ||
.2+ class="tr11 td152"> поствакцинальн | .2+ class="tr11 td153"> 88% |
| |||
| .2+ class="tr11 td156"> после курса лечения | .2+ class="tr11 td155"> в декретированные | |||
.2+ class="tr4 td152"> ого периода |
|
| |||
|
|
| .2+ class="tr4 td155"> сроки | ||
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| |
|
| Появление новых |
|
| |
|
| поражений или |
|
| |
|
| осложнений, |
| .2+ class="tr27 td155"> Оказание медицинской | |
.2+ class="tr16 td152"> Развитие |
| .2+ class="tr16 td154"> обусловленных |
| ||
|
| .2+ class="tr11 td155"> помощи по протоколу | |||
.2+ class="tr12 td152"> ятрогенных | .2+ class="tr12 td153"> 2% | .2+ class="tr12 td154"> проводимой | .2+ class="tr12 td156"> На этапе лечения | ||
.2+ class="tr12 td155"> соответствующего | |||||
.2+ class="tr11 td152"> осложнений |
| .2+ class="tr11 td154"> терапией, |
| ||
|
| .2+ class="tr4 td155"> заболевания | |||
|
| .2+ class="tr11 td154"> (например, |
| ||
|
|
|
| ||
|
| аллергические |
|
| |
|
| реакции) |
|
| |
.2+ class="tr33 td152"> Развитие нового |
| Развитие острого | В течении 1 месяца | .2+ class="tr33 td155"> Оказание медицинской | |
| .2+ class="tr16 td154"> инфекционного | .2+ class="tr16 td156"> после вакцинации | |||
.2+ class="tr11 td152"> заболевания, |
| .2+ class="tr11 td155"> помощи по протоколу | |||
.2+ class="tr11 td153"> 10% | .2+ class="tr11 td154"> заболевания в | .2+ class="tr11 td156"> при отсутствии | |||
.2+ class="tr12 td152"> связанного с | .2+ class="tr12 td155"> соответствующего | ||||
| .2+ class="tr12 td154"> поствакцинально | .2+ class="tr12 td156"> динамического | |||
.2+ class="tr3 td152"> основным |
| .2+ class="tr3 td155"> заболевания | |||
| .2+ class="tr4 td154"> м периде | .2+ class="tr4 td156"> наблюдения | |||
|
|
| |||
|
|
|
|
|
6.2.Наблюдение в поствакцинальном периоде за часто болеющим ребенком
6.2.1Медицинские мероприятия для диагностики состояния здоровья в поствакцинальном периоде
Впоствакцинальном периоде обязателен патронаж медицинской сестры или фельдшера на
Прием (осмотр, консультация)
|
| Усредненный | Усредненный |
Код |
| показатель | показатель |
медицинской |
| частоты | кратности |
услуги | Наименование медицинской услуги | предоставления | применения |
|
|
|
|
| Прием (осмотр, консультация) врача- |
|
|
B01.031.002 | педиатра повторный | 0,2 | 1,0 |
|
|
|
|
| Прием (осмотр, консультация) врача- |
|
|
B01.002.002 | 0,1 | 1,0 | |
|
|
|
|
| Прием (осмотр, консультация) врача- | .2+ class="tr31 td114"> 0,1 | .2+ class="tr31 td170"> 1,0 | |
.2+ class="tr3 td171"> В01.014.002 | .2+ class="tr3 td172"> инфекциониста повторный | |||
|
| |||
|
|
|
|
Прием (осмотр, консультация)
Код | Наименование медицинской услуги | Усредненный | Усредненный |
медицинской |
| показатель | показатель |
услуги |
| частоты | кратности |
|
| предоставления | применения |
|
|
|
|
B01.028.001 | Прием (осмотр, консультация) | 0,1 | 1,0 |
|
|
| |
| первичный |
|
|
|
|
|
|
6.2.2Лекарственные средства, используемые на этапе поствакцинального периода частоболеющих детей
Требования и показания к использованию лекарственных средств на этапе поствакцинального периода часто болеющих детей.
Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации и используемые на этапе поствакцинального периода у детей с бронхиальной астмой:
Лекарственная | Лекарственные средства | Показания | Уровень* | |
группа |
|
| доказательности | |
|
|
|
| |
Противоастмати | Сальбутамол | Профилактический прием | 2+ | |
.2+ class="tr3 td181"> ческие средства |
|
|
| |
.2+ class="tr13 td182"> Фенотерол | .2+ class="tr13 td183"> Профилактический прием | .2+ class="tr13 td184"> 2+ | ||
| ||||
|
|
|
| |
| Формотерол | Профилактический прием | 2+ | |
|
|
|
| |
| Формотерол + Будесонид | Профилактический прием | 2+ | |
|
|
|
| |
| Салметерол + Флутиказон | Профилактический прием | 2++ | |
|
|
|
| |
| Ипратропия бромид + | Профилактический прием | 2++ | |
| Фенотерол |
|
| |
|
|
|
| |
| Беклометазон | Профилактический прием | 2++ | |
|
|
|
| |
| Будесонид | Профилактический прием | 2++ | |
|
|
|
| |
| Флутиказон | Профилактический прием | 2++ | |
|
|
|
| |
Глюкокортикои | Преднизолон | Профилактический прием | 2++ | |
.2+ class="tr3 td181"> ды |
|
|
| |
.2+ class="tr17 td182"> Гидрокортизон | .2+ class="tr17 td183"> Профилактический прием | .2+ class="tr17 td184"> 2++ | ||
| ||||
|
|
|
| |
Антигистаминн | Цетиризин | Профилактический прием | 2+ | |
.2+ class="tr3 td181"> ые средства |
|
|
| |
.2+ class="tr13 td182"> Лоратадин | .2+ class="tr13 td183"> Профилактический прием | .2+ class="tr13 td184"> 2+ | ||
| ||||
|
|
|
| |
| Хлоропирамин | Профилактический прием | 2+ | |
|
|
|
|
| Дезлоратадин | Профилактический прием | 2+ |
|
|
|
|
Основные принципы вакцинации часто болеющих детей
1.Сочетанное введение всех вакцин.
2.Плановые прививки проводят не ранее чем через 1 месяц после последнего обострения.
3.Медикаментозная терапия:
−при легких формах заболевания не назначается;
−при среднетяжелых и тяжелых формах: если ребенок получает планово, то сохраняется базисная, противорецидивная терапия, дозы и схемы введения препаратов не меняют;
−при тяжелой форме противорецидивная терапия назначается, если не проводится плановый курс;
Поддерживающая терапия:
−базисная ингаляционная терапия (при гормональной ингаляционной терапии все вакцины можно вводить вне зависимости от дозы гормонов, так как ингаляционная терапия, так же как наружная при кожных проявлениях атопии, не является иммуносупрессивной. Важным моментом является стабильность дозы не менее
средств
4.Гипоаллергенный быт и диета (не вводить прикормы
5.Не прививают детей в момент СИТ терапии.
6.Детей с сезонной аллергией не прививают в момент цветения значимых растений.
7.Интервал между дозами одной серии вакцин может быть удлинен до
8.При неблагоприятной эпидемической ситуации прививки проводят при отсутствии ремиссии, т.е. при бронхиальной астме - сразу после приступа, на фоне активной терапии; вакцинация имеет преимущества перед введением иммуноглобулина (белкового препарата), так как его введение может вызвать серьезные осложнения основного заболевания.
9.Рекомендовано введение вакцин против гемофильной палочки типа В и пневмококка. Это обусловлено тем, что при бронхиальной астме выявленаполисенсибилизация к бактериальным аллергенам, что приводит к инфекционной провокации приступов астмы. Проведение вакцинации приводит к выработке иммуноглобулинов G к бактериальным аллергенам и снижению уровня ИgЕ, снижает частоту эпизодов респираторных заболеваний, а следовательно обострений астмы.
6.2.3Требования к режиму труда, отдыха, лечения или реабилитации
Впервые
введении убитых вакцин через 2 часа после вакцинации и первые 2 дня, при введении живых вакцин - с 4 по 15день поствакцинального периода. При повышении Т тела до 37,5 назначаются жаропонижающие препараты согласно наставлениям к препаратам.
Рекомендуется ограничение посещения общественных мест ( магазины, театры и т.д.) с целью сокращения возможных контактов с инфекционными больными.
Немедикаментозные методы профилактики, лечения и медицинской реабилитации
Код | Наименование медицинской | Усредненный | Усредненный |
медицинской | услуги | показатель | показатель |
услуги |
| частоты | кратности |
|
| предоставления | применения |
|
|
|
|
А25.09.003 | Назначение лечебно- | 1 | 1 |
| оздоровительного режима |
|
|
|
|
|
|
8.Организация оказания медицинской помощи детям с клинической ситуацией:«Вакцинопрофилактика детей с бронхиальной атсмой» Дети с бронхиальной астмой прививаются амбулаторно или в условиях дневного стационара.
8.Правила изменения требований при выполнении протокола и прекращение действия протокола
При выявлении в процессе диагностики признаков заболевания, требующих проведения подготовительных мероприятий к лечению, пациент переводится в протокол ведения больных, соответствующий выявленным заболеваниям и осложнениям.
При выявлении признаков другого заболевания, требующего проведения диагностических и лечебных мероприятий, наряду с признаками состояния здоровья данного Протокола медицинская помощь пациенту оказывается в соответствии с требованиями: а) раздела этого протокола ведения больных, соответствующего ведению больных (пациентов) и б) протокола ведения больных с выявленным заболеванием или синдромом.
9.Графическое, схематическое представления протокола ведения больных
Вданном разделе приводят графики, таблицы и схемы, облегчающие восприятие требований протокола и позволяющие упростить принятие решений специалистами, алгоритмы дифференциальной диагностики, последовательность выполнения медицинских технологий, оптимальные способы выполнения конкретных манипуляций и др.
10.Мониторинг протокола ведения больных
Мониторинг Протокола (анализ использования Протокола, сбор информации по недостаткам и замечаниям), внесение дополнений и изменений в Протокол осуществляет ФГБУ НИИДИ ФМБА России. Обновление версии Протокола осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
11.Экспертиза проекта протокола ведения больных (пациентов)
Экспертизу проекта протокола ведения больных проводят специалисты, представляющие медицинские организации, не участвующие в разработке протокола. Разработчики в сопроводительном письме ставят перед экспертом вопросы, на которые он должен ответить, определяют сроки представления экспертного заключения, обычно не превышающие 30 дней с момента получения протокола. В экспертном заключении эксперт должен указать свою фамилию, имя.отчество, место работы и должность и дать ответы на поставленные в сопроводительном письме вопросы. В случае несогласия с отдельными положениями протокола эксперт предлагает свои варианты с указанием страниц и пунктов, по которым предложены замены. В случае необходимости продления сроков экспертизы эксперт в письменном виде сообщает об этом разработчикам с указанием сроков окончания экспертизы и обоснованием переноса сроков. Отсутствие экспертного заключения в установленные сроки означает согласие эксперта со всеми пунктами проекта протокола. По результатам экспертизы разработчики составляют сводную таблицу предложений и замечаний, принятых решений и их обоснований по форме, приведенной в приложении Г, оформляют окончательную редакцию протокола.
12.Приложения
Приложение А (обязательное)
Критерии оценки диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных
медицинских технологий
При включении в протокол медицинских технологий разработчики в соответствующих разделах протокола должны указывать показатели, характеризующие:
для методов диагностики:
чувствительность метода — частоту положительных результатов диагностики при наличии заболевания;
-специфичность метода — частоту отрицательных результатов диагностики при отсутствии заболевания;
-прогностическую ценность метода — вероятность наличия заболевания при положительном результате и вероятность отсутствия при отрицательном результате диагностики;
-отношение правдоподобия — отношение вероятности события при наличии некоего условия к вероятности события без этого условия (например, отношение частоты симптома при наличии болезни к частоте симптома в отсутствие болезни):
для методов профилактики, лечения и реабилитации:
-действенность метода — частоту дока за иных положительных результатов профилактики, лечения и реабилитации в искусственно созданных экспериментальных условиях;
-эффективность метода — частоту доказанных положительных результатов профилактики, лечения и реабилитации в условиях клинической практики.
для лекарственных средств дополнительно указывают:
-терапевтическую эквивалентность лекарственного средства — близость получаемых терапевтических эффектов при применении схожих по лечебным действиям лекарственных средств, не являющихся аналогами;
-биоэквивалентность лекарственного средства — результаты сравнительных исследований биодоступности лекарственного средства с эталоном, имвюшим общее с ним международное
непатентованное наименование (аналог):
для методов скрининга:
-характеристики теста, который предлагается использовать для скрининга (чувствительность, специфичность);
-распространенность болезни в популяции, которую предлагается обследовать, положительную прогностическую ценность теста.
При включении а протокол всех медицинских технологий, независимо от их функционального назначения (диагностика, профилактика, лечение, реабилитация, скрининг), разработчики учитывают:
-безопасность медицинской технологии — вероятность развития нежелательных побочных эффектов;
-доступность медицинской технологии — возможность своевременного оказания медицинской помощи нуждающимся гражданам (отношение числа граждан, которые могут своевременно получить данную медицинскую помощь, к числу граждан, нуждающихся в получении такой медицинской помощи);
-затраты на выполнение конкретной медицинской технологии и соотношение
затраты/эффективность».
Приложение Б (обязательное)
КЛАССИФИКАТОР
ОСЛОЖНЕНИЙ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Мышечная система
Снижение двигательной активности (парез, контрактуры) Исчезновение двигательной активности (паралич) Непроизвольные сокращения (гиперкинезия)
Костная система Патологические переломы Патологический сустав
Отсутствие скелетной функции (отсутствие кости)
Суставы
Снижение объема движений (ограничение, тугоподвижность, анкилоз сустава) Гиперподвижность (привычный вывих сустава)
Система органов кроветворения и кровь Агранулоцитоз Анемический синдром Тромбоцитопения с кровоточивостью
Иммунная система Гуморальный иммунодефицит Клеточный иммунодефицит
Верхние дыхательные пути Асфиксия
Нижние дыхательные пути, легочная ткань и плевра
Острая легочная недостаточность Хроническая легочная недостаточность Пневмоторакс Гидроторакс
Сердце и перикард
Острая сердечная недостаточность Хроническая сердечная недостаточность Блокады сердца Эктопические ритмы Фибрилляция желудочков или асистолия Тампонада сердца Констрикция перикарда
Медиастинум
Компрессионный синдром
Крупные кровеносные сосуды Сосудистый коллапс
Артериальная недостаточность (перемежающаяся хромота) Недостаточность венозного оттока Кровотечение из сосуда
Система микроциркуляции Кровоточивость (пурпура) Микротромбообразование
Печень и желчевыводящие пути Острая печеночная недостаточность Печеночная энцефалопатия Гипертония в системе портальной вены
Поджелудочная железа Гипогликемия Гипергликемия
Пищевод, желудок,
Нарушение пассажа пищи по пищеводу, желудку или
Тонкий кишечник
Синдром нарушенного всасывания в тонком кишечнике Дисбактериоз Кровотечение тонкокишечное
Нарушение целостности стенки (перфорация, пенетрация язвы) Тонкокишечная непроходимость
Толстый кишечник
Кровотечение из толстого кишечника
Синдром нарушенного всасывания в толстом кишечнике Нарушение целостности стенки (перфорация, пенетрация язвы) Толстокишечная непроходимость
Сигмовидная и прямая кишка Запор Диарея
Недержание кала (нарушение функции тазовых органов) Кровотечение прямокишечное
Женские половые органы Нарушение менструального цикла Бесплодие Кровотечение гинекологическое
Мужские половые органы Импотенция Нарушения эякуляции
Железы внутренней секреции Тиреотоксический криз Гипотиреоидная кома Гиперкальциемическая кома Гипокальциемия
Центральная нервная система и головной мозг Нарушения равновесия Выпадение речевой функции Акалькулия Амнезия
Нарушение внутричерепного давления
Органы слуха Снижение слуха Потеря слуха
Органы зрения Снижение остроты зрения Слепота
Кровоизлияние в ткань оболочек глаза и в конъюнктиву Кровоизлияние в переднюю камеру (гифема) Кровоизлияние в стекловидное тело (гемофтальм) Неоваскуляризация оболочек глаза Артериальная недостаточность сетчатки, зрительного нерва Венозная недостаточность сетчатки, зрительного нерва
Экссудация белка, лейкоцитов во влагу передней камеры (гипопион) Экссудация белка, лейкоцитов в стекловидное тело Образование спаек Повышение внутриглазного давления Понижение внутриглазного давления
Нарушение реакции зрачка
Нарушение подвижности глазодвигательных мышц Нарушение аккомодации Изменение положения глазного яблока Помутнение преломляющих сред Перфорация, разрыв оболочки глаза Компрессия, атрофия зрительного нерва Субатрофия, атрофия глазного яблока Отслойка сетчатки
Орган обоняния Исчезновение обоняния Носовое кровотечение
Почки и мочевыделительный тракт Острая почечная недостаточность Хроническая почечная недостаточность Острая задержка мочи Недержание мочи (нарушение функции тазовых органов) Обтурация мочеточника Дизурия Полиурия и никтурия
Психическая сфера
Нарушение познавательных функций Нарушение
ПриложениеВ (обязательное)
Классификатор исходов заболевания
№ | Наименование исхода | 2+ class="tr0 td202"> Общая характеристика исхода |
|
| |
п/п |
|
|
|
|
|
|
| 4+ class="tr5 td211">
| |||
1 | Восстановление | 4+ class="tr11 td212"> При остром заболевании полное исчезновение всех | |||
| здоровья | 4+ class="tr1 td212"> симптомов, отсутствие остаточных явлений, астении и | |||
|
| т.д. |
|
|
|
|
| 4+ class="tr12 td211">
| |||
2 | Выздоровление с | 4+ class="tr3 td212"> При остром заболевании полное исчезновение всех | |||
| полным восстановлением | 4+ class="tr2 td212"> симптомов, могут иметь место остаточные явления, | |||
| физиологического процесса | астения и т.д. |
|
|
|
| или функции |
|
|
|
|
|
| 4+ class="tr12 td211">
| |||
3 | Выздоровление с | 4+ class="tr3 td212"> При остром заболевании практически полное | |||
| частичным нарушением | 4+ class="tr2 td212"> исчезновение всех симптомов, но имеют место | |||
| физиологического | 4+ class="tr2 td212"> остаточные явления в виде частичных нарушений | |||
| процесса, функции или | 3+ class="tr1 td213"> отдельных функций или потеря части органа |
| ||
| потери части органа |
|
|
|
|
|
| 4+ class="tr12 td211">
| |||
4 | Выздоровление с | 4+ class="tr11 td212"> При остром заболевании практически полное | |||
| полным нарушением | 4+ class="tr2 td212"> исчезновение всех симптомов, но имеет место полная | |||
| физиологического | 3+ class="tr1 td213"> потеря отдельных функций или утрата органа |
| ||
| процесса, функции или |
|
|
|
|
| потерей части органа |
|
|
|
|
|
| 4+ class="tr12 td211">
| |||
5 | Ремиссия | 4+ class="tr11 td212"> Полное исчезновение клинических, лабораторных и | |||
|
| 4+ class="tr3 td212"> инструментальных признаков хронического заболевания | |||
|
|
|
|
|
|
6 | Улучшение состояния | Уменьшение | выраженности | симптоматики | без |
|
| излечения |
|
|
|
|
| 4+ class="tr12 td211">
| |||
7 | Стабилизация | 4+ class="tr3 td212"> Отсутствие как положительной, так и отрицательной | |||
|
| 3+ class="tr11 td213"> динамики в течении хронического заболевания |
| ||
|
| 4+ class="tr12 td211">
| |||
8 | Компенсация функции | 4+ class="tr3 td212"> Частичное или полное замещение утраченной в | |||
|
| 4+ class="tr2 td212"> результате болезни функции органа или ткани после | |||
|
| 4+ class="tr2 td212"> трансплантации (протезирования органа или ткани, | |||
|
| 2+ class="tr3 td217"> бужирования, имплантации) |
|
| |
|
| 3+ class="tr12 td218">
|
| ||
9 | Хронизация | 3+ class="tr13 td213"> Переход острого процесса в хронический |
| ||
|
|
|
|
|
|
10 | Прогрессирование | Нарастание | симптоматики, | появление | новых |
|
| 4+ class="tr1 td212"> осложнений, ухудшение течения процесса при остром | |||
|
| 2+ class="tr3 td217"> или хроническом заболевании |
|
| |
|
| 4+ class="tr32 td211">
| |||
11 | Отсутствие эффекта | 4+ class="tr3 td212"> Отсутствие видимого положительного ответа при | |||
|
| 2+ class="tr3 td217"> проведении терапии |
|
| |
|
| 4+ class="tr12 td211">
| |||
12 | Развитие ятрогенных | 4+ class="tr11 td212"> Появление новых заболеваний или осложнений, | |||
| осложнений | 4+ class="tr2 td212"> обусловленных проводимой терапией: отторжение органа | |||
|
| 3+ class="tr3 td213"> или трансплантата, аллергическая реакция и т.д. |
| ||
|
|
|
|
|
|
13 | Развитие нового | Присоединение нового заболевания, появление |
| заболеввния, связонного с | которого этиологически или патогенетически связано с |
| основным | исходным заболеванием |
|
|
|
14 | Летальный исход | исход наступление смерти в результате заболевания |
|
|
|
Приложение Г
ФОРМА
ОФОРМЛЕНИЯ СВОДНОЙ ТАБЛИЦЫ ПРЕДОЖЕНИЙ И ЗАМЕЧАНИЙ,
ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ И ИХ ОБОСНОВАНИЙ
Наименование | Рецензент | Результаты | Принятое |
нормативного | (Ф.И.О., | рецензирования | решение и его |
документа | место работы, | (внесенные рецензентом | обоснование |
| должность) | предложения и |
|
|
| замечания) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.Библиография
1.Вакцинация детей с нарушенным состоянием здоровья : практическое руководство/ под ред. М.П. Костинова.
2. ФедосеевГ. Б., Г. П. Хлопотова,"Бронхиальная астма", М. Медицина, 2001г.
3. ЧучалинА. Г., "Бронхиальная астма", М. Медицина, 2000г.
4. ФедосеевГ. Б.,"Бронхиальная астма", Медицинское информационное агентство,
5. КокосовА. Н., В. С. Черемнов,"Астматический бронхит и бронхиальная астма. Физическая и медицинская реабилитация больных", Минск, Беларусь, 1999 г.
6.Костинов, М.П.
7. Макеева М.Я., Файзуллина Р.М., Юлдашев В.Л., Нарушения психоэмоционального статуса детей с бронхиальной астмой.- Аллергология
8. Национальная программа «Бронхиальной астме у детей. Стратегия лечения и профилактика».- Киев: Артинфо
9.Харит, С.М. Вакцинация детей с проблемами в состоянии здоровья. Впомощькпрактическимврачам / С.М. Харит //.- СПб.: Феникс, 2007
10.Richards W. Preventing behavior problems in asthma and allergies.ClinPediatr. October 2005:617-
11.Richards W. Asthma, allergies, and school.Am J Asthma Allergy Pediatr.
12.Global Initiative for
13.Cerveri I, Zoia MC, Bugiani M, et al. Inadequate antiasthma drug use in the north of Italy. EurRespir J 1998; 10:
14.Donahue JG, Weiss ST, Livingston JM, Goetsch MA, Greineder DK, Platt R. Inhaled steroids and the risk of hospitalization for asthma. JAMA
15.O'Byrne PM, Cuddy L, Taylor DW, Birch S, Morris J, Syrotuik J. The clinical efficacy and cost benefit of inhaled corticosteroids as therapy in patients with mild asthma in primary care practice. Can Respir J
16.Newman S.P., Weisz A.W.B., Talace N. Et al. Improvement of drug delivery with a breath actuated pressured aerosol for patients with poor inhaler technique. Thorax 2003; 46:
17.Геппе Н.А., Колосова Н.А., Бунатян А.Ф. Дифференцированный подход к назначению ингаляционных кортикостероидных препаратов при бронхиальной астме у детей.
18. Haahtela T. Early treatment of asthma. Allergy 2005;54 (Suppl