Клинические рекомендации
Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса
МКБ 10: P91.0/ P91.1/ P91.2/ P91.5/ P91.8/ P52/ G80.0/ G80.1/G80.2/
G80.3/ G80.4/ G80.8/ G80.9/ G81.
ID:
URL:
Профессиональные ассоциации:
∙Союз педиатров России
Утверждены |
| Согласованы |
|
| Научным советом Министерства |
Союзом педиатров России |
| Здравоохранения Российской Федерации |
|
| __ __________201_ г. |
|
|
|
Оглавление
3+ class="tr0 td0"> Ключевые слова.................................................................................................................... | 3 | ||
3+ class="tr1 td0"> Список сокращений.............................................................................................................. | 4 | ||
3+ class="tr2 td0"> Термины и определения ....................................................................................................... | 5 | ||
1. | 2+ class="tr3 td3"> Краткая информация......................................................................................................... | 6 | |
| 1.1 | Определение................................................................................................................. | 6 |
| 1.2 | Этиология и патогенез................................................................................................. | 6 |
| 1.3 | Эпидемиология ............................................................................................................ | 8 |
| 1.4 | Кодирование по | 8 |
| 1.5 | Примеры диагнозов ..................................................................................................... | 9 |
| 1.6 | Классификация............................................................................................................. | 9 |
2. | 2+ class="tr6 td3"> Диагностика ..................................................................................................................... | 9 | |
| 2.1 | Жалобы и анамнез........................................................................................................ | 9 |
| 2.3 | Лабораторная и инструментальная диагностика...................................................... | 10 |
| 2+ class="tr8 td3"> 2.4. | 12 | |
3. | 2+ class="tr7 td3"> Лечение............................................................................................................................ | 13 | |
| 3.1 | Консервативное лечение............................................................................................ | 13 |
| 3.2 | Хирургическое лечение ............................................................................................. | 14 |
4. | 2+ class="tr8 td3"> Реабилитация .................................................................................................................. | 14 | |
5. | 2+ class="tr7 td3"> Профилактика и диспансерное наблюдение.................................................................. | 14 |
6.Дополнительная информация, влияющая на течение и исход заболевания/синдрома15
3+ class="tr9 td6"> 6.1 Исходы и прогноз ...................................................................................................... | 15 | |
3+ class="tr8 td6"> Критерии оценки качества медицинской помощи ............................................................ | 15 | |
2+ class="tr7 td8"> Список литературы..................................................... | 2+ class="tr7 td9"> Ошибка! Закладка не определена. | |
Приложение А1. | 2+ class="tr2 td11"> Состав рабочей группы: ......................................................................... | 19 |
Приложение А2. | 2+ class="tr3 td11"> Методология разработки клинических рекомендаций ......................... | 20 |
Приложение А3. | 2+ class="tr2 td11"> Связанные документы............................................................................ | 24 |
3+ class="tr2 td6"> Приложение Б.1. Алгоритм ведения пациента с последствиями перинатального |
| |
3+ class="tr3 td6"> поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса .................... | 25 | |
3+ class="tr2 td6"> Приложение Б.2. Алгоритм диагностики пациента с последствиями перинатального |
| |
3+ class="tr2 td6"> поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса ................... | 25 | |
3+ class="tr3 td6"> Приложение В. Информация для пациентов..................................................................... | 26 | |
3+ class="tr2 td6"> Приложение Г. Расшифровка примечаний....................................................................... | 27 |
2
Ключевые слова
oгипоксия
oнедоношенность
oцеребральная ишемия
oвнутричерепное кровоизлияние
oвнутрижелудочковое кровоизлияние
oмышечный гипертонус
oмышечная дистония
oзадержка моторного развития
oзадержка психомоторного развития
oгемипарез
oгемиплегия
oдиплегия
oтетрапарез
oтетраплегия
oатаксия
3
Список сокращений
ЭНМТ – экстремально низкая масса тела ОНМТ – очень низкая масса тела НМТ – низкая масса тела ДЦП – детский церебральный паралич
УЗИ — ультразвуковое исследование НСГ – нейросонография УЗДГ – ультразвуковая допплерография КТ – компьютерная томография
МРТ —
4
Термины и определения
Экстремально низкая масса тела (ЭНМТ) – масса тела при рождении от 500 до 999
грамм
Очень низкая масса тела (ОНМТ) - масса тела при рождении от 1000 до 1499 грамм Низкая масса тела (НМТ) - масса тела при рождении от 1500 до 2499 грамм
5
1.Краткая информация
1.1Определение
Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса – поражение головного мозга в определенный период его развития с последующим формированием патологического мышечного тонуса при сохранении позотонических рефлексов и задержкой формирования условных рефлексов.
Наиболее часто заболевание является исходом перинатального поражения центральной нервной системы
Унедоношенных детей, родившихся с ЭНМТ, ОНМТ, на протяжении первых 6 месяцев жизни часто отмечается период «мнимого благополучия».
Для детей, родившихся доношенными, недоношенными с низкой массой тела характерным является постепенное развитие стойких двигательных нарушений. Симптомы неврологического дефицита проявляются по мере созревания нервной системы ребенка.
Дети первого года жизни с диагнозом: последствия перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса состоят в группе риска по формированию детского церебрального паралича
1.2Этиология и патогенез
Наиболее частыми причинами формирующегося детского церебрального паралича являются перинатальные поражения центральной нервной системы гипоксически- ишемического генеза: церебральная ишемия II, III степени, внутричерепное кровоизлияние II,
IIIстепени.
Гипоксия плода – неспецифическое проявление различных осложнений беременности и родов, прежде всего токсикозов беременных. Степень и выраженность токсикоза, его связь с экстрагенитальной патологией женщины (особенно с болезнями
6
сочетается с интранатальной асфиксией. Частота первичной асфиксии составляет 5%. Гипоксия и асфиксия сопровождаются комплексом
Воздействие гипоксии приводит к комплексу микроциркуляторных и метаболических расстройств, которые на тканевом уровне вызывают два основных повреждения: геморрагический инфаркт и развитие ишемии с последующей лейкомаляцией вещества мозга. Геморрагическому (особенно) и ишемическому поражению вещества мозга способствуют некоторые манипуляции в первые
Наиболее часто геморрагический инфаркт и ишемия развиваются у плодов и новорожденных в области перивентрикулярных сплетений – субэпендимально в сочетании с поражением вещества мозга. Кровоизлияние может происходить также в боковые желудочки мозга и в субарахноидальное пространство. Помимо описанных изменений, морфологическим субстратом гипоксии, как правило, является полнокровие мозга, его общий или локальный отек.
Впатогенезе
Унедоношенных детей повреждающее действие внутриутробной гипоксии потенцируется незрелостью сосудов головного мозга, дезадаптацией в интранатальном периоде.
В последние годы расшифрованы тонкие механизмы патогенеза гипоксически- ишемических поражений мозга. Установлена роль выброса
Установлено, что повреждающее воздействие различных факторов может реализоваться как в форме быстрой гибели клетки (нейрональный некроз), так и в форме отсроченной, замедленной гибели – апоптоз.
7
Последний механизм может быть обратимым, т.е. у врача появляется время для предотвращения гибели клетки – так называемое «терапевтическое окно». Установлено, что пострадавшие нейроны через межнейронные связи могут обусловить каскады патологических реакций, которые так же необходимо купировать, что обусловливает необходимость своевременного лечения и реабилитации детей с перинатальной патологией [4, 16, 19, 20, 22].
1.3Эпидемиология
Частота формирования детского церебрального паралича составляет
Среди недоношенных детей частота формирования детского церебрального паралича возрастает до 1%. По данным различных авторов, у детей, родившихся с ОНМТ, распространённость ДЦП увеличивается до
1.4Кодирование по
P91.0 - Церебральная ишемия (до 42 недели постконцептуального возраста)
P91.1 - Перивентрикулярные кисты (приобретенные) у новорожденного (до 42 недели постконцептуального возраста)
P91.2 - Церебральная лейкомаляция у новорожденного (до 42 недели постконцептуального возраста)
P91.5 - Неонатальная кома
P91.8 - Другие уточненные нарушения со стороны мозга у новорожденного
P52 - Внутричерепное нетравматическое кровоизлияние у плода и новорожденного II,
IIIстепени (до 42 недели постконцептуального возраста) G80.0 - Спастическая тетраплегия
G80.1 - Спастическая диплегия
G80.2 - Детская гемиплегия
G80.3 - Дискинетический церебральный паралич Атетоидный церебральный паралич
G80.4 - Атаксический церебральный паралич
G80.8 - Другой вид детского церебрального паралича Смешанные синдромы церебрального паралича
G80.9 - Детский церебральный паралич неуточненный
G81. - Гемиплегия
8
1.5Примеры диагнозов
∙Последствия перинатального поражения центральной нервной системы гипоксически-
ишемического генеза (Церебральная ишемия II степени). Синдром мышечного гипертонуса. Задержка психомоторного развития. Риск формирования детского церебрального паралича в форме спастической диплегии. Недоношеннность 28 недель в анамнезе.
∙Последствия перинатального поражения центральной нервной системы.
(нетравматическое)
недели в анамнезе.
1.6Классификация
Классификация последствий перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни (Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины, 2005 г.) [8]:
Этиология и | Варианты | Основные | исходы |
патогенетическая основа | клинического течения | нозологические формы |
|
Последствия | Перинатльное стойкое | Формирующиеся и | Неврологические |
перинатального | постгипоксическое и/или | сформированные детские | отклонения не |
поражения центральной | постгеморрагическое | церебральные параличи – | компенсированы к |
нервной системы | поражение ЦНС | ДЦП G80 (G80.0 – G80.9) | первому году жизни. |
гипоксически- |
|
| Сохраняется тотальный |
ишемического генеза |
|
| или парциальный |
(Церебральная ишемия II- |
|
| неврологический |
III степени) |
|
| дефицит. |
Внутричерепное |
|
|
|
нетравматическое |
|
|
|
кровоизлияние у плода и |
|
|
|
новорожденного II, III |
|
|
|
степени) (P91.0, P91.1, |
|
|
|
P91.2, P91.5, P91.8, P52.1- |
|
|
|
P52.9) |
|
|
|
2.Диагностика
2.1Жалобы и анамнез
При сборе анамнеза и жалоб следует обратить внимание на наличие:
oТяжелых соматических болезней матери;
o
oГестоза в акушерском анамнезе;
9
oХронической гипоксии плода;
oАсфиксии при рождении;
oНедоношенности;
o Перинатального поражения центральной нервной системы гипоксически- ишемического генеза;
oНаличие судорог в анамнезе;
oЖалоб на задержку психомоторного развития
oНаличие неврологической симптоматики в медицинской документации
2.2Физикальное обследование
∙Рекомендовано проводить осмотр пациента совместно со специалистом неврологом (подробнее Приложение Г1).
Комментарии: проводится объективный клинический осмотр: определение общего состояния, физического развития, объективный осмотр по всем органам и системам. Проводится оценка неврологического статуса ребенка первого года жизни с учетом возрастной периодизации: положения тела, позы, состояния родничков, выраженности рефлексов новорожденных, спонтанной и стимулированной двигательной активности, изменений мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, наличия патологических рефлексов, тремора, клонусов, очаговой симптоматики [1,2,3,6].
Оценивается психомоторное развитие, когнитивное развитие ребенка с учетом фактического и корригированного возраста (график
Ранняя диагностика формирующегося детского церебрального паралича может и должна проводится на первом году жизни ребенка: при своевременном выявлении у него задержки моторного и
2.3Лабораторная диагностика
(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)
∙Рекомендуется проведение клинического анализа крови [1,2,3,4,6].
Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,
гипоксия плода, недоношенность в анамнезе) выявляют анемию, изменения
10
лейкоцитарной формулы. Анализ необходим для принятия решения о возможности проведения восстановительного лечения.
∙Рекомендуется проведение клинического анализа мочи
Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,
гипоксия плода, недоношенность в анамнезе) могут выявлять протеинурию,
лейкоцитурию, бактериурию. Анализ необходим для принятия решения о возможности проведения восстановительного лечения [6].
2.4Инструментальная диагностика
∙Рекомендуется проведение нейросонографии: эхографическая визуализация головного мозга у детей первого года жизни позволяет оценить структуру мозга и ее отклонения,
размеры ликворных пространств (желудочков мозга, межполушарной щели,
субарахноидального пространства), состояние сосудистых сплетений, наличие кист,
лейкомаляции, пороков развития мозга
Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,
гипоксия плода, недоношенность в анамнезе), перинатальным поражением центральной нервной системы в анамнезе, с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса часто выявляются отклонения: асимметрия структуры, расширение ликворных пространств, участки гиперэхогенности, др. Метод является скринирующим для выявления структурной патологии головного мозга. Необходимо использование метода по показаниям в динамике на протяжении первого года жизни.
∙Рекомендовано проведение допплерометрии сосудов головного мозга ребенка [6].
Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,
гипоксия плода, недоношенность в анамнезе), перинатальным поражением центральной нервной системы в анамнезе, с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса выявляются изменения скорости кровотока по передней мозговой артерии, вене Галена. Полученные данные позволяют обоснованно назначить лечение.
∙Рекомендовано проведение электроэнцефалографии [6].
Комментарии: у пациентов с перинатальным поражением центральной нервной системы в анамнезе, с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса выявляются пароксизмальные
11
изменения биоэлектрической активности головного мозга на фоне задержки созревания корковой ритмики.
∙Рекомендуется проведение
Комментарии: у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса проводится редко – при наличии в клинической картине тяжелых неврологических симптомокомплексов, при подозрении на порок развития мозга.
∙Рекомендуется проведение компьютерной томографии головного мозга, черепа.
Комментарии: у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса проводится редко при подозрении на внутричерепное кровоизлияние, при травме.
∙Рекомендуется исследование офтальмологом глазного дна у ребенка первого года жизни.
Комментарии: у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса возможно выявление признаков внутричерепной гипертензии, врожденной атрофии зрительного нерва, для проведения дифференциальной диагностики наследственных болезней обмена веществ.
∙Рекомендуется проведение отоакустической эмиссии
Комментарии: проводится у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса при подозрении на тугоухость [6].
2.5
(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)
∙
Комментарии: проводится кариотипирование,
2.6Иная диагностика
Консультации специалистов проводятся по показаниям.
Консультация нейроортопеда с целью ортезирования для профилактики контрактур.
12
2.7Дифференциальная диагностика.
Дифференциальный диагноз проводится с тетраплегией, гемиплегией, параплегией, моноплегией, развившимися в результате внутричерепного кровоизлияния травматического генеза, родовой травмы, дисметаболических,
Дифференциальный диагноз проводится с наследственными генетическими синдромами.
3.Лечение
3.1 Консервативное лечение
∙Рекомендовано проведение терапии сосудистыми препаратами.
(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)
Комментарии: сосудистые препараты назначаются с целью улучшения мозгового кровообращения и мозгового метаболизма:
o Винпоцетинж,вк (Код ATX: N06BX18) в возрастной дозировке (2,5 - 3 мг/сут длительностью не менее 1 месяца);
o Ницерголин (Код ATX: C04AE02) до 5 мг/сут, курс 1 мес
∙Рекомендовано проведение антиспастической терапии
(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)
Комментарии: Антиспастическая терапия с целью снижения тонуса сосудов и снижения мышечного тонуса, улучшения произвольных активных движений
o Толперизон (Код ATX: M03BX04) до 25 мг/сут
oТизанидинж, вк (Код ATX: M03BX02) до 2 мл/сут 1 мес,;
oБаклофенж, вк (Код ATX: M03BX01)5 мг/сут не менее 3 недель.
∙Рекомендовано проведение ноотропной терапии
(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)
Комментарии: ноотропная терапия проводится с целью улучшения высших функций головного мозга, устойчивости при различных стрессовых воздействиях
oПолипептиды коры головного мозга скотаж (код ATX: N06BX)
13
oХолина альфосцерат ж, вк (код ATX: N07AX02) – по 250 мг в сутки, на курс 10 инъекций внутримычено;
oГопантеновая кислота (ГАМК) (код ATX: N06BX) до 12,5 мг/сут курсом не менее 2 месяцев,
o
oВитамины (В1, В6, В12).
3.2Хирургическое лечение
Обычно не требуется.
4.Реабилитация
Комплекс реабилитационных мероприятий разрабатывается индивидуально и включает физические факторы:
oмассаж;
oгимнастика;
oкинезитерапия;
oлечение «положением» (укладки, туторы, «воротники» и другие);
o терапия по Войту (физиотерапевтический метод лечения пациентов с патологиями моторных функций - рефлекторная локомоция); гидротерапия (методы подбираются индивидуально);
oсухая иммерсия (эффект невесомости);
o
oфизиотерапевтические методы (переменное магнитное поле, синусоидальные модулированные токи, электрофорез, парафинотерапия, лазеротерапия, свет - и
цветотерапия и другие);
Вкомплекс реабилитации входит
Комплексное восстановительное лечение пациента с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса должно начинаться в максимально ранние сроки, что в большинстве случаев позволяет
14
предотвратить формирование детского церебрального паралича, особенно его тяжелых форм, существенно снизить риск развития осложнений ДЦП и степени инвалидизации больного [5,6,15,23,24].
5.Профилактика и диспансерное наблюдение
Профилактика развития тяжелых гестозов, хронической и острой гипоксии плода,
невынашивания
Диспансерное наблюдение:
Педиатр осматривает ребенка ежемесячно в течение 2 лет.
Невролог осматривает ребенка на 1 месяце жизни на дому, далее каждые 3 месяца на первом году жизни и каждые 6 месяцев на втором году жизни ребенка.
Окулист - в 1 месяц и в 1 год жизни, далее – по показаниям.
Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц жизни или после выписки из стационара второго этапа выхаживания.
Нейросонография проводится 1 раз в год, общий анализ крови – 2 раза в год, общий анализ мочи – 1 раз в год, биохимический анализ крови (содержание билирубина, глюкозы, кальция, активность щелочной фосфатазы) – по показаниям.
Сроки реабилитации зависят от степени тяжести и выраженности клинических проявлений поражения ЦНС:
oлегкая степень – до 2 лет
oсредняя степень – до 3 лет;
oтяжелая степень – до 18 лет.
Иммунопрофилактика
Согласно приказу № 229 МЗ РФ от2002 г., неврологические состояния – не противопоказание для вакцинации. Иммунизацию проводят по индивидуальному графику в соответствии с календарем прививок. Если педиатру неясен характер изменений ЦНС, он направляет ребенка к неврологу для уточнения активности процесса, после чего принимает решение о проведении вакцинации.
6.Дополнительная информация, влияющая на течение и исход заболевания/синдрома
6.1Исходы и прогноз последствий перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса.
Прогноз для жизни благоприятный.
15
Прогноз для здоровья - при формировании детского церебрального паралича зависит от времени начала реабилитации, этапности, преемственности между этапами, мультидисциплинарного подхода, повторных курсов реабилитации по показаниям. Адекватная реабилитация позволяет снизить тяжесть неврологического дефицита, социализировать ребенка в соответствии с его уровнем психического развития и моторных навыков. [9- 14,17,21]
Критерии оценки качества медицинской помощи
Таблица 1 -
|
| 3+ class="tr9 td14"> Вид медицинской |
|
| 4+ class="tr9 td17"> Специализированная медицинская помощь |
| |||||
| 3+ class="tr9 td19"> помощи |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| 2+ class="tr11 td29">
|
|
| 2+ class="tr11 td32">
|
|
|
| ||
|
| 3+ class="tr5 td36"> Условия оказания |
|
| 3+ class="tr5 td37"> Стационарно / в дневном стационаре |
|
| ||||
| 4+ class="tr12 td38"> медицинской помощи |
|
|
|
|
|
|
| |||
|
| 3+ class="tr5 td36"> Форма оказания |
|
| 2+ class="tr5 td41"> Плановая |
|
|
| |||
| 4+ class="tr12 td38"> медицинской помощи |
|
|
|
|
|
|
| |||
|
| 4+ class="tr6 td43"> Таблица 2 - Критерии | 4+ class="tr6 td44"> качества оказания медицинской помощи |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| № |
| Критерий |
|
|
|
|
| Уровень | Уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| достоверности | убедительности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| доказательств | .2+ class="tr8 td50"> рекомендаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| 1. |
| 2+ class="tr4 td19"> Рекомендуется | 3+ class="tr4 td63"> проведение | неоднократных | С | 1 |
| |||
|
|
| курсов | 3+ class="tr4 td64"> реабилитации | с | использованием |
|
|
| ||
|
|
| 6+ class="tr5 td65"> физических факторов, в том числе кинезитерапии |
|
|
| |||||
| 2. |
| 2+ class="tr4 td19"> Рекомендуется |
|
|
| использование | С | 1 |
| |
|
|
| 4+ class="tr4 td66"> мультидисциплинарного | 2+ class="tr4 td67"> подхода с участием |
|
|
| ||||
|
|
| 6+ class="tr5 td68"> невролога, офтальмолога, |
|
|
| |||||
|
|
| 4+ class="tr5 td69"> нейроортопеда, диетолога |
|
|
|
|
|
Список литературы
1.Баранов А.А.,
2.Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации как фактор национальной безопасности. Пути решения существующих проблем. Справочник педиатра. 2006; 3:
3.Баранов А.А.,
16
(«Общение») у детей разного возраста на основе международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. М.: ПедиатрЪ. 2013. 64 -
96с.
4.Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада
5.Барашнев Ю.И. Особенности здоровья детей, родившихся с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Рос. вестн. перинатол. и педиатр. 204; 49(5): 12
6.Бомбардирова Е.П., Яцык Г.В., Зайнитдинова Р.С. Немедикаментозные методы восстановительного лечения детей с перинатальным поражением нервной системы. Рос.
педиатр. ж. 2011;
7.Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. Под ред. Г.В. Яцык. М. ПедиатрЪ 2012.156с.
8.Кешишян Е.С., Сахарова Е.С. Психомоторное развитие как критерий неврологического развития здоровья недоношенного ребенка. Леч.врач.2004; 5:
9.Классификация перинатальных поражений нервной системы и их последствий у детей первого года жизни. Методические рекомендации. М ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава». 2007.88
с.
10.Митиш М.Д. Отдаленные последствия перинатальных поражений мозга у детей.
Автореферат дисс. докт. мед. наук. М.2004 25с.
11.Неонатология. Под ред. Т.Л.Гомеллог, М.Д. Каннигам. Пер. с англ. М.: Медицина 1995.
640с.
12.Неонатология: национальное руководство. Под ред. Н.И. Володина. М.: ГЭОТАР-
Медиа. 2007. 848с.
13.Пальчик А.Б., Фёдорова Л.А., Понятишин А.Е. Неврология недоношенных детей. М.:
Медпресс. 2011. 352 с.
14.Пальчик А.Б., Шабалов Н.П.
15.Педиатрия. Под ред Дж Грефе. М.: Практика.1997. 912 с.
16.Принципы этапного выхаживания недоношенных детей. Под ред.
проф. Л.С.
17.Пшениснов К.В. Диагностика и интенсивная терапия полиорганной недостаточности у новорожденных, нуждающихся в межгоспитальной транспортировке. Автореф. дисс. канд.
мед. наук. СПб, 2009.24 c.
18.Руководство по педиатрии. Неонатология. Под редакцией Г.В. Яцык, Г.А. Самсыгиной.
М.:Династия. 2006. 464 с.
17
19.Современные
20.Шабалов Н.П. Асфиксия новорожденных. М.: Медицина. 1990. 310 с.
21.Шабалов Н.П. Неонатология. М.:
22.Шилко В.И., Зеленцова В.Л., Попова Н.П. Опыт реабилитации недоношенных детей с перинатальным поражением мозга. Росс. вестн. перинатолог. и педиатр.
23.Шмаков А.Н., Конхно В.Н., Критические состояния новорожденных (технология дистанционного консультирования и эвакуации). Новосибирск: Коста.2009.165 с.
24.Яцык Г.В. Выхаживание глубоконедоношенных детей. Медицинская газета. №66. 26 августа 2005 г. (электронная версия).
25.Яцык Г.В., Бомбардирова Е.П. Избранные лекции по педиатрии. Под редакцией А.А. Баранова, Р.Р. Шилаева, Б.С. Каганова. М.: Династия.
18
Приложение А1. Состав рабочей группы:
Баранов А.А., акад. РАН, профессор, д.м.н., Председатель Исполкома Союза педиатров
России.
Володин Н.Н., акад. РАН, профессор, д.м.н.
Яцык Г.В., профессор, д.м.н., член Союза педиатров России Давыдова И.В., д.м.н., член Союза педиатров России Мамедьяров А.М., к.м.н., член Союза педиатров России Турти Т.В., д.м.н., член Союза педиатров России Беляева И.А., д.м.н., член Союза педиатров России Зимина Е.П., к.м.н., член Союза педиатров России Сергиенко Н.С., к.м.н., член Союза педиатров России Вишнева Е.А., к.м.н., член Союза педиатров России Бакович Е.А., к.м.н., член Союза педиатров России Зокирова З.Ф., к.м.н., член Союза педиатров России Черников В.В., к.м.н., член Союза педиатров России Блохина А.И., член Союза педиатров России Митиш М.Д., д.м.н., член Союза педиатров России Мигали А.В., к.м.н., член Союза педиатров России
Авторы подтверждают отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, который необходимо обнародовать.
19
Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций
Целевая аудитория данных клинических рекомендаций:
1.
2.Детские неврологи;
3.Детские нейроортопеды;
4.Врачи лучевой диагностики;
5.Врачи функциональной диагностики;
6.Врачи общей практики (семейные врачи);
7.Студенты медицинских ВУЗов;
8.Обучающиеся в ординатуре и интернатуре.
Методы, используемые для сбора/селекции доказательств: поиск в электронных базах
данных.
Описание методов, использованных для оценки качества и силы доказательств:
доказательной базой для рекомендаций являются публикации, вошедшие в Кохрейновскую
библиотеку, базы данных EMBASE, MEDLINE и PubMed. Глубина поиска - 5 лет.
Методы, использованные для оценки качества и силы доказательств:
∙консенсус экспертов;
∙оценка значимости в соответствии с рейтинговой схемой.
Методы, использованные для анализа доказательств:
∙обзоры опубликованных
∙систематические обзоры с таблицами доказательств.
Описание методов, использованных для анализа доказательств
При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств, использованная в каждом исследовании методология изучается для того, чтобы убедиться в ее валидности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваиваемый публикации, что в свою очередь, влияет на силу рекомендаций.
Для минимизации потенциальных ошибок каждое исследование оценивалось независимо. Любые различия в оценках обсуждались всей группой авторов в полном составе. При невозможности достижения консенсуса привлекался независимый эксперт.
Таблицы доказательств: заполнялись авторами клинических рекомендаций.
Методы, использованные для формулирования рекомендаций: консенсус экспертов.
20
Индикаторы доброкачественной практики (Good Practice Points – GPPs)
Рекомендуемая доброкачественная практика базируется на клиническом опыте авторов разработанных рекомендаций.
Экономический анализ
Анализ стоимости не проводился и публикации по фармакоэкономике не анализировались.
Метод валидации рекомендаций
∙Внешняя экспертная оценка.
∙Внутренняя экспертная оценка.
Описание метода валидации рекомендаций
Настоящие рекомендации в предварительной версии были рецензированы независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать, насколько доступна для понимания интерпретация доказательств, лежащая в основе рекомендаций.
От врачей первичного звена получены комментарии в отношении доходчивости изложения данных рекомендаций, а также их оценка важности предлагаемых рекомендаций, как инструмента повседневной практики.
Все комментарии, полученные от экспертов, тщательно систематизировались и обсуждались членами рабочей группы (авторами рекомендаций). Каждый пункт обсуждался в отдельности.
Консультация и экспертная оценка
Проект рекомендаций был рецензирован независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать доходчивость и точность интерпретации доказательной базы, лежащей в основе рекомендаций.
Рабочая группа
Для окончательной редакции и контроля качества рекомендации были повторно проанализированы членами рабочей группы, которые пришли к заключению, что все замечания и комментарии экспертов приняты во внимание, риск систематических ошибок при разработке рекомендаций сведен к минимуму.
Основные рекомендации
Сила рекомендаций
21
Таблица П1- Схема для оценки уровня рекомендаций
Степень |
|
| 2+ class="tr15 td73"> Соотношени |
| 3+ class="tr15 td75"> Методологическое | качество |
| 2+ class="tr15 td78"> Пояснения | по | |||
достоверности |
| е | риска | и | 4+ class="tr14 td41"> имеющихся доказательств |
| 3+ class="tr14 td85"> применению |
| ||||
рекомендаций |
| 2+ class="tr4 td89"> преимуществ |
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr4 td96"> рекомендаций |
| ||
1А |
|
| Польза |
|
| 2+ class="tr17 td99"> Надежные |
|
|
| 2+ class="tr17 td102"> Сильная |
| |
Сильная |
| 2+ class="tr15 td103"> отчетливо |
| 3+ class="tr15 td104"> непротиворечивые | 2+ class="tr15 td105"> доказательства, | 4+ class="tr15 td106"> рекомендация, которая | ||||||
рекомендация, |
| 2+ class="tr14 td103"> превалирует | над | 5+ class="tr14 td107"> основанные на хорошо выполненных | может | 3+ class="tr14 td108"> использоваться | ||||||
основанная | на | 3+ class="tr15 td109"> рисками и затратами, | РКИ | или | 3+ class="tr15 td111"> неопровержимые | в | 3+ class="tr15 td108"> большинстве | |||||
доказательствах |
| 2+ class="tr15 td103"> либо наоборот |
| 2+ class="tr15 td112"> доказательства, | 3+ class="tr15 td111"> представленные в | случаев |
|
| у | |||
высокого качества |
|
|
|
| 4+ class="tr14 td41"> |
| 4+ class="tr14 td106"> преимущественного | |||||
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr15 td99"> Дальнейшие | 2+ class="tr15 td105"> исследования | 2+ class="tr15 td99"> количества | 2+ class="tr15 td115"> пациентов | |||
|
|
|
|
| 5+ class="tr15 td107"> вряд ли изменят нашу уверенность в | без | 3+ class="tr15 td108"> | |||||
|
|
|
|
| 5+ class="tr15 td107"> оценке соотношения пользы и риска. | 2+ class="tr15 td99"> изменений |
| и | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr4 td99"> исключений |
|
|
|
|
|
|
|
| 4+ class="tr17 td118">
|
| 2+ class="tr17 td120">
|
| |||
1В |
|
| Польза |
|
| 4+ class="tr17 td121"> Доказательства, основанные |
| 2+ class="tr17 td102"> Сильная |
| |||
Сильная |
| 2+ class="tr14 td103"> отчетливо |
| 5+ class="tr14 td107"> на результатах РКИ, выполненных с | 3+ class="tr14 td85"> рекомендация, |
| ||||||
рекомендация, |
| 2+ class="tr15 td103"> превалирует | над | 2+ class="tr15 td112"> некоторыми |
| 2+ class="tr15 td105"> ограничениями | 2+ class="tr15 td99"> применение | 2+ class="tr15 td115"> которой | ||||
основанная | на | 3+ class="tr15 td109"> рисками и затратами, | 3+ class="tr15 td104"> (противоречивые | 2+ class="tr15 td105"> результаты, | 2+ class="tr15 td99"> возможно |
| в | |||||
доказательствах |
| 2+ class="tr14 td103"> либо наоборот |
| 3+ class="tr14 td104"> методологические |
| ошибки, | 4+ class="tr14 td106"> большинстве случаев | |||||
умеренного качества |
|
|
|
| 5+ class="tr15 td107"> косвенные или случайные и т.п.), |
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| 5+ class="tr15 td107"> либо других веских основаниях. |
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| 5+ class="tr15 td107"> Дальнейшие исследования (если они |
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| 2+ class="tr14 td112"> проводятся), | 2+ class="tr14 td122"> вероятно, | окажут |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| 5+ class="tr15 td107"> влияние на нашу уверенность в |
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| 5+ class="tr14 td107"> оценке соотношения пользы и риска |
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| 3+ class="tr18 td104"> и могут изменить ее. |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| 4+ class="tr19 td118">
|
| 3+ class="tr19 td123">
| ||||
1С |
|
| Польза, |
|
| 4+ class="tr15 td121"> Доказательства, основанные |
| 3+ class="tr15 td108"> Относительно | ||||
Сильная |
| 2+ class="tr15 td103"> вероятно, | будет | 3+ class="tr15 td104"> на обсервационных | 2+ class="tr15 td105"> исследованиях, | 2+ class="tr15 td99"> сильная |
|
| ||||
рекомендация, |
| 2+ class="tr15 td103"> превалировать | над | 2+ class="tr15 td112"> бессистемном | 3+ class="tr15 td111"> клиническом опыте, | 4+ class="tr15 td106"> рекомендация, которая | ||||||
основанная | на | 2+ class="tr15 td103"> возможными |
| 5+ class="tr15 td107"> результатах РКИ, выполненных с | 4+ class="tr15 td106"> может быть изменена | |||||||
доказательствах |
| 3+ class="tr14 td109"> рисками и затратами, | 3+ class="tr14 td104"> существенными | 2+ class="tr14 td105"> недостатками. | при |
| 2+ class="tr14 td115"> получении | |||||
низкого качества |
| 2+ class="tr15 td103"> либо наоборот |
| Любая | 2+ class="tr15 td99"> оценка |
| эффекта | 4+ class="tr15 td106"> доказательств более | ||||
|
|
|
|
| 5+ class="tr18 td107"> расценивается как неопределенная. | 3+ class="tr18 td85"> высокого качества |
| |||||
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr15 td124">
| 2+ class="tr15 td125">
|
| 2+ class="tr15 td120">
|
| ||
2А |
|
| Польза |
|
| 2+ class="tr17 td99"> Надежные | 2+ class="tr17 td105"> доказательства, |
| 2+ class="tr17 td102"> Слабая |
| ||
Слабая |
| 2+ class="tr15 td103"> сопоставима | с | 5+ class="tr15 td107"> основанные на хорошо выполненных | 3+ class="tr15 td85"> рекомендация. |
| ||||||
рекомендация, |
| 2+ class="tr15 td103"> возможными |
| 5+ class="tr15 td107"> РКИ или подтвержденные другими |
| 2+ class="tr15 td102"> Выбор |
| |||||
основанная | на | 3+ class="tr14 td109"> рисками и затратами | 5+ class="tr14 td107"> неопровержимыми данными. | 2+ class="tr14 td99"> наилучшей | 2+ class="tr14 td115"> тактики | |||||||
доказательствах |
|
|
|
|
| 2+ class="tr15 td99"> Дальнейшие | 2+ class="tr15 td105"> исследования | будет | 2+ class="tr15 td102"> зависеть | от | ||
высокого качества |
|
|
|
| 5+ class="tr14 td107"> вряд ли изменят нашу уверенность в | 4+ class="tr14 td106"> клинической ситуации | ||||||
|
|
|
|
| 5+ class="tr15 td107"> оценке соотношения пользы и риска. | 3+ class="tr15 td85"> (обстоятельств), |
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr15 td99"> пациента |
| или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr15 td99"> социальных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr4 td85"> предпочтений. |
| |
|
|
|
|
|
| 4+ class="tr17 td118">
|
| 2+ class="tr17 td120">
|
| |||
2В |
|
| Польза |
|
| 4+ class="tr15 td121"> Доказательства, основанные |
| 2+ class="tr15 td102"> Слабая |
| |||
Слабая |
| 2+ class="tr15 td103"> сопоставима | с | 5+ class="tr15 td107"> на результатах РКИ, выполненных с | 3+ class="tr15 td85"> рекомендация. |
| ||||||
рекомендация, |
| 2+ class="tr15 td103"> рисками | и | 3+ class="tr15 td104"> существенными | 2+ class="tr15 td105"> ограничениями |
| 3+ class="tr15 td108"> Альтернативн | |||||
основанная | на | 2+ class="tr14 td103"> осложнениями, |
| 3+ class="tr14 td104"> (противоречивые | 2+ class="tr14 td105"> результаты, | ая | 2+ class="tr14 td102"> тактика | в | ||||
доказательствах |
| 3+ class="tr15 td109"> однако в этой оценке | 3+ class="tr15 td104"> методологические |
| дефекты, | 3+ class="tr15 td85"> определенных |
| |||||
умеренного качества |
| есть |
|
| 5+ class="tr15 td107"> косвенные или случайные), или | 2+ class="tr15 td99"> ситуациях | 2+ class="tr15 td115"> может | |||||
|
| 3+ class="tr15 td109"> неопределенность. | 2+ class="tr15 td112"> сильные |
| 2+ class="tr15 td105"> доказательства, | 4+ class="tr15 td106"> явиться для некоторых | ||||||
|
|
|
|
| 5+ class="tr14 td107"> представленные в | 2+ class="tr14 td99"> пациентов | 2+ class="tr14 td115"> лучшим | |||||
|
|
|
|
| форме. | .2+2+ class="tr0 td99"> Дальнейшие | .2+2+ class="tr0 td105"> исследования | 2+ class="tr18 td99"> выбором. |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| 5+ class="tr18 td107"> (если они проводятся), скорее всего, |
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| окажут | 2+ class="tr15 td99"> влияние | на | нашу |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr15 td112"> уверенность в | 3+ class="tr15 td111"> оценке соотношения |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| 5+ class="tr14 td126"> пользы и риска и могут изменить ее. |
|
|
|
|
22
2С |
|
| 2+ class="tr2 td12"> Неоднозначн |
|
| 4+ class="tr2 td15"> Доказательства, основанные | Очень | слабая | |||
Слабая |
| ость | в | оценке | на | 3+ class="tr4 td24"> обсервационных | 2+ class="tr4 td25"> исследованиях, | рекомендация; |
| ||
рекомендация, |
| 3+ class="tr7 td28"> соотношения пользы, | 3+ class="tr7 td29"> бессистемного | 2+ class="tr7 td30"> клинического | опыта | альтернативные |
| ||||
основанная | на | рисков |
| и | или | 2+ class="tr6 td32"> РКИ | с | 2+ class="tr6 td25"> существенными | подходы могут | быть | |
доказательствах |
| 2+ class="tr7 td34"> осложнений; | польза | 3+ class="tr7 td29"> недостатками. | 2+ class="tr7 td30"> Любая | оценка | использованы | в | |||
низкого качества |
| может |
| быть | 2+ class="tr7 td35"> эффекта | 3+ class="tr7 td36"> расценивается | как | равной степени. |
| ||
|
| 2+ class="tr7 td34"> сопоставима | с | 4+ class="tr7 td36"> неопределенная. |
|
|
|
| |||
|
| 2+ class="tr6 td34"> возможными |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr7 td34"> рисками | и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td41"> осложнениями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
*В таблице цифровое значение соответствует силе рекомендаций, буквенное - соответствует уровню доказательности
Актуализация данных клинических рекомендаций будет проводиться не реже, чем один раз в три года. Принятие решения об обновлении будет принято на основании предложений, представленных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями с учётом результатов комплексной оценки лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также результатов клинической апробации.
23
Приложение А3. Связанные документы
Порядки оказания медицинской помощи: Приказ Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. N 366н "Об утверждении Порядка оказания
педиатрической помощи"
24
Приложение Б. Алгоритм ведения пациента
Пациент с ПП ЦНС
Диагностика и оценка
неврологического статуса
Есть показания к | НЕТ |
консервативной |
|
медикаментозной терапии? |
|
ДА
Консервативная терапия
ДА
Реабилитация
Диспансерное наблюдение
НЕТ
Есть ухудшение
состояния?
25
Приложение В. Информация для пациентов
Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с мышечным гипертонусом – заболевание, являющееся исходом перинатального поражения центральной нервной системы
Унедоношенных детей, родившихся с ЭНМТ, ОНМТ, на протяжении первых 6 месяцев жизни часто отмечается период «мнимого благополучия». Для детей, родившихся доношенными, недоношенными с низкой массой тела характерным является постепенное развитие стойких двигательных нарушений. Неврологические симптомы проявляются по мере созревания нервной системы ребенка.
Апоптоз (отсроченная запрограммированная гибель нейронов) может быть обратима, потому у врача появляется время для предотвращения гибели нейрона – так называемое «терапевтическое окно».
Прогноз зависит от тяжести поражения центральной нервной системы, эффективности проводимого лечения.
Проведение раннего, этапного восстановительного лечения/реабилитации определяет более благоприятный прогноз и улучшает качество жизни детей, в некоторых случаях предотвращая их инвалидизацию.
26
Приложение Г1. Алгоритм диагностики пациента с последствиями
перинатального поражения центральной нервной системы с мышечным
гипертонусом
2+ class="tr10 td52"> Акушерский анамнез |
| 3+ class="tr10 td54"> Физикальный |
| Инструмен- |
| Консультация | |||
Анамнез | болезни |
| осмотр |
| педиатра, |
| тальные |
| специалистов |
периода |
|
| 2+ class="tr1 td67"> невролога |
|
| методы |
|
| |
2+ class="tr11 td68"> новорожденности |
|
|
|
|
| диагностики |
|
| |
Сбор анамнеза с |
|
| 3+ class="tr5 td74"> Оценка положения тела, |
| НСГ |
| Офтальмолог | ||
2+ class="tr6 td75"> выяснением наличия |
| позы, |
| состояния |
| Допплерометрия |
| Нейроортопед | |
хронической |
|
| 2+ class="tr7 td67"> родничков, |
|
| Допплерография |
| ||
2+ class="tr7 td75"> внутриутробной гипоксии |
| 3+ class="tr7 td74"> выраженности рефлексов |
| ЭЭГ с |
| ||||
2+ class="tr6 td75"> плода, гестоза, асфиксии |
| 3+ class="tr6 td74"> новорожденных, |
| видеомониторин |
| Физиотерапевт | |||
при рождении, |
|
| 2+ class="tr7 td67"> спонтанной | и |
| гом |
|
| |
2+ class="tr7 td75"> перинатального поражения |
| 3+ class="tr7 td74"> стимулированной |
| МРТ головного |
|
| |||
2+ class="tr6 td75"> центральной нервной |
| 2+ class="tr6 td67"> двигательной |
|
| мозга |
|
| ||
2+ class="tr7 td75"> системы гипоксически- |
| 2+ class="tr7 td67"> активности, | изменений |
| КТ головного |
|
| ||
2+ class="tr7 td75"> ишемического генеза |
| 2+ class="tr7 td67"> мышечного | тонуса |
| мозга |
|
| ||
|
|
| 3+ class="tr6 td74"> сухожильных рефлексов, |
|
|
|
| ||
|
|
| наличия | 2+ class="tr7 td76"> патологических |
|
|
|
| |
|
|
| 2+ class="tr7 td67"> рефлексов, | тремора, |
|
|
|
| |
|
|
| 3+ class="tr6 td74"> клонусов, дистонических |
|
|
|
| ||
|
|
| атак, |
| очаговой |
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr7 td74"> симптоматики. |
|
|
|
| ||
|
|
| 2+ class="tr6 td67"> Оценивается |
|
|
|
|
| |
|
|
| 3+ class="tr7 td74"> психомоторное развитие, |
|
|
|
| ||
|
|
| 2+ class="tr7 td67"> когнитивное | развитие |
|
|
|
| |
|
|
| ребенка | с | учетом |
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr7 td67"> фактического | и |
|
|
|
| |
|
|
| 3+ class="tr7 td74"> корригированного |
|
|
|
| ||
|
|
| 3+ class="tr6 td74"> возраста (график нервно- |
|
|
|
| ||
|
|
| 2+ class="tr7 td67"> психического |
|
|
|
|
| |
|
|
| 2+ class="tr7 td67"> обследования | младенца |
|
|
|
| |
|
|
| ГНОМ, | 2+ class="tr6 td76"> шкалы развития |
|
|
|
| |
|
|
| 3+ class="tr6 td80"> младенца Bayley) |
|
|
|
|
27
Приложение Г2. Расшифровка примечаний.
…ж – лекарственный препарат, входящий в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год (Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N
…вк – лекарственный препарат, входящий в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N
28