Клинические рекомендации

Лихорадка без очага инфекции у детей

МКБ 10: А49.8/ A49.9/ R50.0/ R50.1

ID:

URL:

Профессиональные ассоциации:

Союз педиатров России

Утверждены

Согласованы

Союзом педиатров России

Научным советом Министерства

 

Здравоохранения Российской Федерации

__ __________201_ г.

 

Оглавление

 

2+ class="tr1 td3">

Ключевые слова ........................................................................................................................

3

2+ class="tr2 td3">

Список сокращений ..................................................................................................................

4

2+ class="tr2 td3">

Термины и определения............................................................................................................

5

2+ class="tr3 td3">

1. Краткая информация .............................................................................................................

5

1.1

Определение ....................................................................................................................

5

1.2

Этиология и патогенез.....................................................................................................

5

1.3

Эпидемиология................................................................................................................

6

1.4

Кодирование по МКБ-10 .................................................................................................

6

1.5

Примеры диагнозов.........................................................................................................

6

1.6

Классификация ................................................................................................................

6

2+ class="tr6 td3">

2. Диагностика .........................................................................................................................

7

2.1

Жалобы и анамнез...........................................................................................................

7

2+ class="tr4 td3">

2.2 Физикальное обследование.............................................................................................

7

2.3

Лабораторная диагностика..............................................................................................

9

2.4

Инструментальная диагностика....................................................................................

12

2.5

Иная диагностика ..........................................................................................................

12

2+ class="tr8 td3">

3. Лечение................................................................................................................................

12

3.1

Консервативное лечение ...............................................................................................

13

3.2

Хирургическое лечение.................................................................................................

14

2+ class="tr6 td3">

4. Реабилитация.......................................................................................................................

14

2+ class="tr3 td3">

5. Профилактика и диспансерное наблюдение ......................................................................

14

5.1

Профилактика................................................................................................................

14

2+ class="tr8 td3">

6. Дополнительная информация, влияющая на течение и исход заболевания/синдрома.....

14

6.1

Ведение детей................................................................................................................

15

6.2

Исходы и прогноз ..........................................................................................................

15

2+ class="tr8 td3">

Критерии оценки качества медицинской помощи.................................................................

15

2+ class="tr7 td3">

Список литературы .................................................................................................................

16

2+ class="tr2 td3">

Приложение А1. Состав рабочей группы: .............................................................................

18

2+ class="tr3 td3">

Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций..............................

19

2+ class="tr2 td3">

Приложение А3. Связанные документы ................................................................................

23

2+ class="tr3 td3">

Приложение Б. Алгоритмы ведения пациента.......................................................................

24

2+ class="tr2 td3">

Приложение В. Информация для пациентов..........................................................................

25

2+ class="tr3 td3">

Приложение Г. Расшифровка примечаний............................................................................

26

2

Ключевые слова

oВысокая лихорадка

oЛихорадка неясного происхождения o Тяжелая бактериальная инфекция

3

Список сокращений

ИМП - инфекция мочевых путей

ЛБОИ - лихорадка без очага инфекции

ТБИ - тяжелая бактериальная инфекция

4

Термины и определения

Новые и узконаправленные профессиональные термины в настоящих клинических рекомендациях не используются

1.Краткая информация

1.1Определение

Вгруппу пациентов с лихорадкой без очага инфекции (ЛБОИ), согласно международному консенсусу, включаются дети в возрасте до 3-х лет с высокой лихорадкой, у которых на момент обращения к врачу отсутствуют катаральные явления и иные симптомы, указывающие на локализацию процесса или этиологию заболевания. В данную группу не входят больные, находящиеся в тяжелом состоянии с резким нарушением самочувствия, признаками нарушения сознания, нежеланием принимать жидкость, периферическим цианозом, гипо- или гипервентиляцией.

Возрастные рамки ЛБОИ обусловлены, прежде всего, тем, что у детей именно этой возрастной группы, особенно без наличия катаральных явлений, наиболее высок риск скрытой бактериемии, что может повлечь за собой развитие тяжелой бактериальной инфекции (ТБИ).

К числу ТБИ относятся бактериальный менингит, септический артрит, остеомиелит, целлюлит, тяжелое течение пневмонии, инфекции мочевых путей, которые на раннем этапе заболевания могут не проявляться какой-либо клинической симптоматикой.

Критерии лихорадки без очага инфекции:

- температура тела > 39˚С у детей в возрасте от 3 месяцев до 36 месяцев;

- температура > 38˚С у детей до 3 месяцев при отсутствии других признаков заболевания.

1.2Этиология и патогенез

Этиологическая структура ЛБОИ включает как вирусные, так и бактериальные инфекции. Среди возбудителей бактериемии основная роль принадлежит Streptococcus pneumoniae, несколько реже выделяются H. influenzae типа b, N. meningitides, Salmonella spp., S. typhi и paratyphi. Из вирусных инфекций с лихорадкой и без клинической симптоматики могут протекать герпес-вирусные инфекции 1, 2, 6, 7 типов, энтеровирусные (ECHO), парвовирусные b 19, грипп [1,2]. В возрасте до 2-х месяцев частыми причинами ЛБОИ являются E. coli, Klebsiella pneumoniae, Streptococcus haemolyticus, энтеробактерии, энтерококки [2].

Этиология около 20% ЛБОИ остается невыясненной.

5

1.3Эпидемиология

Среди общего числа фебрильно лихорадящих детей ЛБОИ встречается в 20% случаев [3-6]. Внедрение вакцинации против пневмококка, гемофильной палочки, менингококка и других возбудителей инфекций привело к значительным изменениям в нозологической структуре ЛБОИ. Доказано, что частота бактериемии и ТБИ при ЛБОИ значительно меньше среди детей, вакцинированных против гемофильной палочки и пневмококка. ТБИ составляет от 3,2 до 29,2% случаев ЛБОИ (в среднем около 18%) в зависимости от вакцинального статуса [4]. Частота бактериальных инфекций при ЛБОИ, в частности бактериемии, значительно выше среди детей младше 3-х месяцев, и составляет около 22% случаев от всех ЛБОИ, среди детей от 3-х месяцев до 3-х лет бактериемия подтверждается в 3-8% случаев [7]. Кроме того, частота развития ТБИ у детей с бактериемией зависит от возбудителя. Например, менингит при гемофильной бактериемии развивается в 12 раз чаще, нежели чем при пневмококковой [8].

Вструктуре ЛОБОИ наиболее значимую позицию, вне зависимости от возраста, занимают инфекции мочевых путей (ИМП) и составляют около 1/3 случаев. Примерно такая же часть пациентов имеет саморазрещающуюся лихорадку, которая в большинстве случаев имеет вирусную этиологию. Значительно реже только с лихорадкой протекают пневмония, менингит [1].

1.4Кодирование по МКБ-10

А49.9 – Бактериальная инфекция неуточненная

A49.8 – Другие бактериальные инфекции неуточненной локализации

R50.0 – Лихорадка с ознобом

R50.1 – Устойчивая лихорадка

1.5Примеры диагнозов

o Лихорадка без очага инфекции.

Вслучае, если в процессе диагностики удается найти очаг инфекции или подтвердить вирусную этиологию лихорадки, диагноз зависит от полученных результатов (например):

o Инфекция мочевых путей

o Правосторонняя верхнедолевая пневмония o Острая энтеровирусная инфекция и т.д.

1.6Классификация

Общепринятой классификации ЛБОИ не существует.

6

2.Диагностика

2.1Жалобы и анамнез

Опасность ЛБОИ заключается в отсутствии каких-либо клинических симптомов, кроме высокой температуры, позволяющих выявить очаг инфекции и также судить о вирусной или бактериальной этиологии каждого конкретного случая, откуда следуют проблемы, связанные с выбором тактики лечения. Несмотря на то, что во многих случаях этиологическим фактором ЛБОИ является бактериальная инфекция, для которой более характерна, в отличие от вирусной, интоксикация с нарушением общего самочувствия, около 96% ЛБОИ протекает без «токсикоза» [7]. «Токсикоз» чаще наблюдается при развивающейся ТБИ.

Тем не менее, такие признаки, как вялость, слабость, отказ от еды и жидкости, плаксивость и раздражительность, необычная бледность или гиперемия кожи, заостренность черт лица, сложность в установлении зрительного контакта с ребенком, выше обычного тревожность матери, должны настораживать врача и рассматриваться как признаки вероятной бактериемии при ЛБОИ.

Сбор анамнеза имеет цель предположить очаг бактериальной инфекции или наличие катаральных явлений: необходим тщательный сбор анамнеза с выяснением, в том числе, предшествующих заболеваний ребенка и применявшееся лечение, случаи заболевания в семье (включая социально-значимые инфекции) и коллективе, жалоб, вакцинального статуса и результатов проведенных туберкулиновых проб.

Критерии высокого риска ТБИ:

oДети до 3 месяцев жизни, температура > 38˚С; o Дети 3-6 месяцев жизни с неполной иммунизацией;

o Дети 3-6 месяцев жизни с нарушением общего самочувствия.

2.2Физикальное обследование

Физикальное обследование нацелено на выявление очага бактериальной инфекции или наличие катаральных явлений.

Рекомендовано при проведении общего осмотра оценить состояние, самочувствие, наладить зрительный контакт с ребенком.

Рекомендовано провести осмотр слизистой оболочки носа, глаз, полости рта для оценки наличия катарального синдрома.

7

Рекомендовано оценить цвет кожи и состояние тургора для оценки наличия эксикоза, экзантемы.

Рекомендовано провести орофарингоскопию для исключения абсцессов, тонзиллита, афтозного стоматита, гингивита.

Рекомендовано провести отоскопию для исключения отита.

Рекомендовано в осмотр включать измерение роста и массы тела, температуры тела, оценку состояния костно-суставной системы; выявление признаков геморрагического синдрома, гепатоспленомегалии, лимфаденопатии, аускультацию сердца и легких.

Втабл. 1 приведены критерии оценки степени тяжести состояния пациента [9].

Таблица 1 - Критерии оценки степени тяжести состояния ребенка

 

Общее

самочувствие

Состояние

Состояние тяжелое, ребенок

 

2+ class="tr4 td10">

удовлетворительное,

средней

«токсичный»

 

2+ class="tr4 td10">

ребенок «не токсичен»

степени

 

 

 

 

тяжести

 

Ответ на

2+ class="tr10 td10">

Ребенок спокоен или

Сонный,

Долго не может проснуться при

внешние

2+ class="tr4 td10">

громко плачет

вялый,

попытке его разбудить или не

раздражители,

2+ class="tr5 td10">

Довольный, улыбается,

улыбается

может встать сам

активность

2+ class="tr4 td10">

бодрствует, адекватно

слабо,

Слабый, плач на высоком тоне

 

2+ class="tr5 td10">

реагирует на внешние

неактивно

или продолжительный плач,

 

2+ class="tr4 td10">

раздражители, возможно

отвечает на

или стон

 

2+ class="tr4 td10">

установить зрительный

обращение к

Пульсирующий большой

 

контакт

 

нему,

родничок

 

 

 

раздражителен

Практически отсутствует

 

 

 

 

возможность установить

 

 

 

 

зрительный контакт

Дыхание

2+ class="tr10 td10">

Дыхание нормальное

Участие

Втяжение межреберных

 

 

 

крыльев носа

промежутков

 

 

 

при дыхании

ЧД > 60/минуту

 

 

 

 

Шумное дыхание

Цвет кожи и

2+ class="tr10 td10">

Нормальный цвет губ,

Бледность, по

Бледность, мраморность

слизистых

2+ class="tr5 td10">

языка и кожи

мнению

цианотичный, пепельный

оболочек/микр

 

 

родителей

оттенок кожи, тахикардия,

оциркуляция

 

 

 

Наполнение капилляров

 

 

 

 

ногтевого ложа > 2 секунд

Жидкость/

2+ class="tr10 td10">

Кожа, конъюнктивы

Снижение

Снижение тургора кожи

диурез

2+ class="tr4 td10">

нормальной влажности

аппетита

Рвота желчью

 

2+ class="tr5 td10">

Влажные слизистые

Сухость

Наполнение капилляров

 

оболочки

 

слизистых

ногтевого ложа > 2 секунд

 

2+ class="tr4 td10">

Нормальный диурез

оболочек

 

 

 

 

Снижение

 

 

 

 

диуреза

 

 

 

 

 

 

Другие

 

 

 

Тяжелое состояние, по мнению

 

 

 

 

8

квалифицированного врача

У детей первых 3-х месяцев жизни с лихорадкой клинические признаки интерпретировать достаточно сложно. Для оценки риска тяжелой бактериальной инфекции рекомендовано использовать Рочестерские критерии [10] (табл. 2).

Таблица 2 - Рочестерские критерии низкого риска бактериальной инфекции у фебрильно лихорадящих детей в возрасте до 3 месяцев.

Клинические критерии

Лабораторные критерии

Возникновение лихорадки на фоне

Общий анализ крови:

полного здоровья

Количество лейкоцитов в пределах 5-15 х 109

 

Количество палочкоядерных нейтрофилов < 1,5 х

Нетяжелое общее состояние

109

 

Общий анализ мочи:

Отсутствие очага инфекции

Лейкоциты в осадке мочи ≤ 10 в поле зрения

 

Микроскопия кала (при диарее):

Неотягощенный неонатальный анамнез

Лейкоциты < 5 в поле зрения

2.3Лабораторная диагностика

Всилу отсутствия каких-либо симптомов при ЛБОИ, указывающих на очаг инфекции, данные лабораторных исследований зачастую становятся едва ли не единственным инструментом, определяющим дальнейшую тактику ведения пациента, однако это не означает, что каждому ребенку с ЛБОИ следует при первичном осмотре назначать полный спектр возможных исследований.

Несмотря на то, что немалая часть ЛБОИ вызвана вирусными инфекциями, необходимо помнить, что в 5% случаев ТБИ протекает с вирусной ко-инфекцией. Поэтому выделение вируса даже методом ПЦР не исключает наличия бактериальной инфекции, более того, чем младше ребенок, тем выше риск бактериемии и ТБИ [9]. Также доказано, что более чем в 70% случаев у детей с ЛБОИ методом ПЦР выделяется один и более вирусов (в образцах крови и/или назофарингеальном смыве), что не определяет их роли в развитии настоящего заболевания.

Рекомендуется проведение клинического анализа крови с оценкой уровня лейкоцитов, абсолютного значения нейтрофилов и палочкоядерных нейтрофилов.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: проводится с целью дифференциальной диагностики вирусной и бактериальной инфекции. Принято считать, что нейтрофильный лейкоцитоз выше 15 х 109/л, или, при меньшем числе лейкоцитов, абсолютное число

9

нейтрофилов больше 10 х 109/л, или число палочкоядерных форм > 1,5 х 109/л являются предикторами бактериальной инфекции. Такой унифицированный подход

к диагностике не оправдывает себя в полной мере. Так, частота бактериемии у детей с такими показателями составляет всего лишь 15-20%, а при уровне лейкоцитов менее 15 х 109/л – 11% [11]. В то же время, ряд вирусных инфекций, например аденовирусной этиологии, может сопровождаться высоким лейкоцитозом и нейтрофилезом. Более того, для детей первых двух лет жизни уровень лейкоцитов в пределах 15-17 х 109/л вообще является нормой [12].

Поэтому важно иметь возможность лабораторной диагностики еще и других маркеров, позволяющих оценить риск бактериальной инфекции при ЛБОИ в ранние сроки заболевания.

Рекомендуется определение уровня С-реактивного белка, прокальцитонина (как маркеров бактериальной инфекции).

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: проводится с целью дифференциальной диагностики вирусной и бактериальной инфекции. Использование С-реактивного белка (СРБ) и прокальцитонина (ПКТ) в сыворотке крови как маркеров бактериального воспаления давно получили широкое распространение. К настоящему времени проведено множество исследований по оценке уровня СРБ и ПКТ как маркеров бактериальной инфекции при ЛБОИ, а также сравнение этих показателей с уровнем лейкоцитоза [13].

Уровень ПКТ повышается уже в первые 2-6 часов от начала заболевания, достигая максимального значения через 24 часа. Время полураспада ПКТ составляет в среднем 25-35 часов. СРБ реагирует позднее, его уровень начинает повышаться только через 12 часов от начала заболевания, достигая максимума через 48-72 часа [2,13]. Поэтому, принимая во внимание более ранние сроки повышения ПКТ в сыворотке и быструю нормализацию уровня этого маркера при улучшении состояния пациента, ПКТ, в большей степени, нежели СРБ, может быть использован для мониторирования заболевания. Некоторые авторы считают целесообразным даже ежедневное определение ПКТ в первые три дня лечения и далее – каждые 48 часов для оценки эффективности терапии [14].

По данным большинства исследований, определение уровня ПКТ дает более точные результаты при диагностике ТБИ и бактериемии по сравнению с уровнем

10

СРБ и с уровнем лейкоцитов, при этом низкий уровень ПКТ выше коррелирует с отсутствием бактериальной инфекции, нежели высокий уровень с ее наличием.

Рекомендуется проведение бактериологического исследования крови.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: предварительный результат может ожидаться через сутки. Бактериологическое исследование крови являются обязательными для детей с ЛБОИ. Как правило, посев крови мало влияет на первичный выбор антибиотика в связи с длительным сроком выполнения исследования и малой частотой положительных результатов, однако в случаях тяжелого течения заболевания,

развития септического процесса, недостаточной эффективности антибактериальной терапии результаты исследования могут играть решающую роль.

Рекомендуется определение общего анализа мочи.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: проводится для исключения лейкоцитурии (патологии мочевыводящих путей).

Рекомендуется бактериологическое исследование мочи.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: проводится для исключения бактериурии (предварительный результат может ожидаться через сутки). Бактериологическое исследование мочи являются обязательными для детей с ЛБОИ при выявлении лейкоцитурии и/или бактериурии и/или нитритов в моче. Посев мочи, часто необходим для подтверждения ИМП с выявлением уропатогенной флоры и определением ее чувствительности к антибиотикам [2].

Учитывая высокий процент детей с ЛБОИ, у которых выявляется ИМП, для быстрой и надежной оценки риска бактериемии и ТБИ рекомендовано использовать «Лабораторный счетчик» – комбинация СРБ, ПКТ и экспресс анализа мочи (тест- полоска) [15].

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: такое сочетание лабораторных показателей зарекомендовало себя как достаточно надежный способ выявления этиологии ЛБОИ и оценки риска ТБИ

11

удетей. Этот метод более информативен для подтверждения ТБИ, нежели для ее исключения.

ТБИ более вероятна при наличии следующих показателей: o лейкоцитурия > 10 в поле зрения и/или

o лейкоцитоз > 15 х 109/л и/или o СРБ > 70 мг/л и/или

o ПКТ > 2 нг/мл (наиболее надежный показатель).

По показаниям рекомендовано проводить люмбальную пункцию при наличии мозговых симптомов.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: люмбальная пункция обязательна при выявлении менингеальной симптоматики. Однако такие дети, как правило, не попадают в группу ЛБОИ

[3,9].

2.4 Инструментальная диагностика

Рекомендовано проведение рентгенографии органов грудной клетки при наличии диспноэ, тахипноэ, стонущего дыхания.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: исследование проводится для исключения пневмонии. Рентгенография органов грудной клетки при отсутствии респираторных симптомов и маркеров бактериальной инфекции малоинформативна. Однако, это исследование обязательно для фебрильно лихорадящих детей младше 3 месяцев при наличии одного или более из ниже перечисленных признаков:

o одышка > 50 в минуту;

o наличие хрипов (дистанционных и/или при аускультации легких); o втяжение уступчивых мест грудной клетки при дыхании;

o «кряхтящее», «стонущее» дыхание; o стридор;

o кашель;

o расширение крыльев носа во время дыхания [3].

2.5Иная диагностика Не требуется

3.Лечение

12

3.1Консервативное лечение

Рекомендовано назначение антибактериальной терапии при бактериальных или предположительно бактериальных формах ЛБОИ

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – В) Комментарии:

o Детям с симптомами токсикоза показано введение антибиотика

o Детям без симптомов токсикоза показано проведение общего клинического анализа крови:

при уровне лейкоцитов > 15 х 109/л – введение антибиотика;

при уровне лейкоцитов < 5 х 109/л – исключение гриппа, энтеровирусной инфекции, сепсиса;

при уровне лейкоцитов 10-15 х 109/л и:

СРБ > 70 мг/л – введение антибиотика;

СРБ < 70 мг/л – анализ на ПКТ;

ПКТ > 2 нг/мл – введение антибиотика.

o Детям, получающим антибактериальную терапию,

при снижении

температуры продолжить лечение 5-7 дней.

 

oДетям, получающим симптоматическое лечение, при появлении:

токсикоза, ухудшении состояния - показано введение антибиотика;

иных признаков заболевания – тактика в зависимости от новых симптомов (стоматит, гингивит – введение ацикловира, сыпь – вероятна энтеровирусная инфекция).

Рекомендовано в качестве препаратов первого выбора назначать: амоксициллин/клавуланатж,вк (Код ATX: J01CR02) парентерально в дозе 90 мг/кг/сут по амоксициллину и цефтриаксонж,вк (Код ATX: J01DD04) парентерально

вдозе 50-100 мг/кг/сут

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – А)

Комментарии: лечение ЛБОИ направлено, прежде всего, на подавление бактериальной инфекции. Доказано, что введение цефтриаксона в дозе 50 мг/кг детям с ЛБОИ с признаками бактериемии существенно снижает частоту развития и прогрессирования бактериальной инфекции [16]. Назначение пероральных антибактериальных препаратов не снижает частоту развития менингита [17], поэтому их назначение ненадежно.

13

При ЛБОИ у детей в возрасте до 2-х месяцев рекомендовано комбинировать цефалоспорины с ампициллиномж,вк (Код АТХ: J01CA01) в связи с высоким риском инфицирования листериями и энтерококком.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Детям в тяжелом состоянии с признаками токсикоза экстренно должна быть начата противошоковая терапия, проведен полный «септический» скрининг и назначена эмпирическая антибактериальная терапия.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

При бактериемии клинический эффект в виде купирования лихорадки наступает достаточно быстро – в течение 12-24 часов от начала терапии. При сохранении лихорадки более 48 часов от начала лечения рекомендовано повторно оценить совокупность развившихся клинических симптомов и лабораторных данных в динамике для решения вопроса о целесообразности продолжения антибактериального лечения или смене/добавлении антибиотика.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

В случае вирусной этиологии ЛБОИ показано назначение симптоматической терапии с адекватным питьевым режимом.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – В)

3.2 Хирургическое лечение

Не требуется

4.Реабилитация

Не требуется

5.Профилактика и диспансерное наблюдение

5.1Профилактика

Кпрофилактическим мерам борьбы с ЛБОИ относится вакцинация. Доказано, что вакцинация против гриппа существенно сокращает частоту ЛБОИ [2]. После массового введения вакцинации против гемофильной палочки частота гемофильной бактериемии у детей с ЛБОИ снизилась до 1-2 % [1], при вакцинации против пневмококковой инфекции риск развития пневмококковой бактериемии снижается на 84%, а также всех случаев бактериемии – на 69% у детей в возрасте до 4-х лет [16].

6.Дополнительная информация, влияющая на течение и исход заболевания/синдрома

14

6.1Ведение детей

Всуществующих в настоящий момент руководствах по ведению больных с ЛБОИ в качестве маркеров бактериального воспаления используются лишь уровень лейкоцитов крови и число лейкоцитов в осадке мочи. С другой стороны, разработаны схемы ведения больных, опирающиеся в основном на уровень ПКТ > 2 нг/мл в сыворотке крови как показатель высокого риска бактериальной инфекции. Поэтому для более точной диагностики целесообразно использовать все маркеры в совокупности с клинической картиной, что дает большую прогностическую ценность.

Всем детям с ЛБОИ необходимо:

o исключить ИМП (общий анализ мочи, посев при лейкоцитурии >10 в п.з.)

o исключить пневмонию (Rg-грудной клетки при наличии диспноэ, тахипноэ, стонущего дыхания)

o исключить менингит (люмбальная пункция при наличии мозговых симптомов)

6.2Исходы и прогноз

При вирусной этиологии ЛБОИ исход, как правило, благоприятный. При бактериемии – зависит от сроков назначения антибактериальной терапии. Вовремя назначенный адекватный антибиотик позволяет избежать развития ТБИ и приводит к улучшению состояния пациента в большей части случаев уже через сутки от начала лечения.

Прогноз серьезный при отсутствии лечения и развитии менингита, сепсиса, пневмонии.

Критерии оценки качества медицинской помощи

Таблица - Организационно-технические условия оказания медицинской помощи

 

.2+2+ class="tr8 td11">

Вид медицинской помощи

4+ class="tr9 td12">

Специализированная медицинская помощь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr1 td23">

Условия оказания

2+ class="tr1 td24">

Стационарно / в дневном стационаре

 

 

 

2+ class="tr11 td23">

медицинской помощи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr1 td23">

Форма оказания

Плановая

 

 

 

 

2+ class="tr11 td23">

медицинской помощи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr14 td26">

Таблица - Критерии оценки качества медицинской помощи

 

 

 

 

 

 

 

 

.2+ class="tr11 td27">

 

 

.2+ class="tr9 td31">

 

 

Уровень

Уровень

 

.2+ class="tr5 td32">

Критерии качества

 

.2+ class="tr5 td34">

достоверности

.2+ class="tr5 td35">

убедительности

 

 

.2+ class="tr11 td31">

п/п

 

 

 

 

 

.2+ class="tr0 td34">

доказательств

.2+ class="tr0 td35">

рекомендаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.2+ class="tr19 td27">

 

 

1.

Выполнена отоскопия

 

1

С

 

 

2+ class="tr20 td41">

 

 

 

 

 

2.

2+ class="tr4 td42">

Выполнен общий (клинический) анализ крови

1

С

 

 

 

2+ class="tr5 td41">

развернутый не позднее 3 часов от момента

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

поступления в стационар

 

 

 

 

 

 

.2+ class="tr2 td33">

3.

Выполнено исследование уровня С-реактивного

.2+ class="tr2 td35">

1

.2+ class="tr2 td36">

С

.2+ class="tr8 td34">

белка

 

 

 

 

 

 

 

.2+ class="tr2 td33">

4.

Выполнен общий анализ мочи не позднее 3 часов

.2+ class="tr2 td35">

1

.2+ class="tr2 td36">

С

.2+ class="tr8 td34">

от момента поступления

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнено бактериологическое исследование

 

 

 

мочи с определением чувствительности

 

 

.2+ class="tr16 td33">

5.

возбудителя к антибиотикам и другим

.2+ class="tr16 td35">

1

.2+ class="tr16 td36">

С

.2+ class="tr10 td34">

лекарственным препаратам (при выявлении

 

 

 

 

лейкоцитурии и/или бактериурии и/или нитритов

 

 

 

в моче)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнена рентгенография органов грудной

 

 

6.

клетки (при наличии лабораторных маркеров

1

С

 

бактериальной инфекции)

 

 

 

 

 

 

 

Проведена терапия антибактериальными

 

 

 

лекарственными препаратами (при

 

 

7.

подтверждении бактериальной инфекции и/или

1

В

 

при наличии лабораторных маркеров

 

 

 

бактериальной инфекции)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнена смена терапии антибактериальными

 

 

 

лекарственными препаратами не позднее 72

 

 

8.

часов от момента начала антибактериальной

1

С

 

терапии (при отсутствии снижения температуры

 

 

 

тела)

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Ahmed Farag Elhassanien, Abdel-Aziz Alghaiaty Hesham, Fawaz AlrefaeeRisk Manag. Fever without source in infants and young children: dilemma in diagnosis and management // Healthc Policy. 2013; 6: 7–12.

2.А.А. Баранов, В.К. Таточенко, М.Д. Бакрадзе. Лихорадочные синдромы у детей. Рекомендации по диагностике и лечению. М., 2011, 211 стр.

3.Baraff LJ. Management of infants and young children with fever without source // Pediatr Ann. 2008 Oct;37(10):673-9.

4.Kamalpreet Kaur, Rajiv Mahajan, Aparna Tanwar. A novel marker procalcitonin may help stem the antibiotic overuse in emergency setting // Int J Appl Basic Med Res. 2013 Jul-Dec; 3(2): 77–83.

5.Manzano S, Bailey B, Girodias JB et al. Impact of procalcitonin on the management of children aged 1 to 36 months presenting with fever without source: a randomized controlled trial // Am J Emerg Med . 2010;28:647–653.

16

6.Galetto-Lacour A , Zamora SA , Andreola B , et al. Validation of a laboratory risk index score for the identification of severe bacterial infection in children with fever without source // Arch Dis Child . 2010;95:968–973.

7.Baskin M., O’Rurcke E., Fleisher G. Outpatient treatment of febrile infants 28-90 days of age with intramuscular ceftriaxone // J. Ped. – 1992; 120:22-27.

8.Bass J.W., Steele R.W., Witter R.R. et al. Antimicrobal treatment of occult bacteriemiai^ a multicentre cooperative study // Pediatr. Infect. Dis. J. – 1993; 12: 466.

9.Department for Health and Ageing, Government of South Australia. Clinical Guideline

Management of Fever without Focus in Children (excluding neonates), 2013, 13 стр.

10.American College of Emergency Physicians Clinical Policies Committee, American College of Emergency Physicians Clinical Policies Subcommittee on Pediatric Fever Clinical policy for children younger than three years presenting to the emergency department with fever // Ann Emerg Med. 2003;42(4):530–545.

11.Yo CH, Hsieh PS, Lee SH, Wu JY, Chang SS, Tasi KC, Lee CC. Comparison of the test characteristics of procalcitonin to C-reactive protein and leukocytosis for the detection of serious bacterial infections in children presenting with fever without source: a systematic review and meta-analysis // Ann Emerg Med. 2012 Nov;60(5):591-600.

12.Colvin JM, Muenzer JT, Jaffe DM, Smason A, Deych E, Shannon WD, Arens MQ, Buller RS, Lee WM, Weinstock EJ, Weinstock GM, Storch GA. Detection of viruses in young children with fever without an apparent source // Pediatrics. 2012 Dec;130(6):e1455-62.

13.Quenot JP, Luyt CE, Roche N, Chalumeau M, Charles PE, Claessens YE, Lasocki S, Bedos JP, Péan Y, Philippart F, Ruiz S, Gras-Leguen C, Dupuy AM,Pugin J, Stahl JP, Misset B, Gauzit R, Brun-Buisson C. Role of biomarkers in the management of antibiotic therapy: an expert panel review II: clinical use of biomarkers for initiation or discontinuation of antibiotic therapy // Ann Intensive Care. 2013 Jul 8;3(1):21.

14.Baraff L.J. Oslund S., Prathe M. Effect of antibiotic therapy and etiologic microorganism on the risk of bacterial meningitis in children with occult bacteriemia // Pediatrics. – 1993; 92:

15.Bulloch B. et al. The use of antibiotics to prevent serious sequelae in children at risk for occult bacteriemia: a meta-analysis // Acad. Emerg. Med. – 1997; 4: 679.

16.Rothrock S. et al. Do oral antibiotics prevent meningitis and serious bacterial infections in children with Streptococcus pneumoniae occult bacteriemia? A meta-analysis // Pesiatr. Inf. Dis. J / 2005; 24 (1): 10-17.

17.Mistry RD, Wedin T, Balamuth F, McGowan KL, Ellison AM, Nelson KA, McLoughlin RJ, Alpern ER. Emergency Department Epidemiology of Pneumococcal Bacteremia in Children

17

Since the Institution of Widespread PCV7 Vaccination // J Emerg Med. 2013 Dec;45(6):813-20. doi: 10.1016/j.jemermed.2013.04.029.

Приложение А1. Состав рабочей группы:

Баранов А.А. акад. РАН, д.м.н., профессор, Председатель Исполкома Союза педиатров России.

Намазова-Баранова Л.С., акад. РАН, д.м.н., профессор, заместитель Председателя Исполкома Союза педиатров России.

Таточенко В.К., профессор., д.м.н., член Союза педиатров России Куличенко Т.В., профессор., д.м.н., член Союза педиатров России Бакрадзе М.Д., д.м.н., член Союза педиатров России Полякова А.С., к.м.н., член Союза педиатров России Вишнева Е.А., к.м.н., член Союза педиатров России Селимзянова Л.Р., к.м.н., член Союза педиатров России

Авторы подтверждают отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, который необходимо обнародовать.

18

Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций

Целевая аудитория данных клинических рекомендаций:

1.Врачи-педиатры

2.Врачи общей врачебной практики (семейные врачи)

3.Студенты медицинских ВУЗов

4.Обучающиеся в ординатуре и интернатуре

Методы, используемые для сбора/селекции доказательств: поиск в электронных

базах данных.

Описание методов, использованных для оценки качества и силы доказательств: доказательной базой для рекомендаций являются публикации, вошедшие в Кохрейновскую библиотеку, базы данных EMBASE, MEDLINE и PubMed. Глубина поиска - 5 лет.

Методы, использованные для оценки качества и силы доказательств:

консенсус экспертов;

оценка значимости в соответствии с рейтинговой схемой.

Методы, использованные для анализа доказательств:

обзоры опубликованных мета-анализов;

систематические обзоры с таблицами доказательств.

Описание методов, использованных для анализа доказательств

При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств,

использованная в каждом исследовании методология изучается для того, чтобы убедиться

вее валидности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваиваемый публикации, что в свою очередь, влияет на силу рекомендаций.

Для минимизации потенциальных ошибок каждое исследование оценивалось независимо. Любые различия в оценках обсуждались всей группой авторов в полном составе. При невозможности достижения консенсуса привлекался независимый эксперт.

Таблицы доказательств: заполнялись авторами клинических рекомендаций.

Методы, использованные для формулирования рекомендаций: консенсус экспертов.

Индикаторы доброкачественной практики (Good Practice Points – GPPs)

Рекомендуемая доброкачественная практика базируется на клиническом опыте авторов разработанных рекомендаций.

Экономический анализ

Анализ стоимости не проводился и публикации по фармакоэкономике не анализировались.

19

Метод валидации рекомендаций

Внешняя экспертная оценка.

Внутренняя экспертная оценка.

Описание метода валидации рекомендаций

Настоящие рекомендации в предварительной версии были рецензированы

независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать, насколько доступна для понимания интерпретация доказательств, лежащая в основе рекомендаций.

От врачей первичного звена получены комментарии в отношении доходчивости изложения данных рекомендаций, а также их оценка важности предлагаемых рекомендаций, как инструмента повседневной практики.

Все комментарии, полученные от экспертов, тщательно систематизировались и обсуждались членами рабочей группы (авторами рекомендаций). Каждый пункт обсуждался в отдельности.

Консультация и экспертная оценка

Проект рекомендаций был рецензирован независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать доходчивость и точность интерпретации доказательной базы, лежащей в основе рекомендаций.

Рабочая группа

Для окончательной редакции и контроля качества рекомендации были повторно проанализированы членами рабочей группы, которые пришли к заключению, что все замечания и комментарии экспертов приняты во внимание, риск систематических ошибок при разработке рекомендаций сведен к минимуму.

Основные рекомендации

Сила рекомендаций (1-2) на основании соответствующих уровней доказательств (А- С) и индикаторы доброкачественной практики (табл. 1) – good practice points (GPPs) приводятся при изложении текста рекомендаций.

Таблица П1 - Схема для оценки уровня рекомендаций*

Степень

Соотношение риска

Методологическое

качество

Пояснения

по

достоверности

и преимуществ

имеющихся доказательств

 

применению

 

рекомендаций

 

 

 

рекомендаций

 

20

 

2+ class="tr1 td46">

Польза

2+ class="tr1 td47">

отчетливо

2+ class="tr1 td48">

Надежные

5+ class="tr1 td49">

непротиворечивые

Сильная

 

 

Сильная

 

3+ class="tr18 td55">

превалирует

над

3+ class="tr18 td57">

доказательства,

3+ class="tr18 td58">

основанные

на

2+ class="tr18 td59">

рекомендация,

 

рекомендация,

 

2+ class="tr18 td61">

рисками

 

и

хорошо

3+ class="tr18 td64">

выполненных

РКИ

2+ class="tr18 td66">

или

которая

 

может

основанная

на

3+ class="tr2 td55">

затратами,

либо

3+ class="tr2 td57">

неопровержимые

4+ class="tr2 td68">

доказательства,

2+ class="tr2 td59">

использоваться

в

доказательствах

 

2+ class="tr18 td61">

наоборот

 

 

7+ class="tr18 td69">

представленные в какой-либо

3+ class="tr18 td70">

большинстве случаев

высокого качества

 

 

 

 

 

2+ class="tr18 td73">

другой форме.

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

7+ class="tr2 td69">

Дальнейшие исследования вряд ли

3+ class="tr2 td70">

преимущественного

 

 

 

 

 

 

изменят

2+ class="tr18 td77">

нашу

3+ class="tr18 td58">

уверенность

в

2+ class="tr18 td59">

количества

 

 

 

 

 

 

 

оценке

3+ class="tr18 td64">

соотношения

2+ class="tr18 td78">

пользы

и

3+ class="tr18 td70">

пациентов без каких-

 

 

 

 

 

 

риска.

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr18 td70">

либо изменений и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr6 td59">

исключений

 

 

 

2+ class="tr21 td81">

 

2+ class="tr21 td82">

 

3+ class="tr21 td83">

 

3+ class="tr21 td84">

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr21 td61">

Польза

2+ class="tr21 td88">

отчетливо

3+ class="tr21 td57">

Доказательства,

3+ class="tr21 td58">

основанные

на

Сильная

 

 

Сильная

 

3+ class="tr2 td55">

превалирует

над

7+ class="tr2 td69">

результатах РКИ, выполненных с

2+ class="tr2 td59">

рекомендация,

 

рекомендация,

 

2+ class="tr18 td61">

рисками

 

и

2+ class="tr18 td73">

некоторыми

 

4+ class="tr18 td68">

ограничениями

3+ class="tr18 td70">

применение которой

основанная

на

3+ class="tr18 td55">

затратами,

либо

3+ class="tr18 td57">

(противоречивые

 

3+ class="tr18 td89">

результаты,

2+ class="tr18 td59">

возможно

в

доказательствах

 

2+ class="tr2 td61">

наоборот

 

 

3+ class="tr2 td57">

методологические

 

3+ class="tr2 td89">

ошибки,

3+ class="tr2 td70">

большинстве случаев

2+ class="tr18 td90">

умеренного качества

 

 

 

 

7+ class="tr18 td69">

косвенные или случайные и т.п.),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr18 td73">

либо других

2+ class="tr18 td91">

веских

3+ class="tr18 td89">

основаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr2 td73">

Дальнейшие

3+ class="tr2 td92">

исследования

2+ class="tr2 td66">

(если

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7+ class="tr18 td69">

они проводятся), вероятно, окажут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7+ class="tr18 td69">

влияние на нашу уверенность в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценке

3+ class="tr18 td64">

соотношения

2+ class="tr18 td78">

пользы

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr6 td93">

риска и могут изменить ее.

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr12 td81">

 

2+ class="tr12 td82">

 

3+ class="tr12 td83">

 

3+ class="tr12 td84">

 

 

2+ class="tr12 td94">

 

 

 

2+ class="tr21 td61">

Польза,

2+ class="tr21 td88">

вероятно,

3+ class="tr21 td57">

Доказательства,

3+ class="tr21 td58">

основанные

на

2+ class="tr21 td59">

Относительно

 

Сильная

 

будет

 

 

 

3+ class="tr2 td57">

обсервационных

4+ class="tr2 td68">

исследованиях,

сильная

 

 

рекомендация,

 

3+ class="tr18 td55">

превалировать

над

7+ class="tr18 td69">

бессистемном клиническом опыте,

2+ class="tr18 td59">

рекомендация,

 

основанная

на

3+ class="tr18 td55">

возможными

 

7+ class="tr18 td69">

результатах РКИ, выполненных с

которая

может

быть

доказательствах

 

2+ class="tr18 td61">

рисками

 

и

3+ class="tr18 td57">

существенными

4+ class="tr18 td68">

недостатками.

изменена

 

при

низкого качества

 

3+ class="tr2 td55">

затратами,

либо

Любая

3+ class="tr2 td64">

оценка

3+ class="tr2 td89">

эффекта

2+ class="tr2 td59">

получении

 

 

 

2+ class="tr18 td61">

наоборот

 

 

7+ class="tr18 td69">

расценивается как неопределенная.

2+ class="tr18 td59">

доказательств

более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr5 td103">

высокого качества

 

4+ class="tr21 td104">

Польза сопоставима

2+ class="tr21 td73">

Надежные

 

4+ class="tr21 td68">

доказательства,

Слабая

 

 

Слабая

 

с

3+ class="tr18 td105">

возможными

2+ class="tr18 td73">

основанные

 

на

3+ class="tr18 td89">

хорошо

2+ class="tr18 td59">

рекомендация.

 

рекомендация,

 

2+ class="tr18 td61">

рисками

 

и

2+ class="tr18 td73">

выполненных

 

2+ class="tr18 td61">

РКИ

2+ class="tr18 td66">

или

Выбор

2+ class="tr18 td106">

наилучшей

основанная

на

2+ class="tr2 td61">

затратами

 

 

3+ class="tr2 td57">

подтвержденные

 

3+ class="tr2 td89">

другими

тактики

 

будет

доказательствах

 

 

 

 

 

5+ class="tr18 td93">

неопровержимыми данными.

 

 

зависеть

 

от

высокого качества

 

 

 

 

 

7+ class="tr18 td69">

Дальнейшие исследования вряд ли

2+ class="tr18 td59">

клинической

 

 

 

 

 

 

 

изменят

2+ class="tr18 td77">

нашу

3+ class="tr18 td58">

уверенность

в

ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

оценке

3+ class="tr2 td64">

соотношения

2+ class="tr2 td78">

пользы

и

3+ class="tr2 td70">

(обстоятельств),

 

 

 

 

 

 

риска.

 

 

 

 

 

 

пациента

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr2 td59">

социальных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr2 td94">

предпочтений.

 

 

4+ class="tr21 td104">

Польза сопоставима

3+ class="tr21 td57">

Доказательства,

3+ class="tr21 td58">

основанные

на

Слабая

 

 

Слабая

 

с

2+ class="tr2 td78">

рисками

и

7+ class="tr2 td69">

результатах РКИ, выполненных с

2+ class="tr2 td59">

рекомендация.

 

рекомендация,

 

3+ class="tr18 td55">

осложнениями,

 

3+ class="tr18 td57">

существенными

4+ class="tr18 td68">

ограничениями

3+ class="tr18 td70">

Альтернативная

основанная

на

2+ class="tr18 td61">

однако

в

этой

3+ class="tr18 td57">

(противоречивые

 

3+ class="tr18 td89">

результаты,

тактика

 

в

доказательствах

 

2+ class="tr2 td61">

оценке

 

есть

3+ class="tr2 td57">

методологические

 

3+ class="tr2 td89">

дефекты,

2+ class="tr2 td59">

определенных

 

2+ class="tr18 td90">

умеренного качества

4+ class="tr18 td104">

неопределенность.

7+ class="tr18 td69">

косвенные или случайные), или

2+ class="tr18 td59">

ситуациях

может

 

 

 

 

 

 

сильные

 

 

4+ class="tr18 td68">

доказательства,

явиться

 

для

 

 

 

 

 

 

7+ class="tr18 td69">

представленные в какой-либо

3+ class="tr18 td70">

некоторых пациентов

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr2 td73">

другой форме.

 

 

 

 

 

3+ class="tr2 td70">

лучшим выбором.

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr18 td73">

Дальнейшие

3+ class="tr18 td92">

исследования

2+ class="tr18 td66">

(если

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7+ class="tr2 td69">

они проводятся), скорее всего,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

окажут

3+ class="tr18 td64">

влияние

на

2+ class="tr18 td66">

нашу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7+ class="tr18 td69">

уверенность в оценке соотношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7+ class="tr2 td69">

пользы и риска и могут изменить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

2+ class="tr8 td56">

Неоднозначность в

2+ class="tr8 td57">

Доказательства,

2+ class="tr8 td58">

основанные на

Очень

слабая

Слабая

оценке

 

2+ class="tr18 td57">

обсервационных

2+ class="tr18 td58">

исследованиях,

рекомендация;

 

рекомендация,

соотношения

 

2+ class="tr18 td57">

бессистемного

2+ class="tr18 td58">

клинического

2+ class="tr18 td62">

альтернативные

основанная

2+ class="tr11 td56">

на пользы, рисков и

4+ class="tr11 td63">

опыта или РКИ с существенными

2+ class="tr11 td62">

подходы могут быть

доказательствах

осложнений;

польза

2+ class="tr18 td57">

недостатками.

Любая

оценка

использованы

в

низкого качества

может

быть

эффекта

2+ class="tr18 td67">

расценивается

как

2+ class="tr18 td62">

равной степени.

 

сопоставима

с

2+ class="tr11 td57">

неопределенная.

 

 

 

 

 

возможными

 

 

 

 

 

 

 

 

рисками

и

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr18 td56">

осложнениями.

 

 

 

 

 

 

*В таблице цифровое значение соответствует силе рекомендаций, буквенное - соответствует уровню доказательности

22

Приложение А3. Связанные документы

Порядки оказания медицинской помощи: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи"

23

Приложение Б. Алгоритмы ведения пациента

Пациент с подозрением на ЛБОИ

 

 

 

 

.2+ class="tr7 td73">

Диагностика

 

 

 

.5+ class="tr19 td77">

НЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.2+ class="tr23 td74">

 

.2+ class="tr23 td80">

 

.2+ class="tr23 td81">

 

.2+ class="tr8 td88">

Консультация

 

.3+2+ class="tr0 td89">

НЕТ

.3+ class="tr0 td87">

Диагноз

 

 

 

 

 

.2+ class="tr5 td88">

профильного

 

 

 

 

 

 

 

 

.2+ class="tr10 td87">

подтвержден?

 

 

 

 

.2+ class="tr8 td88">

специалиста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.3+ class="tr26 td87">

ДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.3+2+ class="tr27 td91">

Терапия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.2+ class="tr6 td93">

Лечение

 

 

.2+2+ class="tr6 td91">

эффективна?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДА

Выздоровление

Профилактика

24

Приложение В. Информация для пациентов

Лихорадка – это повышение температуры тела более 38 ºС. Установить причину лихорадки позволяет оценка симптомов и результаты лабораторно-инструментальных исследований, назначенные специалистом.

Если лихорадка сопровождается насморком, кашлем и «покраснением горла», наиболее вероятной причиной является вирусная инфекция. Поскольку антибиотики против вирусов эффекта не оказывают, антибактериальная терапия в случае вирусной инфекции не назначается.

Родители должны знать, как помочь лихорадящему ребенку. В детском возрасте разрешено использовать только препараты ибупрофена (10 мг/кг на прием) и парацетамола (15 мг/кг на прием). Метамизол-натрий, в том числе в составе «литической смеси» могут вызвать тяжелые осложнения со стороны крови, а нимесулид – жизнеугрожающее поражение печени. Если у ребенка нет тяжелой фоновой патологии, например порока сердца или эпилепсии, и если он удовлетворительно переносит лихорадку (интересуется окружающим, не отказывается от питья, не жалуется на боль), жаропонижающие препараты начинают давать при температуре 38,5 – 39 ºС и выше.

Не нужно добиваться снижения температуры тела сразу до 36,6 ºС! Хорошим эффектом считается снижение лихорадки до 38 ºС. Безопасны и эффективны методы физического охлаждения – обтирание водой комнатной температуры (не спиртом и не уксусом!), которые позволяют за несколько минут снизить температуру тела на 0,5 – 1,0 ºС. Однако если у ребенка озноб, если у него холодные руки и ноги, обтирание эффективным не будет. В таких случаях помогает массаж кистей и стоп, который уменьшает спазм сосудов и улучшает периферическое кровообращение.

Насторожить должна высокая лихорадка (более 39 ºС) с ознобом. Другими симптомами, которые требуют немедленно обратиться к врачу, являются отказ ребенка от еды и от питья, резкая вялость, отсутствие «глазного» контакта с ребенком. В таких случаях следует незамедлительно обратиться к специалисту.

25

Приложение Г. Расшифровка примечаний

ж лекарственный препарат, входящий в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год (Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р)

вк лекарственный препарат, входящий в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций

(Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р)

26