Клинические рекомендации
Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом гипервозбудимости
МКБ 10: P91.0/ P91.2/ 91.2/ P91.5/ P91.8/ P52/ F90.1/ G90.9
Год утверждения (частота пересмотра): 2016 (пересмотр каждые 3 года)
ID:
URL:
Профессиональные ассоциации:
∙Союз педиатров России
Утверждены |
| Согласованы |
|
| Научным советом Министерства |
Союзом педиатров России |
| Здравоохранения Российской Федерации |
|
| __ __________201_ г. |
|
|
|
| Оглавление |
|
2+ class="tr1 td3"> Ключевые слова ............................................................................................................................... | 4 | |
2+ class="tr2 td3"> Список сокращений ......................................................................................................................... | 5 | |
2+ class="tr2 td3"> Термины и определения .................................................................................................................. | 6 | |
2+ class="tr3 td3"> 1. Краткая информация.................................................................................................................... | 7 | |
1.1 | Определение................................................................................................................................................ | 7 |
2+ class="tr5 td3"> Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом |
| |
2+ class="tr6 td3"> гипервозбудимости – поражение головного мозга в определенный период его развития с последующим |
| |
2+ class="tr6 td3"> формированием повышенной |
| |
2+ class="tr5 td3"> поведения и ритма | 7 | |
2+ class="tr6 td3"> Наиболее часто заболевание является исходом перинатального поражения центральной нервной системы |
| |
2+ class="tr6 td3"> |
| |
2+ class="tr5 td3"> большинстве случаев носит транзиторный характер....................................................................................... | 7 | |
1.2 | Этиология и патогенез.............................................................................................................................. | 7 |
1.3 | Эпидемиология.......................................................................................................................................... | 8 |
1.4 | Кодирование по | 8 |
1.5 | Примеры диагноза ...................................................................................................................................... | 8 |
1.6 | Классификация............................................................................................................................................ | 8 |
2+ class="tr7 td3"> 2. Диагностика................................................................................................................................. | 9 | |
2.1 | Жалобы и анамнез....................................................................................................................................... | 9 |
2+ class="tr5 td3"> При сборе анамнеза и жалоб следует обратить внимание на наличие:........................................................ | 9 | |
o | Соматических болезней матери; ............................................................................................................ | 9 |
o | 9 | |
2+ class="tr5 td3"> o Гестоза в акушерском анамнезе; ............................................................................................................ | 9 | |
o | Хронической гипоксии плода; .................................................................................................................. | 9 |
o | Асфиксии при рождении;......................................................................................................................... | 9 |
o | Недоношенности; .................................................................................................................................... | 9 |
2+ class="tr5 td3"> o Перинатального поражения центральной нервной системы | 9 | |
2+ class="tr5 td3"> o Наличие неврологической симптоматики в медицинской документации.............................................. | 9 | |
2.2 | Физикальное обследование......................................................................................................................... | 9 |
∙Рекомендовано проводить осмотр пациента совместно со специалистом неврологом (подробнее
2+ class="tr12 td4"> Приложение Г1)................................................................................................................................................ | 9 | |
2.3 | Лабораторная диагностика ...................................................................................................................... | 10 |
2+ class="tr5 td4"> 2.4. Инструментальная диагностика............................................................................................................... | 11 | |
2+ class="tr13 td4"> 3. Лечение....................................................................................................................................... | 12 | |
2+ class="tr3 td4"> 4. Реабилитация.............................................................................................................................. | 12 | |
2+ class="tr2 td4"> 5. Профилактика и диспансерное наблюдение............................................................................. | 13 | |
5.1 | Профилактика ........................................................................................................................................... | 13 |
5.2 | Диспансерное наблюдение ....................................................................................................................... | 13 |
2+ class="tr7 td4"> Дополнительная информация, влияющая на течение и исход заболевания/синдрома............... | 14 | |
6.1 | Прогноз ..................................................................................................................................................... | 14 |
6.2 | Исходы перинатального поражения ЦНС ................................................................................................ | 14 |
2+ class="tr13 td4"> Критерии оценки качества медицинской помощи ....................................................................... | 15 | |
2+ class="tr3 td4"> Список литературы ........................................................................................................................ | 15 | |
2+ class="tr3 td4"> Приложение А1. Состав рабочей группы: .................................................................................... | 18 | |
2+ class="tr2 td4"> Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций .................................... | 19 | |
2+ class="tr2 td4"> Приложение А3. Связанные документы ....................................................................................... | 23 | |
2+ class="tr3 td4"> Приложение В. Информация для пациентов ................................................................................ | 25 |
2
Приложение Г1. Алгоритм диагностики пациента с Последствиями перинатального |
|
поражения центральной нервной системы с синдромом гипервозбудимости............................ | 26 |
Приложение Г2. Расшифровка примечаний........................................................................... | 27 |
3
Ключевые слова
oгипоксия
oнедоношенность
oцеребральная ишемия
oмышечная дистония
oзадержка моторного развития
oзадержка психомоторного развития
oэмоциональная лабильность
oродовая травма
oгипервозбудимость
oвнутричерепная гипертензия
4
Список сокращений
НСГ – нейросонография
ППЦНС – последствия перинатального поражения центральной нервной системы УЗДГ – ультразвуковая допплерография УЗИ - ультразвуковое исследование ЦНС – центральная нервная система ЭЭГ – электроэнцефалография
СДВГ – синдром дефицита внимания с гипереактивностью
5
Термины и определения
Экстремально низкая масса тела (ЭНМТ) – масса тела при рождении от 500 до 999
грамм
Очень низкая масса тела (ОНМТ) - масса тела при рождении от 1000 до 1499 грамм Низкая масса тела (НМТ) - масса тела при рождении от 1500 до 2499 грамм
6
1.Краткая информация
1.1Определение
Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с
синдромом гипервозбудимости – поражение головного мозга в определенный период его развития с последующим формированием повышенной
Наиболее часто заболевание является исходом перинатального поражения центральной нервной системы
1.2Этиология и патогенез
Среди причин перинатальных поражений мозга ведущее место занимает внутриутробная гипоксия и интранатальная асфиксия плода
Гипоксия плода – неспецифическое проявление различных осложнений беременности и родов, прежде всего токсикозов беременных. Степень и выраженность токсикоза, его связь с экстрагенитальной патологией женщины (особенно с болезнями
Воснове патогенеза
микроциркуляции), которые приводят к многовариантным метаболическим сдвигам
(нарушение
7
функциональная дисрегуляция взаимодействия основных структур мозга: стволовых, подкорковых и корковых.
1.3Эпидемиология
По данным эпидемиологических исследований частота постановки диагноза «перинатальное поражение центральной нервной системы» достигает 715:1000 детей первого года жизни. В качестве основного и сопутствующего заболевания данный диагноз выставляется более чем у 90% детей, получающих лечение в неонатологических стационарах. По данным большинства зарубежных авторов, частота гипоксических поражений у доношенных новорожденных составляет не более 6:1000 и колеблется от 33% до 70% у недоношенных детей.
1.4Кодирование по
P91.0 - Церебральная ишемия (до 42 недели постконцептуального возраста) G93.2 – Доброкачественная внутричерепная гипертензия
F90.1 - Гиперкинетическое расстройство поведения (Гиперкинетическое расстройство, связанное с расстройством поведения)
G90.9 - Расстройство вегетативной (автономной) нервной системы неуточненное
1.5Примеры диагноза
oПоследствия перинатального поражения центральной нервной системы
oПоследствия перинатального поражения центральной нервной системы,
oПоследствия перинатального поражения центральной нервной системы
1.6Классификация
Таблица 1 - Классификация последствий перинатальных поражений нервной системы у детей в периоде новорожденности
Гипоксические поражения ЦНС
Патогенетическая | Нозологическая форма |
| Основные клинические симптомы и |
характеристика |
|
| синдромы |
|
|
|
|
Церебральная | Церебральная ишемия | I | 1. Возбуждение и/или угнетение |
| степени (легкая) |
| ЦНС (не более |
|
|
|
|
8
ишемия (Р 91.0) |
| 2. Расстройство | вегетативной |
|
| (автономной) | нервной |
|
| системы |
|
|
|
|
|
Таблица 2 - Классификация исходов последствий перинатальных поражений нервной
системы (первый год жизни)
Последствия перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни
Этиология | и | Варианты | Основные нозологические | Исходы | |
патогенетическая |
| клинического | формы |
| |
основа |
| течения |
|
| |
|
|
|
|
| |
Последствия |
| Перинатальная | 1.Доброкачественная | Полная | |
церебральной |
| транзиторная | внутричерепная | компенсация | |
.2+2+ class="tr4 td33"> ишемии - гипоксии | .2+ class="tr4 td25"> гипоксически- | гипертензия (G93.2) | .2+ class="tr4 td27"> неврологических | ||
.2+ class="tr11 td26"> 2.Расстройство вегетативной | |||||
.2+ class="tr7 td23"> (Р 91.0) |
| .2+ class="tr7 td25"> ишемическая | .2+ class="tr7 td27"> отклонений на | ||
| .2+ class="tr1 td26"> автономной нервной | ||||
|
| .2+ class="tr7 td25"> энцефалопатия | .2+ class="tr7 td27"> первом году жизни. | ||
|
| .2+ class="tr16 td26"> системы (G90.9) | |||
|
|
| .2+ class="tr4 td27"> Могут сохраняться | ||
|
|
| 3.Гиперактивное поведение, | ||
|
|
| гипервозбудимость (F90.1) | не грубые | |
|
|
|
| функциональные | |
|
|
|
| нарушения | |
|
|
|
|
|
2.Диагностика
2.1Жалобы и анамнез
При сборе анамнеза и жалоб следует обратить внимание на наличие:
oБеспокойного поведения, плаксивости, трудности засыпания, беспокойный
сон
oСоматических болезней матери;
o
oГестоза в акушерском анамнезе;
oХронической гипоксии плода;
oАсфиксии при рождении;
oНедоношенности;
oПеринатального поражения центральной нервной системы гипоксически-
ишемического генеза;
oНаличие неврологической симптоматики в медицинской документации
2.2Физикальное обследование
∙Рекомендовано проводить осмотр пациента совместно со специалистом неврологом (подробнее Приложение Г1).
9
Комментарии: проводится объективный клинический осмотр: определение общего состояния, физического развития, объективный осмотр по всем органам и системам. Оценивается сердечный ритм и артериальное давление (возможна лабильность).
Проводится оценка неврологического статуса ребенка первого года жизни с учетом возрастной периодизации: положения тела, позы, наличия эмоциональной лабильности, выраженности рефлексов новорожденных, спонтанной и стимулированной двигательной активности, изменений мышечного тонуса, сухожильных рефлексов[1,2,3,6]. Характерным является оживление старт рефлексов и тремора, задержка их редукции после 5 месяцев жизни Оцениваются темпы ежемесячного увеличения размера окружности головы: в первом полугодии – более чем на 1 см, но не более 3 см у доношенных, и более 2 см, но не более 4 см у недоношенных детей.
Оцениваются: состояния родничков (напряжение), расхождение черепных швов, наличие симптома Грефе при вестибулярной стимуляции, наличие срыгиваний не связанных с приёмом пищи, наличие повышенной возбудимости – избыточная двигательная активность на внешние раздражители.
Анализируется наличие неустойчивости концентрации внимания и сосредоточения, быстрота их истощения.
Анализируются особенности сна ребенка – трудности засыпания, поверхностный, прерывистый сон, дефицит продолжительности сна в сутки; метеочувствительность.
Оценивается наличие изменений со стороны кожных покровов – «мраморный» рисунок, симптом «Арлекина, выраженный красный и белый дермографизм, акроцианоз Оценивается психомоторное развитие, когнитивное развитие ребенка с учетом
фактического и корригированного возраста (график
2.3Лабораторная диагностика
∙Рекомендуется проведение клинического анализа крови [1,2,3,4,6].
Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,
гипоксия плода, недоношенность в анамнезе) выявляют анемию, изменения лейкоцитарной формулы. Анализ необходим для принятия решения о возможности проведения восстановительного лечения.
10
∙Рекомендуется проведение клинического анализа мочи
Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,
гипоксия плода, недоношенность в анамнезе) могут выявлять протеинурию,
лейкоцитурию, бактериурию. Анализ необходим для принятия решения о возможности проведения восстановительного лечения [6].
2.4.Инструментальная диагностика
∙Рекомендовано проведение нейросонографии (НСГ) и допплерографии Комментарии: Показаниями для проведения нейросонографии, допплерографии сосудов головного мозга у детей являются повышенная
возбудимость, срыгивания, беспокойный, поверхностный сон,
метеочувствительность.
∙Рекомендовано проведение энцефалографии (ЭЭГ)
Комментарии: показаниями для проведения ЭЭГ у детей являются нарушения сна,
частый плач, вздрагивания, спонтанный рефлекс Моро.
∙Рекомендовано проведение продолженного ЭЭГ с видеомониторингом
Комментарии: показаниями для проведения продолженного ЭЭГ с видеомониторингом является необходимость исключения пароксизмальных расстройств эпилептического и неэпилептического генеза
∙Рекомендуется исследование офтальмологом глазного дна у ребенка первого года жизни.
Комментарии: у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом гипервозбудимости для выявления признаков внутричерепной гипертензии, врожденной атрофии зрительного нерва,
для проведения дифференциальной диагностики наследственных болезней обмена веществ.
2.5Иная диагностика
∙Консультации специалистов проводятся по показаниям.
11
3.Лечение
Медикаментозная терапия
∙Рекомендовано проведение сосудистой терапии.
Комментарии: сосудистая терапия проводится с целью улучшения мозгового кровообращения и мозгового метаболизма:
o Циннаризин (Коды ATX: N07CA02) 0,025 по 1/4 т
месяц;
o
тв сутки, курс 1 месяц.
∙Рекомендовано проведение ноотропной терапии.
Комментарии: ноотропная терапия назначается для улучшения высших функций
головного мозга, повышения устойчивости при различных стрессовых воздействиях, с седативной целью;
oАминофенилмасляная кислота (Код ATX: N06BX) 0,25 по
oГопантеновая кислота (ГАМК) (код ATX: N06BX) до 12,5 мг/сут курсом не менее 2 месяцев,
∙Рекомендовано проведение аминокислотной терапии.
Комментарии: аминокислотная терапия с целью регуляции обмена веществ,
нормализации и активации процессов защитного торможения в центральной нервной системе
oГлицинж (Код ATX: N06BX) 0,05 х
4.Реабилитация
∙Рекомендовано проведение
∙Рекомендована
∙Семейная психотерапия по показаниям;
12
∙Рекомендовано строгое соблюдение режима:
5.Профилактика и диспансерное наблюдение
5.1Профилактика
Профилактика развития перинатальных поражений нервной системы у новорожденных детей включает:
oоздоровление женщин детородного возраста;
oвыявление и лечение патологии беременных;
oтранспортировка in utero;
oкачественное и адекватное родовспоможение;
oэффективная первичная реанимация новорожденных детей;
oоздоровление жизни общества и окружающей среды (социально ориентированная политика органов государственной власти, пропаганда здорового образа жизни и
работа по улучшению экологической обстановки);
o оздоровление подростков – внедрение здоровье сберегающих технологий в процессы обучения; организация оздоровительных мероприятий, проведение своевременной диспансеризации и обеспечение качественной медицинской помощью; оптимизация программ досуга и отдыха, борьба с аддиктивным поведением; внедрение программ социальной адаптации и психологического сопровождения.
5.2Диспансерное наблюдение
Педиатр осматривает ребенка ежемесячно в течение 2 лет.
Невролог осматривает ребенка на 1 месяце жизни на дому, далее каждые 3 месяца на первом году жизни и каждые 6 месяцев на втором году жизни ребенка.
Окулист - в 1 месяц и в 1 год жизни, далее – по показаниям.
Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц жизни или после выписки из стационара второго этапа выхаживания.
Нейросонография проводится 1 раз в год, общий анализ крови – 2 раза в год, общий анализ мочи – 1 раз в год, биохимический анализ крови (содержание билирубина, глюкозы, кальция, активность щелочной фосфатазы) – по показаниям.
13
Сроки реабилитации зависят от степени тяжести и выраженности клинических проявлений поражения ЦНС:
oлегкая степень – до 2 лет
oсредняя степень – до 3 лет;
oтяжелая степень – до 18 лет.
Иммунопрофилактика
Согласно приказу № 229 МЗ РФ от2002 г., неврологические состояния – не противопоказание для вакцинации. Иммунизацию проводят по индивидуальному графику в соответствии с календарем прививок. Если педиатру неясен характер изменений ЦНС, он направляет ребенка к неврологу для уточнения активности процесса, после чего принимает решение о проведении вакцинации.
Дополнительная информация, влияющая на течение и исход
заболевания/синдрома.
6.1Прогноз
Прогноз благоприятный.
6.2Исходы перинатального поражения ЦНС
oкомпенсация неврологических нарушений на фоне проводимой консервативной терапии к
oзадержка психоречевого развития;
oсиндром дефицита внимания с гиперактивностью;
oдиссомнии;
oнарушение адаптации в социальной среде.
oвыздоровление;
oпарциальный дефицит когнитивных функций (дисплегия, дисграфия, дискалькулия,
диспраксия);
oсоматоформные дисфункции вегетативной нервной системы;
oдиссомнии;
oнарушение адаптации в социальной среде.
14
Критерии оценки качества медицинской помощи
Таблица 1 -
Вид медицинской помощи
Специализированная медицинская помощь
| 2+ class="tr18 td35"> Условия оказания | 3+ class="tr18 td36"> Стационарно / в дневном стационаре |
|
| |||
| 2+ class="tr7 td35"> медицинской помощи |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr16 td35"> Форма оказания | Плановая |
|
|
|
| |
| 2+ class="tr7 td35"> медицинской помощи |
|
|
|
|
| |
|
| 3+ class="tr10 td49">
|
|
|
| ||
| 5+ class="tr19 td50"> Таблица 2 - Критерии качества оказания медицинской помощи |
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| .2+ class="tr21 td38">
|
| № | Критерий |
|
| Уровень | Уровень | |
|
|
|
|
| достоверности | убедительности |
|
|
|
|
|
| доказательств | .2+ class="tr7 td58"> рекомендаций |
|
|
|
|
|
|
|
| |
| 1. | Рекомендуется | проведение | курсов | С | 1 |
|
|
| реабилитации с | использованием | физических |
|
|
|
|
| 3+ class="tr16 td63"> факторов, в том числе кинезитерпии |
|
|
| ||
| 2. | Рекомендуется | 2+ class="tr1 td64"> использование | С | 1 |
| |
|
| 2+ class="tr1 td65"> мультидисциплинарного подхода | с участием |
|
|
| |
|
| 3+ class="tr16 td66"> невролога, офтальмолога, |
|
|
| ||
|
| диетолога |
|
|
|
|
|
Список литературы
1.Баранов А.А.,
2.Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации как фактор национальной безопасности. Пути решения существующих проблем. Справочник педиатра. 2006; 3:
3.Баранов А.А.,
4.Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада
5.Барашнев Ю.И. Особенности здоровья детей, родившихся с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Рос. вестн. перинатол. и педиатр. 204; 49(5): 12
15
6.Бомбардирова Е.П., Яцык Г.В., Зайнитдинова Р.С. Немедикаментозные методы восстановительного лечения детей с перинатальным поражением нервной системы.
Рос. педиатр. ж. 2011;
7.Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. Под ред. Г.В. Яцык. М. ПедиатрЪ 2012.156с.
8.Кешишян Е.С., Сахарова Е.С. Психомоторное развитие как критерий неврологического развития здоровья недоношенного ребенка. Леч.врач.2004; 5:
9.Классификация перинатальных поражений нервной системы и их последствий у детей первого года жизни. Методические рекомендации. М ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава». 2007. 88с.
10.Митиш М.Д. Отдаленные последствия перинатальных поражений мозга у детей.
Автореферат дисс. докт. мед. наук. М.2004 25с.
11.Неонатология. Под ред.Т.Л.Гомеллог, М.Д. Каннигам. Пер. с англ. М.: Медицина 1995. 640 с.
12.Неонатология: национальное руководство. Под ред. Н.И. Володина. М.: ГЭОТАР-
Медиа. 2007. 848с.
13.Пальчик А.Б., Фёдорова Л.А., Понятишин А.Е. Неврология недоношенных детей. М.:
Медпресс. 2011. 352 с.
14.Пальчик А.Б., Шабалов Н.П.
15.Педиатрия. Под ред Дж Грефе. М.: Практика.1997. 912 с.
16.Принципы этапного выхаживания недоношенных детей. Под ред.
проф. Л.С.
17.Пшениснов К.В. Диагностика и интенсивная терапия полиорганной недостаточности у новорожденных, нуждающихся в межгоспитальной транспортировке. Автореф. дисс.
канд. мед. наук. СПб, 2009.24 c.
18.Руководство по педиатрии. Неонатология. Под редакцией Г.В. Яцык, Г.А.
Самсыгиной. М.:Династия. 2006. 464 с.
19.Современные
Г.В. Яцык. М.2015. ПедиатрЪ. С
20.Шабалов Н.П. Асфиксия новорожденных. М.: Медицина. 1990. 310 с.
21.Шабалов Н.П. Неонатология. М.:
22.Шилко В.И., Зеленцова В.Л., Попова Н.П. Опыт реабилитации недоношенных детей с перинатальным поражением мозга. Росс. вестн. перинатолог. и педиатр.
16
23.Шмаков А.Н., Конхно В.Н. Критические состояния новорожденных (технология дистанционного консультирования и эвакуации). Новосибирск: Коста.2009.165 с.
24.Яцык Г.В. Выхаживание глубоконедоношенных детей. Медицинская газета. №66. 26 августа 2005 г. (электронная версия).
25.Яцык Г.В., Бомбардирова Е.П. Избранные лекции по педиатрии. Под редакцией А.А. Баранова, Р.Р. Шилаева, Б.С. Каганова. М.: Династия.
17
Приложение А1. Состав рабочей группы:
Баранов А.А., акад. РАН, профессор, д.м.н., Председатель Исполкома Союза педиатров
России.
Володин Н.Н., акад. РАН, профессор, д.м.н.
Яцык Г.В., профессор, д.м.н., член Союза педиатров России Мамедьяров А.М., к.м.н., член Союза педиатров России Турти Т.В., д.м.н., член Союза педиатров России Беляева И.А., д.м.н., член Союза педиатров России Зимина Е.П., к.м.н., член Союза педиатров России Сергиенко Н., к.м.н., член Союза педиатров России Вишнева Е.А., к.м.н., член Союза педиатров России Броева М.И., к.м.н., член Союза педиатров России Бакович Е.А., к.м.н., член Союза педиатров России Зокирова З.Ф., к.м.н., член Союза педиатров России Черников В.В., к.м.н., член Союза педиатров России Блохина А.И., член Союза педиатров России Басаргина Е.Ю., член Союза педиатров России Митиш М.Д., д.м.н., член Союза педиатров России Мигали А.В., к.м.н., член Союза педиатров России
Авторы подтверждают отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, который необходимо обнародовать.
18
Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций
Целевая аудитория данных клинических рекомендаций:
1.
2.Детские неврологи;
3.Детские нейроортопеды;
4.Врачи лучевой диагностики;
5.Врачи функциональной диагностики;
6.Врачи общей практики (семейные врачи);
7.Студенты медицинских ВУЗов;
8.Обучающиеся в ординатуре и интернатуре.
Методы, используемые для сбора/селекции доказательств: поиск в электронных
базах данных.
Описание методов, использованных для оценки качества и силы доказательств: доказательной базой для рекомендаций являются публикации, вошедшие в Кохрейновскую библиотеку, базы данных EMBASE, MEDLINE и PubMed. Глубина поиска - 5 лет.
Методы, использованные для оценки качества и силы доказательств:
∙консенсус экспертов;
∙оценка значимости в соответствии с рейтинговой схемой.
Методы, использованные для анализа доказательств:
∙обзоры опубликованных
∙систематические обзоры с таблицами доказательств.
Описание методов, использованных для анализа доказательств
При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств, использованная в каждом исследовании методология изучается для того, чтобы убедиться
вее валидности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваиваемый публикации, что в свою очередь, влияет на силу рекомендаций.
Для минимизации потенциальных ошибок каждое исследование оценивалось независимо. Любые различия в оценках обсуждались всей группой авторов в полном составе. При невозможности достижения консенсуса привлекался независимый эксперт.
Таблицы доказательств: заполнялись авторами клинических рекомендаций.
Методы, использованные для формулирования рекомендаций: консенсус экспертов.
Индикаторы доброкачественной практики (Good Practice Points – GPPs)
19
Рекомендуемая доброкачественная практика базируется на клиническом опыте авторов разработанных рекомендаций.
Экономический анализ
Анализ стоимости не проводился и публикации по фармакоэкономике не анализировались.
Метод валидации рекомендаций
∙Внешняя экспертная оценка.
∙Внутренняя экспертная оценка.
Описание метода валидации рекомендаций
Настоящие рекомендации в предварительной версии были рецензированы независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать, насколько доступна для понимания интерпретация доказательств, лежащая в основе рекомендаций.
От врачей первичного звена получены комментарии в отношении доходчивости изложения данных рекомендаций, а также их оценка важности предлагаемых рекомендаций, как инструмента повседневной практики.
Все комментарии, полученные от экспертов, тщательно систематизировались и обсуждались членами рабочей группы (авторами рекомендаций). Каждый пункт обсуждался в отдельности.
Консультация и экспертная оценка
Проект рекомендаций был рецензирован независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать доходчивость и точность интерпретации доказательной базы, лежащей в основе рекомендаций.
Рабочая группа
Для окончательной редакции и контроля качества рекомендации были повторно проанализированы членами рабочей группы, которые пришли к заключению, что все замечания и комментарии экспертов приняты во внимание, риск систематических ошибок при разработке рекомендаций сведен к минимуму.
Основные рекомендации
Сила рекомендаций
20
Таблица П1 - Схема для оценки уровня рекомендаций
Степень |
| 3+ class="tr20 td69"> Соотношение | риска | 4+ class="tr20 td71"> Методологическое | 3+ class="tr20 td72"> качество | 2+ class="tr20 td73"> Пояснения | по | ||||||||
достоверности |
| 4+ class="tr22 td77"> и преимуществ | 5+ class="tr22 td78"> имеющихся доказательств |
|
| 2+ class="tr22 td80"> применению |
| ||||||||
рекомендаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr1 td93"> рекомендаций |
| |
1А |
| 2+ class="tr15 td95"> Польза | 2+ class="tr15 td96"> отчетливо | 2+ class="tr15 td97"> Надежные | 5+ class="tr15 td57"> непротиворечивые | Сильная |
|
| |||||||
Сильная |
| 3+ class="tr20 td100"> превалирует | над | 3+ class="tr20 td41"> доказательства, | 3+ class="tr20 td102"> основанные | на | 2+ class="tr20 td80"> рекомендация, |
| |||||||
рекомендация, |
| 2+ class="tr22 td95"> рисками |
| и | хорошо | 3+ class="tr22 td103"> выполненных | РКИ | 2+ class="tr22 td105"> или | которая |
| может | ||||
основанная | на | 3+ class="tr20 td100"> затратами, | либо | 3+ class="tr20 td41"> неопровержимые | 4+ class="tr20 td106"> доказательства, | 2+ class="tr20 td80"> использоваться | в | ||||||||
доказательствах |
| 2+ class="tr20 td95"> наоборот |
|
| 7+ class="tr20 td107"> представленные в | 3+ class="tr20 td108"> большинстве случаев | |||||||||
высокого качества |
|
|
|
|
| 2+ class="tr22 td97"> другой форме. |
|
|
|
|
| у |
|
| |
|
|
|
|
|
| 7+ class="tr20 td107"> Дальнейшие исследования вряд ли | 3+ class="tr20 td108"> преимущественного | ||||||||
|
|
|
|
|
| изменят | 2+ class="tr20 td113"> нашу | 3+ class="tr20 td102"> уверенность | в | 2+ class="tr20 td80"> количества |
| ||||
|
|
|
|
|
| оценке | 3+ class="tr20 td103"> соотношения | 2+ class="tr20 td114"> пользы | и | 3+ class="tr20 td108"> пациентов без каких- | |||||
|
|
|
|
|
| риска. |
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr22 td108"> либо изменений и | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr11 td80"> исключений |
| |
|
| 2+ class="tr15 td115">
| 2+ class="tr15 td116">
| 3+ class="tr15 td46">
| 3+ class="tr15 td117">
|
|
|
|
| ||||||
1В |
| 2+ class="tr15 td95"> Польза | 2+ class="tr15 td96"> отчетливо | 3+ class="tr15 td41"> Доказательства, | 3+ class="tr15 td102"> основанные | на | Сильная |
|
| ||||||
Сильная |
| 3+ class="tr22 td100"> превалирует | над | 7+ class="tr22 td107"> результатах РКИ, выполненных с | 2+ class="tr22 td80"> рекомендация, |
| |||||||||
рекомендация, |
| 2+ class="tr20 td95"> рисками |
| и | 2+ class="tr20 td97"> некоторыми |
| 4+ class="tr20 td106"> ограничениями | 3+ class="tr20 td108"> применение которой | |||||||
основанная | на | 3+ class="tr22 td100"> затратами, | либо | 3+ class="tr22 td41"> (противоречивые |
| 3+ class="tr22 td119"> результаты, | 2+ class="tr22 td80"> возможно | в | |||||||
доказательствах |
| 2+ class="tr20 td95"> наоборот |
|
| 3+ class="tr20 td41"> методологические |
| 3+ class="tr20 td119"> ошибки, | 3+ class="tr20 td108"> большинстве случаев | |||||||
2+ class="tr20 td120"> умеренного качества |
|
|
|
| 7+ class="tr20 td107"> косвенные или случайные и т.п.), |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| 7+ class="tr20 td107"> либо других веских основаниях. |
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr20 td97"> Дальнейшие | 3+ class="tr20 td121"> исследования | 2+ class="tr20 td105"> (если |
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| 7+ class="tr22 td107"> они проводятся), вероятно, окажут |
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
| 7+ class="tr20 td107"> влияние на нашу уверенность в |
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
| оценке | 3+ class="tr22 td103"> соотношения | 2+ class="tr22 td114"> пользы | и |
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| 5+ class="tr11 td78"> риска и могут изменить ее. |
|
|
|
|
| ||||
|
| 2+ class="tr8 td115">
| 2+ class="tr8 td116">
| 3+ class="tr8 td46">
| 3+ class="tr8 td117">
|
| 2+ class="tr8 td93">
|
| |||||||
1С |
| 2+ class="tr15 td95"> Польза, | 2+ class="tr15 td96"> вероятно, | 3+ class="tr15 td41"> Доказательства, | 3+ class="tr15 td102"> основанные | на | 2+ class="tr15 td80"> Относительно |
| |||||||
Сильная |
| будет |
|
|
| 3+ class="tr22 td41"> обсервационных | 4+ class="tr22 td106"> исследованиях, | сильная |
|
| |||||
рекомендация, |
| 3+ class="tr20 td100"> превалировать | над | 7+ class="tr20 td107"> бессистемном клиническом опыте, | 2+ class="tr20 td80"> рекомендация, |
| |||||||||
основанная | на | 3+ class="tr20 td100"> возможными |
| 7+ class="tr20 td107"> результатах РКИ, выполненных с | которая | 2+ class="tr20 td122"> может быть | |||||||||
доказательствах |
| 2+ class="tr22 td95"> рисками |
| и | 3+ class="tr22 td41"> существенными | 4+ class="tr22 td106"> недостатками. | изменена |
| при | ||||||
низкого качества |
| 3+ class="tr20 td100"> затратами, | либо | Любая | 3+ class="tr20 td103"> оценка | 3+ class="tr20 td119"> эффекта | 2+ class="tr20 td80"> получении |
| |||||||
|
| 2+ class="tr20 td95"> наоборот |
|
| 7+ class="tr20 td107"> расценивается как неопределенная. | 2+ class="tr20 td80"> доказательств | более | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr22 td123"> высокого качества | ||
2А |
| 4+ class="tr20 td77"> Польза сопоставима | 2+ class="tr20 td97"> Надежные |
| 4+ class="tr20 td106"> доказательства, | Слабая |
|
| |||||||
Слабая |
| с | 3+ class="tr20 td124"> возможными | 2+ class="tr20 td97"> основанные |
| на | 3+ class="tr20 td119"> хорошо | 2+ class="tr20 td80"> рекомендация. |
| ||||||
рекомендация, |
| 2+ class="tr20 td95"> рисками |
| и | 2+ class="tr20 td97"> выполненных |
| 2+ class="tr20 td95"> РКИ | 2+ class="tr20 td105"> или | Выбор | 2+ class="tr20 td122"> наилучшей | |||||
основанная | на | 2+ class="tr22 td95"> затратами |
|
| 3+ class="tr22 td41"> подтвержденные |
| 3+ class="tr22 td119"> другими | тактики |
| будет | |||||
доказательствах |
|
|
|
|
| 5+ class="tr20 td78"> неопровержимыми данными. |
|
| зависеть |
| от | ||||
высокого качества |
|
|
|
|
| 7+ class="tr22 td107"> Дальнейшие исследования вряд ли | 2+ class="tr22 td80"> клинической |
| |||||||
|
|
|
|
|
| изменят | 2+ class="tr20 td113"> нашу | 3+ class="tr20 td102"> уверенность | в | ситуации |
|
| |||
|
|
|
|
|
| оценке | 3+ class="tr20 td103"> соотношения | 2+ class="tr20 td114"> пользы | и | 3+ class="tr20 td108"> (обстоятельств), | |||||
|
|
|
|
|
| риска. |
|
|
|
|
|
| пациента |
| или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr22 td80"> социальных |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr22 td93"> предпочтений. |
| |
2В |
| 4+ class="tr20 td77"> Польза сопоставима | 3+ class="tr20 td41"> Доказательства, | 3+ class="tr20 td102"> основанные | на | Слабая |
|
| |||||||
Слабая |
| с | 2+ class="tr20 td125"> рисками | и | 7+ class="tr20 td107"> результатах РКИ, выполненных с | 2+ class="tr20 td80"> рекомендация. |
| ||||||||
рекомендация, |
| 4+ class="tr20 td77"> осложнениями, | 3+ class="tr20 td41"> существенными | 4+ class="tr20 td106"> ограничениями | 3+ class="tr20 td108"> Альтернативная | ||||||||||
основанная | на | 2+ class="tr20 td95"> однако | в | этой | 3+ class="tr20 td41"> (противоречивые |
| 3+ class="tr20 td119"> результаты, | тактика |
| в | |||||
доказательствах |
| 2+ class="tr22 td95"> оценке |
| есть | 3+ class="tr22 td41"> методологические |
| 3+ class="tr22 td119"> дефекты, | 2+ class="tr22 td80"> определенных |
| ||||||
2+ class="tr20 td120"> умеренного качества | 4+ class="tr20 td77"> неопределенность. | 7+ class="tr20 td107"> косвенные или случайные), или | 2+ class="tr20 td80"> ситуациях | может | |||||||||||
|
|
|
|
|
| сильные |
|
| 4+ class="tr20 td106"> доказательства, | явиться |
| для | |||
|
|
|
|
|
| 7+ class="tr22 td107"> представленные в | 3+ class="tr22 td108"> некоторых пациентов | ||||||||
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr20 td97"> другой форме. |
|
|
|
|
| 3+ class="tr20 td108"> лучшим выбором. | |||
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr20 td97"> Дальнейшие | 3+ class="tr20 td121"> исследования | 2+ class="tr20 td105"> (если |
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| 7+ class="tr22 td107"> они проводятся), скорее всего, |
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
| окажут | 3+ class="tr20 td103"> влияние | на | 2+ class="tr20 td105"> нашу |
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| 7+ class="tr20 td107"> уверенность в оценке соотношения |
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
| 7+ class="tr22 td107"> пользы и риска и могут изменить |
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
| ее. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21
2С |
| 2+ class="tr13 td22"> Неоднозначность в | 2+ class="tr13 td23"> Доказательства, | 2+ class="tr13 td24"> основанные на | Очень | слабая | |||
Слабая |
| оценке |
| 2+ class="tr10 td31"> обсервационных | 2+ class="tr10 td32"> исследованиях, | рекомендация; |
| ||
рекомендация, |
| соотношения |
| 2+ class="tr6 td31"> бессистемного | 2+ class="tr6 td32"> клинического | 2+ class="tr6 td35"> альтернативные | |||
основанная | на | 2+ class="tr5 td36"> пользы, рисков и | 4+ class="tr5 td37"> опыта или РКИ с существенными | 2+ class="tr5 td35"> подходы могут быть | |||||
доказательствах |
| осложнений; | польза | 2+ class="tr6 td31"> недостатками. | Любая | оценка | использованы | в | |
низкого качества |
| может | быть | эффекта | 2+ class="tr6 td41"> расценивается | как | 2+ class="tr6 td35"> равной степени. | ||
|
| сопоставима | с | 2+ class="tr6 td31"> неопределенная. |
|
|
|
| |
|
| возможными |
|
|
|
|
|
|
|
|
| рисками | и |
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr5 td45"> осложнениями. |
|
|
|
|
|
|
*В таблице цифровое значение соответствует силе рекомендаций, буквенное - соответствует уровню доказательности
Актуализация данных клинических рекомендаций будет проводиться не реже, чем один раз в три года. Принятие решения об обновлении будет принято на основании предложений, представленных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями с учётом результатов комплексной оценки лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также результатов клинической апробации.
22
Приложение А3. Связанные документы
Порядки оказания медицинской помощи: Приказ Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. N 366н "Об утверждении Порядка оказания
педиатрической помощи"
23
Приложение Б.1. Алгоритм ведения пациента с синдромом гипервозбудимости
Пациент с ПП ЦНС
Диагностика и оценка
неврологического статуса
Есть показания к | НЕТ |
консервативной |
|
медикаментозной терапии? |
|
ДА
Консервативная терапия
ДА
Реабилитация
Диспансерное наблюдение
НЕТ
Есть ухудшение
состояния?
24
Приложение В. Информация для пациентов
Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом гипервозбудимости и нарушением сна – заболевание, являющееся исходом перинатального поражения центральной нервной системы
Унедоношенных детей, родившихся с ЭНМТ, ОНМТ, на протяжении первых 6 месяцев жизни часто отмечается период «мнимого благополучия». Для детей, родившихся доношенными, недоношенными с низкой массой тела характерным является постепенное развитие стойких двигательных нарушений. Неврологические симптомы проявляются по мере созревания нервной системы ребенка.
Апоптоз (отсроченная запрограммированная гибель нейронов) может быть обратим, поэтому у врача появляется время для предотвращения гибели нейрона – так называемое «терапевтическое окно».
Прогноз зависит от тяжести поражения центральной нервной системы, эффективности проводимого лечения.
Проведение раннего, этапного восстановительного лечения/реабилитации определяет более благоприятный прогноз и улучшает качество жизни детей, в некоторых случаях предотвращая их инвалидизацию.
25
Приложение Г1. Алгоритм диагностики пациента с последствиями
перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом
гипервозбудимости
2+ class="tr15 td54"> Акушерский анамнез |
| 3+ class="tr15 td56"> Физикальный |
| Инструмен- |
| Консультация | |||
Анамнез | болезни |
| осмотр |
| педиатра, |
| тальные |
| специалистов |
периода |
|
| 2+ class="tr11 td71"> невролога |
|
| методы |
|
| |
2+ class="tr9 td72"> новорожденности |
|
|
|
|
| диагностики |
|
| |
Сбор анамнеза с |
|
| 3+ class="tr16 td78"> Оценка положения тела, |
| НСГ |
| Офтальмолог | ||
2+ class="tr5 td79"> выяснением наличия |
| позы, |
| состояния |
| Допплерометрия |
| Нейроортопед | |
хронической |
|
| 2+ class="tr6 td71"> родничков, |
|
| Допплерография |
| ||
2+ class="tr6 td79"> внутриутробной гипоксии |
| 3+ class="tr6 td78"> выраженности рефлексов |
| ЭЭГ с |
| ||||
2+ class="tr5 td79"> плода, гестоза, асфиксии |
| 3+ class="tr5 td78"> новорожденных, |
| видеомониторин |
| Физиотерапевт | |||
при рождении, |
|
| 2+ class="tr6 td71"> спонтанной | и |
| гом |
|
| |
2+ class="tr6 td79"> перинатального поражения |
| 3+ class="tr6 td78"> стимулированной |
|
|
|
| |||
2+ class="tr6 td79"> центральной нервной |
| 2+ class="tr6 td71"> двигательной |
|
|
|
|
| ||
2+ class="tr5 td79"> системы гипоксически- |
| 2+ class="tr5 td71"> активности, | изменений |
|
|
|
| ||
2+ class="tr6 td79"> ишемического генеза |
| 2+ class="tr6 td71"> мышечного | тонуса, |
|
|
|
| ||
|
|
| 3+ class="tr5 td78"> сухожильных рефлексов, |
|
|
|
| ||
|
|
| наличия | 2+ class="tr6 td80"> патологических |
|
|
|
| |
|
|
| 2+ class="tr6 td71"> рефлексов, | тремора, |
|
|
|
| |
|
|
| 3+ class="tr5 td78"> клонусов, дистонических |
|
|
|
| ||
|
|
| атак, |
| очаговой |
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td78"> симптоматики. |
|
|
|
| ||
|
|
| 2+ class="tr5 td71"> Оценивается |
|
|
|
|
| |
|
|
| 3+ class="tr6 td78"> психомоторное развитие, |
|
|
|
| ||
|
|
| 2+ class="tr6 td71"> когнитивное | развитие |
|
|
|
| |
|
|
| ребенка | с | учетом |
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr5 td71"> фактического | и |
|
|
|
| |
|
|
| 3+ class="tr6 td78"> корригированного |
|
|
|
| ||
|
|
| 3+ class="tr5 td78"> возраста (график нервно- |
|
|
|
| ||
|
|
| 2+ class="tr6 td71"> психического |
|
|
|
|
| |
|
|
| 2+ class="tr6 td71"> обследования | младенца |
|
|
|
| |
|
|
| ГНОМ, | 2+ class="tr5 td80"> шкалы развития |
|
|
|
| |
|
|
| 3+ class="tr5 td84"> младенца Bayley) |
|
|
|
|
26
Приложение Г2. Расшифровка примечаний.
…ж – лекарственный препарат, входящий в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год (Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N
…вк – лекарственный препарат, входящий в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N
27