Клинические рекомендации

Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами

МКБ 10: J38.0/ G51.0/ G51.8/ G90.9/ G91.0/ G91.1/ G91.2/ G91.8/ G93.2

Год утверждения (частота пересмотра): 2016 (пересмотр каждые 3 года)

ID:

URL:

Профессиональные ассоциации:

Союз педиатров России

Утверждены

 

Согласованы

 

 

Научным советом Министерства

Союзом педиатров России

 

Здравоохранения Российской Федерации

 

 

__ __________201_ г.

 

 

 

 

 

Оглавление

 

3+ class="tr1 td4">

Ключевые слова...............................................................................................................................................

3

3+ class="tr2 td4">

Список сокращений.........................................................................................................................................

4

3+ class="tr2 td4">

Термины и определения ..................................................................................................................................

5

1.

2+ class="tr2 td5">

Краткая информация....................................................................................................................................

6

 

1.1

Определение..........................................................................................................................................

6

 

1.2

Этиология и патогенез.........................................................................................................................

6

 

1.3

Эпидемиология.....................................................................................................................................

8

 

1.4

Кодирование по МКБ-10 .....................................................................................................................

8

 

1.5

Примеры диагнозов .............................................................................................................................

9

 

1.6

Классификация ....................................................................................................................................

9

2.

2+ class="tr6 td5">

Диагностика ............................................................................................................................................

10

 

2.1

Жалобы и анамнез..............................................................................................................................

10

 

2.2

Физикальное обследование...............................................................................................................

10

 

2.3

Лабораторная диагностика ...............................................................................................................

11

 

2.4

Инструментальная диагностика...........................................................................................................

11

 

2.5

Медико-генетическое консультирование ............................................................................................

13

 

2.6

Иная диагностика .................................................................................................................................

13

 

2.7

Дифференциальная диагностика..........................................................................................................

13

3.

2+ class="tr6 td5">

Лечение ......................................................................................................................................................

13

 

3.1

Консервативное лечение ...................................................................................................................

13

 

3.2

Хирургическое лечение .....................................................................................................................

15

4.

2+ class="tr6 td5">

Реабилитация ...........................................................................................................................................

15

5.

2+ class="tr3 td5">

Профилактика и диспансерное наблюдение .............................................................................................

15

 

5.1

Профилактика....................................................................................................................................

15

 

5.2

Ведение пациентов .............................................................................................................................

15

6.

2+ class="tr1 td5">

Дополнительная информация, влияющая на течение и исход заболевания/синдрома ............................

16

6.1Исходы и прогноз последствий перинатального поражения центральной нервной системы с

2+ class="tr6 td6">

гидроцефальным и гипертензионным синдромами..........................................................................................

16

2+ class="tr6 td6">

Критерии оценки качества медицинской помощи........................................................................................

17

Приложение А1.

Состав рабочей группы: ....................................................................................................

20

Приложение А2.

Методология разработки клинических рекомендаций .....................................................

21

2+ class="tr2 td6">

Приложение А3. Связанные документы...................................................................................................

25

2+ class="tr2 td6">

Приложение Б. Алгоритм ведения пациента ................................................................................................

26

Приложение Г1.

Алгоритм диагностики пациента с Последствиями перинатального поражения

 

2+ class="tr2 td6">

центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами ..............................................

28

Приложение Г2.

Расшифровка примечаний. ..........................................................................................

29

2

Ключевые слова

oгипоксия

oнедоношенность

oцеребральная ишемия

oвнутричерепное кровоизлияние

oвнутрижелудочковое кровоизлияние

oвнутричерепное давление

oвнутриглазное давление

oмышечная дистония

oзадержка моторного развития

oзадержка психомоторного развития

oгидроцефальный синдром

oгипертензионный синдром

oгемипарез

oгемиплегия

oдиплегия

oтетрапарез

oтетраплегия

oатаксия

3

Список сокращений

ДЦП – детский церебральный паралич КТ – компьютерная томография МРТ — магнитно-резонансная томография НМТ – низкая масса тела НСГ – нейросонография ОНМТ – очень низкая масса тела

УЗДГ – ультразвуковая допплерография УЗИ — ультразвуковое исследование ЭНМТ – экстремально низкая масса тела

4

Термины и определения

Экстремально низкая масса тела (ЭНМТ) – масса тела при рождении от 500 до 999

грамм

Очень низкая масса тела (ОНМТ) - масса тела при рождении от 1000 до 1499 грамм Низкая масса тела (НМТ) - масса тела при рождении от 1500 до 2499 грамм

5

1.Краткая информация

1.1Определение

Перинатальные поражения нервной системы у новорожденных – ряд состояний и заболеваний головного, спинного мозга и периферических нервов, объединённых в общую группу по времени воздействия повреждающих факторов.

Кперинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды. Антенатальный период начинается с 22 недели внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта. Интранатальный период включает в себя акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка. Неонатальный период подразделяется на ранний неонатальный (соответствует первой неделе жизни ребенка) и

поздний неонатальный (от 8-х по 28-е сутки жизни включительно) периоды.

Дети первого года жизни с диагнозом: последствия перинатального поражения центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами состоят в группе риска по формированию детского церебрального паралича [1-3].

1.2Этиология и патогенез

Среди причин перинатальных поражений мозга ведущее место занимает внутриутробная

иинтранатальная гипоксия плода, второе по значимости место принадлежит фактору механической травматизации ребенка в процессе родов – как правило, в сочетании с той или иной выраженностью, предшествующей внутриутробной гипоксии. Также в структуру этиопатогенетических факторов перинатальной патологии включают инфекционные (в том числе вирусные) и токсико-метаболические варианты поражения нервной системы. Таким образом, среди факторов, обусловливающих перинатальное поражение ЦНС, выделяют следующие:

1.Внутриутробная гипоксия плода.

2.Интранатальная гипоксия плода.

3.Механическая травматизация в процессе родов.

4.Инфекционные (вирусные) факторы.

5.Токсические факторы.

6.Наследственные факторы.

7.Сочетание перечисленных факторов.

Гипоксия плода – неспецифическое проявление различных осложнений беременности и родов, прежде всего токсикозов беременных. Степень и выраженность токсикоза, его связь с экстрагенитальной патологией женщины (особенно с болезнями сердечно-сосудистой системы) определяют длительность и выраженность гипоксии плода, центральная нервная

6

система которого наиболее чувствительна к кислородной недостаточности. Антенатальная гипоксия приводит к замедлению роста капилляров головного мозга, увеличивает их проницаемость. Возрастают проницаемость клеточных мембран и метаболический ацидоз, развивается ишемия мозга с внутриклеточным ацидозом. Антенатальная гипоксия часто сочетается с интранатальной асфиксией. Частота первичной асфиксии составляет 5%. Гипоксия и асфиксия сопровождаются комплексом компенсаторно-приспособительных реакций, важнейшей из которых является усиление анаэробного гликолиза.

Воздействие гипоксии приводит к комплексу микроциркуляторных и метаболических расстройств, которые на тканевом уровне вызывают два основных повреждения: геморрагический инфаркт и развитие ишемии с последующей лейкомаляцией вещества мозга. Геморрагическому (особенно) и ишемическому поражению вещества мозга способствуют некоторые манипуляции в первые 48-72 часа жизни ребенка: введение гиперосмолярных растворов, искусственная вентиляция легких (ИВЛ) и связанная с ней гипоперфузия мозга на фоне падения напряжения углекислого газа, недостаточная коррекция объема циркулирующей крови и др.

Наиболее часто геморрагический инфаркт и ишемия развиваются у плодов и новорожденных в области перивентрикулярных сплетений – субэпендимально в сочетании с поражением вещества мозга. Кровоизлияние может происходить также в боковые желудочки мозга и в субарахноидальное пространство. Помимо описанных изменений, морфологическим субстратом гипоксии, как правило, является полнокровие мозга, его общий или локальный отек.

Впатогенезе гипоксически-травматических и гипоксически-ишемических энцефалопатий причины и следствия меняются местами, переплетаются в сложных «порочных кругах». Нарушение гемодинамики (макро- и микроциркуляции) приводят к многовариантным метаболическим сдвигам (нарушение кислотно-основного состояния и электролитного баланса, дестабилизация клеточных мембран, гипоксемия и тканевая гипоксия), а эти сдвиги в свою очередь усугубляют расстройства микроциркуляции.

Унедоношенных детей повреждающее действие внутриутробной гипоксии потенцируется незрелостью, дезадаптацией в интранатальном периоде. Фактор незрелости предрасполагает к механической травматизации ребенка, особенно при аномальных вставлениях, тазовых предлежаниях, некоторых акушерских пособиях. Возможна травматизация шейного и грудного отделов спинного мозга при защите промежности и даже при кесаревом сечении с так называемым косметическим разрезом (недостаточным для щадящего выведения головки ребенка).

7

Хроническая внутриутробная интоксикация может иметь как неспецифическое повреждающее воздействие (гипоксия), так и вызвать четко очерченные метаболические нарушения и, соответственно, специфические клинические синдромы – алкогольный синдром плода, никотиновый синдром, наркотический абстинентный синдром.

В последние годы расшифрованы тонкие механизмы патогенеза гипоксически- ишемических поражений мозга. Установлена роль выброса свободно-радикальных веществ и нарушений перекисного окисления липидов в повреждении мембран нервных клеток, роль блокады кальциевых каналов, страдания энергетических субклеточных структур – в первую очередь митохондрий. Установлено, что повреждающее воздействие различных факторов может реализоваться как в форме быстрой гибели клетки (нейрональный некроз), так и в форме отсроченной, замедленной гибели – апоптоз. Последний механизм может быть обратимым, т.е. у врача появляется время для предотвращения гибели клетки – так называемое «терапевтическое окно». Установлено, что пострадавшие нейроны через межнейронные связи могут обусловить каскады патологических реакций, которые так же необходимо купировать, что обусловливает необходимость своевременного лечения и реабилитации детей с перинатальной патологией [4, 16, 19, 20, 22].

1.3Эпидемиология

По данным эпидемиологических исследований частота постановки диагноза «перинатальное поражение центральной нервной системы» достигает 715:1000 детей первого года жизни. В качестве основного и сопутствующего заболевания данный диагноз выставляется более чем у 90% детей, получающих лечение в неонатологических стационарах. По данным большинства зарубежных авторов, частота гипоксических поражений у доношенных новорожденных составляет не более 6:1000 и колеблется от 33% до 70% у недоношенных детей.

1.4Кодирование по МКБ-10

J38.0 - Паралич голосовых складок и гортани

G51.0 - Паралич Белла (Лицевой паралич)

G51.8 - Другие поражения лицевого нерва

G90.9 - Расстройство вегетативной [автономной] нервной системы неуточненное G91.0 - Сообщающаяся гидроцефалия

G91.1 - Обструктивная гидроцефалия

G91.2 - Гидроцефалия нормального давления

G91.8 - Другие виды гидроцефалии

G93.2 - Доброкачественная внутричерепная гипертензия

8

1.5Примеры диагнозов

o Доброкачественная внутричерепная гипертензия (G 93.2). (Перинатальная транзиторная постгипоксически-ишемическая энцефалопатия).

oРасстройство вегетативной автономной нервной системы. (G90.9) (Перинатальная транзиторная постгипоксически-ишемическая энцефалопатия).

o Гидроцефалия нормального давления (G91.2). Последствия перинатальной церебральной ишемии-гипоксии III ст.

1.6Классификация

Классификация последствий перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни (Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины, 2005 г.) [8]:

2+ class="tr4 td3">

Последствия

 

3+ class="tr4 td5">

Последствия

 

 

2+ class="tr4 td8">

Последствия

 

 

2+ class="tr4 td11">

Последствия

 

 

Последствия

 

 

3+ class="tr6 td17">

церебральной гипоксии –

3+ class="tr6 td18">

церебральной

 

 

3+ class="tr6 td21">

внутричерепной

родовой

4+ class="tr6 td23">

перинатальных

перинатальных

 

 

2+ class="tr7 td25">

ишемии 1-2 ст

 

4+ class="tr7 td27">

ишемии-гипоксии

 

травмы

2+ class="tr7 td29">

(P10.0,

P10.1–

4+ class="tr7 td23">

дисметаболических

инфекционных

 

 

3+ class="tr6 td17">

(Р 91.0, Р91.2, Р91.4)

и/или

 

 

 

 

4+ class="tr6 td33">

P10.9, P11, P11.0-P11.2)

и

3+ class="tr6 td35">

токсико-

заболеваний ЦНС

 

 

 

 

 

4+ class="tr7 td27">

внутричерепного

 

 

 

 

 

4+ class="tr7 td23">

метаболических

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr7 td18">

кровоизлияния

2+ class="tr7 td40">

II-III

 

 

 

 

4+ class="tr7 td23">

нарушений функций

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr7 td18">

ст. (P21.9;

2+ class="tr7 td40">

Р91.1;

 

 

 

 

2+ class="tr7 td41">

ЦНС

 

 

 

 

 

 

 

 

Р91.2;

2+ class="tr6 td43">

Р91.5;

2+ class="tr6 td40">

Р91.8;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr7 td48">

Р52.1-Р52.9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

2+ class="tr8 td61">

Доброкачественная

3+ class="tr8 td18">

1. Различные

2+ class="tr8 td40">

формы

4+ class="tr8 td33">

1. Различные формы

1.

3+ class="tr8 td35">

Последствия

1. Поражение

ЦНС

 

 

.2+2+ class="tr2 td61">

внутричерепная

3+ class="tr6 td18">

гидроцефалии

 

 

.2+4+ class="tr2 td33">

гидроцефалии (G91;

2+ class="tr6 td41">

преходящих

 

 

вследствие

 

 

 

.2+5+ class="tr8 td62">

(G91.0, G91.1, G91.2,

.2+4+ class="tr8 td23">

перинатальных

.2+ class="tr8 td21">

перенесенного

 

 

 

.2+2+ class="tr10 td61">

гипертензия

.2+4+ class="tr10 td33">

G91.0; G91.1; G91.3;

 

 

 

G91.8)

 

 

 

 

4+ class="tr7 td23">

дисметаболических

энцефалита,

 

 

 

(G93.2)

 

.2+5+ class="tr11 td62">

2. Органические формы

3+ class="tr4 td21">

G91.2; G91.8)

 

2+ class="tr4 td41">

нарушений

 

(Р57.8,

менингита,

 

 

.2+ class="tr12 td36">

2.

.2+2+ class="tr12 td61">

Расстройство

 

 

 

 

3+ class="tr8 td63">

Р57.9, Р57.0,

Р74.1,

2+ class="tr8 td61">

менингоэнцефалита

 

3+ class="tr8 td18">

нарушения

 

 

3+ class="tr8 td21">

2. Расстройство

 

2+ class="tr8 td41">

Р74.2)

 

 

(G09)

 

 

 

.2+2+ class="tr13 td61">

вегетативной

3+ class="tr6 td18">

психического

 

 

2+ class="tr6 td64">

вегетативной

2+ class="tr6 td65">

автономной

 

 

 

 

 

 

 

 

.2+5+ class="tr8 td62">

развития (БДУ F06.9)

.2+4+ class="tr8 td33">

нервной системы (G90.9)

.2+ class="tr8 td34">

2.

.2+3+ class="tr8 td35">

Симптоматические

.2+ class="tr8 td21">

2. Поражение

.2+ class="tr8 td24">

ЦНС

 

 

.2+2+ class="tr10 td61">

автономной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr6 td41">

эпилепсии

 

раннего

вследствие

 

 

 

нервной

системы

4+ class="tr4 td27">

3. Формирующиеся

и

3+ class="tr4 td21">

3. Гиперактивное

 

2+ class="tr4 td41">

детского

2+ class="tr4 td66">

возраста

перенесенного

 

 

 

(G90.9)

 

4+ class="tr16 td27">

сформированные

 

2+ class="tr16 td64">

поведение,

 

 

3+ class="tr16 td63">

(G40, G40.1,

G40.2,

неонатального

 

 

 

 

 

2+ class="tr6 td67">

детские

 

 

 

4+ class="tr6 td33">

гипервозбудимость (F90.1)

2+ class="tr6 td41">

G40.4)

 

 

2+ class="tr6 td61">

сепсиса: менингита,

 

3.

2+ class="tr16 td61">

Гиперактивное

3+ class="tr16 td18">

церебральные

 

 

.2+4+ class="tr0 td33">

4. Симптоматические

 

 

 

 

2+ class="tr16 td61">

менигоэнцефалита,

 

 

поведение,

 

5+ class="tr8 td62">

параличи – ДЦП G80

3.

3+ class="tr8 td35">

Последствия

2+ class="tr8 td61">

вентрикулита (Р36.0-

 

 

2+ class="tr8 td61">

гипервозбудимость

4+ class="tr8 td27">

(G80.0 – G80.9)

 

2+ class="tr8 td64">

эпилепсии

 

и

2+ class="tr8 td41">

токсико-

 

 

Р36.9)

 

 

 

(F90.1)

 

.2+4+ class="tr17 td27">

4. Симптоматические

 

4+ class="tr8 td33">

эпилептические синдромы

4+ class="tr8 td23">

метаболических

 

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr7 td33">

раннего детского возраста

2+ class="tr7 td41">

повреждений

 

ЦНС

 

 

 

4.

Нарушение

(задержка)

2+ class="tr4 td67">

эпилепсии

 

 

и

4+ class="tr4 td33">

(G40; G40.1; G40.2; G40.4;

2+ class="tr4 td41">

(Р04-Р04.4)

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr8 td61">

моторного развития (F82)

4+ class="tr8 td27">

эпилептические

 

G40.6;

2+ class="tr8 td29">

G40.8;

G40.9;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr7 td67">

синдромы

3+ class="tr7 td68">

раннего

2+ class="tr7 td64">

G41.0-G41.9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Сочетанные

формы

2+ class="tr4 td67">

детского

3+ class="tr4 td68">

возраста

.2+2+ class="tr0 td64">

5. Очаговые

.2+2+ class="tr0 td65">

нарушения

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr6 td61">

задержки (F84.8)

(G40;

2+ class="tr6 td43">

G40.1;

2+ class="tr6 td40">

G40.2;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr6 td62">

G40.4; G40.6; G40.8;

2+ class="tr6 td64">

при травмах

2+ class="tr6 td65">

головного

 

 

 

 

 

 

 

6.

2+ class="tr16 td61">

Симптоматические

G40.9;

 

2+ class="tr16 td30">

G41.0

4+ class="tr16 td33">

мозга (парезы и параличи)

 

 

 

 

 

 

 

 

судороги и

ситуационно

G41.9)

 

 

 

 

(G81.1,

2+ class="tr8 td29">

G82.1,

G83.1,

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr4 td61">

обусловленные

 

 

 

 

 

G83.2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr8 td61">

пароксизмальные

 

 

 

 

 

.2+3+ class="tr12 td21">

6. Поражение

.2+ class="tr12 td22">

ЧМН

 

 

 

 

 

 

 

 

расстройства

(R56.0;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R56.8)

 

 

 

 

 

 

при

 

2+ class="tr5 td65">

родовых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr1 td64">

травмах

 

(G51.0,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr1 td21">

G51.8, J38.0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr18 td75">

9

7.Последствия родовой травмы спинного мозга (Р11.5). Перинатальная посттравматическая миелопатия (G81.9; G82.1; G82.3; G82.4; G90.9; G95.1; G95.8)

8.Последствия родовой травмы периферической нервной системы (Р14,

Р14.0-Р14.3, Р14.8, Р14.9).

Перинатальная

посттравматическая невропатия.

9.Периферические парезы

ипараличи (G54.0, G54.1, G83.0, G83.1, G83.2, G56.2, G83.2)

2.Диагностика

2.1Жалобы и анамнез

При сборе анамнеза и жалоб следует обратить внимание на наличие:

oТяжелых соматических болезней матери;

oИнфекционно-воспалительных болезней матери;

oГестоза в акушерском анамнезе;

oХронической гипоксии плода;

oАсфиксии при рождении;

oНедоношенности;

o Перинатального поражения центральной нервной системы гипоксически- ишемического генеза;

oНаличие судорог в анамнезе;

oЖалоб на задержку психомоторного развития

oНаличие неврологической симптоматики в медицинской документации

2.2 Физикальное обследование

Рекомендовано проводить осмотр пациента совместно со специалистом неврологом

(подробнее Приложение Г1).

Комментарии: проводится объективный клинический осмотр: определение общего состояния, физического развития, объективный осмотр по всем органам и системам.

Проводится оценка неврологического статуса ребенка первого года жизни с учетом возрастной периодизации: положения тела, позы, состояния родничков,

10

выраженности рефлексов новорожденных, спонтанной и стимулированной двигательной активности, изменений мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, наличия патологических рефлексов, тремора, клонусов, очаговой симптоматики [1,2,3,6].

Оценивается психомоторное развитие, когнитивное развитие ребенка с учетом фактического и корригированного возраста (график нервно-психического обследования младенца ГНОМ, шкалы развития младенца Bayley) [1,2,3,6].

Ранняя диагностика формирующегося детского церебрального паралича может и должна проводится на первом году жизни ребенка: при своевременном выявлении у него задержки моторного и психо-речевого развития, нарушений мышечного тонуса, повышении сухожильных рефлексов, несвоевременной редукции безусловных рефлексов и задержке формирования установочных реакций [6,7,18].

2.3Лабораторная диагностика

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Рекомендуется проведение клинического анализа крови [1,2,3,4,6].

Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,

гипоксия плода, недоношенность в анамнезе) выявляют анемию, изменения лейкоцитарной формулы. Анализ необходим для принятия решения о возможности проведения восстановительного лечения.

Рекомендуется проведение клинического анализа мочи [1-6]

Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,

гипоксия плода, недоношенность в анамнезе) могут выявлять протеинурию,

лейкоцитурию, бактериурию. Анализ необходим для принятия решения о возможности проведения восстановительного лечения [6].

2.4Инструментальная диагностика

Рекомендуется проведение нейросонографии: эхографическая визуализация головного мозга у детей первого года жизни позволяет оценить структуру мозга и ее отклонения,

размеры ликворных пространств (желудочков мозга, межполушарной щели,

субарахноидального пространства), состояние сосудистых сплетений, наличие кист,

лейкомаляции, пороков развития мозга [1-6].

Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,

гипоксия плода, недоношенность в анамнезе), перинатальным поражением центральной нервной системы в анамнезе, с последствиями перинатального

11

поражения центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами часто выявляются отклонения: асимметрия структуры, расширение ликворных пространств, участки гиперэхогенности, др. Метод является скринирующим для выявления структурной патологии головного мозга. Необходимо использование метода по показаниям в динамике на протяжении первого года жизни.

Рекомендовано проведение допплерометрии сосудов головного мозга ребенка [6].

Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,

гипоксия плода, недоношенность в анамнезе), перинатальным поражением центральной нервной системы в анамнезе, с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами выявляются изменения скорости кровотока по передней мозговой артерии, вене Галена. Полученные данные позволяют обоснованно назначить лечение.

Рекомендовано проведение электроэнцефалографии [6].

Комментарии: у пациентов с перинатальным поражением центральной нервной системы в анамнезе, с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами выявляются пароксизмальные изменения биоэлектрической активности головного мозга на фоне задержки созревания корковой ритмики.

Рекомендуется проведение магнитно-резонансной томографии головного мозга.

Комментарии: у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами проводится редко

при наличии в клинической картине тяжелых неврологических симптомокомплексов,

при подозрении на порок развития мозга.

Рекомендуется проведение компьютерной томографии головного мозга, черепа.

Комментарии: у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами проводится при подозрении на внутричерепное кровоизлияние, при травме.

Рекомендуется исследование офтальмологом глазного дна у ребенка первого года жизни.

Комментарии: у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами возможно выявление признаков внутричерепной гипертензии, врожденной атрофии зрительного

12

нерва, для проведения дифференциальной диагностики наследственных болезней обмена веществ.

Рекомендуется проведение отоакуcтической эмиссии

Комментарии: проводится у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами при подозрении на тугоухость [6].

2.5Медико-генетическое консультирование

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Медико-генетическое консультирование проводится пациентам с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами [1-6].

Комментарии: проводится кариотипирование, молекулярно-генетическое исследование, ТМС для проведения дифференциальной диагностики синдромальной патологи, наследственных болезней обмена веществ.

2.6Иная диагностика

Консультации специалистов проводятся по показаниям.

Консультация нейроортопеда с целью ортезирования для профилактики контрактур.

2.7Дифференциальная диагностика.

Дифференциальный диагноз проводится с состояниями, развившимися в результате внутричерепного кровоизлияния травматического генеза, родовой травмы, дисметаболических, токсико-метаболических нарушений функции ЦНС, перинатальных инфекционных заболеваний.

Дифференциальный диагноз проводится с наследственными генетическими синдромами.

3.Лечение

3.1 Консервативное лечение

Рекомендовано проведение терапии сосудистыми препаратами.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: сосудистые препараты назначаются с целью улучшения мозгового кровообращения и клеточного метаболизма:

o Винпоцетинж,вк (Код ATX: N06BX18) в возрастной дозировке (2,5 - 3 мг/сут длительностью не менее 1 месяца);

13

oНицерголин (Код ATX: C04AE02) до 5 мг/сут, курс 1 мес

Рекомендовано проведение диуретической терапии

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: назначается с целью снижения внутричерепного и внутриглазного давления

o Ацетазоламидж,вк (код АТХ: S01EC01) по схеме (3:1) 6,5 – 12,5 мг/сут, 1 мес;

oГлицерол (Код АТХ: A06AX01)30-50% по 1 ч. л. 3 раза в сутки, курс 3-6 мес.

Рекомендовано проведение метаболической терапии

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: применяется с целью дотации ионов калия

oКалия и магния аспарагинатж,вк (код ATX: B05XA30) по схеме (3:1) 0,25 х 1 раз в сутки, курс лечения в комплексе с ацетазоламидом ж,вк

Рекомендовано проведение ноотропной терапии

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: ноотропная терапия проводится с целью улучшения высших функций головного мозга, устойчивости при различных стрессовых воздействиях

o Полипептиды коры головного мозга скотаж (код ATX: N06BX) 5-10 мг внутримышечно в количестве 10 инъекций

o Холин ацельфосфат (код ATX: N07AX02) – по 250 мг в сутки, на курс 10

инъекций внутримышечно;

o Гопантеновая кислота (ГАМК) (код ATX: N06BX) до 12,5 мг/сут курсом не менее 2 месяцев,

o Метионил-глутамил-гистидил-фенилаланил-пролил-глицил-пролинж (Код АТХ - N06BX) эндоназально или внутрь по 2 кап 2 раза в день по 10 дней в месяц,

курсы повторять ежемесячно в течение 3 месяцев.

o Ацетиламиноянтарная кислота (код ATX: N06BX) до 5 мл 1 раз в день по трапецивидной схеме (постепенное увеличение дозы от 1 мл до 5мл, далее длительный прием по 5 мл, далее постепенное снижение дозы от 5 мл до 1 мл) не менее 8 недель

o Магне В6 (Магния лактата дигидрат - 470 мг + Пиридоксина гидрохлорид - 5 мг) (код ATX: A12CC30) в растворе 2-5 мл 2 раза в день после еды курс 3-6 недель

14

3.2Хирургическое лечение

Проводится по показаниям в специализированных учреждениях.

4.Реабилитация

Комплекс реабилитационных мероприятий разрабатывается индивидуально и включает физические факторы:

oмассаж;

oгимнастика;

oкинезитерапия;

oлечение «положением» (укладки, туторы, «воротники» и другие);

o терапия по Войту (физиотерапевтический метод лечения пациентов с патологиями моторных функций - рефлекторная локомоция); гидротерапия (методы подбираются индивидуально);

oсухая иммерсия (эффект невесомости);

o лечебно-реабилитационная кроватка «Сатурн» (эффект невесомости + вибромассаж);

oфизиотерапевтические методы (переменное магнитное поле, синусоидальные модулированные токи, электрофорез, парафинотерапия, лазеротерапия, свет - и

цветотерапия и другие);

Вкомплекс реабилитации входит психолого-педагогическая коррекция и психоэстетотерапия (коррекционная (кондуктивная) педагогика, психотерапевтическая коррекция в диаде «мать-дитя», музыкотерапия, тактильно-кинетическая стимуляция и другое).

Комплексное восстановительное лечение пациента с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами должно начинаться в максимально ранние сроки после компенсации процесса, что в большинстве случаев позволяет предотвратить формирование детского церебрального паралича, особенно его тяжелых форм, существенно снизить риск развития осложнений ДЦП и степени инвалидизации больного [5,6,15,23,24].

5.Профилактика и диспансерное наблюдение

5.1Профилактика

Профилактика развития тяжелых гестозов, хронической и острой гипоксии плода, невынашивания.

5.2Ведение пациентов

Педиатр осматривает ребенка ежемесячно в течение 2 лет.

15

Невролог осматривает ребенка на 1 месяце жизни на дому, далее каждые 3 месяца на первом году жизни и каждые 6 месяцев на втором году жизни ребенка.

Окулист - в 1 месяц и в 1 год жизни, далее – по показаниям. ЛОР-врач – в 1, 4, 6, 12 месяцев жизни, далее – по показаниям.

Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц жизни или после выписки из стационара второго этапа выхаживания.

Нейросонография проводится 1 раз в год, общий анализ крови – 2 раза в год, общий анализ мочи – 1 раз в год, биохимический анализ крови (содержание билирубина, глюкозы, кальция, активность щелочной фосфатазы) – по показаниям.

Сроки реабилитации зависят от степени тяжести и выраженности клинических проявлений поражения ЦНС:

oлегкая степень – до 2 лет

oсредняя степень – до 3 лет;

oтяжелая степень – до 18 лет.

Иммунопрофилактика

Согласно приказу № 229 МЗ РФ от2002 г., неврологические состояния – не противопоказание для вакцинации. Иммунизацию проводят по индивидуальному графику в соответствии с календарем прививок. Если педиатру неясен характер изменений ЦНС, он направляет ребенка к неврологу для уточнения активности процесса, после чего принимает решение о проведении вакцинации.

6.Дополнительная информация, влияющая на течение и исход заболевания/синдрома

6.1Исходы и прогноз последствий перинатального поражения центральной

нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами.

Прогноз для жизни благоприятный.

Вструктуре детской инвалидности поражения нервной системы составляют около 50 %, при этом 70–80 % случаев приходится на перинатальные поражения.

Прогноз для здоровья - при формировании детского церебрального паралича зависит от времени начала реабилитации, этапности, преемственности между этапами, мультидисциплинарного подхода, повторных курсов реабилитации по показаниям. Адекватная реабилитация позволяет снизить тяжесть неврологического дефицита, социализировать ребенка в соответствии с его уровнем психического развития и моторных навыков. [9- 14,17,21]

16

Критерии оценки качества медицинской помощи

Таблица 1 - Организационно-технические условия оказания медицинской помощи.

 

 

3+ class="tr17 td78">

Вид медицинской

 

 

4+ class="tr17 td81">

Специализированная медицинская помощь

 

 

3+ class="tr20 td83">

помощи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr22 td93">

 

 

 

2+ class="tr22 td96">

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr1 td100">

Условия оказания

 

 

3+ class="tr1 td101">

Стационарно / в дневном стационаре

 

 

 

4+ class="tr24 td102">

медицинской помощи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr10 td100">

Форма оказания

 

 

2+ class="tr10 td105">

Плановая

 

 

 

 

4+ class="tr13 td106">

медицинской помощи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr26 td107">

 

3+ class="tr26 td108">

 

 

 

 

 

 

8+ class="tr27 td110">

Таблица 2 - Критерии качества оказания медицинской помощи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий

 

 

 

 

 

Уровень

Уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

достоверности

убедительности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

доказательств

.2+ class="tr13 td115">

рекомендаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

2+ class="tr1 td83">

Рекомендуется

3+ class="tr1 td128">

проведение

неоднократных

С

1

 

 

 

 

курсов

3+ class="tr10 td129">

реабилитации

с

использованием

 

 

 

 

 

 

6+ class="tr10 td130">

физических факторов, в том числе кинезитерпии

 

 

 

 

2.

 

2+ class="tr5 td83">

Рекомендуется

 

 

 

использование

С

1

 

 

 

 

4+ class="tr1 td131">

мультидисциплинарного

2+ class="tr1 td132">

подхода с участием

 

 

 

 

 

 

6+ class="tr10 td133">

невролога, офтальмолога, педагога-психолога,

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr10 td134">

нейроортопеда, диетолога

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Конова С.Р. и др. Разноуровневая система оказания комплексной реабилитационной помощи детям с хронической патологией и детям-инвалидам. Методические рекомендации М.: НЦЗД РАМН. 2012. 29 с.

2.Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации как фактор национальной безопасности. Пути решения существующих проблем. Справочник педиатра. 2006; 3: 9-14.

3.Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Волынец Г.В., Ильин А.Г., Конова С.Р. и др. Определение ограничений жизнедеятельности в категории «Способность к общению» («Общение») у детей разного возраста на основе международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. М.: ПедиатрЪ. 2013. 64 -

96с.

4.Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада -Х. 2001. 640 с.

5.Барашнев Ю.И. Особенности здоровья детей, родившихся с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Рос. вестн. перинатол. и педиатр. 204; 49(5): 12

17

6.Бомбардирова Е.П., Яцык Г.В., Зайнитдинова Р.С. Немедикаментозные методы восстановительного лечения детей с перинатальным поражением нервной системы. Рос.

педиатр. ж. 2011; 3:55-56.

7.Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. Под ред. Г.В. Яцык. М. ПедиатрЪ 2012.156с.

8.Кешишян Е.С., Сахарова Е.С. Психомоторное развитие как критерий неврологического развития здоровья недоношенного ребенка. Леч.врач.2004; 5: 21-57.

9.Классификация перинатальных поражений нервной системы и их последствий у детей первого года жизни. Методические рекомендации. М ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава». 2007.88

с.

10.Митиш М.Д. Отдаленные последствия перинатальных поражений мозга у детей.

Автореферат дисс. докт. мед. наук. М.2004 25с.

11.Неонатология. Под ред. Т.Л.Гомеллог, М.Д. Каннигам. Пер. с англ. М.: Медицина 1995.

640с.

12.Неонатология: национальное руководство. Под ред. Н.И. Володина. М.: ГЭОТАР-

Медиа. 2007. 848с.

13.Пальчик А.Б., Фёдорова Л.А., Понятишин А.Е. Неврология недоношенных детей. М.:

Медпресс. 2011. 352 с.

14.Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. СПб.: Питер.2000. 224с.

15.Педиатрия. Под ред Дж Грефе. М.: Практика.1997. 912 с.

16.Принципы этапного выхаживания недоношенных детей. Под ред. чл.-корр. РАМН,

проф. Л.С. Намазовой-Барановой. М. 2013. с.172-204

17.Пшениснов К.В. Диагностика и интенсивная терапия полиорганной недостаточности у новорожденных, нуждающихся в межгоспитальной транспортировке. Автореф. дисс. канд.

мед. наук. СПб, 2009.24 c.

18.Руководство по педиатрии. Неонатология. Под редакцией Г.В. Яцык, Г.А. Самсыгиной.

М.:Династия. 2006. 464 с.

19.Современные медико-социальные проблемы неонатологии. Под ред. А.А. Баранова,

Г.В. Яцык. М.2015. ПедиатрЪ. С 225-301

20.Шабалов Н.П. Асфиксия новорожденных. М.: Медицина. 1990. 310 с.

21.Шабалов Н.П. Неонатология. М.: Мед-пресс-информ. 2004.Т.1.608 с.

22.Шилко В.И., Зеленцова В.Л., Попова Н.П. Опыт реабилитации недоношенных детей с перинатальным поражением мозга. Росс. вестн. перинатолог. и педиатр. 2003;2:43-47.

18

23.Шмаков А.Н., Конхно В.Н. Критические состояния новорожденных (технология дистанционного консультирования и эвакуации). Новосибирск: Коста.2009.165 с.

24.Яцык Г.В. Выхаживание глубоконедоношенных детей. Медицинская газета. №66. 26 августа 2005 г. (электронная версия).

25.Яцык Г.В., Бомбардирова Е.П. Избранные лекции по педиатрии. Под редакцией А.А. Баранова, Р.Р. Шилаева, Б.С. Каганова. М.: Династия. 2005 .С.57-67.

19

Приложение А1. Состав рабочей группы:

Баранов А.А., акад. РАН, профессор, д.м.н., Председатель Исполкома Союза педиатров

России.

Намазова-Баранова Л.С., акад. РАН, профессор, д.м.н., заместитель Председателя Исполкома Союза педиатров России.

Володин Н.Н., акад. РАН, профессор, д.м.н.

Яцык Г.В., профессор, д.м.н., член Союза педиатров России Мамедьяров А.М., к.м.н., член Союза педиатров России Турти Т.В., д.м.н., член Союза педиатров России Беляева И.А., д.м.н, член Союза педиатров России Зимина Е.П., к.м.н., член Союза педиатров России Сергиенко Н.С., к.м.н., член Союза педиатров России Вишнева Е.А., к.м.н., член Союза педиатров России Бакович Е.А., к.м.н., член Союза педиатров России Зокирова З.Ф., к.м.н., член Союза педиатров России Черников В.В., к.м.н., член Союза педиатров России Блохина А.И., член Союза педиатров России Митиш М.Д., д.м.н., член Союза педиатров России Мигали А.В., к.м.н., член Союза педиатров России

Авторы подтверждают отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, который необходимо обнародовать.

20

Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций

Целевая аудитория данных клинических рекомендаций:

1.Врачи-педиатры, врачи-неонатологи;

2.Детские неврологи;

3.Детские нейроортопеды;

4.Врачи лучевой диагностики;

5.Врачи функциональной диагностики;

6.Врачи общей практики (семейные врачи);

7.Студенты медицинских ВУЗов;

8.Обучающиеся в ординатуре и интернатуре.

Методы, используемые для сбора/селекции доказательств: поиск в электронных базах

данных.

Описание методов, использованных для оценки качества и силы доказательств:

доказательной базой для рекомендаций являются публикации, вошедшие в Кохрейновскую

библиотеку, базы данных EMBASE, MEDLINE и PubMed. Глубина поиска - 5 лет.

Методы, использованные для оценки качества и силы доказательств:

консенсус экспертов;

оценка значимости в соответствии с рейтинговой схемой.

Методы, использованные для анализа доказательств:

обзоры опубликованных мета-анализов;

систематические обзоры с таблицами доказательств.

Описание методов, использованных для анализа доказательств

При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств, использованная в каждом исследовании методология изучается для того, чтобы убедиться в ее валидности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваиваемый публикации, что в свою очередь, влияет на силу рекомендаций.

Для минимизации потенциальных ошибок каждое исследование оценивалось независимо. Любые различия в оценках обсуждались всей группой авторов в полном составе. При невозможности достижения консенсуса привлекался независимый эксперт.

Таблицы доказательств: заполнялись авторами клинических рекомендаций.

Методы, использованные для формулирования рекомендаций: консенсус экспертов.

Индикаторы доброкачественной практики (Good Practice Points – GPPs)

21

Рекомендуемая доброкачественная практика базируется на клиническом опыте авторов разработанных рекомендаций.

Экономический анализ

Анализ стоимости не проводился и публикации по фармакоэкономике не анализировались.

Метод валидации рекомендаций

Внешняя экспертная оценка.

Внутренняя экспертная оценка.

Описание метода валидации рекомендаций

Настоящие рекомендации в предварительной версии были рецензированы независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать, насколько доступна для понимания интерпретация доказательств, лежащая в основе рекомендаций.

От врачей первичного звена получены комментарии в отношении доходчивости изложения данных рекомендаций, а также их оценка важности предлагаемых рекомендаций, как инструмента повседневной практики.

Все комментарии, полученные от экспертов, тщательно систематизировались и обсуждались членами рабочей группы (авторами рекомендаций). Каждый пункт обсуждался в отдельности.

Консультация и экспертная оценка

Проект рекомендаций был рецензирован независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать доходчивость и точность интерпретации доказательной базы, лежащей в основе рекомендаций.

Рабочая группа

Для окончательной редакции и контроля качества рекомендации были повторно проанализированы членами рабочей группы, которые пришли к заключению, что все замечания и комментарии экспертов приняты во внимание, риск систематических ошибок при разработке рекомендаций сведен к минимуму.

Основные рекомендации

Сила рекомендаций (1-2) на основании соответствующих уровней доказательств (А-С) и индикаторы доброкачественной практики (табл. 1) – good practice points (GPPs) приводятся при изложении текста рекомендаций.

Таблица П1- Схема для оценки уровня рекомендаций

22

Степень

 

 

2+ class="tr2 td138">

Соотношени

 

3+ class="tr2 td140">

Методологическое

качество

 

2+ class="tr2 td143">

Пояснения

по

достоверности

 

е

риска

и

4+ class="tr5 td105">

имеющихся доказательств

 

3+ class="tr5 td150">

применению

 

рекомендаций

 

2+ class="tr5 td154">

преимуществ

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr5 td161">

рекомендаций

 

 

 

Польза

 

 

2+ class="tr16 td164">

Надежные

 

 

 

2+ class="tr16 td73">

Сильная

 

Сильная

 

2+ class="tr16 td166">

отчетливо

 

3+ class="tr16 td167">

непротиворечивые

2+ class="tr16 td168">

доказательства,

4+ class="tr16 td33">

рекомендация, которая

рекомендация,

 

2+ class="tr16 td166">

превалирует

над

5+ class="tr16 td169">

основанные на хорошо выполненных

может

3+ class="tr16 td35">

использоваться

основанная

на

3+ class="tr4 td170">

рисками и затратами,

РКИ

или

3+ class="tr4 td172">

неопровержимые

в

3+ class="tr4 td35">

большинстве

доказательствах

 

2+ class="tr16 td166">

либо наоборот

 

2+ class="tr16 td173">

доказательства,

3+ class="tr16 td172">

представленные в

случаев

 

 

у

высокого качества

 

 

 

 

4+ class="tr16 td105">

какой-либо другой форме.

 

4+ class="tr16 td33">

преимущественного

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr16 td164">

Дальнейшие

2+ class="tr16 td168">

исследования

2+ class="tr16 td164">

количества

2+ class="tr16 td176">

пациентов

 

 

 

 

 

5+ class="tr4 td169">

вряд ли изменят нашу уверенность в

без

3+ class="tr4 td35">

каких-либо

 

 

 

 

 

5+ class="tr16 td169">

оценке соотношения пользы и риска.

2+ class="tr16 td164">

изменений

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr5 td164">

исключений

 

 

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr16 td178">

 

 

2+ class="tr16 td180">

 

 

 

 

Польза

 

 

4+ class="tr8 td181">

Доказательства, основанные

 

2+ class="tr8 td73">

Сильная

 

Сильная

 

2+ class="tr4 td166">

отчетливо

 

5+ class="tr4 td169">

на результатах РКИ, выполненных с

3+ class="tr4 td150">

рекомендация,

 

рекомендация,

 

2+ class="tr16 td166">

превалирует

над

2+ class="tr16 td173">

некоторыми

 

2+ class="tr16 td168">

ограничениями

2+ class="tr16 td164">

применение

2+ class="tr16 td176">

которой

основанная

на

3+ class="tr16 td170">

рисками и затратами,

3+ class="tr16 td167">

(противоречивые

2+ class="tr16 td168">

результаты,

2+ class="tr16 td164">

возможно

 

в

доказательствах

 

2+ class="tr16 td166">

либо наоборот

 

3+ class="tr16 td167">

методологические

 

ошибки,

4+ class="tr16 td33">

большинстве случаев

умеренного качества

 

 

 

 

5+ class="tr4 td169">

косвенные или случайные и т.п.),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr16 td169">

либо других веских основаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr16 td169">

Дальнейшие исследования (если они

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr4 td173">

проводятся),

2+ class="tr4 td182">

вероятно,

окажут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr16 td169">

влияние на нашу уверенность в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr16 td169">

оценке соотношения пользы и риска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr1 td167">

и могут изменить ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr25 td178">

 

 

3+ class="tr25 td183">

 

 

 

Польза,

 

 

4+ class="tr8 td181">

Доказательства, основанные

 

3+ class="tr8 td35">

Относительно

Сильная

 

2+ class="tr16 td166">

вероятно,

будет

3+ class="tr16 td167">

на обсервационных

2+ class="tr16 td168">

исследованиях,

2+ class="tr16 td164">

сильная

 

 

рекомендация,

 

2+ class="tr4 td166">

превалировать

над

2+ class="tr4 td173">

бессистемном

3+ class="tr4 td172">

клиническом опыте,

4+ class="tr4 td33">

рекомендация, которая

основанная

на

2+ class="tr16 td166">

возможными

 

5+ class="tr16 td169">

результатах РКИ, выполненных с

4+ class="tr16 td33">

может быть изменена

доказательствах

 

3+ class="tr16 td170">

рисками и затратами,

3+ class="tr16 td167">

существенными

2+ class="tr16 td168">

недостатками.

при

 

2+ class="tr16 td176">

получении

низкого качества

 

2+ class="tr4 td166">

либо наоборот

 

Любая

2+ class="tr4 td164">

оценка

 

эффекта

4+ class="tr4 td33">

доказательств более

 

 

 

 

 

5+ class="tr5 td169">

расценивается как неопределенная.

3+ class="tr5 td150">

высокого качества

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr8 td184">

 

2+ class="tr8 td185">

 

 

2+ class="tr8 td180">

 

 

 

 

Польза

 

 

2+ class="tr8 td164">

Надежные

2+ class="tr8 td168">

доказательства,

 

2+ class="tr8 td73">

Слабая

 

Слабая

 

2+ class="tr4 td166">

сопоставима

с

5+ class="tr4 td169">

основанные на хорошо выполненных

3+ class="tr4 td150">

рекомендация.

 

рекомендация,

 

2+ class="tr16 td166">

возможными

 

5+ class="tr16 td169">

РКИ или подтвержденные другими

 

2+ class="tr16 td73">

Выбор

 

основанная

на

3+ class="tr4 td170">

рисками и затратами

5+ class="tr4 td169">

неопровержимыми данными.

2+ class="tr4 td164">

наилучшей

2+ class="tr4 td176">

тактики

доказательствах

 

 

 

 

 

2+ class="tr16 td164">

Дальнейшие

2+ class="tr16 td168">

исследования

будет

2+ class="tr16 td73">

зависеть

от

высокого качества

 

 

 

 

5+ class="tr16 td169">

вряд ли изменят нашу уверенность в

4+ class="tr16 td33">

клинической ситуации

 

 

 

 

 

5+ class="tr16 td169">

оценке соотношения пользы и риска.

3+ class="tr16 td150">

(обстоятельств),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr4 td164">

пациента

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr16 td164">

социальных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr5 td150">

предпочтений.

 

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr16 td178">

 

 

2+ class="tr16 td180">

 

 

 

 

Польза

 

 

4+ class="tr8 td181">

Доказательства, основанные

 

2+ class="tr8 td73">

Слабая

 

Слабая

 

2+ class="tr16 td166">

сопоставима

с

5+ class="tr16 td169">

на результатах РКИ, выполненных с

3+ class="tr16 td150">

рекомендация.

 

рекомендация,

 

2+ class="tr4 td166">

рисками

и

3+ class="tr4 td167">

существенными

2+ class="tr4 td168">

ограничениями

 

3+ class="tr4 td35">

Альтернативн

основанная

на

2+ class="tr16 td166">

осложнениями,

 

3+ class="tr16 td167">

(противоречивые

2+ class="tr16 td168">

результаты,

ая

2+ class="tr16 td73">

тактика

в

доказательствах

 

3+ class="tr4 td170">

однако в этой оценке

3+ class="tr4 td167">

методологические

 

дефекты,

3+ class="tr4 td150">

определенных

 

умеренного качества

 

есть

 

 

5+ class="tr16 td169">

косвенные или случайные), или

2+ class="tr16 td164">

ситуациях

2+ class="tr16 td176">

может

 

 

3+ class="tr16 td170">

неопределенность.

2+ class="tr16 td173">

сильные

 

2+ class="tr16 td168">

доказательства,

4+ class="tr16 td33">

явиться для некоторых

 

 

 

 

 

5+ class="tr16 td169">

представленные в какой-либо другой

2+ class="tr16 td164">

пациентов

2+ class="tr16 td176">

лучшим

 

 

 

 

 

форме.

.2+2+ class="tr11 td164">

Дальнейшие

.2+2+ class="tr11 td168">

исследования

2+ class="tr1 td164">

выбором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr4 td169">

(если они проводятся), скорее всего,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

окажут

2+ class="tr4 td164">

влияние

на

нашу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr16 td173">

уверенность в

3+ class="tr16 td172">

оценке соотношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr4 td186">

пользы и риска и могут изменить ее.

 

 

 

 

23

 

 

2+ class="tr8 td13">

Неоднозначн

 

 

4+ class="tr8 td16">

Доказательства, основанные

Очень

слабая

Слабая

 

ость

в

оценке

на

3+ class="tr6 td25">

обсервационных

2+ class="tr6 td26">

исследованиях,

рекомендация;

 

рекомендация,

 

3+ class="tr4 td29">

соотношения пользы,

3+ class="tr4 td30">

бессистемного

2+ class="tr4 td31">

клинического

опыта

альтернативные

 

основанная

на

рисков

 

и

или

2+ class="tr5 td33">

РКИ

с

2+ class="tr5 td26">

существенными

подходы могут

быть

доказательствах

 

2+ class="tr4 td35">

осложнений;

польза

3+ class="tr4 td30">

недостатками.

2+ class="tr4 td31">

Любая

оценка

использованы

в

низкого качества

 

может

 

быть

2+ class="tr4 td36">

эффекта

3+ class="tr4 td37">

расценивается

как

равной степени.

 

 

 

2+ class="tr4 td35">

сопоставима

с

4+ class="tr4 td37">

неопределенная.

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr5 td35">

возможными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr4 td35">

рисками

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr5 td42">

осложнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

*В таблице цифровое значение соответствует силе рекомендаций, буквенное - соответствует уровню доказательности

Актуализация данных клинических рекомендаций будет проводиться не реже, чем один раз в три года. Принятие решения об обновлении будет принято на основании предложений, представленных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями с учётом результатов комплексной оценки лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также результатов клинической апробации.

24

Приложение А3. Связанные документы

Порядки оказания медицинской помощи: Приказ Министерства здравоохранения и

социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. N 366н "Об утверждении Порядка оказания

педиатрической помощи"

25

Приложение Б. Алгоритм ведения пациента

Пациент с ПП ЦНС

Диагностика и оценка

неврологического статуса

Есть показания к

НЕТ

консервативной

 

медикаментозной терапии?

 

ДА

Консервативная терапия

ДА

Реабилитация

Диспансерное наблюдение

НЕТ

Есть ухудшение состояния?

26

Приложение В. Информация для пациентов

Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами – заболевание являющееся исходом перинатального поражения центральной нервной системы гипоксически-ишемического генеза (Церебральная ишемия P91.0, Внутричерепное нетравматическое кровоизлияние у плода и новорожденного II, III степени P52, Перивентрикулярные кисты (приобретенные) у новорожденного P91.1, Церебральная лейкомаляция у новорожденного P91.2, др.) вследствие нейронального некроза и отсроченной запрограммированной гибели нейронов (апоптоза).

Унедоношенных детей, родившихся с ЭНМТ, ОНМТ, на протяжении первых 6 месяцев жизни часто отмечается период «мнимого благополучия». Для детей, родившихся доношенными, недоношенными с низкой массой тела характерным является постепенное развитие стойких двигательных нарушений. Неврологические симптомы проявляются по мере созревания нервной системы ребенка.

Апоптоз (отсроченная запрограммированная гибель нейронов) может быть обратима, потому у врача появляется время для предотвращения гибели нейрона – так называемое «терапевтическое окно».

Прогноз зависит от тяжести поражения центральной нервной системы, эффективности проводимого лечения.

Проведение раннего, этапного восстановительного лечения/реабилитации определяет более благоприятный прогноз и улучшает качество жизни детей, в некоторых случаях предотвращая их инвалидизацию.

27

Приложение Г1. Алгоритм диагностики пациента с последствиями

перинатального поражения центральной нервной системы с

гидроцефальным и гипертензионным синдромами

2+ class="tr11 td53">

Акушерский анамнез

 

3+ class="tr11 td55">

Физикальный

 

Инструмен-

 

Консультация

Анамнез

болезни

 

осмотр

 

педиатра,

 

тальные

 

специалистов

периода

 

 

2+ class="tr1 td68">

невролога

 

 

методы

 

 

2+ class="tr12 td69">

новорожденности

 

 

 

 

 

диагностики

 

 

Сбор анамнеза с

 

 

3+ class="tr13 td75">

Оценка положения тела,

 

НСГ

 

Офтальмолог

2+ class="tr4 td76">

выяснением наличия

 

позы,

 

состояния

 

Допплерометрия

 

Нейроортопед

хронической

 

 

2+ class="tr5 td68">

родничков,

 

 

Допплерография

 

Педагог-психолог

2+ class="tr4 td76">

внутриутробной гипоксии

 

3+ class="tr4 td75">

выраженности рефлексов

 

ЭЭГ с

 

Врач-ЛФК

2+ class="tr5 td76">

плода, гестоза, асфиксии

 

3+ class="tr5 td75">

новорожденных,

 

видеомониторин

 

Физиотерапевт

при рождении,

 

 

2+ class="tr4 td68">

спонтанной

и

 

гом

 

 

2+ class="tr4 td76">

перинатального поражения

 

3+ class="tr4 td75">

стимулированной

 

МРТ головного

 

 

2+ class="tr5 td76">

центральной нервной

 

2+ class="tr5 td68">

двигательной

 

 

Мозга

 

 

2+ class="tr4 td76">

системы гипоксически-

 

2+ class="tr4 td68">

активности,

изменений

 

КТ головного

 

 

2+ class="tr4 td76">

ишемического генеза

 

2+ class="tr4 td68">

мышечного

тонуса,

 

мозга

 

 

 

 

 

3+ class="tr5 td75">

сухожильных рефлексов,

 

 

 

 

 

 

 

наличия

2+ class="tr4 td77">

патологических

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr4 td68">

рефлексов,

тремора,

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr4 td75">

клонусов, дистонических

 

 

 

 

 

 

 

атак,

 

очаговой

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr4 td75">

симптоматики.

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr5 td68">

Оценивается

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr4 td75">

психомоторное развитие,

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr4 td68">

когнитивное

развитие

 

 

 

 

 

 

 

ребенка

с

учетом

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr4 td68">

фактического

и

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr4 td75">

корригированного

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr5 td75">

возраста (график нервно-

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr4 td68">

психического

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr4 td68">

обследования

младенца

 

 

 

 

 

 

 

ГНОМ,

2+ class="tr4 td77">

шкалы развития

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr6 td81">

младенца Bayley)

 

 

 

 

28

Приложение Г2. Расшифровка примечаний.

ж лекарственный препарат, входящий в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год (Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р)

вк лекарственный препарат, входящий в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р)

29