Клинические рекомендации
Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипотонуса
МКБ 10: P91.0/ P91.1/ P91.2/ P91.5/ P91.8/ P52/ G81.0/ G82.0/ G82.3
Год утверждения (частота пересмотра): 2016 (пересмотр каждые 3 года) Профессиональные ассоциации:
∙Союз педиатров России
ID:
URL:
Утверждены |
| 2+ class="tr0 td2"> Согласованы |
| |
|
| Научным | советом | Министерства |
Союзом педиатров России |
| Здравоохранения | Российской | Федерации |
|
| 2+ class="tr1 td2"> __ __________201_ г. |
| |
|
|
|
|
|
|
| Оглавление |
|
3+ class="tr1 td4"> Ключевые слова ............................................................................................................................... | 4 | ||
3+ class="tr2 td4"> Список сокращений ......................................................................................................................... | 5 | ||
3+ class="tr2 td4"> Термины и определения................................................................................................................... | 6 | ||
1. | 2+ class="tr3 td5"> Краткая информация.................................................................................................................... | 7 | |
| 1.1 | Определение............................................................................................................................ | 7 |
| 1.2 | Этиология и патогенез ............................................................................................................ | 7 |
| 1.3 | Эпидемиология........................................................................................................................ | 9 |
| 1.4 | Кодирование по | 9 |
| 1.5 | Примеры диагнозов................................................................................................................. | 9 |
| 1.6 | Классификация...................................................................................................................... | 10 |
| 2+ class="tr3 td5"> P94.2 Врожденный гипотонус Синдром неспецифической вялости ребенка .......................... | 10 | |
2. | 2+ class="tr2 td5"> Диагностика............................................................................................................................... | 10 | |
| 2.1 | Жалобы и анамнез................................................................................................................. | 10 |
| 2.3 | Лабораторная диагностика ................................................................................................... | 11 |
| 2.4 | Инструментальная диагностика ........................................................................................... | 12 |
| 2+ class="tr2 td5"> 2.5. | 14 | |
| 2.6 | Дифференциальная диагностика. ......................................................................................... | 14 |
3. | 2+ class="tr2 td5"> Лечение....................................................................................................................................... | 14 | |
| 3.1 | Консервативное лечение....................................................................................................... | 14 |
4. | 2+ class="tr2 td5"> Реабилитация.............................................................................................................................. | 16 | |
5. | 2+ class="tr3 td5"> Профилактика и диспансерное наблюдение ............................................................................. | 16 | |
6. | 2+ class="tr2 td5"> Дополнительная информация, влияющая на течение и исход заболевания/синдрома ........... | 17 |
6.1Исходы и прогноз последствий перинатального поражения центральной нервной
2+ class="tr4 td4"> системы с синдромом мышечного гипертонуса. ....................................................................... | 17 | |
2+ class="tr1 td4"> Критерии оценки качества медицинской помощи........................................................................ | 18 | |
2+ class="tr3 td4"> Список литературы ........................................................................................................................ | 18 | |
Приложение А1. | Состав рабочей группы: .................................................................................... | 21 |
Приложение А2. | Методология разработки клинических рекомендаций..................................... | 22 |
Приложение А3. | Связанные документы ....................................................................................... | 26 |
2+ class="tr2 td4"> Приложение Б. Алгоритм ведения пациента ................................................................................ | 27 | |
2+ class="tr3 td4"> Приложение В. Информация для пациентов ................................................................................ | 28 |
Приложение Г1. Алгоритм диагностики пациента с Последствиями перинатального поражения
центральной нервной системы с мышечным гипотонусом.......................................................... | 29 |
2 |
|
Приложение Г2. Расшифровка примечаний................................................................................. | 30 |
3
Ключевые слова
oгипоксия
oнедоношенность
oцеребральная ишемия
oвнутричерепное кровоизлияние
oвнутрижелудочковое кровоизлияние
oмышечный гипотонус
oмышечная дистония
oзадержка моторного развития
oзадержка психомоторного развития
oгемипарез
oгемиплегия
oдиплегия
oтетрапарез
oтетраплегия
oатаксия
4
Список сокращений
ДЦП – детский церебральный паралич КТ – компьютерная томография КФК - креатинфосфокиназа МРТ —
НБО – наследственные болезни обмена веществ НМТ – низкая масса тела НСГ – нейросонография ОНМТ – очень низкая масса тела
УЗДГ – ультразвуковая допплерография УЗИ — ультразвуковое исследование ЩФ – щелочная фосфотаза ЭНМГ – электронейромиография ЭНМТ – экстремально низкая масса тела
5
Термины и определения
Экстремально низкая масса тела (ЭНМТ) – масса тела при рождении от 500 до 999
грамм
Очень низкая масса тела (ОНМТ) - масса тела при рождении от 1000 до 1499 грамм Низкая масса тела (НМТ) - масса тела при рождении от 1500 до 2499 грамм
6
1.Краткая информация
1.1Определение
Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с
синдромом мышечного гипотонуса - поражение головного мозга в определенный период его развития с последующим формированием патологического мышечного тонуса по гипотоническому типу.
Наиболее часто заболевание является исходом перинатального поражения центральной нервной системы
Унедоношенных детей, особенно родившихся с ЭНМТ, ОНМТ, мышечная гипотония регистрируется на протяжении первого полугодия жизни. В последующем мышечный тонус может измениться с формированием гипертонуса.
Также мышечная гипотония является симптомом
1.2Этиология и патогенез
Наиболее частыми причинами последствий перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) с синдромом мышечного гипотонуса являются перинатальные поражения центральной нервной системы
Гипоксия плода – неспецифическое проявление различных осложнений беременности и родов, прежде всего токсикозов беременных. Степень и выраженность токсикоза, его связь с экстрагенитальной патологией женщины (особенно с болезнями
7
сочетается с интранатальной асфиксией. Частота первичной асфиксии составляет 5%. Гипоксия и асфиксия сопровождаются комплексом
Воздействие гипоксии приводит к комплексу микроциркуляторных и метаболических расстройств, которые на тканевом уровне вызывают два основных повреждения: геморрагический инфаркт и развитие ишемии с последующей лейкомаляцией вещества мозга. Геморрагическому (особенно) и ишемическому поражению вещества мозга способствуют некоторые манипуляции в первые
Наиболее часто геморрагический инфаркт и ишемия развиваются у плодов и новорожденных в области перивентрикулярных сплетений – субэпендимально в сочетании с поражением вещества мозга. Кровоизлияние может происходить также в боковые желудочки мозга и в субарахноидальное пространство. Помимо описанных изменений, морфологическим субстратом гипоксии, как правило, является полнокровие мозга, его общий или локальный отек.
Впатогенезе
Унедоношенных детей повреждающее действие внутриутробной гипоксии потенцируется незрелостью сосудов головного мозга, дезадаптацией в интранатальном периоде.
В последние годы расшифрованы тонкие механизмы патогенеза гипоксически- ишемических поражений мозга. Установлена роль выброса
Установлено, что повреждающее воздействие различных факторов может реализоваться как в форме быстрой гибели клетки (нейрональный некроз), так и в форме отсроченной, замедленной гибели – апоптоз.
8
Последний механизм может быть обратимым, т.е. у врача появляется время для предотвращения гибели клетки – так называемое «терапевтическое окно». Установлено, что пострадавшие нейроны через межнейронные связи могут обусловить каскады патологических реакций, которые так же необходимо купировать, что обусловливает необходимость своевременного лечения и реабилитации детей с перинатальной патологией [4, 16, 19, 20, 22].
Повреждающее действие непрямого билирубина на структуры головного мозга при гемолитической болезни новорожденных приводит к развитию билирубиновой интоксикации, сопровождающейся в первой фазе глубоким угнетением ЦНС с нарастающей гипотонией.
Токсические поражения нервной системы у плода и новорожденных, возникающие при применении анестезии и анальгезирующих средств у матери во время беременности, родов и родоразрешении, прием матерью опиатов и транквилизаторов, потребление табака, алкоголя, наркотиков и других препаратов в перинатальном периоде, также сопровождается синдромом мышечного гипотонуса.
1.3Эпидемиология
По данным эпидемиологических исследований распространенность перинатального поражения центральной нервной системы по гипотоническому типу занимает 20% среди всей перинатальной патологии нервной системы.
1.4Кодирование по
P91.0 - Церебральная ишемия (до 42 недели постконцептуального возраста)
P91.1 - Перивентрикулярные кисты (приобретенные) у новорожденного (до 42 недели постконцептуального возраста)
P91.2 - Церебральная лейкомаляция у новорожденного (до 42 недели постконцептуального возраста)
P91.5 - Неонатальная кома
P91.8 - Другие уточненные нарушения со стороны мозга у новорожденного
P52 - Внутричерепное нетравматическое кровоизлияние у плода и новорожденного II,
IIIстепени (до 42 недели постконцептуального возраста)
P94.2 - Врожденный гипотонус. Синдром неспецифической вялости ребенка
G81.0 - Вялая гемиплегия
G82.0 - Вялая параплегия
G82.3 - Вялая тетраплегия
1.5Примеры диагнозов
oПоследствия перинатального поражения центральной нервной системы гипоксически-
ишемического генеза (Церебральная ишемия II степени). Синдром мышечного
9
гипотонуса. Задержка психомоторного развития. Недоношеннность 28 недель в анамнезе. Постконцептуальный возраст 32 недели.
o Вялая тетраплегия (G 82.3). (Перинатальная транзиторная постгипоксически- ишемическая энцефалопатия).
1.6Классификация
Классификация последствий перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни (Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины, 2005 г.) [8]:
2+ class="tr6 td8"> Этиология |
|
| и | Варианты | Основные |
| Исходы |
| |
4+ class="tr7 td17"> патогенетическая |
| клинического течения | нозологические |
|
|
| |||
основа |
|
|
|
|
| формы |
|
|
|
2+ class="tr8 td33"> Последствия |
|
|
| Перинатльное | G81.0 | Вялая | Неврологические |
| |
4+ class="tr6 td17"> перинатального |
| стойкое | гемиплегия |
| отклонения | не | |||
2+ class="tr9 td33"> поражения |
|
|
| постгипоксическое |
|
| компенсированы | к | |
2+ class="tr9 td33"> центральной | 3+ class="tr9 td35"> нервной | и/или | G82.0 | Вялая | 2+ class="tr9 td19"> первому году жизни. | ||||
2+ class="tr6 td33"> системы |
|
|
| постгеморрагическое | параплегия |
| Сохраняется |
| |
3+ class="tr9 td36"> гипоксически- |
|
| поражение ЦНС |
|
| тотальный | или | ||
3+ class="tr6 td36"> ишемического | 2+ class="tr6 td37"> генеза |
| G82.3 | Вялая | парциальный |
| |||
3+ class="tr9 td36"> (Церебральная |
|
|
| тетраплегия |
| неврологический |
| ||
ишемия |
|
|
|
|
|
| дефицит. |
| |
2+ class="tr6 td33"> степени) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
4+ class="tr9 td17"> Внутричерепное |
|
|
|
|
|
| |||
5+ class="tr6 td40"> нетравматическое |
|
|
|
|
| ||||
3+ class="tr9 td36"> кровоизлияние |
| у |
|
|
|
|
| ||
плода |
|
|
| и |
|
|
|
|
|
4+ class="tr6 td17"> новорожденного | II, |
|
|
|
|
| |||
3+ class="tr9 td36"> III степени) | 2+ class="tr9 td37"> (P91.0, |
|
|
|
|
| |||
P91.1, | 2+ class="tr6 td41"> P91.2, | 2+ class="tr6 td37"> P91.5, |
|
|
|
|
| ||
5+ class="tr9 td40"> P91.8, |
|
|
|
|
| ||||
P94.2 | 4+ class="tr9 td42"> Врожденный |
|
|
|
|
| |||
2+ class="tr6 td33"> гипотонус. | 3+ class="tr6 td35"> Синдром |
|
|
|
|
| |||
5+ class="tr9 td40"> неспецифической |
|
|
|
|
| ||||
4+ class="tr10 td17"> вялости ребенка |
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Диагностика
2.1Жалобы и анамнез
При сборе анамнеза и жалоб следует обратить внимание на наличие:
oТяжелых соматических болезней матери;
o
oВредные привычки родителей;
oГестоза в акушерском анамнезе;
oХронической гипоксии плода;
10
oАсфиксии при рождении;
oНедоношенности;
oПеринатального поражения центральной нервной системы
oНаличие судорог в анамнезе;
oЖалоб на задержку психомоторного развития;
oНаличие неврологической симптоматики в медицинской документации;
oСнижение устойчивости к активности
oГипермобильность и повышенная гибкость суставов
2.2Физикальное обследование (педиатр, невролог)
o Проводится объективный клинический осмотр: определение общего состояния, физического развития, объективный осмотр по всем органам и системам.
oПроводится оценка неврологического статуса ребенка первого года жизни с учетом возрастной периодизации: положения тела, позы, состояния родничков, выраженности рефлексов новорожденных, спонтанной и стимулированной двигательной активности,
изменений мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, наличия патологических
рефлексов, тремора, клонусов, очаговой симптоматики.
o Оценивается психомоторное развитие, когнитивное развитие ребенка с учетом фактического и корригированного возраста (график
2.3Лабораторная диагностика
(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)
∙Рекомендуется проведение клинического анализа крови.
Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,
гипоксия плода, недоношенность в анамнезе) выявляют анемию, изменения лейкоцитарной формулы. Анализ необходим для принятия решения о возможности проведения восстановительного лечения.
∙Рекомендуется проведение клинического анализа мочи.
Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,
гипоксия плода, недоношенность в анамнезе) могут выявлять протеинурию,
лейкоцитурию, бактериурию. Анализ необходим для принятия решения о возможности проведения восстановительного лечения.
11
∙Рекомендуется проведение биохимического анализа крови с определением щелочной фосфотазы (ЩФ), креатинфосфокиназы (КФК), лактата, аммиака [1,2,3,4,6].
Комментарии: определение уровня ЩФ необходимо для исключения рахита, при котором одним из симптомов является гипотонус мышц. КФК содержится преимущественно в скелетной мускулатуре, миокарде, а также в гладких мышцах и головном мозге. Определение креатинкиназы и её изоферментов используется в диагностике и мониторинге миодистрофий и митохондриальных энцефаломиопатий.
Лактат - продукт анаэробного метаболизма глюкозы (гликолиза), который образуется при кислородном дефиците. Его повышение может быть при
∙Рекомендуется проведение
Комментарии: для проведения дифференциального диагноза с болезнями обмена веществ
2.4 Инструментальная диагностика
∙Рекомендуется проведение нейросонографии.
Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,
гипоксия плода, недоношенность в анамнезе), перинатальным поражением центральной нервной системы в анамнезе, с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипотонуса необходимо проведение эхографической визуализации головного мозга у детей первого года жизни, которая позволяет оценить структуру мозга, размеры ликворных пространств (желудочков мозга, межполушарной щели, субарахноидального пространства), состояние сосудистых сплетений, наличие кист, лейкомаляции,
пороков развития мозга. Метод является скринирующим для выявления структурной патологии головного мозга. Необходимо использование нейросонографии по показаниям в динамике на протяжении первого года жизни.
∙Рекомендовано проведение допплерометрии, допплерографии сосудов головного мозга ребенка.
12
Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных, гипоксия плода, недоношенность в анамнезе), перинатальным поражением центральной нервной системы в анамнезе, с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипотонуса выявляются изменения скорости кровотока по передней мозговой артерии, вене Галена. Полученные данные позволяют обоснованно назначить лечение.
∙Рекомендовано проведение электроэнцефалографии.
Комментарии: у пациентов с перинатальным поражением центральной нервной системы в анамнезе, с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипотонуса выявляются изменения биоэлектрической активности головного мозга на фоне задержки созревания корковой ритмики.
∙Рекомендовано проведение электронейромиография (ЭНМГ)
Комментарии: у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипотонуса проводится для оценки функционального состояния нервов,
∙Рекомендуется проведение
Комментарии: у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипотонуса проводится при наличии в клинической картине тяжелых неврологических симптомокомплексов, при подозрении на порок развития мозга.
∙Рекомендуется исследование офтальмологом глазного дна у ребенка первого года жизни.
Комментарии: у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипотонуса возможно выявление признаков врожденной атрофии зрительного нерва, для проведения дифференциальной диагностики наследственных болезней обмена веществ.
∙Рекомендуется проведение отоакустической эмиссии
13
Комментарии: проводится у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипотонуса при подозрении на тугоухость [6].
2.5.
(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)
∙
Комментарии: проводится кариотипирование,
2.6Дифференциальная диагностика.
Дифференциальный диагноз проводится со спинальной амиотрофией Верднига — Гоффманна, имеющей неуклонно прогрессирующее течение с нарастающей атрофией мышц, которая может привести к гибели ребенка вследствие дыхательной недостаточности и повторных пневмоний. Поскольку спинальная амиотрофия обусловлена поражением мотонейронов спинного мозга, в ее диагностике решающее значение имеет электромиография, при которой выявляется характерный «ритм частокола» в режиме покоя.
Дифференциальный диагноз проводится с наследственными болезнями обмена веществ, причинами которых являются мутации структурных генов и под их контролем осуществляется синтез белков, выполняющих различные функции в организме. Основным клиническим проявлением НБО у детей первых месяцев жизни является выраженная диффузная мышечная гипотония, дыхательные нарушения, рвота, синдром мальабсорбции, гепатоспленомегалия и др.
3.Лечение
3.1Консервативное лечение
Медикаментозная терапия
∙Рекомендуется проведение сосудистой терапии и терапии ноотропами.
14
Комментарии: сосудистая терапия с целью улучшения мозгового кровообращения и мозгового метаболизма) и ноотропы – для улучшения высших функций головного мозга, устойчивости при различных стрессовых воздействиях:
- Этилметилгидроксипиридина сукцинатж, вк (Ethylmethylhydroxypyridine succinate) (Код ATX: N07XX ) 0,125 по 1/4 т х 2 раза в день, курс 2 месяца;
-Бендазол (код ATX: A03AX) 0,001 на год жизни в 2 приема, курс 1 месяц;
-Гинкго билоба - гинкго двулопастного листьев экстракт (Код АТХ: N06DX02 вк) 0,02
на в 2 приема, курс 2 месяца.
∙Рекомендовано проведение метаболической терапии.
Комментарии: метаболическая терапия проводится с целью стимуляции процессов клеточного дыхания и энергообразования, улучшения утилизации кислорода тканями,
восстановления активности ферментов, обеспечивающих антиоксидантное действие,
активации внутриклеточного синтеза белка, позитивного воздействия на биоэлектрическую активность головного мозга, улучшения мозгового кровотока,
активации метаболических процессов в ЦНС, снижения рефлекторных нарушений:
o Цитофлавин (инозин + никотинамид + рибофлавин) (Код АТХ: N07XX) по 1/4 т
o Левокарнитин (Код ATX: A16AA01) по 2 мл 2 раза в день, курс 1 месяц;
o Убидекаренон (Код ATX: C01EB09вк) по
o Корилип (кокарбоксилазы гидрохлорид + рибофлавин + тиоктовая
кислота) (Код ATX: A11EX) курс 1 свеча 1 раз в день по 10 дней – 2 месяца.
o Холин ацельфосфат (код ATX: N07AX02) – по 250 мг в сутки, на курс 10
инъекций внутримычено;
o Витамины (В1, В6, вит.В12, нейромультивит)
∙Рекомендовано проведение аминокислотной терапии.
(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)
Комментарии: аминокислотная терапия с целью регуляции обмена веществ,
нормализации и активации процессов защитного торможения в центральной нервной системе
o Глицинж (Код ATX: B05BA10) 0,05 х
o Биотредин (пиридоксин + треонин) (Код ATX: A11EXвк) 0,05 х 2 раза в день сублингвально между едой – курс не менее
15
oЭлтацин
4.Реабилитация
Реабилитационные мероприятия:
oгимнастика;
oгидротерапия;
oкинезитерапия;
oлечение «положением» (укладки, туторы, «воротники» и другие);
o терапия по Войту (физиотерапевтический метод лечения пациентов с патологиями моторных функций - рефлекторная локомоция)
oфизиотерапевтические методы (переменное магнитное поле, синусоидальные модулированные токи, электрофорез, лазеротерапия, свет - и цветотерапия и другие);
Вкомплекс реабилитации входит
Комплексное восстановительное лечение пациента с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипотонуса должно начинаться в максимально ранние сроки, что в большинстве случаев позволяет предотвратить формирование детского церебрального паралича, особенно его тяжелых форм, существенно снизить риск развития осложнений ДЦП и степени инвалидизации больного [5, 6, 15, 23, 24].
5.Профилактика и диспансерное наблюдение
5.1Профилактика
Профилактика развития тяжелых гестозов, хронической и острой гипоксии плода, невынашивания.
5.2Ведение пациентов
Педиатр осматривает ребенка ежемесячно в течение 2 лет.
Невролог осматривает ребенка на 1 месяце жизни на дому, далее каждые 3 месяца на первом году жизни и каждые 6 месяцев на втором году жизни ребенка.
Окулист - в 1 месяц и в 1 год жизни, далее – по показаниям.
16
Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц жизни или после выписки из стационара второго этапа выхаживания.
Нейросонография проводится 1 раз в год, общий анализ крови – 2 раза в год, общий анализ мочи – 1 раз в год, биохимический анализ крови (содержание билирубина, глюкозы, кальция, активность щелочной фосфатазы) – по показаниям.
Сроки реабилитации зависят от степени тяжести и выраженности клинических проявлений поражения ЦНС:
∙легкая степень – до 2 лет
∙средняя степень – до 3 лет;
∙тяжелая степень – до 18 лет.
Иммунопрофилактика
Согласно приказу № 229 МЗ РФ от2002 г., неврологические состояния – не противопоказание для вакцинации. Иммунизацию проводят по индивидуальному графику в соответствии с календарем прививок. Если педиатру неясен характер изменений ЦНС, он направляет ребенка к неврологу для уточнения активности процесса, после чего принимает решение о проведении вакцинации.
6.Дополнительная информация, влияющая на течение и исход заболевания/синдрома
6.1Исходы и прогноз последствий перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипотонуса.
Прогноз для жизни благоприятный.
Прогноз для здоровья зависит от времени начала реабилитации, этапности, преемственности между этапами, мультидисциплинарного подхода, повторных курсов реабилитации по показаниям. Адекватная реабилитация позволяет снизить тяжесть неврологического дефицита, социализировать ребенка в соответствии с его уровнем психического развития и моторных навыков [9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 21].
17
Критерии оценки качества медицинской помощи
Таблица 2 -
|
| 2+ class="tr13 td45"> Вид |
| 2+ class="tr13 td47"> медицинской |
| 4+ class="tr13 td49"> Специализированная медицинская помощь |
| |||||
| 3+ class="tr10 td51"> помощи |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| 2+ class="tr15 td61">
| 2+ class="tr15 td62">
|
| 2+ class="tr15 td64">
|
|
|
| |||
|
| 3+ class="tr8 td67"> Условия | 2+ class="tr8 td68"> оказания |
| 3+ class="tr8 td69"> Стационарно / в дневном стационаре |
|
| |||||
| 5+ class="tr6 td70"> медицинской помощи |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
| 2+ class="tr9 td72"> Форма |
| 2+ class="tr9 td68"> оказания |
| 2+ class="tr9 td73"> Плановая |
|
|
| |||
| 5+ class="tr6 td70"> медицинской помощи |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
| 5+ class="tr7 td75"> Таблица 3 - Критерии | 4+ class="tr7 td76"> качества оказания медицинской помощи |
|
| |||||||
|
|
|
| 4+ class="tr16 td80">
|
|
|
|
|
| |||
| № |
|
| 4+ class="tr8 td86"> Критерий качества |
|
| Уровень | Уровень |
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| достоверности | убедительности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| доказательств | рекомендаций |
|
| 1. |
| 3+ class="tr8 td99"> Рекомендуется | 3+ class="tr8 td100"> проведение | неоднократных | С | 1 |
| ||||
|
|
| курсов |
| 3+ class="tr6 td99"> реабилитации | с | использованием |
|
|
| ||
|
|
| 7+ class="tr6 td101"> физических факторов, в том числе кинезитерапии |
|
|
| ||||||
| 2. |
| 3+ class="tr8 td99"> Рекомендуется |
|
|
| использование | С | 1 |
| ||
|
|
| 5+ class="tr9 td102"> мультидисциплинарного | 2+ class="tr9 td103"> подхода с участием |
|
|
| |||||
|
|
| 7+ class="tr6 td104"> невролога, офтальмолога, |
|
|
| ||||||
|
|
| 5+ class="tr6 td105"> нейроортопеда, диетолога |
|
|
|
|
|
Список литературы
1.Баранов А.А.,
2.Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации как фактор национальной безопасности. Пути решения существующих проблем. Справочник педиатра. 2006; 3:
3.Баранов А.А.,
4.Барашнев Ю.И. Особенности здоровья детей, родившихся с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Рос. вестн. перинатол. и педиатр. 204; 49(5): 12
5.Бомбардирова Е.П., Яцык Г.В., Зайнитдинова Р.С. Немедикаментозные методы восстановительного лечения детей с перинатальным поражением нервной системы. Рос. педиатр. ж. 2011;
18
6.Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. Под ред. Г.В. Яцык. М. ПедиатрЪ 2012.156с.
7.Кешишян Е.С., Сахарова Е.С. Психомоторное развитие как критерий неврологического развития здоровья недоношенного ребенка. Леч.врач.2004; 5:
8.Классификация перинатальных поражений нервной системы и их последствий у детей первого года жизни. Методические рекомендации. М ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава». 2007.88
с.
9.Митиш М.Д. Отдаленные последствия перинатальных поражений мозга у детей.
Автореферат дисс. докт. мед. наук. М.2004 25с.
10.Неонатология. Под ред. Т.Л.Гомеллог, М.Д. Каннигам. Пер. с англ. М.: Медицина 1995. 640 с.
11.Неонатология: национальное руководство. Под ред. Н.И. Володина. М.:
12.Пальчик А.Б., Фёдорова Л.А., Понятишин А.Е. Неврология недоношенных детей. М.:
Медпресс. 2011. 352 с.
13.Пальчик А.Б., Шабалов Н.П.
СПб.: Питер.2000. 224с.
14.Педиатрия. Под ред Дж Грефе. М.: Практика.1997. 912 с.
15.Принципы этапного выхаживания недоношенных детей. Под ред.
Л.С.
16.Пшениснов К.В. Диагностика и интенсивная терапия полиорганной недостаточности у новорожденных, нуждающихся в межгоспитальной транспортировке. Автореф. дисс. канд.
мед. наук. СПб, 2009.24 c.
17.Руководство по педиатрии. Неонатология. Под редакцией Г.В. Яцык, Г.А. Самсыгиной.
М.:Династия. 2006. 464 с.
18.Современные
Яцык. М.2015. ПедиатрЪ. С
19.Шабалов Н.П. Асфиксия новорожденных. М.: Медицина. 1990. 310 с.
20.Шабалов Н.П. Неонатология. М.:
21.Шилко В.И., Зеленцова В.Л., Попова Н.П. Опыт реабилитации недоношенных детей с перинатальным поражением мозга. Росс. вестн. перинатолог. и педиатр.
22.Шмаков А.Н., Конхно В.Н.. Критические состояния новорожденных (технология дистанционного консультирования и эвакуации). Новосибирск: Коста.2009.165 с.
19
23.Яцык Г.В. Выхаживание глубоконедоношенных детей. Медицинская газета. №66. 26 августа 2005 г. (электронная версия).
24.Яцык Г.В., Бомбардирова Е.П. Избранные лекции по педиатрии. Под редакцией А.А. Баранова, Р.Р. Шилаева, Б.С. Каганова. М.: Династия.
20
Приложение А1. Состав рабочей группы:
Баранов А.А., акад. РАН, профессор, д.м.н., Председатель Исполкома Союза педиатров
России.
Володин Н.Н., акад. РАН, профессор, д.м.н.
Яцык Г.В., профессор, д.м.н., член Союза педиатров России Мамедьяров А.М., к.м.н., член Союза педиатров России Турти Т.В., д.м.н., член Союза педиатров России Беляева И.А., д.м.н., член Союза педиатров России Зимина Е.П., к.м.н., член Союза педиатров России Сергиенко Н., к.м.н., член Союза педиатров России Вишнева Е.А., к.м.н., член Союза педиатров России Бакович Е.А., к.м.н., член Союза педиатров России Зокирова З.Ф., к.м.н., член Союза педиатров России Черников В.В., к.м.н., член Союза педиатров России Блохина А.И., член Союза педиатров России Митиш М.Д., д.м.н., член Союза педиатров России Мигали А.В., к.м.н., член Союза педиатров России
Авторы подтверждают отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, который необходимо обнародовать.
21
Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций
Целевая аудитория данных клинических рекомендаций:
1.
2.Детские неврологи;
3.Детские нейроортопеды;
4.Врачи лучевой диагностики;
5.Врачи функциональной диагностики;
6.Врачи общей практики (семейные врачи);
7.Студенты медицинских ВУЗов;
8.Обучающиеся в ординатуре и интернатуре.
Методы, используемые для сбора/селекции доказательств: поиск в электронных базах
данных.
Описание методов, использованных для оценки качества и силы доказательств:
доказательной базой для рекомендаций являются публикации, вошедшие в Кохрейновскую библиотеку, базы данных EMBASE, MEDLINE и PubMed. Глубина поиска - 5 лет.
Методы, использованные для оценки качества и силы доказательств:
∙консенсус экспертов;
∙оценка значимости в соответствии с рейтинговой схемой.
Методы, использованные для анализа доказательств:
∙обзоры опубликованных
∙систематические обзоры с таблицами доказательств.
Описание методов, использованных для анализа доказательств
При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств, использованная в каждом исследовании методология изучается для того, чтобы убедиться в ее валидности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваиваемый публикации, что в свою очередь, влияет на силу рекомендаций.
Для минимизации потенциальных ошибок каждое исследование оценивалось независимо. Любые различия в оценках обсуждались всей группой авторов в полном составе. При невозможности достижения консенсуса привлекался независимый эксперт.
Таблицы доказательств: заполнялись авторами клинических рекомендаций.
Методы, использованные для формулирования рекомендаций: консенсус экспертов. Индикаторы доброкачественной практики (Good Practice Points – GPPs)
22
Рекомендуемая доброкачественная практика базируется на клиническом опыте авторов разработанных рекомендаций.
Экономический анализ
Анализ стоимости не проводился и публикации по фармакоэкономике не анализировались.
Метод валидации рекомендаций
∙Внешняя экспертная оценка.
∙Внутренняя экспертная оценка.
Описание метода валидации рекомендаций
Настоящие рекомендации в предварительной версии были рецензированы независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать, насколько доступна для понимания интерпретация доказательств, лежащая в основе рекомендаций.
От врачей первичного звена получены комментарии в отношении доходчивости изложения данных рекомендаций, а также их оценка важности предлагаемых рекомендаций, как инструмента повседневной практики.
Все комментарии, полученные от экспертов, тщательно систематизировались и обсуждались членами рабочей группы (авторами рекомендаций). Каждый пункт обсуждался в отдельности.
Консультация и экспертная оценка
Проект рекомендаций был рецензирован независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать доходчивость и точность интерпретации доказательной базы, лежащей в основе рекомендаций.
Рабочая группа
Для окончательной редакции и контроля качества рекомендации были повторно проанализированы членами рабочей группы, которые пришли к заключению, что все замечания и комментарии экспертов приняты во внимание, риск систематических ошибок при разработке рекомендаций сведен к минимуму.
Основные рекомендации
Сила рекомендаций
ииндикаторы доброкачественной практики (табл. 1) – good practice points (GPPs) приводятся при изложении текста рекомендаций.
23
Таблица П1 - Схема для оценки уровня рекомендаций
Степень |
|
| 2+ class="tr1 td109"> Соотношен | 8+ class="tr1 td110"> Методологическое |
| 2+ class="tr1 td47"> Пояснения | |||||||
достоверности |
| ие | риска | и | качество |
|
|
| 4+ class="tr6 td116"> имеющихся | по | 2+ class="tr6 td68"> применению | ||
рекомендаций |
| 3+ class="tr6 td119"> преимуществ | 3+ class="tr6 td120"> доказательств |
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td124"> рекомендаций | ||||
1А |
|
| 2+ class="tr9 td125"> Польза | 4+ class="tr9 td126"> Надежные |
|
|
|
|
| 2+ class="tr9 td68"> Сильная | |||
Сильная |
| 2+ class="tr9 td129"> отчетливо |
| 5+ class="tr9 td130"> непротиворечивые |
|
|
| 3+ class="tr9 td131"> рекомендация, | |||||
рекомендация, |
| 2+ class="tr9 td129"> превалирует | над | 4+ class="tr9 td126"> доказательства, | 4+ class="tr9 td116"> основанные | 2+ class="tr9 td132"> которая | может | ||||||
основанная | на | 2+ class="tr6 td129"> рисками | и | 8+ class="tr6 td134"> на хорошо выполненных РКИ | 3+ class="tr6 td131"> использоваться в | ||||||||
доказательствах |
| 2+ class="tr9 td129"> затратами, | либо | или |
| 6+ class="tr9 td135"> неопровержимые | 3+ class="tr9 td131"> большинстве | ||||||
2+ class="tr6 td136"> высокого качества | 2+ class="tr6 td129"> наоборот |
| 4+ class="tr6 td126"> доказательства, |
|
|
|
| 2+ class="tr6 td132"> случаев | у | ||||
|
|
|
|
| 8+ class="tr9 td134"> представленные в | 3+ class="tr9 td131"> преимущественного | |||||||
|
|
|
|
| 3+ class="tr9 td137"> другой форме. |
|
|
|
|
| 2+ class="tr9 td132"> количества |
| |
|
|
|
|
| 5+ class="tr6 td130"> Дальнейшие |
|
|
| 2+ class="tr6 td132"> пациентов | без | |||
|
|
|
|
| 8+ class="tr9 td134"> исследования вряд ли изменят | 2+ class="tr9 td132"> |
| ||||||
|
|
|
|
| 5+ class="tr6 td130"> нашу уверенность | в | 2+ class="tr6 td138"> оценке | 2+ class="tr6 td132"> изменений | и | ||||
|
|
|
|
| 8+ class="tr7 td134"> соотношения пользы и риска. | 2+ class="tr7 td132"> исключений |
| ||||||
|
|
| 2+ class="tr8 td139">
| 6+ class="tr8 td140">
|
|
|
| 2+ class="tr8 td62">
| |||||
1В |
|
| 2+ class="tr8 td125"> Польза | 6+ class="tr8 td141"> Доказательства, |
|
|
| 2+ class="tr8 td68"> Сильная | |||||
Сильная |
| 2+ class="tr6 td129"> отчетливо |
| 2+ class="tr6 td142"> основанные | 2+ class="tr6 td143"> на | 4+ class="tr6 td116"> результатах | 3+ class="tr6 td131"> рекомендация, | ||||||
рекомендация, |
| 2+ class="tr9 td129"> превалирует | над | РКИ, | 6+ class="tr9 td144"> выполненных | с | 2+ class="tr9 td132"> применение |
| |||||
основанная | на | 2+ class="tr9 td129"> рисками | и | 3+ class="tr9 td137"> некоторыми | 5+ class="tr9 td88"> ограничениями | 3+ class="tr9 td131"> которой возможно | |||||||
доказательствах |
| 2+ class="tr6 td129"> затратами, | либо | 4+ class="tr6 td126"> (противоречивые | 4+ class="tr6 td116"> результаты, | в | 2+ class="tr6 td68"> большинстве | ||||||
умеренного |
| 2+ class="tr9 td129"> наоборот |
| 5+ class="tr9 td130"> методологические | 3+ class="tr9 td145"> ошибки, | 2+ class="tr9 td132"> случаев |
| ||||||
качества |
|
|
|
| 2+ class="tr6 td142"> косвенные | 6+ class="tr6 td135"> или случайные и |
|
|
| ||||
|
|
|
|
| 8+ class="tr9 td134"> т.п.), либо других веских |
|
|
| |||||
|
|
|
|
| 3+ class="tr9 td137"> основаниях. |
| 4+ class="tr9 td116"> Дальнейшие |
|
|
| |||
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td137"> исследования |
| 2+ class="tr6 td147"> (если |
| они |
|
|
| |
|
|
|
|
| 3+ class="tr9 td137"> проводятся), |
|
| 3+ class="tr9 td145"> вероятно, |
|
|
| ||
|
|
|
|
| окажут | 4+ class="tr9 td148"> влияние | на |
| нашу |
|
|
| |
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td137"> уверенность |
| в |
| 2+ class="tr6 td138"> оценке |
|
|
| |
|
|
|
|
| 8+ class="tr9 td134"> соотношения пользы и риска |
|
|
| |||||
|
|
|
|
| 6+ class="tr6 td140"> и могут изменить ее. |
|
|
|
|
| |||
1С |
|
| 2+ class="tr9 td125"> Польза, | 6+ class="tr9 td141"> Доказательства, |
|
|
| 2+ class="tr9 td68"> Относительн | |||||
Сильная |
| 2+ class="tr9 td129"> вероятно, | будет | 2+ class="tr9 td142"> основанные |
|
|
|
|
| на | о |
| сильная |
рекомендация, |
| 3+ class="tr6 td153"> превалировать над | 4+ class="tr6 td126"> обсервационных |
|
|
|
| 3+ class="tr6 td131"> рекомендация, | |||||
основанная | на | 2+ class="tr9 td129"> возможными |
| 8+ class="tr9 td134"> исследованиях, бессистемном | 3+ class="tr9 td131"> которая может быть | ||||||||
доказательствах |
| 2+ class="tr9 td129"> рисками | и | 3+ class="tr9 td137"> клиническом |
|
|
| 2+ class="tr9 td138"> опыте, | 2+ class="tr9 td132"> изменена | при | |||
низкого качества |
| 2+ class="tr6 td129"> затратами, | либо | 2+ class="tr6 td142"> результатах |
|
|
|
|
| РКИ, | 2+ class="tr6 td132"> получении |
| |
|
| 2+ class="tr9 td129"> наоборот |
| 3+ class="tr9 td137"> выполненных |
|
|
|
| с | 3+ class="tr9 td131"> доказательств более | |||
|
|
|
|
| 4+ class="tr9 td126"> существенными |
|
|
|
| 3+ class="tr9 td131"> высокого качества | |||
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td137"> недостатками. | 5+ class="tr6 td88"> Любая оценка |
|
|
| ||||
|
|
|
|
| эффекта | 6+ class="tr9 td144"> расценивается | как |
|
|
| |||
|
|
|
|
| 4+ class="tr6 td154"> неопределенная. |
|
|
|
|
|
|
|
24
2А |
|
| 3+ class="tr4 td11"> Польза |
| 4+ class="tr4 td13"> Надежные |
|
|
|
| 2+ class="tr4 td18"> Слабая |
| |||||
Слабая |
| 4+ class="tr5 td22"> сопоставима | с | 4+ class="tr5 td24"> доказательства, | 3+ class="tr5 td25"> основанные | 3+ class="tr5 td26"> рекомендация. |
| |||||||||
рекомендация, |
| 4+ class="tr6 td22"> возможными |
| 7+ class="tr6 td28"> на хорошо выполненных РКИ |
| 2+ class="tr6 td30"> Выбор |
| |||||||||
основанная | на | 2+ class="tr5 td31"> рисками |
|
| и | 7+ class="tr5 td28"> или подтвержденные другими | 4+ class="tr5 td34"> наилучшей тактики | |||||||||
доказательствах |
| 3+ class="tr6 td35"> затратами |
|
| 7+ class="tr6 td28"> неопровержимыми данными. | будет | 2+ class="tr6 td30"> зависеть | от | ||||||||
2+ class="tr5 td36"> высокого качества |
|
|
|
|
| 5+ class="tr5 td38"> Дальнейшие |
|
| 3+ class="tr5 td26"> клинической |
| ||||||
|
|
|
|
|
|
| 7+ class="tr6 td28"> исследования вряд ли изменят | 2+ class="tr6 td41"> ситуации |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
| 5+ class="tr6 td38"> нашу уверенность | 2+ class="tr6 td43"> в оценке | 3+ class="tr6 td26"> (обстоятельств), |
| ||||||
|
|
|
|
|
|
| 7+ class="tr5 td28"> соотношения пользы и риска. | 2+ class="tr5 td41"> пациента |
| или | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr6 td41"> социальных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr5 td58"> предпочтений. |
| |
2В |
|
| 3+ class="tr6 td60"> Польза |
| 6+ class="tr6 td61"> Доказательства, |
|
| 2+ class="tr6 td30"> Слабая |
| |||||||
Слабая |
| 4+ class="tr6 td22"> сопоставима | с | 2+ class="tr6 td62"> основанные | 2+ class="tr6 td63"> на | 3+ class="tr6 td25"> результатах | 3+ class="tr6 td26"> рекомендация. |
| ||||||||
рекомендация, |
| 2+ class="tr6 td31"> рисками |
|
| и | РКИ, | 5+ class="tr6 td64"> выполненных | с |
| 3+ class="tr6 td65"> Альтернатив | ||||||
основанная | на | 4+ class="tr5 td22"> осложнениями, |
| 4+ class="tr5 td24"> существенными |
|
|
| ная | 2+ class="tr5 td30"> тактика | в | ||||||
доказательствах |
| 2+ class="tr6 td31"> однако | в | 2+ class="tr6 td66"> этой | 4+ class="tr6 td24"> ограничениями |
|
|
| 3+ class="tr6 td26"> определенных |
| ||||||
умеренного |
| 2+ class="tr5 td31"> оценке |
| 2+ class="tr5 td66"> есть | 4+ class="tr5 td24"> (противоречивые | 3+ class="tr5 td25"> результаты, | 2+ class="tr5 td41"> ситуациях | 2+ class="tr5 td67"> может | ||||||||
качества |
| 5+ class="tr6 td68"> неопределенность. | 5+ class="tr6 td38"> методологические | 2+ class="tr6 td43"> дефекты, | 2+ class="tr6 td41"> явиться |
| для | |||||||||
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr6 td62"> косвенные | 2+ class="tr6 td63"> или | 3+ class="tr6 td25"> случайные), | 2+ class="tr6 td41"> некоторых |
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr5 td69"> или сильные | 4+ class="tr5 td70"> доказательства, | 2+ class="tr5 td41"> пациентов | 2+ class="tr5 td67"> лучшим | ||||||
|
|
|
|
|
|
| 7+ class="tr6 td28"> представленные в | 2+ class="tr6 td41"> выбором. |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td69"> другой форме. |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| 5+ class="tr5 td38"> Дальнейшие |
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td69"> исследования |
| 2+ class="tr6 td72"> (если | они |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| 7+ class="tr5 td28"> проводятся), скорее всего, |
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
| окажут | 4+ class="tr6 td73"> влияние | на | нашу |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| 2+ class="tr6 td62"> уверенность |
|
| в | 2+ class="tr6 td43"> оценке |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| 7+ class="tr5 td28"> соотношения пользы и риска |
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
| 6+ class="tr5 td74"> и могут изменить ее. |
|
|
|
|
| ||||
2С |
|
| 4+ class="tr7 td78"> Неоднозна | 6+ class="tr7 td61"> Доказательства, |
|
| 2+ class="tr7 td30"> Очень |
| ||||||||
Слабая |
| 2+ class="tr6 td31"> чность | в | 2+ class="tr6 td66"> оценке | 2+ class="tr6 td62"> основанные |
|
|
|
| на | 2+ class="tr6 td41"> слабая |
|
| |||
рекомендация, |
| 4+ class="tr5 td22"> соотношения |
| 4+ class="tr5 td24"> обсервационных |
|
|
| 3+ class="tr5 td26"> рекомендация; |
| |||||||
основанная | на | 2+ class="tr6 td31"> пользы, | 2+ class="tr6 td79"> рисков | и | 4+ class="tr6 td24"> исследованиях, |
|
|
| 3+ class="tr6 td26"> альтернативные |
| ||||||
доказательствах |
| 4+ class="tr5 td22"> осложнений; |
| 3+ class="tr5 td69"> бессистемного | 4+ class="tr5 td70"> клинического | 2+ class="tr5 td41"> подходы | 2+ class="tr5 td67"> могут | |||||||||
низкого качества |
| 2+ class="tr6 td31"> польза |
| 2+ class="tr6 td66"> может | опыта | 2+ class="tr6 td80"> или |
|
| РКИ | с | быть | 3+ class="tr6 td65"> использованы | ||||
|
| быть | 4+ class="tr6 td78"> сопоставима | 4+ class="tr6 td24"> существенными |
|
|
| 4+ class="tr6 td34"> в равной степени. | ||||||||
|
| с | 4+ class="tr5 td78"> возможными | 3+ class="tr5 td69"> недостатками. | 4+ class="tr5 td70"> Любая оценка |
|
|
|
| |||||||
|
| 2+ class="tr6 td31"> рисками |
|
| и | эффекта | 5+ class="tr6 td64"> расценивается | как |
|
|
|
| ||||
|
| 4+ class="tr5 td81"> осложнениями. |
| 4+ class="tr5 td82"> неопределенная. |
|
|
|
|
|
|
|
*В таблице цифровое значение соответствует силе рекомендаций, буквенное -
соответствует уровню доказательности
Актуализация данных клинических рекомендаций будет проводиться не реже, чем один раз в три года. Принятие решения об обновлении будет принято на основании предложений, представленных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями с учётом результатов комплексной оценки лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также результатов клинической апробации.
25
Приложение А3. Связанные документы
Порядки оказания медицинской помощи: Приказ Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. N 366н "Об утверждении Порядка оказания
педиатрической помощи"
26
Приложение Б. Алгоритм ведения пациента
Пациент с ПП ЦНС
Диагностика и оценка неврологического статуса
Есть | показания | к | НЕТ |
2+ class="tr9 td87"> консервативной |
|
|
ДА
Консервативная терапия
Реабилитация
ДА
Диспансерное наблюдение
НЕТ
Есть
ухудшение
27
Приложение В. Информация для пациентов
Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с мышечным гипотонусом – заболевание являющееся исходом перинатального поражения центральной нервной системы
Унедоношенных детей, родившихся с ЭНМТ, ОНМТ, на протяжении первых 6 месяцев жизни часто отмечается период «мнимого благополучия». Для детей, родившихся доношенными, недоношенными с низкой массой тела характерным является постепенное развитие стойких двигательных нарушений. Неврологические симптомы проявляются по мере созревания нервной системы ребенка.
Апоптоз (отсроченная запрограммированная гибель нейронов) может быть обратима, потому у врача появляется время для предотвращения гибели нейрона – так называемое «терапевтическое окно».
Прогноз зависит от тяжести поражения центральной нервной системы, эффективности проводимого лечения.
Проведение раннего, этапного восстановительного лечения/реабилитации определяет более благоприятный прогноз и улучшает качество жизни детей, в некоторых случаях предотвращая их инвалидизацию.
28
Приложение Г1. Алгоритм диагностики пациента с Последствиями
перинатального поражения центральной нервной системы с мышечным
гипотонусом
3+ class="tr10 td88"> Акушерский анамнез |
|
| 3+ class="tr10 td90"> Физикальный |
| Инструмен- |
|
| Консультация | ||||
Анамнез |
| 2+ class="tr11 td96"> болезни |
| осмотр |
| педиатра, |
| тальные |
|
| специалистов | |
периода |
|
|
|
| невролога |
|
|
| методы |
|
|
|
3+ class="tr5 td104"> новорожденности |
|
|
|
|
|
| диагностики |
|
|
| ||
Сбор | 2+ class="tr6 td41"> анамнеза | с |
| 3+ class="tr6 td110"> Оценка |
| НСГ |
|
| Офтальмолог | |||
2+ class="tr6 td111"> выяснением | 2+ class="tr6 td96"> наличия |
| 2+ class="tr6 td35"> положения | тела, |
| Допплеромет |
|
| Нейроортопед | |||
2+ class="tr6 td111"> хронической |
|
|
| позы, | 2+ class="tr6 td112"> состояния |
| рия |
|
| |||
3+ class="tr5 td113"> внутриутробной |
|
| 2+ class="tr5 td35"> родничков, |
|
| Допплерогра |
|
| ||||
2+ class="tr6 td111"> гипоксии | 2+ class="tr6 td96"> плода, |
| 3+ class="tr6 td110"> выраженности |
| фия |
|
| Физиотерапевт | ||||
гестоза, | 3+ class="tr6 td114"> асфиксии при |
| рефлексов |
|
|
| ЭЭГ | с |
| Генетик | ||
2+ class="tr5 td111"> рождении, |
|
|
| 3+ class="tr5 td110"> новорожденных, |
| 2+ class="tr5 td115"> видеомонитор |
|
| ||||
3+ class="tr6 td113"> перинатального |
|
| 2+ class="tr6 td35"> спонтанной | и |
| ингом |
|
|
| |||
2+ class="tr5 td111"> поражения |
|
|
| 3+ class="tr5 td110"> стимулированной |
| МРТ |
|
|
| |||
2+ class="tr6 td111"> центральной | 2+ class="tr6 td96"> нервной |
| 3+ class="tr6 td110"> двигательной |
| головного |
|
|
| ||||
системы |
|
|
|
| 3+ class="tr6 td110"> активности, |
| мозга |
|
|
| ||
2+ class="tr5 td111"> гипоксически- |
|
|
| 2+ class="tr5 td35"> изменений |
|
| 2+ class="tr5 td115"> КТ головного |
|
| |||
3+ class="tr6 td113"> ишемического генеза |
|
| 2+ class="tr6 td35"> мышечного | тонуса, |
| мозга |
|
|
| |||
|
|
|
|
| 3+ class="tr5 td110"> сухожильных |
| ЭНМГ |
|
|
| ||
|
|
|
|
| 2+ class="tr6 td35"> рефлексов, | наличия |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td110"> патологических |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| 2+ class="tr5 td35"> рефлексов, | тремора, |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| клонусов, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr5 td110"> дистонических атак, |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| очаговой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td110"> симптоматики. |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| 3+ class="tr5 td110"> Оценивается |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td110"> психомоторное |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| развитие, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td110"> когнитивное |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| развитие | 2+ class="tr6 td112"> ребенка с |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| 3+ class="tr5 td110"> учетом фактического |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td110"> и корригированного |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| возраста |
| (график |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| нервно- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr6 td110"> психического |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| 3+ class="tr5 td110"> обследования |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| младенца |
| ГНОМ, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| шкалы |
| развития |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3+ class="tr5 td120"> младенца Bayley) |
|
|
|
|
|
29
Приложение Г2. Расшифровка примечаний.
…ж – лекарственный препарат, входящий в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год (Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N
…вк – лекарственный препарат, входящий в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N
30