Клинические рекомендации

Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с атонически– астатическим синдромом

МКБ 10: P91.0/ P91.1/ P91.2/ P91.5/ P91.8/ P52/ G80.4

Год утверждения (частота пересмотра): 2016 (пересмотр каждые 3 года)

ID:

URL:

Профессиональные ассоциации:

Союз педиатров России

Утверждены

 

Согласованы

 

 

Научным советом Министерства

Союзом педиатров России

 

Здравоохранения Российской Федерации

 

 

__ __________201_ г.

 

 

 

 

 

Оглавление

 

3+ class="tr1 td4">

Ключевые слова ...............................................................................................................................

4

3+ class="tr2 td4">

Список сокращений .........................................................................................................................

5

3+ class="tr3 td4">

Термины и определения...................................................................................................................

6

1.

2+ class="tr2 td5">

Краткая информация....................................................................................................................

7

 

1.1

Определение............................................................................................................................

7

 

1.2

Этиология и патогенез ............................................................................................................

7

 

1.3

Эпидемиология........................................................................................................................

9

 

1.4

Кодирование по МКБ 10.........................................................................................................

9

 

1.5

Примеры диагнозов...............................................................................................................

10

 

1.6

Классификация......................................................................................................................

10

2.

2+ class="tr2 td5">

Диагностика...............................................................................................................................

10

 

2.1

Жалобы и анамнез.................................................................................................................

10

 

2+ class="tr2 td5">

2.2 Физикальное обследование...................................................................................................

11

 

2.3

Лабораторная диагностика ...................................................................................................

12

 

2.4

Инструментальная диагностика ...........................................................................................

13

 

2+ class="tr2 td5">

2.5. Медико-генетическое консультирование............................................................................

14

 

2.6

Дифференциальная диагностика ..........................................................................................

14

3.

2+ class="tr2 td5">

Лечение.......................................................................................................................................

15

 

3.1

Консервативное лечение.......................................................................................................

15

4.

2+ class="tr3 td5">

Реабилитация..............................................................................................................................

16

5.

2+ class="tr2 td5">

Профилактика и диспансерное наблюдение .............................................................................

17

 

2+ class="tr3 td5">

5.1. Профилактика.......................................................................................................................

17

 

2+ class="tr2 td5">

5.2. Ведение детей.......................................................................................................................

17

6.

2+ class="tr2 td5">

Дополнительная информация, влияющая на течение и исход заболевания/синдрома ...........

18

6.1Исходы и прогноз последствий перинатального поражения центральной нервной

2+ class="tr4 td4">

системы с атонически- астатическим синдромом. ....................................................................

18

2+ class="tr5 td4">

Критерии оценки качества медицинской помощи........................................................................

18

2+ class="tr3 td4">

Список литературы ........................................................................................................................

19

Приложение А1.

Состав рабочей группы......................................................................................

21

Приложение А2.

Методология разработки клинических рекомендаций.....................................

22

Приложение А3.

Связанные документы .......................................................................................

26

2+ class="tr3 td4">

Приложение Б. Алгоритм ведения пациента ................................................................................

27

2+ class="tr2 td4">

Приложение В. Информация для пациентов ................................................................................

28

 

 

2

2+ class="tr0 td3">

Приложение Г1. Алгоритм диагностики пациента с последствиями перинатального поражения

центральной нервной системы с атонически- астатическим синдромом ....................................

29

Приложение Г2. Расшифровка примечаний.................................................................................

30

3

Ключевые слова

oгипоксия

oнедоношенность

oцеребральная ишемия

oвнутричерепное кровоизлияние

oвнутрижелудочковое кровоизлияние

oмышечный гипертонус

oмышечная дистония

oзадержка моторного развития

oзадержка психомоторного развития

oгемипарез

oгемиплегия

oдиплегия

oтетрапарез

oтетраплегия

oатаксия

4

Список сокращений

ДЦП – детский церебральный паралич НМТ – низкая масса тела НСГ – нейросонография КТ – компьютерная томография

МРТ — магнитно-резонансная томография ОНМТ – очень низкая масса тела УЗДГ – ультразвуковая допплерография УЗИ — ультразвуковое исследование ЭНМТ – экстремально низкая масса тела ЭНМГ - электронейромиография

5

Термины и определения

Экстремально низкая масса тела (ЭНМТ) – масса тела при рождении от 500 до 999 грамм Очень низкая масса тела (ОНМТ) - масса тела при рождении от 1000 до 1499 грамм Низкая масса тела (НМТ) - масса тела при рождении от 1500 до 2499 грамм

6

1.Краткая информация

1.1Определение

Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с

атонически- астатическим синдромом – поражение головного мозга в определенный период его развития с последующим формированием патологического мышечного тонуса по гипотоническому типу с выраженными нарушениями моторной координации.

Наиболее часто заболевание является исходом перинатального поражения центральной нервной системы гипоксически-ишемического генеза (Церебральная ишемия P91.0, Внутричерепное нетравматическое кровоизлияние у плода и новорожденного II, III степени P52, Перивентрикулярные кисты (приобретенные) у новорожденного P91.1, Церебральная лейкомаляция у новорожденного P91.2, др.) вследствие нейронального некроза и апоптоза, отсроченной запрограммированной гибели нейронов.

Унедоношенных детей, родившихся с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ), очень низкая масса тела (ОНМТ), на протяжении первых 6 месяцев жизни часто отмечается период

«мнимого благополучия».

Для детей, родившихся доношенными, недоношенными с низкой массой тела характерным является постепенное развитие стойких двигательных нарушений. Симптомы неврологического дефицита проявляются по мере созревания нервной системы ребенка.

Дети первого года жизни с диагнозом: последствия перинатального поражения центральной нервной системы с атонически-астатическим синдромом состоят в группе риска по формированию детского церебрального паралича [1, 2, 3].

1.2Этиология и патогенез

Наиболее частыми причинами последствий перинатального поражения ЦНС с атонически- астатическим синдромом являются перинатальные поражения центральной нервной системы гипоксически-ишемического генеза: церебральная ишемия II, III степени, внутричерепное кровоизлияние II, III степени. Поражение лобных долей, мозжечка, лобно- мосто-мозжечкового пути.

Гипоксия плода – неспецифическое проявление различных осложнений беременности и родов, прежде всего токсикозов беременных. Степень и выраженность токсикоза, его связь с экстрагенитальной патологией женщины (особенно с болезнями сердечно-сосудистой системы) определяют длительность и выраженность гипоксии плода, центральная нервная система которого наиболее чувствительна к кислородной недостаточности. Антенатальная гипоксия приводит к замедлению роста капилляров головного мозга, увеличивает их

7

проницаемость. Возрастают проницаемость клеточных мембран и метаболический ацидоз, развивается ишемия мозга с внутриклеточным ацидозом. Антенатальная гипоксия часто сочетается с интранатальной асфиксией. Частота первичной асфиксии составляет 5%. Гипоксия и асфиксия сопровождаются комплексом компенсаторно-приспособительных реакций, важнейшей из которых является усиление анаэробного гликолиза.

Воздействие гипоксии приводит к комплексу микроциркуляторных и метаболических расстройств, которые на тканевом уровне вызывают два основных повреждения: геморрагический инфаркт и развитие ишемии с последующей лейкомаляцией вещества мозга. Геморрагическому (особенно) и ишемическому поражению вещества мозга способствуют некоторые манипуляции в первые 48-72 часа жизни ребенка: введение гиперосмолярных растворов, искусственная вентиляция легких (ИВЛ) и связанная с ней гипоперфузия мозга на фоне падения напряжения углекислого газа, недостаточная коррекция объема циркулирующей крови и др.

Наиболее часто геморрагический инфаркт и ишемия развиваются у плодов и новорожденных в области перивентрикулярных сплетений – субэпендимально в сочетании с поражением вещества мозга. Кровоизлияние может происходить также в боковые желудочки мозга и в субарахноидальное пространство. Помимо описанных изменений, морфологическим субстратом гипоксии, как правило, является полнокровие мозга, его общий или локальный отек.

Впатогенезе гипоксически-травматических и гипоксически-ишемических энцефалопатий причины и следствия меняются местами, переплетаются в сложных «порочных кругах». Нарушение гемодинамики (макро- и микроциркуляции) приводят к многовариантным метаболическим сдвигам (нарушение кислотно-основного состояния и электролитного баланса, дестабилизация клеточных мембран, гипоксемия и тканевая гипоксия), а эти сдвиги в свою очередь усугубляют расстройства микроциркуляции.

Унедоношенных детей повреждающее действие внутриутробной гипоксии потенцируется незрелостью сосудов головного мозга, дезадаптацией в интранатальном периоде.

В последние годы расшифрованы тонкие механизмы патогенеза гипоксически- ишемических поражений мозга. Установлена роль выброса свободно-радикальных веществ и нарушений перекисного окисления липидов в повреждении мембран нервных клеток, роль блокады кальциевых каналов, страдания энергетических субклеточных структур – в первую очередь митохондрий.

8

Установлено, что повреждающее воздействие различных факторов может реализоваться как в форме быстрой гибели клетки (нейрональный некроз), так и в форме отсроченной, замедленной гибели – апоптоз.

Последний механизм может быть обратимым, т.е. у врача появляется время для предотвращения гибели клетки – так называемое «терапевтическое окно». Установлено, что пострадавшие нейроны через межнейронные связи могут обусловить каскады патологических реакций, которые так же необходимо купировать, что обусловливает необходимость своевременного лечения и реабилитации детей с перинатальной патологией [4, 16, 19, 20, 22].

1.3Эпидемиология

По данным эпидемиологических исследований распространенность перинатального поражения центральной нервной системы по гипотоническому типу занимает 20% среди всей перинатальной патологии нервной системы. Частота последствий перинатального поражения центральной нервной системы протекающих с атонически- астатическим синдромом в раннем возрасте составляет составляет 10-12%. Частота формирования детского церебрального паралича составляет 2-4 на 1000 живых новорожденных детей.

Среди недоношенных детей частота формирования детского церебрального паралича возрастает до 1%. По данным различных авторов, у детей, родившихся с ОНМТ, распространённость детского церебрального паралича (ДЦП) увеличивается до 5-15%, с ЭНМТ ― до 25-30%

1.4Кодирование по МКБ 10

P91.0 - Церебральная ишемия (до 42 недели постконцептуального возраста)

P91.1 - Перивентрикулярные кисты (приобретенные) у новорожденного (до 42 недели постконцептуального возраста)

P91.2 - Церебральная лейкомаляция у новорожденного (до 42 недели постконцептуального возраста)

P91.5 - Неонатальная кома

P91.8 - Другие уточненные нарушения со стороны мозга у новорожденного

P52 - Внутричерепное нетравматическое кровоизлияние у плода и новорожденного II,

IIIстепени (до 42 недели постконцептуального возраста) G80.4 - Атаксический церебральный паралич

G80.8 - Другой вид детского церебрального паралича

G80.9 - Детский церебральный паралич неуточненный

9

1.5Примеры диагнозов

o Атаксический церебральный паралич. G80.4 Грубая задержка психомоторного развития. Недоношеннность 28 недель в анамнезе.

oПоследствия перинатального поражения центральной нервной системы. Атонически-

астатический синдром. Задержка психомоторного и речевого развития.

Недоношеннность 27 недель в анамнезе. Риск формирования детского церебрального паралича.

1.6Классификация

Классификация последствий перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни (Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины, 2005 г.) представлена

втабл. 1 [8].

Таблица 1 - Классификация последствий перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни (Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины, 2005 г.)

2+ class="tr7 td9">

Этиология и

 

Варианты клинического

Основные нозологические

исходы

3+ class="tr8 td12">

патогенетическая основа

течения

формы

 

2+ class="tr9 td14">

Последствия

 

Перинатальное стойкое

Атонически- астатический

Неврологические

.2+2+ class="tr5 td14">

перинатального

 

постгипоксическое и/или

синдром (G80.4)

отклонения не

 

.2+ class="tr9 td16">

постгеморрагическое

 

.2+ class="tr9 td16">

компенсированы к

 

 

 

 

поражения

2+ class="tr8 td19">

центральной

поражение ЦНС

 

первому году жизни.

.2+ class="tr13 td17">

нервной

 

.2+ class="tr13 td15">

системы

 

 

Сохраняется тотальный

 

 

 

.2+ class="tr9 td16">

или парциальный

 

 

 

 

 

2+ class="tr8 td14">

гипоксически-

 

 

 

неврологический

.2+2+ class="tr13 td14">

ишемического

.2+ class="tr13 td15">

генеза

 

 

дефицит.

 

 

 

3+ class="tr16 td20">

(Церебральная ишемия II-

 

 

 

2+ class="tr17 td14">

III степени)

 

 

 

 

2+ class="tr13 td14">

Внутричерепное

 

 

 

 

2+ class="tr16 td14">

нетравматическое

 

 

 

 

3+ class="tr16 td20">

кровоизлияние у плода и

 

 

 

2+ class="tr16 td14">

новорожденного

II, III

 

 

 

степени)

(P91.0,

P91.1,

 

 

 

3+ class="tr16 td20">

P91.2, P91.5, P91.8, P52.1-

 

 

 

P52.9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Диагностика

2.1Жалобы и анамнез

При сборе анамнеза и жалоб следует обратить внимание на наличие:

oТяжелых соматических болезней матери;

oИнфекционно-воспалительных болезней матери;

oГестоза в акушерском анамнезе;

oХронической гипоксии плода;

10

oАсфиксии при рождении;

oНедоношенности;

o Перинатального поражения центральной нервной системы гипоксически- ишемического генеза;

oНаличие судорог в анамнезе;

oЖалоб на задержку психомоторного развития

oНаличие неврологической симптоматики в медицинской документации

oСнижение устойчивости к активности

oГипермобильность и повышенная гибкость суставов

oНизкий тонус мышц, нарушение координации движений и равновесия, а также

избыточный объемом движений в суставах конечностей

oДеформация грудной клетки, искривление позвоночника, вывихи тазобедренных

суставов, грыжи

oРечевые нарушения

2.2 Физикальное обследование

Рекомендовано проводить осмотр пациента совместно со специалистом неврологом Комментарии: проводится объективный клинический осмотр: определение общего состояния, физического развития, объективный осмотр по всем органам и системам.

Проводится оценка неврологического статуса ребенка первого года жизни с учетом возрастной периодизации: положения тела, позы, состояния родничков,

выраженности рефлексов новорожденных, спонтанной и стимулированной двигательной активности, изменений мышечного тонуса, сухожильных рефлексов,

наличия патологических рефлексов, тремора, клонусов, очаговой симптоматики.

Оценивается психомоторное развитие, когнитивное развитие ребенка с учетом фактического и корригированного возраста (график нервно-психического обследования младенца ГНОМ, шкалы развития младенца Bayley).

Раннюю диагностику формирующегося детского церебрального паралича рекомендуется проводиться на первом году жизни ребенка: при своевременном выявлении у него задержки моторного и психо-речевого развития, нарушений мышечного тонуса, повышении сухожильных рефлексов, несвоевременной редукции безусловных рефлексов и задержке формирования установочных реакций [6, 7, 18].

11

2.3Лабораторная диагностика

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Рекомендуется проведение клинического анализа крови.

Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,

гипоксия плода, недоношенность в анамнезе) выявляют анемию, изменения лейкоцитарной формулы. Анализ необходим для принятия решения о возможности проведения восстановительного лечения.

Рекомендуется проведение клинического анализа мочи.

Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,

гипоксия плода, недоношенность в анамнезе) могут выявлять протеинурию,

лейкоцитурию, бактериурию. Анализ необходим для принятия решения о возможности проведения восстановительного лечения.

Рекомендуется проведение биохимического анализа крови с определением ЩФ, КФК,

лактата, аммиака [1,2,3,4,6].

Комментарии: определение уровня ЩФ необходимо для исключения рахита, при котором одним из симптомов является гипотонус мышц. КФК содержится преимущественно в скелетной мускулатуре, миокарде, а также в гладких мышцах и головном мозге. Определение креатинкиназы и её изоферментов используется в диагностике и мониторинге миодистрофий и митохондриальных энцефаломиопатий.

Лактат - продукт анаэробного метаболизма глюкозы (гликолиза), который образуется при кислородном дефиците. Его повышение может быть при гипоксически-ишемическом поражении ЦНС, острой гипоксии. Определение концентрации аммиака в крови необходимо для проведения дифференциального диагноза с болезнями обмена веществ, при которых одним из симптомов является диффузная мышечная гипотония.

Рекомендуется проведение кислотно-основного состояния и газов крови [1,2,3,4,6].

Комментарии: для проведения дифференциального диагноза с болезнями обмена веществ

12

2.4 Инструментальная диагностика

Рекомендуется проведение нейросонографии: эхографическая визуализация головного мозга у детей первого года жизни позволяет оценить структуру мозга и ее отклонения,

размеры ликворных пространств (желудочков мозга, межполушарной щели,

субарахноидального пространства), состояние сосудистых сплетений, наличие кист,

лейкомаляции, пороков развития мозга.

Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,

гипоксия плода, недоношенность в анамнезе), перинатальным поражением центральной нервной системы в анамнезе, с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы выявляются отклонения: асимметрия структуры, расширение ликворных пространств, участки гиперэхогенности, др.

Метод является скринирующим для выявления структурной патологии головного мозга. Необходимо использование метода по показаниям в динамике на протяжении первого года жизни.

Рекомендовано проведение допплерометрии сосудов головного мозга ребенка.

Комментарии: у пациентов с перинатальной патологией (гестозы беременных,

гипоксия плода, недоношенность в анамнезе), перинатальным поражением центральной нервной системы в анамнезе, с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с атонически- астатическим синдромом выявляются изменения скорости кровотока по передней мозговой артерии, вене Галена. Полученные данные позволяют обоснованно назначить лечение.

Рекомендовано проведение электроэнцефалографии.

Комментарии: у пациентов с перинатальным поражением центральной нервной системы в анамнезе, с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с атонически- астатическим синдромом выявляются пароксизмальные изменения биоэлектрической активности головного мозга на фоне задержки созревания корковой ритмики.

Рекомендуется проведение магнитно-резонансной томографии головного мозга.

Комментарии: у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с атонически- астатическим синдромом проводится – при наличии в клинической картине тяжелых неврологических симптомокомплексов, при подозрении на порок развития мозга.

13

Рекомендуется исследование офтальмологом глазного дна у ребенка первого года жизни.

Комментарии: у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с атонически- астатическим синдромом возможно выявление признаков врожденной атрофии зрительного нерва, для проведения дифференциальной диагностики наследственных болезней обмена веществ.

Рекомендуется проведение отоакустической эмиссии

Комментарии: проводится у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с атонически- астатическим синдромом при подозрении на тугоухость [6].

Рекомендовано проведение электронейромиографии (ЭНМГ)

Комментарии: у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с атонически-астатическим синдромом проводится для оценки функционального состояния нервов, нервно-мышечной передачи и мышечного ответа путем регистрации биопотенциала мышц в покое и состоянии напряжения.

2.5. Медико-генетическое консультирование

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Медико-генетическое консультирование проводится пациентам с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с атонически- астатическим синдромом [1,2,3,4,5,6].

Комментарии: проводится кариотипирование, молекулярно-генетическое исследование, ТМС для проведения дифференциальной диагностики синдромальной патологии, наследственных болезней обмена веществ.

2.6Дифференциальная диагностика

Дифференцировать перинатальное поражение центральной нервной системы с атонически-астатическим синдромом следует от спиномозжечковых атаксий, к которым относят прогрессирующие наследственные дегенеративные заболевания, при которых в основном страдают структуры мозжечка, ствола головного мозга и проводящие пути спинного мозга, относящиеся главным образом к экстрапирамидной системе, например, наследственная атаксия Фридрейха.

Также дифференциальный диагноз проводят с врожденной мозжечковой атаксией, которая проявляется задержкой развития двигательных функций ребенка, а также

14

задержкой речи, длительным сохранением дизартрии, иногда отставанием психического развития, нередки проявления микрокрании. На КТ уменьшены полушария мозжечка. Примерно к 10 годам обычно наступает компенсация мозговых функций, которая, однако, может нарушаться под влиянием вредных экзогенных воздействий. Возможны и прогредиентные формы заболевания.

Дифференциальный диагноз проводится с наследственными болезнями обмена веществ, причинами которых являются мутации структурных генов и под их контролем осуществляется синтез белков, выполняющих различные функции в организме. Основным клиническим проявлением НБО у детей первых месяцев жизни является выраженная диффузная мышечная гипотония, дыхательные нарушения, рвота, синдром мальабсорбции, гепатоспленомегалия и др.

3.Лечение

3.1Консервативное лечение

Медикаментозная терапия

Рекомендуется проведение ноотропной терапии.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: Рекомендуется проведение сосудистой терапии.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: сосудистая терапия проводится с целью улучшения периферического кровообращения (венотонизирующее, спазмолитическое, анальгезирующее действие): o Этилметилгидроксипиридина сукцинатж, вк (Код ATX: N07XX) 0,125 по 1/4 т х 2

раза в день, курс 2 месяца;

o Бендазол (код ATX: A03AX) 0,001 на год жизни в 2 приема, курс 1 месяц;

o Гинкго двулопастного листьев экстракт (Код АТХ: N06DX02) 0,02 на в 2 приема,

курс 2 месяца.

Рекомендуется проведение метаболической терапии.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: метаболическая терапия проводится с целью стимуляции процессов клеточного дыхания и энергообразования, улучшения утилизации кислорода тканями,

восстановления активности ферментов, обеспечивающих антиоксидантное действие,

активации внутриклеточного синтеза белка, позитивного воздействия на

15

биоэлектрическую активность головного мозга, улучшения мозгового кровотока, активации метаболических процессов в ЦНС, снижения рефлекторных нарушений:

oИнозин + никотинамид + рибофлавин+янтарная кислотаж,вк (Код АТХ: N07XX)

по 1/4 т 1-2 раза в день - курс 1 месяц;

oЛевокарнитин (Код ATX: A16AA01) по 2 мл 2 раза в день, курс 1 месяц;

oУбидекаренон (Код ATX: C01EB09) по 1-2 кап 2 раза в день – курс 2 месяца;

oКокарбоксилазы гидрохлорид + рибофлавин + тиоктовая (α-липоевая) кислота

(Код ATX: A11EX) курс 1 свеча 1 раз в день по 10 дней – 2 месяца.

oВитамины (В1, В6, В12)

Рекомендована аминокислотная терапия.

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

Комментарии: аминокислотная терапия назначается с целью регуляции обмена веществ, нормализации и активации процессов защитного торможения в центральной нервной системе

oГлицинж (Код ATX: B05BA10) 0,05 х 2-3 раза в день сублингвально между едой – курс не менее 2-4 недель

oПиридоксин + треонин (Код ATX: A11EX) 0,05 х 2 раза в день сублингвально

между едой – курс не менее 2-4 недель

oL-глутаминовая кислота + L-цистин (Код АТХ C01EX) 0,1 х 2 раза в день сублингвально между едой – курс не менее 2-4 недель

4.Реабилитация

Комплекс реабилитационных мероприятий разрабатывается индивидуально и включает физические факторы:

oмассаж;

oгимнастика;

oгидротерапия

oкинезитерапия;

oлечение «положением» (укладки, туторы, «воротники» и другие);

oтерапия по Войту (физиотерапевтический метод лечения пациентов с патологиями моторных функций - рефлекторная локомоция); гидротерапия (методы подбираются индивидуально);

o лечебно-реабилитационная кроватка «Сатурн» (эффект невесомости + вибромассаж);

16

o физиотерапевтические методы (переменное магнитное поле, синусоидальные модулированные токи, электрофорез, парафинотерапия, лазеротерапия, свет - и цветотерапия и другие);

Вкомплекс реабилитации входит психолого-педагогическая коррекция и психоэстетотерапия (коррекционная (кондуктивная) педагогика, психотерапевтическая коррекция в диаде «мать-дитя», музыкотерапия, тактильно-кинетическая стимуляция и другое).

Комплексное восстановительное лечение пациента с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с атонически–астатическим синдромом должно начинаться в максимально ранние сроки, что в большинстве случаев позволяет предотвратить формирование детского церебрального паралича, особенно его тяжелых форм, существенно снизить риск развития осложнений ДЦП и степени инвалидизации больного [5, 6, 15, 23, 24].

5.Профилактика и диспансерное наблюдение

5.1.Профилактика

Мероприятия профилактики развития тяжелых гестозов, хронической и острой гипоксии плода, невынашивания.

5.2.Ведение детей

Педиатр осматривает ребенка ежемесячно в течение 2 лет.

Невролог осматривает ребенка на 1 месяце жизни на дому, далее каждые 3 месяца на первом году жизни и каждые 6 месяцев на втором году жизни ребенка.

Окулист - в 1 месяц и в 1 год жизни, далее – по показаниям. ЛОР-врач – в 1, 4, 6, 12 месяцев жизни, далее – по показаниям.

Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц жизни или после выписки из стационара второго этапа выхаживания.

Нейросонография проводится 1 раз в год, общий анализ крови – 2 раза в год, общий анализ мочи – 1 раз в год, биохимический анализ крови (содержание билирубина, глюкозы, кальция, активность щелочной фосфатазы) – по показаниям.

Сроки реабилитации зависят от степени тяжести и выраженности клинических проявлений поражения ЦНС:

oлегкая степень – до 2 лет

oсредняя степень – до 3 лет;

oтяжелая степень – до 18 лет.

17

Иммунопрофилактика

Согласно приказу № 229 МЗ РФ от 2002 г., неврологические состояния – не противопоказание для вакцинации. Иммунизацию проводят по индивидуальному графику в соответствии с календарем прививок. Если педиатру неясен характер изменений ЦНС, он направляет ребенка к неврологу для уточнения активности процесса, после чего принимает решение о проведении вакцинации.

6.Дополнительная информация, влияющая на течение и исход заболевания/синдрома

6.1Исходы и прогноз последствий перинатального поражения центральной нервной системы с атонически- астатическим синдромом.

Прогноз для жизни благоприятный.

Прогноз для здоровья - при формировании детского церебрального паралича зависит от времени начала реабилитации, этапности, преемственности между этапами, мультидисциплинарного подхода, повторных курсов реабилитации по показаниям. Адекватная реабилитация позволяет снизить тяжесть неврологического дефицита, социализировать ребенка в соответствии с его уровнем психического развития и моторных навыков [9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 21].

Критерии оценки качества медицинской помощи

Таблица 2 - Организационно-технические условия оказания медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь

Вид медицинской помощи

 

3+ class="tr5 td25">

Условия оказания

4+ class="tr5 td26">

Стационарно / в дневном стационаре

 

 

 

3+ class="tr7 td29">

медицинской помощи

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr7 td35">

Форма оказания

 

2+ class="tr7 td37">

Плановая

 

 

 

 

 

3+ class="tr18 td29">

медицинской помощи

 

 

 

 

 

 

 

7+ class="tr19 td39">

Таблица 3 - Критерии качества оказания медицинской помощи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr20 td44">

 

 

Критерий

 

 

 

 

Уровень

2+ class="tr10 td52">

Уровень

 

 

 

 

 

 

 

достоверности

2+ class="tr9 td52">

убедительности

 

 

 

 

 

 

 

доказательств

2+ class="tr10 td57">

рекомендаций

 

1.

2+ class="tr8 td58">

Рекомендуется

2+ class="tr8 td37">

проведение

неоднократных

С

1

 

 

 

курсов

2+ class="tr18 td60">

реабилитации

с

использованием

 

 

 

 

 

5+ class="tr18 td61">

физических факторов, в том числе кинезитерапии

 

 

 

 

2.

2+ class="tr8 td58">

Рекомендуется

 

 

использование

С

1

 

 

 

3+ class="tr18 td63">

мультидисциплинарного

2+ class="tr18 td16">

подхода с участием

 

 

 

 

 

5+ class="tr7 td64">

невролога, офтальмолога, педагога-психолога,

 

 

 

 

 

3+ class="tr18 td65">

нейроортопеда, диетолога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr21 td67">

18

Список литературы

1.Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Конова С.Р. и др. Разноуровневая система оказания комплексной реабилитационной помощи детям с хронической патологией и детям-инвалидам. Методические рекомендации М.: НЦЗД РАМН. 2012. 29 с.

2.Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации как фактор национальной безопасности. Пути решения существующих проблем. Справочник педиатра. 2006; 3: 9-14.

3.Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Волынец Г.В., Ильин А.Г., Конова С.Р. и др.

Определение ограничений жизнедеятельности у детей разного возраста на основе международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. М.: ПедиатрЪ. 2013. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада -Х. 2001. 640 с.

4.Барашнев Ю.И. Особенности здоровья детей, родившихся с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Рос. вестн. перинатол. и педиатр. 204; 49(5): 12

5.Бомбардирова Е.П., Яцык Г.В., Зайнитдинова Р.С. Немедикаментозные методы восстановительного лечения детей с перинатальным поражением нервной системы. Рос.

педиатр. ж. 2011; 3:55-56.

6.Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. Под ред. Г.В. Яцык. М. ПедиатрЪ 2012.156с.

7.Кешишян Е.С., Сахарова Е.С. Психомоторное развитие как критерий неврологического развития здоровья недоношенного ребенка. Леч.врач.2004; 5: 21-57.

8.Классификация перинатальных поражений нервной системы и их последствий у детей первого года жизни. Методические рекомендации. М ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава». 2007. 88с.

9.Митиш М.Д. Отдаленные последствия перинатальных поражений мозга у детей.

Автореферат дисс. докт. мед. наук. М.2004 25с.

10.Неонатология. Под ред. Т.Л.Гомеллог, М.Д. Каннигам. Пер. с англ. М.: Медицина 1995.

640с.

11.Неонатология: национальное руководство. Под ред. Н.И. Володина. М.: ГЭОТАР-

Медиа. 2007. 848с.

12.Пальчик А.Б., Фёдорова Л.А., Понятишин А.Е. Неврология недоношенных детей. М.:

Медпресс. 2011. 352 с.

13.Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. СПб.: Питер.2000. 224с.

19

14.Педиатрия. Под ред Дж Грефе. М.: Практика.1997. 912 с.

15.Принципы этапного выхаживания недоношенных детей. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Л.С. Намазовой-Барановой. М. 2013. с.172-204

16.Пшениснов К.В. Диагностика и интенсивная терапия полиорганной недостаточности у новорожденных, нуждающихся в межгоспитальной транспортировке. Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб, 2009.24 c.

17.Руководство по педиатрии. Неонатология. Под редакцией Г.В. Яцык, Г.А. Самсыгиной. М.:Династия. 2006. 464 с.

18.Современные медико-социальные проблемы неонатологии. Под ред. А.А. Баранова, Г.В. Яцык. М.2015. ПедиатрЪ. С 225-301

19.Шабалов Н.П. Асфиксия новорожденных. М.: Медицина. 1990. 310 с.

20.Шабалов Н.П. Неонатология. М.: Мед-пресс-информ. 2004.Т.1.608 с.

21.Шилко В.И., Зеленцова В.Л., Попова Н.П. Опыт реабилитации недоношенных детей с перинатальным поражением мозга. Росс. вестн. перинатолог. и педиатр. 2003;2:43-47.

22.Шмаков А.Н., Конхно В.Н. Критические состояния новорожденных (технология дистанционного консультирования и эвакуации). Новосибирск: Коста.2009.165 с.

23.Яцык Г.В. Выхаживание глубоконедоношенных детей. Медицинская газета. №66. 26 августа 2005 г. (электронная версия).

24.Яцык Г.В., Бомбардирова Е.П. Избранные лекции по педиатрии. Под редакцией А.А. Баранова, Р.Р. Шилаева, Б.С. Каганова. М.: Династия. 2005 .С.57-67.

20

Приложение А1. Состав рабочей группы

Баранов А.А., акад. РАН, профессор, д.м.н., Председатель Исполкома Союза педиатров России.

Намазова-Баранова Л.С., акад. РАН, профессор, д.м.н., заместитель Председателя Исполкома Союза педиатров России.

Володин Н.Н., акад. РАН, профессор, д.м.н.

Яцык Г.В., профессор, д.м.н., член Союза педиатров России Давыдова И.В., д.м.н., член Союза педиатров России Мамедьяров А.М., к.м.н., член Союза педиатров России Турти Т.В., д.м.н., член Союза педиатров России Беляева И.А., д.м.н., член Союза педиатров России Зимина Е.П., к.м.н., член Союза педиатров России Сергиенко Н., к.м.н., член Союза педиатров России Вишнева Е.А., к.м.н., член Союза педиатров России Бакович Е.А., к.м.н., член Союза педиатров России Зокирова З.Ф., к.м.н., член Союза педиатров России Черников В.В., к.м.н., член Союза педиатров России Блохина А.И., член Союза педиатров России Митиш М.Д., д.м.н., член Союза педиатров России Мигали А.В., к.м.н., член Союза педиатров России

Авторы подтверждают отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, который необходимо обнародовать.

21

Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций

Целевая аудитория данных клинических рекомендаций:

1.Врачи-педиатры, врачи-неонатологи;

2.Детские неврологи;

3.Детские нейроортопеды;

4.Врачи лучевой диагностики;

5.Врачи функциональной диагностики;

6.Врачи общей практики (семейные врачи);

7.Студенты медицинских ВУЗов;

8.Обучающиеся в ординатуре и интернатуре.

Методы, используемые для сбора/селекции доказательств: поиск в электронных базах

данных.

Описание методов, использованных для оценки качества и силы доказательств:

доказательной базой для рекомендаций являются публикации, вошедшие в Кохрейновскую

библиотеку, базы данных EMBASE, MEDLINE и PubMed. Глубина поиска - 5 лет.

Методы, использованные для оценки качества и силы доказательств:

консенсус экспертов;

оценка значимости в соответствии с рейтинговой схемой.

Методы, использованные для анализа доказательств:

обзоры опубликованных мета-анализов;

систематические обзоры с таблицами доказательств.

Описание методов, использованных для анализа доказательств

При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств, использованная в каждом исследовании методология изучается для того, чтобы убедиться в ее валидности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваиваемый публикации, что в свою очередь, влияет на силу рекомендаций.

Для минимизации потенциальных ошибок каждое исследование оценивалось независимо. Любые различия в оценках обсуждались всей группой авторов в полном составе. При невозможности достижения консенсуса привлекался независимый эксперт.

Таблицы доказательств: заполнялись авторами клинических рекомендаций.

Методы, использованные для формулирования рекомендаций: консенсус экспертов.

Индикаторы доброкачественной практики (Good Practice Points – GPPs)

22

Рекомендуемая доброкачественная практика базируется на клиническом опыте авторов разработанных рекомендаций.

Экономический анализ

Анализ стоимости не проводился и публикации по фармакоэкономике не анализировались.

Метод валидации рекомендаций

Внешняя экспертная оценка.

Внутренняя экспертная оценка.

Описание метода валидации рекомендаций

Настоящие рекомендации в предварительной версии были рецензированы независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать, насколько доступна для понимания интерпретация доказательств, лежащая в основе рекомендаций.

От врачей первичного звена получены комментарии в отношении доходчивости изложения данных рекомендаций, а также их оценка важности предлагаемых рекомендаций, как инструмента повседневной практики.

Все комментарии, полученные от экспертов, тщательно систематизировались и обсуждались членами рабочей группы (авторами рекомендаций). Каждый пункт обсуждался в отдельности.

Консультация и экспертная оценка

Проект рекомендаций был рецензирован независимыми экспертами, которых, прежде всего, попросили прокомментировать доходчивость и точность интерпретации доказательной базы, лежащей в основе рекомендаций.

Рабочая группа

Для окончательной редакции и контроля качества рекомендации были повторно проанализированы членами рабочей группы, которые пришли к заключению, что все замечания и комментарии экспертов приняты во внимание, риск систематических ошибок при разработке рекомендаций сведен к минимуму.

Основные рекомендации

Сила рекомендаций (1-2) на основании соответствующих уровней доказательств (А-С) и индикаторы доброкачественной практики (табл. 1) – good practice points (GPPs) приводятся при изложении текста рекомендаций.

Таблица П1 - Схема для оценки уровня рекомендаций

Степень достоверности

Соотношение риска

Методологическое

качество

Пояснения

по

рекомендаций

и преимуществ

имеющихся доказательств

 

применению

 

 

 

 

 

рекомендаций

 

 

 

 

 

 

23

 

2+ class="tr19 td70">

Польза

2+ class="tr19 td71">

отчетливо

Надежные

 

3+ class="tr19 td74">

непротиворечивые

2+ class="tr19 td75">

Сильная

 

 

Сильная

 

3+ class="tr8 td80">

превалирует

над

2+ class="tr8 td82">

доказательства,

2+ class="tr8 td83">

основанные

на

4+ class="tr8 td84">

рекомендация, которая

рекомендация,

 

4+ class="tr14 td85">

рисками и затратами,

4+ class="tr14 td86">

хорошо выполненных РКИ

или

может

3+ class="tr14 td19">

использоваться

основанная

на

3+ class="tr10 td80">

либо наоборот

 

2+ class="tr10 td82">

неопровержимые

3+ class="tr10 td88">

доказательства,

в

3+ class="tr10 td19">

большинстве

доказательствах

 

 

 

 

 

5+ class="tr14 td91">

представленные в какой-либо другой

случаев

 

 

у

высокого качества

 

 

 

 

 

форме.

 

 

 

 

4+ class="tr14 td84">

преимущественного

 

 

 

 

 

 

Дальнейшие

2+ class="tr14 td83">

исследования

вряд

ли

2+ class="tr14 td97">

количества

2+ class="tr14 td98">

пациентов

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr10 td91">

изменят нашу уверенность в оценке

без

 

2+ class="tr10 td98">

каких-либо

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr14 td86">

соотношения пользы и риска.

 

2+ class="tr14 td97">

изменений

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr8 td99">

исключений

 

 

 

2+ class="tr14 td43">

 

2+ class="tr14 td102">

 

2+ class="tr14 td103">

 

2+ class="tr14 td104">

 

 

2+ class="tr14 td106">

 

 

 

 

2+ class="tr9 td36">

Польза

2+ class="tr9 td109">

отчетливо

2+ class="tr9 td82">

Доказательства,

2+ class="tr9 td83">

основанные

на

2+ class="tr9 td97">

Сильная

 

 

Сильная

 

3+ class="tr10 td80">

превалирует

над

5+ class="tr10 td91">

результатах РКИ, выполненных с

3+ class="tr10 td99">

рекомендация,

 

рекомендация,

 

4+ class="tr14 td85">

рисками и затратами,

некоторыми

 

3+ class="tr14 td88">

ограничениями

3+ class="tr14 td99">

применение

которой

основанная

на

3+ class="tr14 td80">

либо наоборот

 

2+ class="tr14 td82">

(противоречивые

3+ class="tr14 td88">

результаты,

2+ class="tr14 td97">

возможно

 

в

доказательствах

 

 

 

 

 

2+ class="tr14 td82">

методологические

 

2+ class="tr14 td15">

ошибки,

4+ class="tr14 td84">

большинстве случаев

умеренного качества

 

 

 

 

 

5+ class="tr10 td91">

косвенные или случайные и т.п.),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr14 td91">

либо других веских основаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr14 td91">

Дальнейшие исследования (если они

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проводятся),

2+ class="tr10 td83">

вероятно,

2+ class="tr10 td15">

окажут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr14 td91">

влияние на нашу уверенность в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr14 td91">

оценке соотношения пользы и риска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr7 td110">

и могут изменить ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr22 td43">

 

2+ class="tr22 td102">

 

2+ class="tr22 td103">

 

2+ class="tr22 td104">

 

 

4+ class="tr22 td111">

 

 

2+ class="tr9 td36">

Польза,

2+ class="tr9 td109">

вероятно,

2+ class="tr9 td82">

Доказательства,

2+ class="tr9 td83">

основанные

на

4+ class="tr9 td84">

Относительно сильная

Сильная

 

будет

3+ class="tr14 td112">

превалировать

2+ class="tr14 td82">

обсервационных

3+ class="tr14 td88">

исследованиях,

4+ class="tr14 td84">

рекомендация, которая

рекомендация,

 

над

 

2+ class="tr10 td109">

возможными

3+ class="tr10 td110">

бессистемном клиническом

2+ class="tr10 td15">

опыте,

4+ class="tr10 td84">

может быть изменена

основанная

на

4+ class="tr14 td85">

рисками и затратами,

5+ class="tr14 td91">

результатах РКИ, выполненных с

при

 

2+ class="tr14 td98">

получении

доказательствах

 

3+ class="tr14 td80">

либо наоборот

 

2+ class="tr14 td82">

существенными

3+ class="tr14 td88">

недостатками.

3+ class="tr14 td99">

доказательств

более

низкого качества

 

 

 

 

 

Любая

2+ class="tr10 td83">

оценка

2+ class="tr10 td15">

эффекта

4+ class="tr10 td84">

высокого качества

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr8 td91">

расценивается как неопределенная.

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr9 td43">

 

2+ class="tr9 td102">

 

 

 

3+ class="tr9 td115">

 

4+ class="tr9 td111">

 

 

2+ class="tr9 td36">

Польза

2+ class="tr9 td109">

сопоставима

Надежные

 

3+ class="tr9 td88">

доказательства,

4+ class="tr9 td84">

Слабая рекомендация.

2+ class="tr10 td116">

Слабая рекомендация,

с

 

2+ class="tr10 td109">

возможными

5+ class="tr10 td91">

основанные на хорошо выполненных

Выбор

 

2+ class="tr10 td98">

наилучшей

основанная

на

4+ class="tr14 td85">

рисками и затратами

5+ class="tr14 td91">

РКИ или подтвержденные другими

2+ class="tr14 td97">

тактики

 

будет

доказательствах

 

 

 

 

 

4+ class="tr10 td86">

неопровержимыми данными.

 

2+ class="tr10 td97">

зависеть

 

от

высокого качества

 

 

 

 

 

Дальнейшие

2+ class="tr14 td83">

исследования

вряд

ли

4+ class="tr14 td84">

клинической ситуации

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr14 td91">

изменят нашу уверенность в оценке

4+ class="tr14 td84">

(обстоятельств),

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr14 td86">

соотношения пользы и риска.

 

2+ class="tr14 td97">

пациента

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr10 td99">

социальных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr8 td99">

предпочтений.

 

 

 

2+ class="tr23 td43">

 

2+ class="tr23 td102">

 

2+ class="tr23 td103">

 

2+ class="tr23 td104">

 

 

4+ class="tr23 td111">

 

 

2+ class="tr9 td36">

Польза

2+ class="tr9 td109">

сопоставима

2+ class="tr9 td82">

Доказательства,

2+ class="tr9 td83">

основанные

на

4+ class="tr9 td84">

Слабая рекомендация.

2+ class="tr10 td116">

Слабая рекомендация,

с

2+ class="tr10 td117">

рисками

и

5+ class="tr10 td91">

результатах РКИ, выполненных с

4+ class="tr10 td84">

Альтернативная

основанная

на

3+ class="tr14 td80">

осложнениями,

 

2+ class="tr14 td82">

существенными

3+ class="tr14 td88">

ограничениями

тактика

 

 

в

доказательствах

 

4+ class="tr14 td85">

однако в этой оценке

2+ class="tr14 td82">

(противоречивые

3+ class="tr14 td88">

результаты,

3+ class="tr14 td99">

определенных

 

умеренного качества

 

есть

 

 

 

2+ class="tr10 td82">

методологические

3+ class="tr10 td88">

дефекты,

2+ class="tr10 td97">

ситуациях

 

может

 

 

4+ class="tr14 td85">

неопределенность.

5+ class="tr14 td91">

косвенные или случайные), или

4+ class="tr14 td84">

явиться для некоторых

 

 

 

 

 

 

сильные

 

3+ class="tr14 td88">

доказательства,

2+ class="tr14 td97">

пациентов

 

лучшим

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr14 td91">

представленные в какой-либо другой

2+ class="tr14 td97">

выбором.

 

 

 

 

 

 

 

 

форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr14 td91">

Дальнейшие исследования (если они

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr14 td91">

проводятся), скорее всего, окажут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr10 td91">

влияние на нашу уверенность в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr14 td91">

оценке соотношения пользы и риска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr10 td121">

и могут изменить ее.

 

 

 

 

 

 

24

 

2+ class="tr2 td30">

Неоднозначность

в

3+ class="tr2 td32">

Доказательства,

 

2+ class="tr2 td34">

основанные на

Очень

слабая

2+ class="tr7 td12">

Слабая рекомендация,

оценке

2+ class="tr7 td38">

соотношения

4+ class="tr7 td39">

обсервационных

2+ class="tr7 td40">

исследованиях,

рекомендация;

 

основанная

на

пользы,

рисков

и

3+ class="tr6 td47">

бессистемного

2+ class="tr6 td48">

клинического

опыта

альтернативные

 

доказательствах

 

3+ class="tr9 td13">

осложнений; польза

или

РКИ

 

с

2+ class="tr9 td40">

существенными

подходы могут

быть

низкого качества

 

может

2+ class="tr6 td38">

быть

3+ class="tr6 td47">

недостатками.

 

Любая

оценка

использованы

в

 

 

2+ class="tr6 td55">

сопоставима

с

2+ class="tr6 td56">

эффекта

3+ class="tr6 td57">

расценивается

как

равной степени.

 

 

 

2+ class="tr6 td55">

возможными

 

4+ class="tr6 td39">

неопределенная.

 

 

 

 

 

 

рисками

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr7 td55">

осложнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*В таблице цифровое значение соответствует силе рекомендаций, буквенное - соответствует уровню доказательности

Актуализация данных клинических рекомендаций будет проводиться не реже, чем один раз в три года. Принятие решения об обновлении будет принято на основании предложений, представленных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями с учётом результатов комплексной оценки лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также результатов клинической апробации.

25

Приложение А3. Связанные документы

Порядки оказания медицинской помощи: Приказ Министерства здравоохранения и

социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. N 366н "Об утверждении Порядка оказания

педиатрической помощи"

26

Приложение Б. Алгоритм ведения пациента

Пациент с ПП ЦНС

Диагностика и оценка

неврологического статуса

Есть показания к

НЕТ

консервативной

 

медикаментозной терапии?

 

ДА

Консервативная терапия

ДА

Реабилитация

Диспансерное наблюдение

НЕТ

Есть ухудшение

состояния?

27

Приложение В. Информация для пациентов

Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с атонически- астатическим синдромом – заболевание, являющееся исходом перинатального поражения центральной нервной системы гипоксически-ишемического генеза (Церебральная ишемия P91.0, Внутричерепное нетравматическое кровоизлияние у плода и новорожденного II, III степени P52, Перивентрикулярные кисты (приобретенные) у новорожденного P91.1, Церебральная лейкомаляция у новорожденного P91.2, др.) вследствие нейронального некроза

иотсроченной запрограммированной гибели нейронов (апоптоза).

Унедоношенных детей, родившихся с ЭНМТ, ОНМТ, на протяжении первых 6 месяцев жизни часто отмечается период «мнимого благополучия». Для детей, родившихся доношенными, недоношенными с низкой массой тела характерным является постепенное развитие стойких двигательных нарушений. Неврологические симптомы проявляются по мере созревания нервной системы ребенка.

Апоптоз (отсроченная запрограммированная гибель нейронов) может быть обратима, потому у врача появляется время для предотвращения гибели нейрона – так называемое «терапевтическое окно».

Прогноз зависит от тяжести поражения центральной нервной системы, эффективности проводимого лечения.

Проведение раннего, этапного восстановительного лечения/реабилитации определяет более благоприятный прогноз и улучшает качество жизни детей, в некоторых случаях предотвращая их инвалидизацию.

28

Приложение Г1. Алгоритм диагностики пациента с последствиями

перинатального поражения центральной нервной системы с атонически-

астатическим синдромом

2+ class="tr13 td73">

Акушерский анамнез

 

3+ class="tr13 td75">

Физикальный

 

Инструмен-

 

Консультация

Анамнез

болезни

 

осмотр

 

педиатра,

 

тальные

 

специалистов

периода

 

 

2+ class="tr1 td88">

невролога

 

 

методы

 

 

2+ class="tr14 td89">

новорожденности

 

 

 

 

 

диагностики

 

 

Сбор анамнеза с

 

 

3+ class="tr15 td95">

Оценка положения тела,

 

НСГ

 

Офтальмолог

2+ class="tr6 td96">

выяснением наличия

 

позы,

 

состояния

 

Допплерометрия

 

Нейроортопед

хронической

 

 

2+ class="tr9 td88">

родничков,

 

 

Допплерография

 

Педагог-психолог

2+ class="tr6 td96">

внутриутробной гипоксии

 

3+ class="tr6 td95">

выраженности рефлексов

 

ЭЭГ с

 

Врач-ЛФК

2+ class="tr9 td96">

плода, гестоза, асфиксии

 

3+ class="tr9 td95">

новорожденных,

 

видеомониторин

 

Физиотерапевт

при рождении,

 

 

2+ class="tr6 td88">

спонтанной

и

 

гом

 

Генетик

2+ class="tr6 td96">

перинатального поражения

 

3+ class="tr6 td95">

стимулированной

 

МРТ головного

 

 

2+ class="tr9 td96">

центральной нервной

 

2+ class="tr9 td88">

двигательной

 

 

мозга

 

 

2+ class="tr6 td96">

системы гипоксически-

 

2+ class="tr6 td88">

активности,

изменений

 

ЭНМГ

 

 

2+ class="tr6 td96">

ишемического генеза

 

2+ class="tr6 td88">

мышечного

тонуса

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr9 td95">

сухожильных рефлексов,

 

 

 

 

 

 

 

наличия

2+ class="tr6 td97">

патологических

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr6 td88">

рефлексов,

тремора,

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr6 td95">

клонусов, дистонических

 

 

 

 

 

 

 

атак,

 

очаговой

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr6 td95">

симптоматики.

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr9 td88">

Оценивается

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr6 td95">

психомоторное развитие,

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr6 td88">

когнитивное

развитие

 

 

 

 

 

 

 

ребенка

с

учетом

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr6 td88">

фактического

и

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr6 td95">

корригированного

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr9 td95">

возраста (график нервно-

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr6 td88">

психического

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr6 td88">

обследования

младенца

 

 

 

 

 

 

 

ГНОМ,

2+ class="tr6 td97">

шкалы развития

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr7 td101">

младенца Bayley)

 

 

 

 

29

Приложение Г2. Расшифровка примечаний.

ж лекарственный препарат, входящий в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год (Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р)

вк лекарственный препарат, входящий в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р)

30