СОГЛАСОВАНО:

ГЛАВНЫЙ ВНЕШТАТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ МИНЗДРАВА РОССИИ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ У ДЕТЕЙ АКАДЕМИК РАН, ПРОФЕССОР

______________________Ю.В.ЛОБЗИН

______________________2015

УТВЕРЖДАЮ:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ЕВРО-АЗИАТСКОЕ ОБЩЕСТВО ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ» И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «АССОЦИАЦИЯ ВРАЧЕЙ- ИНФЕКЦИОНИСТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

___________________________Ю.В. ЛОБЗИН

____________________________2015

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРОТОКОЛ ЛЕЧЕНИЯ) ОКАЗАНИЯ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ БОЛЬНЫМ С КЛИНИЧЕСКОЙ

СИТУАЦИЕЙ

«Вакцинопрофилактика часто и длительно болеющих детей»

Организации-разработчики:

ФГБУ НИИДИ ФМБА РОССИИ,

Общественная организация «Евроазиатское общество по инфекционным болезням», Общественная организация «Ассоциация врачей инфекционистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (АВИСПО)

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРОТОКОЛ ЛЕЧЕНИЯ) ОКАЗАНИЯ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Клиническая ситуация:«Вакцинопрофилактика часто и длительно болеющих детей»

Предисловие

2+ class="tr0 td0">

Разработан:

 

 

 

 

 

ФГБУ НИИДИ ФМБА России

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr2 td15">

Внесен:

 

 

 

 

 

ФГБУ НИИДИ ФМБА России

 

 

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr3 td22">

Принят и введен в действие:

 

 

Утверждено на заседании Профильной

 

 

 

 

 

 

 

комиссии 9 октября 2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr2 td25">

Введен впервые:

 

 

 

2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr6 td26">

Код протокола

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

91500.

11.

 

-

01

-

2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6+ class="tr9 td42">

 

91500.

 

6+ class="tr2 td44">

Код отрасли здравоохранения по ОКОНХ

 

 

6+ class="tr1 td46">

 

11

 

6+ class="tr3 td44">

Группа нормативных документов в системе стандартизации в отрасли, согласно

 

 

6+ class="tr4 td44">

«Основным положениям стандартизации здравоохранения»

 

 

6+ class="tr5 td46">

 

-

 

6+ class="tr3 td44">

Код класса протокола для нозологических форм (синдромов) принимает

 

 

6+ class="tr10 td44">

значение от А00.0 до Z99.9 (соответственно четырехзначной рубрикации МКБ-

 

 

6+ class="tr11 td46">

10), а для клинических ситуаций — в порядке их классифицирования

01

 

6+ class="tr4 td44">

Порядковый номер варианта протокола принимает значение от 01 до 99

 

 

6+ class="tr1 td46">

 

2015

 

6+ class="tr2 td44">

Год утверждения протокола принимает значения 20ХХ

 

 

 

 

 

 

 

 

Кодирование вновь создающихся протоколов происходит таким образом, что внесение дополнений не требует изменения кодов уже существующих протоколов ведения больных. Порядковое значение этих кодов достаточно для проведения разработки и добавления новых протоколов и пересмотра существующих.

Содержание

1.Область применения

2.Нормативные ссылки

3.Термины, определения и сокращения

4.Общие положения

4.1Определения и понятия

4.2Этиологические и патогенетические факторы, влияющие на частоту заболеваний у детей

4.3Методика вакцинации часто длительно болеющих детей

4.3.1Требования к диагностике состояния здоровья в амбулаторных условиях на этапе подготовки к вакцинации

4.3.1Медицинские мероприятия для диагностики состояния здоровья

4.3.2Требования к диагностике состояния здоровья в амбулаторных условиях на этапе подготовки к вакцинации

4.3.3Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения медицинских мероприятий 4.3.3.1 Клинические методы исследования 4.3.3.2Лабораторные и инструментальные методы исследования

5. Лекарственные средства, используемые на этапе подготовки к вакцинации часто болеющих детей

6.Клиническая характеристика течения поствакцинального периода у часто болеющих детей

6.1 Возможные исходы и их характеристика

6.2. Наблюдение в поствакцинальном периоде за часто болеющим ребенком

6.2.1Медицинские мероприятия для диагностики состояния здоровья в поствакцинальном периоде

6.2.2Лекарственные средства, используемые на этапе поствакцинального периода частоболеющих детей

6.2.3Требования к режиму труда, отдыха, лечения или реабилитации 7. Правила изменения требований при выполнении протокола и прекращение действия протокола

8.Графическое, схематическое представления протокола ведения больных

9.Мониторинг протокола ведения больных

10.Экспертиза проекта протокола ведения больных (пациентов)

11.Приложения

12.Библиография

Введение

Клинические рекомендации (Протокол лечения) оказания медицинской помощи детям с

клинической ситуацией:«Вакцинопрофилактика часто и длительно болеющих детей»разработан:

Фамилии,

Место работы с указанием

Адрес места работы

Рабочий телефон с

имена,

занимаемой должности,

с указанием

указанием кода города

отчества

ученой степени и звания

почтового индекса

 

разработчиков

 

 

 

 

 

 

 

Харит С.М.

ФГБУ НИИДИ ФМБА

197022

8-812-346-31-42

 

России, руководитель

Санкт-Петербург

 

 

отдела профилактики

Ул. Профессора

 

 

инфекционных

Попова, д.9

 

 

заболеваний, доктор

 

 

 

медицинских наук,

 

 

 

профессор

 

 

 

 

 

 

1.Область применения

Клинические рекомендации (Протокол лечения) оказания медицинской помощи детям с

клинической ситуацией:«Вакцинопрофилактика часто и длительно болеющих детей»предназначен для применения в медицинских организациях Российской Федерации.

2.Нормативные ссылки

В Протоколе использованы ссылки на следующие документы:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724);

Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012г. №521н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями”, зарегистрирован в Минюсте РФ 10 июля 2012г., регистрационный №24867;

Приказ Минздравсоцразвития России №1664н от 27 декабря 2011 г. «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», зарегистрирован в Минюсте 24 января 2012, регистрационный № 23010;

Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», зарегистрирован в Минюсте РФ 25 августа 2010 г., регистрационный

№18247;

Приказ Минздрава России от 29 декабря 2012 г. № 1629н «Об утверждении перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи»;

Приказ Минздрава России от 21.03.2014 №125н « Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидпоказаниям».

3.Термины, определения и сокращения

Вдокументе применяются термины в интерпретации, делающей их однозначными для восприятия медицинскими работниками. Для целей настоящего нормативного документа используются следующие термины, определения и сокращения:

Клинические рекомендации

8+ class="tr0 td1">

Нормативный документ системы стандартизации в

(Протокол лечения)

8+ class="tr1 td3">

здравоохранении, определяющий требования к выполнению

оказания медицинской

8+ class="tr2 td3">

медицинской помощи больному при определенном

помощи детям с

8+ class="tr3 td3">

заболевании, с определенным синдромом или при

клинической ситуацией:

5+ class="tr4 td4">

определенной клинической ситуации.

 

 

 

 

8+ class="tr5 td9">

 

 

8+ class="tr6 td11">

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель пациента

8+ class="tr1 td3">

Сконструированное описание объекта (заболевание, синдром,

 

.2+2+ class="tr8 td20">

клиническая

.2+2+ class="tr8 td21">

ситуация),

.2+2+ class="tr8 td22">

регламентирующее

.2+2+ class="tr8 td23">

совокупность

 

 

8+ class="tr1 td3">

клинических или ситуационных характеристик, выполненное

 

8+ class="tr3 td3">

на основе оптимизации выбора переменных (осложнение,

 

8+ class="tr2 td3">

фаза, стадия заболевания) с учетом наибольшего их влияния

 

8+ class="tr2 td3">

на исход и значимых причинно-следственных связей,

 

8+ class="tr3 td3">

определяющее возможность и необходимость описания

 

6+ class="tr10 td24">

технологии оказания медицинской помощи.

 

 

 

2+ class="tr6 td25">

 

 

2+ class="tr6 td27">

 

2+ class="tr6 td28">

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нозологическая форма

2+ class="tr4 td20">

Совокупность

 

2+ class="tr4 td31">

клинических,

2+ class="tr4 td32">

лабораторных

и

 

.2+8+ class="tr8 td3">

инструментальных диагностических признаков, позволяющих

 

 

3+ class="tr1 td33">

идентифицировать

2+ class="tr1 td31">

заболевание

2+ class="tr1 td32">

(отравление,

травму,

 

8+ class="tr2 td3">

физиологическое состояние) и отнести его к группе состояний

 

с

общей

2+ class="tr3 td21">

этиологией

2+ class="tr3 td22">

и патогенезом,

2+ class="tr3 td23">

клиническими

 

8+ class="tr2 td3">

проявлениями, общими подходами к лечению и коррекции

 

2+ class="tr4 td20">

состояния.

 

 

 

 

 

 

 

8+ class="tr5 td9">

 

 

8+ class="tr6 td11">

 

Заболевание

8+ class="tr1 td3">

Возникающее в связи с воздействием патогенных факторов

 

4+ class="tr3 td38">

нарушение деятельности

4+ class="tr3 td39">

организма, работоспособности,

 

8+ class="tr2 td3">

способности адаптироваться к изменяющимся условиям

 

8+ class="tr3 td3">

внешней и внутренней среды при одновременном изменении

 

8+ class="tr2 td3">

защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных

 

5+ class="tr4 td4">

реакций и механизмов организма;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное заболевание

 

3+ class="tr14 td61">

Заболевание, которое само по себе или в связи с

 

 

2+ class="tr3 td62">

осложнениями вызывает

первоочередную необходимость

 

 

3+ class="tr13 td61">

оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой

 

 

3+ class="tr10 td61">

работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к

 

 

3+ class="tr4 td61">

инвалидности, либо становится причиной смерти.

 

 

3+ class="tr15 td66">

 

Сопутствующее заболевание

 

3+ class="tr3 td61">

Заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с

 

 

3+ class="tr13 td61">

основным заболеванием, уступает ему в степени

 

 

3+ class="tr10 td61">

необходимости оказания медицинской помощи, влияния на

 

 

3+ class="tr13 td61">

работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не

 

 

2+ class="tr4 td62">

является причиной смерти.

 

 

2+ class="tr15 td67">

 

2+ class="tr15 td68">

 

Тяжесть заболевания или

2+ class="tr3 td69">

критерий,

2+ class="tr3 td70">

определяющий степень поражения органов и (или)

состояния

 

3+ class="tr10 td61">

систем организма человека либо нарушения их функций,

 

 

3+ class="tr13 td61">

обусловленные заболеванием или состоянием либо их

 

 

2+ class="tr4 td62">

осложнением.

 

 

 

3+ class="tr15 td66">

 

 

 

 

 

 

Исходы заболеваний

 

3+ class="tr2 td61">

Медицинские и биологические последствия заболевания.

 

 

3+ class="tr1 td76">

 

 

 

3+ class="tr1 td66">

 

 

 

 

 

 

Последствия (результаты)

 

3+ class="tr3 td61">

Исходы заболеваний, социальные, экономические результаты

 

 

.2+3+ class="tr4 td61">

применения медицинских технологий.

 

 

 

 

3+ class="tr1 td76">

 

 

 

3+ class="tr5 td66">

 

 

 

 

 

 

Осложнение заболевания

 

3+ class="tr4 td61">

Присоединение к заболеванию синдрома нарушения

 

 

.2+3+ class="tr19 td61">

физиологического процесса; - нарушение целостности органа

 

 

 

 

3+ class="tr3 td61">

или его стенки; - кровотечение; - развившаяся острая или

 

 

3+ class="tr13 td61">

хроническая недостаточность функции органа или системы

 

 

органов.

 

 

 

 

3+ class="tr5 td76">

 

 

 

3+ class="tr1 td66">

 

Состояние

 

3+ class="tr3 td61">

Изменения организма, возникающие в связи с воздействием

 

 

3+ class="tr10 td61">

патогенных и (или) физиологических факторов и требующие

 

 

3+ class="tr3 td61">

оказания медицинской помощи.

 

 

3+ class="tr15 td66">

 

 

 

 

 

 

Клиническая ситуация

 

3+ class="tr4 td61">

Случай, требующий регламентации медицинской помощи вне

 

 

.2+3+ class="tr4 td61">

зависимости от заболевания или синдрома.

 

 

 

 

3+ class="tr5 td76">

 

 

 

3+ class="tr1 td66">

 

 

 

 

 

 

Синдром

 

3+ class="tr4 td61">

Состояние, развивающееся как следствие заболевания и

 

 

.2+3+ class="tr19 td61">

определяющееся совокупностью клинических, лабораторных,

 

 

 

 

3+ class="tr3 td61">

инструментальных диагностических признаков, позволяющих

 

 

3+ class="tr13 td61">

идентифицировать его и отнести к группе состояний с

 

 

3+ class="tr10 td61">

различной этиологией, но общим патогенезом, клиническими

 

 

3+ class="tr13 td61">

проявлениями, общими подходами к лечению, зависящих,

 

 

3+ class="tr4 td61">

вместе с тем, и от заболеваний, лежащих в основе синдрома.

 

 

3+ class="tr5 td76">

 

 

 

3+ class="tr1 td66">

 

 

 

 

 

 

Симптом

 

3+ class="tr4 td61">

Любой признак болезни, доступный для определению

 

 

.2+3+ class="tr4 td61">

независимо от метода, который для этого применялся

 

 

 

 

3+ class="tr5 td76">

 

 

 

3+ class="tr1 td66">

 

Пациент

 

3+ class="tr3 td61">

Физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь

 

 

3+ class="tr13 td61">

или которое обратилось за оказанием медицинской помощи

 

 

3+ class="tr4 td61">

независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

 

 

3+ class="tr15 td66">

 

 

 

 

 

 

Медицинское

 

3+ class="tr4 td61">

Выполняемые медицинским работником по отношению к

вмешательство

 

3+ class="tr13 td61">

пациенту, затрагивающие физическое или психическое

 

 

.2+ class="tr4 td77">

состояние

.2+ class="tr4 td78">

человека и

.2+ class="tr4 td63">

имеющие профилактическую,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr12 td49">

исследовательскую,

3+ class="tr12 td50">

диагностическую,

лечебную,

 

 

 

2+ class="tr1 td49">

реабилитационную

направленность

 

виды

медицинских

 

 

 

6+ class="tr2 td55">

обследований и (или) медицинских манипуляций, а также

 

 

 

5+ class="tr4 td56">

искусственное прерывание беременности;

 

2+ class="tr13 td2">

 

 

6+ class="tr6 td57">

 

2+ class="tr5 td10">

 

 

6+ class="tr5 td59">

 

2+ class="tr4 td2">

Медицинская услуга

 

6+ class="tr4 td55">

Медицинское вмешательство или комплекс медицинских

 

 

 

6+ class="tr2 td55">

вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и

 

 

 

6+ class="tr3 td55">

лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих

 

 

 

3+ class="tr1 td60">

самостоятельное законченное значение;

 

 

 

 

 

2+ class="tr11 td63">

 

5+ class="tr11 td64">

 

Качество

медицинской

2+ class="tr4 td65">

Совокупность

5+ class="tr4 td66">

характеристик, отражающих своевременность

помощи

 

 

6+ class="tr2 td55">

оказания медицинской помощи, правильность выбора методов

 

 

 

6+ class="tr2 td55">

профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при

 

 

 

6+ class="tr3 td55">

оказании медицинской помощи, степень достижения

 

 

 

3+ class="tr4 td60">

запланированного результата.

 

 

 

2+ class="tr11 td10">

 

 

6+ class="tr11 td59">

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr4 td2">

Физиологический процесс

 

6+ class="tr4 td55">

Взаимосвязанная совокупная деятельность различных клеток,

 

 

 

.2+6+ class="tr8 td55">

тканей, органов или систем органов (совокупность функций),

 

 

 

 

 

 

6+ class="tr1 td55">

направленная на удовлетворение жизненно важной

 

 

 

3+ class="tr4 td60">

потребности всего организма.

 

 

 

2+ class="tr6 td2">

 

 

 

2+ class="tr5 td75">

 

 

 

 

2+ class="tr6 td10">

 

 

 

2+ class="tr6 td77">

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr1 td2">

Функция органа, ткани,

 

Составляющее

2+ class="tr1 td82">

физиологический

 

процесс

свойство,

2+ class="tr3 td2">

клетки или группы клеток

 

реализующее

2+ class="tr3 td82">

специфическое

 

2+ class="tr3 td83">

для соответствующей

 

 

 

.2+5+ class="tr4 td56">

структурной единицы организма действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr5 td84">

 

2+ class="tr5 td85">

 

 

 

5+ class="tr6 td86">

 

2+ class="tr6 td87">

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулярные

статьи на

5+ class="tr4 td88">

Фрагмент протоколов ведения больных,

2+ class="tr4 td83">

содержащий сведения

2+ class="tr2 td2">

лекарственные препараты

 

6+ class="tr2 td55">

о применяемых при определенном заболевании (синдроме)

 

 

 

.2+6+ class="tr2 td55">

лекарственных препаратах, схемах, и особенностях их

 

 

 

 

 

 

назначения.

 

 

 

 

 

2+ class="tr7 td2">

 

 

3+ class="tr13 td89">

 

 

 

 

2+ class="tr6 td10">

 

4+ class="tr6 td90">

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6+ class="tr16 td92">

В тексте документа используются следующие сокращения:

 

 

 

 

 

 

5+ class="tr6 td93">

 

 

 

 

 

5+ class="tr7 td95">

 

 

ВОЗ

 

 

5+ class="tr10 td99">

Всемирная организация здравоохранения

 

 

 

 

5+ class="tr6 td93">

 

 

 

 

 

5+ class="tr6 td95">

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОМС

 

 

5+ class="tr16 td56">

Обязательное медицинское страхование граждан

 

 

 

 

6+ class="tr6 td57">

 

 

 

 

6+ class="tr6 td59">

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МКБ-10

 

 

6+ class="tr4 td55">

Международная классификация болезней, травм, и состояний,

 

 

 

.2+4+ class="tr4 td101">

влияющих на здоровье 10-го пересмотра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr5 td89">

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr6 td102">

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПМУ

 

 

3+ class="tr16 td60">

Простая медицинская услуга

 

 

 

 

 

 

6+ class="tr6 td57">

 

 

 

 

6+ class="tr6 td59">

 

 

 

 

.2+6+ class="tr10 td55">

Отраслевой классификатор.................."Простые медицинские

ОК ПМУ

 

 

 

 

 

.2+ class="tr1 td76">

услуги"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЗ РФ

 

 

6+ class="tr16 td55">

Министерство здравоохранения Российской Федерации

 

 

 

2+ class="tr13 td104">

 

 

2+ class="tr13 td105">

 

 

 

 

 

2+ class="tr5 td106">

 

 

2+ class="tr5 td107">

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОКОНХ

 

 

2+ class="tr4 td49">

Общероссийский

классификатор

2+ class="tr4 td108">

отраслей

народного

 

 

 

.2+ class="tr4 td81">

хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr5 td104">

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr6 td106">

 

 

 

 

 

 

 

 

.2+2+ class="tr12 td49">

Федеральный закон

 

 

 

 

ФЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Общие положения

Клинические рекомендации (Протокол лечения) оказания медицинской помощи детям с

клинической ситуацией:«Вакцинопрофилактика часто и длительно болеющих детей»разработан для решения следующих задач:

проверки на соответствие установленным Протоколом требований при проведении процедуры лицензирования медицинской организации;

установление единых требований к порядку диагностики, лечения, реабилитации и профилактики инфекционных заболеваний у часто и длительно болеющих детей

унификация разработок базовых программ обязательного медицинского страхования и оптимизация медицинской помощи при вакцинопрофилактике часто и длительно болеющих детей обеспечение оптимальных объемов, доступности и качества медицинской помощи, оказываемой пациенту в медицинской организации;

разработка стандартов медицинской помощи и обоснования затрат на ее оказание;

обоснования программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению, в том числе и детям;

проведения экспертизы и оценки качества медицинской помощи объективными методами и планирования мероприятий по его совершенствованию;

выбора оптимальных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для конкретного больного;

защиты прав пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов.

Область распространения настоящего Протокола — медицинские организации вне зависимости от их форм собственности.

Методология

Методы, использованные для сбора/селекции доказательств:

-поиск в электронных базах данных.

Описание методов, использованных для сбора/селекции доказательств:

-доказательной базой для рекомендаций являются публикации, вошедшие в Кохрановскую библиотеку, базы данных EMBASE и MEDLINE, электронную библиотеку (www.elibrary.ru). Глубина поиска составляла 10 лет.

Методы, использованные для оценки качества и силы доказательств:

консенсус экспертов;

оценка значимости в соответствии с рейтинговой схемой (схема прилагается).

Рейтинговая схема для оценки силы рекомендаций (Таблица 1):

Уровни

Описание

доказательств

 

 

 

1++

Мета-анализы высокого качества, систематические обзоры рандомизированных

 

контролируемых исследований (РКИ), или РКИ с очень низким риском

1+

Качественно проведенные мета-анализы, систематические обзоры или РКИ с

 

низким риском систематических ошибок

1-

Мета-анализы, систематические обзоры или РКИ с высоким риском

 

систематических ошибок

2++

Высококачественные систематические обзоры исследований случай-контроль

 

или когортных исследований. Высококачественные обзоры исследований

 

случай-контроль или когортных исследований с очень низким риском эффектов

 

смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью причинной

2+

Хорошо проведенные исследования случай-контроль или когортные

 

исследования со средним риском эффектов смешивания или систематических

 

ошибок и средней вероятностью причинной взаимосвязи

2-

исследования случай-контроль или когортные исследования с высоким риском

 

эффектов смешивания или систематических ошибок и средней вероятностью

3

Не аналитические исследования (например: описания случаев, серий случаев)

 

 

4

Мнение экспертов

Методы, использованные для анализа доказательств:

обзоры опубликованных мета-анализов;

систематические обзоры с таблицами доказательств.

Описание методов, использованных для анализа доказательств:

При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств, использованная в каждом исследовании методология изучается для того, чтобы убедиться в

еевалидности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваиваемый публикации, что в свою очередь влияет на силу вытекающих из нее рекомендаций.

Методологическое изучение базируется на нескольких ключевых вопросах, которые сфокусированы на тех особенностях дизайна исследования, которые оказывают существенное влияние на валидность результатов и выводов. Эти ключевые вопросы могут варьировать в зависимости от типов исследований, и применяемых вопросников, используемых для стандартизации процесса оценки публикаций.

На процессе оценки, несомненно, может сказываться и субъективный фактор. Для минимизации потенциальных ошибок каждое исследование оценивалось независимо, т.е. по меньшей мере двумя независимыми членами рабочей группы. Какие-либо различия в оценках обсуждались уже всей группой в полном составе. При невозможности достижения консенсуса, привлекался независимый эксперт.

Таблицы доказательств:

-таблицы доказательств заполнялись членами рабочей группы.

Методы, использованные для формулирования рекомендаций:

-консенсус экспертов.

Рейтинговая схема для оценки силы рекомендаций (таблица 2)

Сила

Описание

AПо меньшей мере, один мета-анализ, систематический обзор, или РКИ,

оцененные, как 1++ , напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие устойчивость результатов или группа доказательств, включающая результаты исследований, оцененные, как 1+, напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую устойчивость результатов

Bгруппа доказательств, включающая результаты исследовании, оцененные, как 2++,

напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую устойчивость результатов или экстраполированные доказательства из исследований, оцененных, как 1++ или 1+

Cгруппа доказательств, включающая результаты исследований оцененные, как 2+,

напрямую применимые к целевой популяции и демонстрирующие общую устойчивость результатов; или экстраполированные доказательства из исследований, оцененных, как 2++

DДоказательства уровня 3 или 4; или экстраполированные доказательства, из исследований, оцененных, как 2+

Индикаторы доброкачественной практики (GoodPracticePoints — GPPs):

Рекомендуемая доброкачественная практика базируется на клиническом опыте членов рабочей группы по разработке рекомендаций.

Экономический анализ:

При наличии отечественных данных по эффективности затрат на анализируемые вмешательства в рекомендованных для селекции/сбора доказательств базах данных, они учитывались при принятии решения о возможности рекомендовать их использование в клинической практике.

Метод валидизации рекомендаций:

внешняя экспертная оценка;

внутренняя экспертная оценка.

Описание метода валидизации рекомендаций:

Настоящие рекомендации в предварительной версии были рецензированы независимыми экспертами, которых попросили прокомментировать прежде всего то, насколько интерпретация доказательств, лежащих в основе рекомендаций, доступна для понимания.

Получены комментарии со стороны врачей первичного звена и участковых терапевтов в отношении доходчивости изложения рекомендаций и их оценки важности рекомендаций, как рабочего инструмента повседневной практики.

Предварительная версия была также направлена рецензенту, не имеющему медицинского образования, для получения комментариев, с точки зрения перспектив пациентов.

Комментарии, полученные от экспертов, тщательно систематизировались и обсуждались председателем и членами рабочей группы. Каждый пункт обсуждался, и вносимые в результате этого изменения в рекомендации регистрировались. Если же изменения не вносились, то регистрировались причины отказа от внесения изменений.

Консультация и экспертная оценка:

Последние изменения в настоящих рекомендациях были представлены для дискуссии

впредварительной версии на «Инфекционные болезни у детей: диагностика, лечение и профилактика», Санкт-Петербург, 09-10 октября 2015г. Предварительная версия была выставлена для широкого обсуждения на сайте www.niidi.ru, для того, чтобы лица, не участвующие в конгрессе, имели возможность принять участие в обсуждении и совершенствовании рекомендаций.

Получены комментарии со стороны врачей первичного звена и участковых терапевтов

вотношении доходчивости изложения рекомендаций и их оценки важности рекомендаций, как рабочего инструмента повседневной практики.

Предварительная версия была также направлена рецензенту, не имеющему медицинского образования, для получения комментариев, с точки зрения перспектив пациентов.

Проект рекомендаций был рецензирован также независимыми экспертами, которых попросили прокомментировать, прежде всего, доходчивость и точность интерпретации доказательной базы, лежащей в основе рекомендаций.

Рабочая группа:

Для окончательной редакции иконтроля качества рекомендации были повторно проанализированы членами рабочей группы, которые пришли к заключению, что все замечания и комментарии экспертов приняты во внимание, риск систематических ошибок при разработке рекомендаций сведен к минимуму.

Основные рекомендации:

Сила рекомендаций (A-D), уровни доказательств (1++, 1+, 1-, 2++, 2+, 2-, 3, 4) и индикаторы доброкачественной практики - goodpracticepoints (GPPs) приводятся при изложении текста рекомендаций.

Ведение протокола:

Ведение клинических рекомендаций (Протокол лечения) оказания медицинской помощи детям с клинической ситуацией:«Вакцинопрофилактика часто и длительно болеющих детей»осуществляется ФГБУ НИИДИ ФМБА России.

Система ведения предусматривает взаимодействие ФГБУ НИИДИ ФМБА России со всеми заинтересованными организациями.

4.1Определения и понятия

Иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в

целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок;

Профилактические прививки - введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;

Медицинские иммунобиологические препараты (МИБП) - вакцины, анатоксины,

иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;

Национальный календарь профилактических прививок - нормативный правовой акт,

устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок;

Поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными

внациональный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, - тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок;

Сертификат профилактических прививок - документ, в котором регистрируются

профилактические прививки гражданина.

Часто и длительно болеющие дети – особая группа детей с частой заболеваемостью острыми респираторными инфекциям вирусного и/или бактериального происхождения. При формировании диспансерной группы ЧДБ традиционно используют критерии, предложенные А.А.Барановым и В.Ю.Альбицким, включающие число заболеваний в течение года и возраст ребенка. На 1-м году жизни- 4 и более ОРЗ в год, на 2-3-м годах жизни – 6 и более, на 4-м году 5 и более, на 5-6 годах- 4 и более, на 7-м году жизни и старше

3 и более ОРЗ в течение года. При таком подходе ориентиром является частота заболеваний без учета их длительности, тяжести, наличия осложнений.

Внастоящее время отмечается рост числа часто и длительно болеющих детей, которые по данным разных авторов, составляют до 20-65% детской популяции. Эти дети определяют основную массу временных медицинских отводов от прививок и нарушений сроков вакцинации, так как врачу сложно выбрать «светлый» промежуток для прививки. Для них характерно увеличение частоты острых заболеваний после прививок, что приводит к негативному отношению родителей к дальнейшей иммунизации. В тоже время фактором риска развития респираторных инфекций, которые составляют большую часть патологии поствакцинального периода, особенно при введении живых вакцин, является вакцинация нездоровых детей и принадлежность их к группе часто болеющих. Исследования последних десятилетий установили, что течение поствакцинального периода и эффективность иммунизации зависят от состояния здоровья привитых.

 

Клинические ситуации, определяющие возможность вакцинации часто

 

болеющих детей

 

 

Код по

 

МКБ-10

Клинические ситуации

 

 

Z23.5

Необходимость иммунизации только против столбняка

 

 

Z23.6

Необходимость иммунизации только против дифтерии

 

 

Z23.7

Необходимость иммунизации только против коклюша

 

 

Z23.8

Необходимость иммунизации против другой одной бактериальной болезни

 

 

Z24.4

Необходимость иммунизации только против кори

 

 

Z24.5

Необходимость иммунизации только против краснухи

 

 

Z24.6

Необходимость иммунизации против вирусного гепатита

 

 

Z25.0

Необходимость иммунизации только против эпидемического паротита

 

 

Z25.1

Необходимость иммунизации против гриппа

 

 

Z25.8

Необходимость иммунизации против другой уточненной одной вирусной болезни

 

 

 

Необходимость иммунизации против другой уточненной одной инфекционной

Z26.8

болезни

 

 

Z27.1

Необходимость иммунизации против дифтерии-столбняка-коклюша [КДС]

 

 

 

Необходимость иммунизации против дифтерии-столбняка-коклюша и

Z27.3

полиомиелита

 

 

Z27.4

Необходимость иммунизации против кори-эпидемического паротита-краснухи

 

 

Z27.8

Необходимость иммунизации против других комбинаций инфекционных болезней

 

 

Z28.0

Иммунизация не проведена из-за медицинских противопоказаний

 

 

 

Иммунизация не проведена из-за отказа пациента по другой или неуточненной

Z28.2

причине

 

 

4.2Этиологические и патогенетические факторы, влияющие на частоту заболеваний у детей.

Выделяют эндогенные механизмы и экзогенные триггерные факторы, предрасполагающие к частым заболеваниям. К эндогенным относят: первичные селективные иммунодефициты; неблагоприятное анте - и постнатальное развитие ребенка (недоношенность, гипотрофия, рахит); внутриутробные инфекции; раннее искусственное вскармливание; резидуальное поражение ЦНС, при котором возможно нарушение адаптации, терморегуляции, метеолабильность приводящие к повышенной восприимчивости к респираторным инфекциям, длительным субфебрилитетам; аллергию; хронические заболевания ЛОР органов; тубинфицирование.

Экзогенными факторами являются значительное количество возбудителей острых респираторных инфекций (вирусов, бактерий, грибковой флоры), проживание в неблагоприятных социальных условиях, пассивное курение и др. У 40-60% детей ОРЗ имеют вирусную природу. Ведущее место занимают риносинцитиальные вирусы, аденовирусы, риновирусы, вирусы гриппа и парагриппа. При моновирусной инфекции, чаще имеет место

неосложненное течение ОРВИ. При повторных инфекциях, особенно при наличии вторичного иммунодефицита, затрудняется элиминация вирусных агентов, что создает условия для затяжных, волнообразных форм заболевания. Особое место в формировании частых заболеваний у детей занимают герпесвирусные инфекции, вызванные цитомегаловирусом (ЦМВ), вирусом Эпштейн-Барра (ВЭБ), вирусом герпеса 6 типа, протекающие чаще под маской ОРВИ, реже в виде острого мононуклеоза. Эти возбудители способны повреждать иммунную систему и систему регуляции интерферонов, что способствует прогрессированию частоты инфекционных заболеваний. С другой стороны, более чем у 60% иммунокомпроментированных детей отмечается персистирование и /или активная репликация этих вирусов, что способствует быстрой реактивации инфекционного процесса при наличии способствующих для этого факторов.

В10-30% ОРЗ имеют бактериальное происхождение, доминирующая роль принадлежит Streptococcus pneumonia, Haemophilus influenzae. Однако развитие бактериального процесса может быть обусловлено и такими условно-патогенными микроорганизмами, как Staphylococcus aureus, Klebsiella, и др.

Этиологическая значимость вирусно-бактериальных ассоциаций установлена в 25-30%, вирусный компонент обычно предшествует бактериальному. Наслоение микробной инфекции нередко связано с агрессией собственной флоры. При повторных ОРЗ, наряду с инфицированием новыми микроорганизмами, происходит активация латентной, персистирующей инфекции вирусного и бактериального генеза, что утяжеляет течение болезни, способствует хронизации процесса.

Впоследние годы возросла частота заболеваний дыхательных путей, вызванных атипичными внутриклеточными возбудителями - хламидиями, микоплазмами, уреаплазмами, которые способны к длительной персистенции в клетках эпителия респираторного тракта и

служит причиной инициации бронхообструктивного синдрома, а в дальнейшем - формирования хронических воспалительных заболеваний легких, в том числе бронхиальной астмы.

Часто длительно болеющие дети-это, с одной стороны, дети с фоновой патологией различного генеза (сочетанная патология), которая является основой для возникновения рецидивирующих инфекционных заболеваний, а с другой, сами повторные инфекции, приводя к иммунологическому дисбалансу, предрасполагают к появлению хронической патологии. Повторные ОРЗ, предлагают рассматривать как «индикаторные инфекции», ассоциированные с функциональной недостаточностью иммунной системы первичного или вторичного характера.

4.3Методика вакцинации часто длительно болеющих детей

Дети из группы часто длительно болеющих прививаются согласно календарю профилактических прививок при отсутствии проявлений острого заболевания в течении 1 месяца.

4.3.1Требования к диагностике состояния здоровья в амбулаторных условиях на этапе подготовки к вакцинации

Перед вакцинацией в обязательном порядке проводится термометрия и осмотр пациента врачом или фельдшером по органам и системам.

4.3.2Медицинские мероприятия для диагностики состояния здоровья

Прием (осмотр, консультация) врача-специалиста – обязательные

 

 

Усредненный

Усредненный

Код

 

показатель

показатель

медицинской

 

частоты

кратности

услуги

Наименование медицинской услуги

предоставления

применения

 

 

 

 

 

Прием (осмотр, консультация) врача-

.2+ class="tr24 td128">

0,9

.2+ class="tr24 td129">

1,0

.2+ class="tr4 td126">

B01.031.001

.2+ class="tr4 td127">

педиатра первичный

 

 

 

 

 

 

 

Прием (осмотр, консультация) врача-

0,1

 

B01.002.001

аллерголога-иммунолога первичный

 

1,0

 

 

 

 

 

Прием (осмотр, консультация) врача-

.2+ class="tr24 td128">

0,1

.2+ class="tr24 td129">

1,0

.2+ class="tr4 td126">

В01.014.001

.2+ class="tr4 td127">

инфекциониста первичный

 

 

 

 

 

 

 

Прием (осмотр, консультация) врача

 

 

 

общей практики (семейного врача)

0,1

1,0

B01.026.001

первичный

 

 

 

 

 

 

 

Прием (осмотр, консультация) врача-

.2+ class="tr24 td128">

0,9

.2+ class="tr24 td129">

1,0

.2+ class="tr4 td126">

B01.031.003

.2+ class="tr4 td127">

педиатра участкового первичный

 

 

 

 

 

 

 

Осмотр фельдшера

0,3

1,0

 

 

 

 

Прием (осмотр, консультация) врача-специалиста – дополнительные

Не требуются

Код

Наименование медицинской услуги

Усредненный

Усредненный

медицинской

 

показатель

показатель

услуги

 

частоты

кратности

 

 

предоставления

применения

 

 

 

 

Медицинские мероприятия для диагностики заболевания, состояния

КодНаименование

Сбор анамнеза и жалоб

Визуальное исследование ротовой полости

Пальпаторное, аускультативное и перкуссионное исследование органов сердечно-сосудистой системы

Частота Среднее предоставления количество

11

11

11

Пальпаторное, аускультативное и перкуссионное исследование органов дыхательной системы

Пальпаторное, аускультативное и перкуссионное исследование органов желудочно-кишечного тракта

11

11

Лабораторные методы исследования - обязательные

Код

Наименование медицинской

Усредненный

Усредненный

медицинской

услуги

показатель

показатель

услуги

 

частоты

кратности

 

 

предоставления

применения

 

 

 

 

B03.016.006

Анализ мочи общий

0,2

1,0

 

 

 

 

 

Анализ крови биохимический

0,1

1,0

B03.016.004

общетерапевтический

 

 

 

 

 

 

 

Общий (клинический) анализ

0,2

1,0

B03.016.003

крови развернутый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторные методы исследования – дополнительные

Не проводятся

Код

Наименование медицинской

Усредненный

Усредненный

медицинской

услуги

показатель

показатель

услуги

 

частоты

кратности

 

 

предоставления

применения

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструментальные методы исследования – обязательные

Код

Наименование медицинской

Усредненный

Усредненный

медицинской

услуги

показатель

показатель

услуги

 

частоты

кратности

 

 

 

 

 

 

предоставления

применения

 

 

 

 

 

Измерение артериального

 

 

A02.12.002

давления на периферических

0,2

1

 

артериях

 

 

 

 

 

 

A02.31.001

Термометрия общая

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструментальные

2+ class="tr1 td159">

методы исследования - дополнительные

 

 

 

 

 

Код

Наименование медицинской

Усредненный

Усредненный

медицинской

услуги

показатель

показатель

услуги

 

частоты

кратности

 

 

предоставления

применения

 

 

 

 

 

 

 

 

3+ class="tr27 td163">

 

 

3+ class="tr1 td165">

Специальные методы исследования - обязательные

 

 

 

 

 

Код

Наименование медицинской

Усредненный

Усредненный

медицинской

услуги

показатель

показатель

услуги

 

частоты

кратности

 

 

предоставления

применения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальные методы исследования - дополнительные

Код

Наименование медицинской

Усредненный

Усредненный

медицинской

услуги

показатель

показатель

услуги

 

частоты

кратности

 

 

предоставления

применения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: при формировании перечней медицинских услуг указываются:

-в графах "Код" и "Наименование" - медицинские услуги и их коды согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении;

-в графе "Частота предоставления" - частота предоставления медицинской услуги в группе пациентов, подлежащих ведению по данной модели пациента: отражает вероятность выполнения медицинской услуги и принимает значение от 0 до 1. Частота предоставления,

равная 1, означает, что всем пациентам необходимо оказать данную медицинскую услугу, менее 1 - означает, что медицинская услуга оказывается не всем пациентам, а лишь при наличии показаний;

-в графе "Кратность выполнения" указывается среднее число медицинских услуг в случае их назначения.

4.3.3Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения медицинских мероприятий

Диагностика направлена на установление диагноза, соответствующего модели пациента, исключение осложнений, определение возможности проведения лечебно-профилактических мероприятий (вакцинации).

Сэтой целью производят сбор анамнеза, осмотр, а также другие необходимые исследования, результаты которых вносят в медицинскую карту амбулаторного больного.

4.3.3.1Клинические методы исследования

Сбор анамнеза

При сборе анамнеза выясняют наличие или отсутствие жалоб на частые респираторные заболевания.

Целенаправленно выявляют жалобы на наличие бактериальных осложнений при острых заболеваниях

Визуальное исследование, внешний осмотр и объективное обследование (перкуссия, аускультация) в ходе которого определяют общее состояние больного, оценивают самочувствие.

При внешнем осмотре оценивают состояние кожных покровов и слизистых, оценивают тургор тканей и эластичность кожи, обращают внимание на наличие признаков острого респираторного заболевания

При осмотре рта оценивают состояние зубных рядов, слизистой оболочки рта, ее цвет, увлажненность, состояние языка (цвет, влажность, налет), наличие патологических изменений языка, миндалин и т.д..

Исследуют состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем (ЧСС, ЧД, АД, пульс на периферических артериях), органов брюшной полости. Детально обследуют периферические лимфатические узлы.

Обязательным является отсутствие острых катаральных явлений!

4.3.3.2Лабораторные и инструментальные методы исследования

При необходимости возможно проведение лабораторного обследования перед вакцинацией: общий анализ мочи, развернутый клинический анализ крови и биохимический анализ крови. Дополнительное инструментальное обследование не проводится.

5.Лекарственные средства, используемые на этапе подготовки к вакцинации часто болеющих детей

На этапе подготовки к вакцинации частоболеющих детей лекарственные средства не назначаются. При необходимости назначаются иммуномодулирующие препараты со дня вакцинации.

Требования и показания к использованию иммунных препаратов при вакцинации часто болеющих детей.

 

Частота

 

 

Ед.

МНН

назначения

ОДД

ЭКД

изм.

 

 

 

 

 

Анатоксин дифтерийно-столбнячный

1

0,5

 

мл

 

 

 

 

 

Вакцина гемофильная тип b конъюгированная

1

0,5

 

мл

 

 

 

 

 

Вакцина для профилактики ветряной оспы

1

0,5

 

мл

 

 

 

 

 

Вакцина для профилактики дифтерии, коклюша и

1

0,5

 

мл

столбняка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вакцина для профилактики дифтерии, коклюша,

1

0,5

 

мл

полиомиелита, столбняка и инфекций, вызываемых

 

 

 

 

Haemophilusinfluenzae типа b

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вакцина для профилактики кори и паротита

1

0,5

 

мл

 

 

 

 

 

Вакцина для профилактики кори, краснухи и

1

0,5

 

мл

паротита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вакцина для профилактики краснухи

1

0,5

 

мл

 

 

 

 

 

Вакцина для профилактики паротита

1

0,5

 

мл

 

 

 

 

 

Вакцина для профилактики пневмококковых

1

0,5

 

мл

инфекций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вакцина для профилактики полиомиелита

1

0,5

 

мл

 

 

 

 

 

Расчет доз лекарственных средств, в случае вакцинации проводится, согласно имеющихся наставлений в аннотации к тому или иному ИМБП.

7.Клиническая характеристика течения поствакцинального периода у часто болеющих детей.

Часто болеющие дети заболевают в поствакцинальном периоде существенно чаще, чем здоровые. Так при иммунизации против кори интеркуррентные инфекции развивались у 37,8% привитых из группы часто болеющих и у 2,1 % здоровых детей, после введения АДС – анатоксина в 26,3% и 4,8% случаев соответственно. В структуре интеркуррентных заболеваний преобладают вирусные и вирусно-бактериальные респираторные инфекции. Однако у большей группы привитых ( 62,8 % при коревой прививке, 73,7% при введении

неживых вакцин) поствакцинальный период протекает гладко и бессимптомно. Нормальные вакцинальные реакции различной степени выраженности возникают у 10-25 % иммунизированных против кори или других живых вакцин и в 3-4 раза реже при использовании инактивированных препаратов. Частота сильных реакций с лихорадкой выше 38,60С не отличалась от допустимой по наставлениям к препаратам и составила 4,7% после коревой, около 1-2 % после АКДС и других инактивированных вакцин.

6.1Возможные исходы и их характеристика

 

 

Критерии и

.2+ class="tr26 td109">

Ориентировочное

Преемственность и

.2+ class="tr10 td106">

Наименование

.2+ class="tr10 td107">

Частота

.2+ class="tr10 td108">

признаки исхода

.2+ class="tr10 td110">

этапность оказания

.2+ class="tr10 td109">

время достижения

.2+ class="tr13 td106">

исхода

.2+ class="tr13 td107">

развития

.2+ class="tr13 td108">

при данной

.2+ class="tr13 td110">

медицинской помощи

.2+ class="tr28 td109">

исхода

 

 

модели пациента

при данном исходе

 

 

 

 

 

.2+ class="tr8 td106">

Гладкое течение

 

 

 

Патронаж медицинской

 

 

.2+ class="tr19 td109">

Непосредственно

.2+ class="tr19 td110">

сестры или фельдшера

.2+ class="tr13 td106">

поствакцинальн

.2+ class="tr13 td107">

80%

 

 

.2+ class="tr10 td109">

после курса лечения

.2+ class="tr10 td110">

в декретированные

.2+ class="tr4 td106">

ого периода

 

 

 

 

 

.2+ class="tr4 td110">

сроки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Появление новых

 

 

 

 

поражений или

 

 

 

 

осложнений,

 

.2+ class="tr9 td110">

Оказание медицинской

.2+ class="tr13 td106">

Развитие

 

.2+ class="tr13 td108">

обусловленных

 

 

 

.2+ class="tr10 td110">

помощи по протоколу

.2+ class="tr13 td106">

ятрогенных

.2+ class="tr13 td107">

3%

.2+ class="tr13 td108">

проводимой

.2+ class="tr13 td109">

На этапе лечения

.2+ class="tr13 td110">

соответствующего

.2+ class="tr13 td106">

осложнений

 

.2+ class="tr13 td108">

терапией,

 

 

 

.2+ class="tr4 td110">

заболевания

 

 

.2+ class="tr10 td108">

(например,

 

 

 

 

 

 

 

аллергические

 

 

 

 

реакции)

 

 

.2+ class="tr0 td106">

Развитие нового

 

Развитие острого

В течении 1 месяца

.2+ class="tr0 td110">

Оказание медицинской

 

.2+ class="tr19 td108">

инфекционного

.2+ class="tr19 td109">

после вакцинации

.2+ class="tr10 td106">

заболевания,

 

.2+ class="tr10 td110">

помощи по протоколу

.2+ class="tr10 td107">

17%

.2+ class="tr10 td108">

заболевания в

.2+ class="tr10 td109">

при отсутствии

.2+ class="tr13 td106">

связанного с

.2+ class="tr13 td110">

соответствующего

 

.2+ class="tr13 td108">

поствакцинально

.2+ class="tr13 td109">

динамического

.2+ class="tr4 td106">

основным

 

.2+ class="tr4 td110">

заболевания

 

.2+ class="tr4 td108">

м периоде

.2+ class="tr4 td109">

наблюдения

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2.Наблюдение в поствакцинальном периоде за часто болеющим ребенком

6.2.1Медицинские мероприятия для диагностики состояния здоровья в поствакцинальном периоде

Впоствакцинальном периоде обязателен патронаж медицинской сестры или фельдшера на 2-3 день после вакцинации при введении убитых вакцин и на 10 день после – живых вакцин. В случае возникновения у привитого острого заболевания в поствакцинальном периоде необходим осмотр врача – специалиста.

Прием (осмотр, консультация) врача-специалиста – обязательные

 

 

Усредненный

Усредненный

Код

 

показатель

показатель

медицинской

 

частоты

кратности

услуги

Наименование медицинской услуги

предоставления

применения

 

 

 

 

 

2+ class="tr0 td191">

Прием (осмотр, консультация) врача-

 

 

B01.031.002

2+ class="tr4 td194">

педиатра повторный

0,2

1,0

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr27 td194">

Прием (осмотр, консультация) врача-

 

 

B01.002.002

2+ class="tr4 td194">

аллерголога-иммунолога повторный

0,1

1,0

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr3 td194">

Прием (осмотр, консультация) врача-

.2+ class="tr28 td140">

0,1

.2+ class="tr28 td195">

1,0

.2+ class="tr4 td193">

В01.014.002

.2+2+ class="tr4 td194">

инфекциониста повторный

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr2 td194">

Прием (осмотр, консультация) врача

 

 

 

2+ class="tr4 td194">

общей практики (семейного врача)

0,1

1,0

B01.026.002

2+ class="tr16 td194">

повторный

 

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr3 td194">

Прием (осмотр, консультация) врача-

.2+ class="tr24 td140">

0,2

.2+ class="tr24 td195">

1,0

.2+ class="tr4 td193">

B01.031.004

.2+2+ class="tr4 td194">

педиатра участкового повторный

 

 

 

 

 

 

 

2+ class="tr26 td199">

 

2+ class="tr26 td200">

 

 

4+ class="tr1 td201">

Прием (осмотр, консультация) врача-специалиста - дополнительные

 

 

 

 

 

 

Код

 

Наименование медицинской услуги

Усредненный

Усредненный

медицинской

 

 

показатель

показатель

услуги

 

 

частоты

кратности

 

 

 

предоставления

применения

 

 

 

 

 

B01.028.001

 

Прием (осмотр, консультация)

0,1

1,0

 

 

врача-оториноларинголога

 

 

 

 

первичный

 

 

 

 

 

 

 

6.2.2Лекарственные средства, используемые на этапе поствакцинального периода часто болеющих детей

Требования и показания к использованию лекарственных средств на этапе поствакцинального периода часто болеющих детей.

Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации и используемые на этапе поствакцинального периода часто болеющих детей:

Лекарственная

Лекарственные средства

Показания

Уровень*

группа

 

 

доказательности

 

 

 

 

Поливитамины

Киндер биовиталь

Профилактический прием

2+

.2+ class="tr0 td212">

+Прочие

 

 

 

Мультитабс

Профилактический прием

2+

.2+ class="tr4 td212">

препараты

 

 

 

.2+ class="tr16 td213">

Пиковит

.2+ class="tr16 td214">

Профилактический прием

.2+ class="tr16 td215">

2+

 

 

 

 

 

 

Центрум

Профилактический прием

2+

 

 

 

 

Иммуностимул

Рибомунил

 

2++

.2+ class="tr4 td132">

яторы другие

 

 

 

.2+ class="tr2 td136">

Пидотимод

 

.2+ class="tr2 td138">

2++

 

 

 

 

 

 

 

Анаферон детский

 

2++

 

 

 

 

 

Циклоферон

 

2++

 

 

 

 

Интерферон

Виферон

 

2++

альфа-

 

 

 

2b+Лоратадин

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы вакцинации часто болеющих детей

1.Сочетанное введение всех вакцин.

2.Плановые прививки проводят не ранее чем через 1 месяц после выздоровления от очередного острого заболевания.

3.Ежегодная вакцинация против гриппа и дополнительная вакцинация против пневмококковой, гемофильной, менингококковой инфекций, ветряной оспы, гепатита А.

4.Применение иммунстимулирующих средств для профилактики наслоения интеркуррентных заболеваний (со дня вакцинации):

При преобладании в анамнезе острых заболеваний вирусной этиологии (отсутствие бактериальных осложнений):

-Интерферон альфа 2b (Виферон) в возрастной дозировке ректально по 1 свече на ночь через день (всего 5 свечей)

-Поливитамины ежедневно со дня вакцинации в течение 1 месяца в возрастной дозировке

-Меглумин детям старше 4 лет в возрастной дозировке ежедневно натощак начиная со дня вакцинации в течении 10 дней назначается детям старше 4-х лет

-Тилорон со дня вакцинации по 1 таблетке в сутки в течении 1 месяца

При преобладании в анамнезе частых острых заболеваний с бактериальными осложнениями (отит, пневмония, бронхит):

-Рибомунил со дня вакцинации в дозе 0,75 мг ежедневно 1 раз в день, натощак 10 дней подряд

-Пидотимод детям с 3-х лет, по одному флакону один раз в деньежедневно в течении 10 дней

6.2.3Требования к режиму труда, отдыха, лечения или реабилитации

Впервые 3-5 дней поствакцинального периода для привитого необходим щадящий режим, гипоаллергенная диета ( запрещено введение новых продуктов). Обязателен контроль Т тела при введении убитых вакцин через 2 часа после вакцинации и первые 2 дня, при введении живых вакцин - с 4 по 15день поствакцинального периода. При повышении Т тела до 37,5 назначаются жаропонижающие препараты согласно наставлениям к препаратам.

Рекомендуется ограничение посещения общественных мест ( магазины, театры и т.д.) с целью сокращения возможных контактов с инфекционными больными.

Немедикаментозные методы профилактики, лечения и медицинской реабилитации

Код

Наименование медицинской

Усредненный

Усредненный

медицинской

услуги

показатель

показатель

услуги

 

частоты

кратности

 

 

предоставления

применения

 

 

 

 

А25.09.003

Назначение лечебно-

1

1

 

оздоровительного режима

 

 

 

 

 

 

7.Правила изменения требований при выполнении протокола и прекращение действия протокола

При выявлении в процессе диагностики признаков заболевания, требующих проведения подготовительных мероприятий к лечению, пациент переводится в протокол ведения больных, соответствующий выявленным заболеваниям и осложнениям.

При выявлении признаков другого заболевания, требующего проведения диагностических и лечебных мероприятий, наряду с признаками состояния здоровья данного Протокола медицинская помощь пациенту оказывается в соответствии с требованиями: а) раздела этого протокола ведения больных, соответствующего ведению больных (пациентов) и б) протокола ведения больных с выявленным заболеванием или синдромом.

8.Графическое, схематическое представления протокола ведения больных

Вданном разделе приводят графики, таблицы и схемы, облегчающие восприятие требований протокола и позволяющие упростить принятие решений специалистами, алгоритмы дифференциальной диагностики, последовательность выполнения медицинских технологий, оптимальные способы выполнения конкретных манипуляций и др.

9Мониторинг протокола ведения больных

Мониторинг Протокола (анализ использования Протокола, сбор информации по недостаткам и замечаниям), внесение дополнений и изменений в Протокол осуществляет ФГБУ НИИДИ

ФМБА России. Обновление версии Протокола осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.

10Экспертиза проекта протокола ведения больных (пациентов)

Экспертизу проекта протокола ведения больных проводят специалисты, представляющие медицинские организации, не участвующие в разработке протокола. Разработчики в сопроводительном письме ставят перед экспертом вопросы, на которые он должен ответить, определяют сроки представления экспертного заключения, обычно не превышающие 30 дней

смомента получения протокола. В экспертном заключении эксперт должен указать свою фамилию, имя.отчество, место работы и должность и дать ответы на поставленные в сопроводительном письме вопросы. В случае несогласия с отдельными положениями протокола эксперт предлагает свои варианты с указанием страниц и пунктов, по которым предложены замены. В случае необходимости продления сроков экспертизы эксперт в письменном виде сообщает об этом разработчикам с указанием сроков окончания экспертизы и обоснованием переноса сроков. Отсутствие экспертного заключения в установленные сроки означает согласие эксперта со всеми пунктами проекта протокола. По результатам экспертизы разработчики составляют сводную таблицу предложений и замечаний, принятых решений и их обоснований по форме, приведенной в приложении Г, оформляют окончательную редакцию протокола.

11Приложения

Приложение А (обязательное)

Критерии оценки диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных

медицинских технологий

При включении в протокол медицинских технологий разработчики в соответствующих разделах протокола должны указывать показатели, характеризующие:

для методов диагностики:

чувствительность метода — частоту положительных результатов диагностики при наличии заболевания;

-специфичность метода — частоту отрицательных результатов диагностики при отсутствии заболевания;

-прогностическую ценность метода — вероятность наличия заболевания при положительном результате и вероятность отсутствия при отрицательном результате диагностики;

-отношение правдоподобия — отношение вероятности события при наличии некоего условия к вероятности события без этого условия (например, отношение частоты симптома при наличии болезни к частоте симптома в отсутствие болезни):

для методов профилактики, лечения и реабилитации:

-действенность метода — частоту дока за иных положительных результатов профилактики, лечения и реабилитации в искусственно созданных экспериментальных условиях;

-эффективность метода — частоту доказанных положительных результатов профилактики, лечения и реабилитации в условиях клинической практики.

для лекарственных средств дополнительно указывают:

-терапевтическую эквивалентность лекарственного средства — близость получаемых терапевтических эффектов при применении схожих по лечебным действиям лекарственных

средств, не являющихся аналогами;

-биоэквивалентность лекарственного средства — результаты сравнительных исследований биодоступности лекарственного средства с эталоном, имвюшим общее с ним международное непатентованное наименование (аналог):

для методов скрининга:

-характеристики теста, который предлагается использовать для скрининга (чувствительность, специфичность);

-распространенность болезни в популяции, которую предлагается обследовать, положительную прогностическую ценность теста.

При включении а протокол всех медицинских технологий, независимо от их функционального назначения (диагностика, профилактика, лечение, реабилитация, скрининг), разработчики учитывают:

-безопасность медицинской технологии — вероятность развития нежелательных побочных эффектов;

-доступность медицинской технологии — возможность своевременного оказания медицинской помощи нуждающимся гражданам (отношение числа граждан, которые могут своевременно получить данную медицинскую помощь, к числу граждан, нуждающихся в получении такой медицинской помощи);

-затраты на выполнение конкретной медицинской технологии и соотношение

затраты/эффективность».

Приложение Б (обязательное)

КЛАССИФИКАТОР

ОСЛОЖНЕНИЙ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Мышечная система

Снижение двигательной активности (парез, контрактуры) Исчезновение двигательной активности (паралич) Непроизвольные сокращения (гиперкинезия)

Костная система Патологические переломы Патологический сустав

Отсутствие скелетной функции (отсутствие кости)

Суставы

Снижение объема движений (ограничение, тугоподвижность, анкилоз сустава) Гиперподвижность (привычный вывих сустава)

Система органов кроветворения и кровь Агранулоцитоз Анемический синдром Тромбоцитопения с кровоточивостью

Иммунная система Гуморальный иммунодефицит Клеточный иммунодефицит

Верхние дыхательные пути

Асфиксия

Нижние дыхательные пути, легочная ткань и плевра Острая легочная недостаточность Хроническая легочная недостаточность Пневмоторакс Гидроторакс

Сердце и перикард

Острая сердечная недостаточность Хроническая сердечная недостаточность Блокады сердца Эктопические ритмы Фибрилляция желудочков или асистолия Тампонада сердца Констрикция перикарда

Медиастинум

Компрессионный синдром

Крупные кровеносные сосуды Сосудистый коллапс

Артериальная недостаточность (перемежающаяся хромота) Недостаточность венозного оттока Кровотечение из сосуда

Система микроциркуляции Кровоточивость (пурпура) Микротромбообразование (ДВС-синдром)

Печень и желчевыводящие пути Острая печеночная недостаточность Печеночная энцефалопатия Гипертония в системе портальной вены Белково-синтетическая недостаточность печени

Поджелудочная железа Гипогликемия Гипергликемия

Пищевод, желудок, 12-перстная кишка Пищеводное кровотечение Желудочное кровотечение Кровотечение из 12-перегной кишки Нарушение желудочного пищеварения

Нарушение пассажа пищи по пищеводу, желудку или 12-перегной кишке Нарушение целостности стенки (перфорация, пенетрация язвы)

Тонкий кишечник

Синдром нарушенного всасывания в тонком кишечнике Дисбактериоз Кровотечение тонкокишечное

Нарушение целостности стенки (перфорация, пенетрация язвы) Тонкокишечная непроходимость

Толстый кишечник

Кровотечение из толстого кишечника

Синдром нарушенного всасывания в толстом кишечнике Нарушение целостности стенки (перфорация, пенетрация язвы) Толстокишечная непроходимость

Сигмовидная и прямая кишка Запор Диарея

Недержание кала (нарушение функции тазовых органов) Кровотечение прямокишечное

Женские половые органы Нарушение менструального цикла Бесплодие Кровотечение гинекологическое

Мужские половые органы Импотенция Нарушения эякуляции

Железы внутренней секреции Тиреотоксический криз Гипотиреоидная кома Гиперкальциемическая кома Гипокальциемия

Центральная нервная система и головной мозг Нарушения равновесия Выпадение речевой функции Акалькулия Амнезия

Нарушение внутричерепного давления

Органы слуха Снижение слуха Потеря слуха

Органы зрения Снижение остроты зрения Слепота

Кровоизлияние в ткань оболочек глаза и в конъюнктиву Кровоизлияние в переднюю камеру (гифема) Кровоизлияние в стекловидное тело (гемофтальм) Неоваскуляризация оболочек глаза Артериальная недостаточность сетчатки, зрительного нерва Венозная недостаточность сетчатки, зрительного нерва

Экссудация белка, лейкоцитов во влагу передней камеры (гипопион) Экссудация белка, лейкоцитов в стекловидное тело

Образование спаек

Повышение внутриглазного давления Понижение внутриглазного давления Нарушение реакции зрачка Нарушение подвижности глазодвигательных мышц Нарушение аккомодации Изменение положения глазного яблока Помутнение преломляющих сред Перфорация, разрыв оболочки глаза Компрессия, атрофия зрительного нерва Субатрофия, атрофия глазного яблока Отслойка сетчатки

Орган обоняния Исчезновение обоняния Носовое кровотечение

Почки и мочевыделительный тракт Острая почечная недостаточность Хроническая почечная недостаточность Острая задержка мочи Недержание мочи (нарушение функции тазовых органов) Обтурация мочеточника Дизурия Полиурия и никтурия

Психическая сфера

Нарушение познавательных функций Нарушение мнестико-интеллектуальных функций Нарушение эмоциональных функций Нарушение поведения Расстройство личностной целостности Расстройства адаптации Неуточненные органы и системы Отечно-асцитический синдром (анасарка) Отечный синдром Шок Кахексия Без осложнений

ПриложениеВ (обязательное)

Классификатор исходов заболевания

Наименование исхода

2+ class="tr0 td233">

Общая характеристика исхода

 

 

п/п

 

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr6 td241">

 

1

Восстановление

4+ class="tr1 td242">

При остром заболевании полное исчезновение всех

 

здоровья

4+ class="tr3 td242">

симптомов, отсутствие остаточных явлений, астении и

 

 

т.д.

 

 

 

 

 

4+ class="tr11 td241">

 

2

Выздоровление с

4+ class="tr4 td242">

При остром заболевании полное исчезновение всех

 

полным восстановлением

4+ class="tr2 td242">

симптомов, могут иметь место остаточные явления,

 

физиологического процесса

астения и т.д.

 

 

 

 

или функции

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr11 td241">

 

3

Выздоровление с

4+ class="tr4 td242">

При остром заболевании практически полное

 

частичным нарушением

4+ class="tr2 td242">

исчезновение всех симптомов, но имеют место

 

физиологического

4+ class="tr2 td242">

остаточные явления в виде частичных нарушений

 

процесса, функции или

3+ class="tr3 td243">

отдельных функций или потеря части органа

 

 

потери части органа

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr11 td241">

 

4

Выздоровление с

4+ class="tr1 td242">

При остром заболевании практически полное

 

полным нарушением

4+ class="tr2 td242">

исчезновение всех симптомов, но имеет место полная

 

физиологического

3+ class="tr3 td243">

потеря отдельных функций или утрата органа

 

 

процесса, функции или

 

 

 

 

 

потерей части органа

 

 

 

 

 

 

4+ class="tr11 td241">

 

5

Ремиссия

4+ class="tr1 td242">

Полное исчезновение клинических, лабораторных и

 

 

4+ class="tr4 td242">

инструментальных признаков хронического заболевания

 

 

 

 

 

 

6

Улучшение состояния

Уменьшение

выраженности

симптоматики

без

 

 

излечения

 

 

 

 

 

4+ class="tr11 td241">

 

7

Стабилизация

4+ class="tr4 td242">

Отсутствие как положительной, так и отрицательной

 

 

3+ class="tr1 td243">

динамики в течении хронического заболевания

 

 

 

4+ class="tr11 td241">

 

8

Компенсация функции

4+ class="tr4 td242">

Частичное или полное замещение утраченной в

 

 

4+ class="tr2 td242">

результате болезни функции органа или ткани после

 

 

4+ class="tr2 td242">

трансплантации (протезирования органа или ткани,

 

 

2+ class="tr4 td245">

бужирования, имплантации)

 

 

 

 

3+ class="tr11 td246">

 

 

9

Хронизация

3+ class="tr16 td243">

Переход острого процесса в хронический

 

 

 

 

 

 

 

10

Прогрессирование

Нарастание

симптоматики,

появление

новых

 

 

4+ class="tr3 td242">

осложнений, ухудшение течения процесса при остром

 

 

2+ class="tr4 td245">

или хроническом заболевании

 

 

 

 

4+ class="tr30 td241">

 

11

Отсутствие эффекта

4+ class="tr4 td242">

Отсутствие видимого положительного ответа при

 

 

2+ class="tr4 td245">

проведении терапии

 

 

 

 

4+ class="tr11 td241">

 

12

Развитие ятрогенных

4+ class="tr1 td242">

Появление новых заболеваний или осложнений,

 

осложнений

4+ class="tr2 td242">

обусловленных проводимой терапией: отторжение органа

 

 

3+ class="tr4 td243">

или трансплантата, аллергическая реакция и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

13

Развитие нового

Присоединение нового заболевания, появление

 

заболеввния, связонного с

которого этиологически или патогенетически связано с

 

основным

исходным заболеванием

 

 

 

14

Летальный исход

исход наступление смерти в результате заболевания

 

 

 

Приложение Г

ФОРМА

ОФОРМЛЕНИЯ СВОДНОЙ ТАБЛИЦЫ ПРЕДОЖЕНИЙ И ЗАМЕЧАНИЙ,

ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ И ИХ ОБОСНОВАНИЙ

Наименование

Рецензент

Результаты

Принятое

нормативного

(Ф.И.О.,

рецензирования

решение и его

документа

место работы,

(внесенные рецензентом

обоснование

 

должность)

предложения и

 

 

 

замечания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12Библиография

1.Балева, Л.С. Современные подходы к лечению и реабилитации часто болеющих детей: медицинская технология / Л.С. Балева, В.Л. Вавилова, В.А. Доскин — М.:Стелла, 2006.- 46 с.

2.Безруков, К.Ю. Часто и длительно болеющий ребенок / К.Ю. Безруков, Ю.И. Стернин.

СПб.: ИнформМед, 2008. – 169 с.

3.Булгакова, В. А. Современное состояние проблемы часто болеющих детей / В.А. Булгакова, И.И. Балаболкин, В.В. Ушакова // Педиатрическая фармакология. -2007. – Т. 4.-

№ 2.- С. 48-52.

4.Вавилова, В.П. Перспективы применения топических иммуномодуляторов в программе оздоровления часто и длительно болеющих детей образовательных

учреждений/В.П.Вавилова,Н.К.Перевощикова,Т.И.Гаращенко//Вопросы современной педиатрии.- 2005.- Т. 4.- №4- С.13-16.

5.Вавилова, В.П. Современный подход к дифференцированному ведению часто болеющих детей с патологией лимфоглоточного кольца / В.П. Вавилова, Т.И.Гаращенко, Н.К.Перевощикова и др. // Педиатрия. - 2002.-№5.- С. 64-68.

6.Егоров, В.Б. Основные вопросы профилактики и терапии вирусных инфекций у детей из групп риска / В.Б. Егоров, О.В. Кладова, Е.Г. Кондюрина и др. // Поликлиника. -2008.- С.

20–22.

7.Заплатников, А.Л. Часто болеющие дети: современное состояние проблемы / А.Л. Заплатников, Н.А. Коровина // Вопросы практической педиатрии.- 2008.-Т.3.-№5-С.103-109.

8. Заплатникова, А.Л. Современные препараты, содержащие сверхмалые дозы действующего вещества и традиционные гомеопатические средства в профилактике ОРВИ и гриппа у детей / А.Л. Заплатникова, Н.А.Коровина, Е.Н. Бурцева // Педиатрия.-2009.-№1.- С.95-100.

9.Заплатников, А.Л. Индукторы интерферонов. Противовирусные и иммуномодулирующие эффекты в клинике детских инфекций / А.Л. Заплатников, С.М. Харит, В.А.Петров // Поликлиника. -2010. -№ 5-С.25-27.

10. .Климова, С.В. Особенности гуморального антибактериального иммунитета у часто и длительно болеющих детей / С.В. Климова, Б.В. Пинегин, А.В. Кулаков и др. // Иммунология.- 1997. - N 3. - С. 50-52.

11.Коровина, Н.А. Иммунокорригирующая терапия часто и длительно болеющих детей / Н.А. Коровина. - М. : Контимед, 2001. - 68 с.

12.Коровина, Н.А. Новые аспекты применения иммуномодулирующей терапии у пациентов из групп риска / Н.А. Коровина, А.Л. Заплатников, В.А.Ревякина и др.// Поликлиника. – 2007.- №6.- С. 95–98.

13.Коровина, Н. А. Часто и длительно болеющие дети: современные возможности иммунореабилитации : руководство для врачей / Н. А Коровина, А. Л. Заплатников, А. В. Чебуркин, И. Н.Захарова. - М. : Контимед, 2001.- 68 с.

14.Коровина, Н.А. Часто и длительно болеющие дети: терминология, патофизиология, терапевтические подходы : Рибосомальная иммунокоррекция в практике педиатра / Н.А. Коровина. - Москва.- 2009.- С. 81-90.

15.Костинов, М.П. Иммунокоррекция вакцинального процесса у лиц с нарушенным состоянием здоровья. - М. : Медицина для всех, 2006. - 172 с.

16.Костинов, М.П. Основы вакцинопрофилактики у детей с хронической патологией. // Медицина для всех. - 2002. - С.304 - 305, 318.

17.Костинов, М.П. Иммунотерапия: механизм действия и клиническое применение иммунокорригирующих препаратов / М.П. Костинов, И.В. Лукачев, В.П.Афиногенова // Лечащий врач.- 2010. - № 4.- С. 9-13.

18Костинов, М.П. Иммунокоррекция вакцинального процесса у лиц с нарушены состоянием здоровья.- М. : МДВ, 2009. - 176 с.

19.Лупан, И.Н. Инновационный подход к иммунотерапии часто болеющих детей./ И.Н. Лупан, О.И.Самарин, А.Ю. Татуревич, А.А. Попова, А.Р. Гайфулина // Вопросы современной педиатрии.- 2009.- Т. 8.- № 3.- С.28-31.

20.Макарова, З.С. Эффективность интерферонотерапии часто болеющих детей / З.С. Макарова, В.А. Доскин, В.В. Малиновская // Ремедиум Приволжье. -2010. -№ 5. -С. 26-27.

21.Маркова, Т.П. Длительно и часто болеющие дети. / Т.П. Маркова, Д.Г. Чувиров // Русский медицинский журнал. – 2002.– Т.10.- №3. – С. 125–127.

22.Михайлов, И.Б. Коррекция вторичного приобретенного иммунодефицита у детей и взрослых: методическое пособие для врачей. – СПб, 2007.- 20 с.

23.Намазова, Л.С. Новые возможности иммунотерапии часто болеющих детей // Практика педиатра.- №1. – 2008.- С. 78-82.

24.Пуртов, И.И. К проблеме часто болеющих детей в раннем и дошкольном возрасте // Российский педиатрический журнал. - 2001. -№6.- С. 50-52.

Романцов, М.Г. Часто болеющие дети: современная фармакотерапия. / М.Г.Романцов, Ф.И. Ершов. - М. : Гэотар-Меди, 2006. - С.39-43.

25.Романцов, М.Г. Рациональная фармакотерапия часто болеющих детей : пособие для врачей / М.Г. Романцов. - СПб., 2006. - 96с.

26.Романцов, М. Г. Противовирусные и иммунотропные препараты в детской практике: руководствово для врачей / М.Г.Романцов, Л.Г.Горячева, А.Л.Коваленко. – СПб. : МедиКа,

2008. – 119 с.

27.Романюк, Ф.П. Часто и длительно болеющие дети. Дифференциальная диагностика, лечение и профилактика : руководство для педиатров / Ф.П. Романюк, В.П. Алферов, Т.А. Сидорова, С.М. Харит. - СПб. : СПбМАПО, 2008. - 178 с.

28.Романюк, Ф.П. Иммунореабилитация часто и длительно болеющих детей / Ф.П. Романюк, Н.М.Калинина, И.И. Жерносеков и соавт. // Медлайн –Экспресс. -2007.- №6.- С.

49-52.

29.Романюк, Ф.П. Часто болеющие дети /Ф.П.Романюк, Т.А. Сидорова, В.П. Алферов. - СПб. : СПбМАПО, 2000.- 63с.

30. .Самсыгина, Г.А. Часто болеющие дети: проблемы диагностики, патогенеза и терапии./ Г.А.Самсыгина, Г.С.Коваль // Лечащий врач. - 2009.- № 1. - С. 10-15.

31.Учайкин, В.Ф. Особенности лечения и профилактики у детей с рецидивирующими инфекциями респираторного тракта // Педиатрия.-2009.-№1.-С.134-136

32.Харит, С.М. Вакцинация детей с проблемами в состоянии здоровья. В помощь практическим врачам / С.М. Харит, Т.В.Черняева, Е.А. Лакоткина. - СПб, ООО

"Феникс",2007.- 120с.